Проверочная работа 7. К разделу «Поэтическая тетрадь 1» (часть 2)
1.Распредели стихотворения по авторам.
а) «Бабушкины сказки» б) «Наши царства»
в) «Опять сон» г) «Бежит тропинка с бугорка...»
д) «Детская»
1. В.Я. Брюсов | 2. С.А. Есенин | 3. М.И. Цветаева |
| | |
2. По четверостишию узнай стихотворение и его автора. Запиши.
1) И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идёт.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовёт.
__________________________________________________________________
2) Месяц вышел. Громче шорох.
Зебра мчится вдалеке.
Лес, взрывая листьев ворох,
Тупо тянется к реке.
__________________________________________________________________
3) Нам хорошо. Пока ещё в постели
Все старшие и воздух летний свеж,
Бежим к себе. Деревья нам качели,
Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..
__________________________________________________________________
4) Слово скажешь, в траву ляжешь,
Чёрной цепи не развяжешь.
Снизу яма, сверху высь,
Между них вертись, вертись.
__________________________________________________________________
3. Догадайся, о ком из поэтов изученного раздела идёт речь. Запиши.
1) После Константиново, где его детство «прошло среди полей и степей», четырнадцатилетний подросток оказывается вдали от дома в закрытой двухклассной школе-интернате. Единственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Долгими вечерами засиживались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна — пели, играли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых стихи этого поэта отличались особой лёгкостью.
Даже самые ранние, бесхитростные и чистые его стихи уже при первом чтении захлёстывают душу своим певучим слогом:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт.
________________________________________________________________
2) Сочинять начал с восьми лет, а в семнадцать написал за один год почти две тысячи строк. С первых же шагов он не хочет идти по стопам пушкинских или некрасовских подражателей. Он твёрдо верит в свою звезду.
В истории русской литературы он навсегда остался открывателем новых путей, великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать всё многообразие человеческих страстей, все «сокровища, заложенные в чувстве». Оставил он след в культуре и как талантливый критик, организатор, редактор педагог.
С детских лет его манило неведомое:
Мне снились: рощи пальм, безвестный океан,
И тайны полюсов, и бездны подземелий,
И дерзкие пути междупланетных стран.
________________________________________________________________
3) В октябрьские смертные дни, когда к власти пришли большевики, она остаётся в Москве одна двумя дочерями, безо всяких средств к существованию. В то время в её стихах страшный быт преображается в высокую поэзию:
Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!
Взойдите! Гора рукописных бумаг...
Так. — Руку! — Держите направо,
— Здесь лужа от крыши дырявой.
Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,
Какую мне Фландрию вывел паук.
Не слушайте толков досужих,
Что женщина — может без кружев! Фландрия — средневековое графство, которое славилось (в числе прочего) своими кружевами.
________________________________________________________________
4. Какое произведение из этого раздела тебе больше всего понравилось? Что тебя в нём тронуло? Кто его автор?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Соедини начало и конец пословиц о природе.
Весна да осень – осень дождлива, да сытна.
Весна красна, да голодна; на дню погод восемь.
Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.
6.Прочитайте стихотворение Марины Ивановны Цветаевой.
Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Всё так же сонными лугами
Лениво движется Ока;
Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И всё поют о добром, старом,
О детском времени они.
О, дни, где утро было рай
И полдень рай и все закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственным сарай
Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
Всё так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы...
Найдите и выпишите:
Эпитеты_________________________________________________________
Метафоры_______________________________________________________
Олицетворения___________________________________________________
Сравнения_____________________________________________________
Проверочная работа 7. К разделу «Поэтическая тетрадь 1» (часть 2)
1 - в, д; 2 - а; 3 - б, д.
1) С.А. Есенин «Бабушкины сказки»; 2) В.Я. Брюсов «Опять сон»; 3) М.И. Цветаева «Наши царства»; I) В.Я. Брюсов «Детская».
1) о С.А. Есенине; 2) о В.Я. Брюсове; 3) о М.И. Цветаевой.
5. Соедини начало и конец пословиц о природе.
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
Лето идёт вприпрыжку, а зима в развалку.
Весна красна цветами, а осень плодами.
6. Найдите и выпишите:
метафоры («сонными лугами», «лениво движется»), олицетворения («спешат удары», «бежит тропинка»).
сравнения (например, «как детскими ногами», «утро было рай»).
эпитеты («сонными лугами», «замком царственным»).