СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку.На уроке учащиеся знакомятся со способами проверки безударных окончаний имен существительных.

Просмотр содержимого документа
«ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ»

ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-
го, 2-го, 3-го склонения

Цели: учащиеся знакомятся со способами проверки безударных окончаний существительных; составляют алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.

III. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.

– На прошлом уроке мы выяснили, что у существительных бывают ударные и безударные окончания, которые пишутся одинаково.

Сегодня нам предстоит выяснить, какие именно безударные окончания нужно проверять и как это сделать. Эти вопросы задаёт Почемучка.

IV. Наблюдение над падежными формами существительных. Определение «опасных» окончаний.

– Прочитайте запись на доске. Подумайте, в каких падежах окончания не вызывают сомнений и вы можете сразу их дописать.

И. деревня город тетрадь

Р. деревн.. город.. тетрад..

Д. деревн.. город.. тетрад..

В. деревн.. город тетрадь

Т. деревн.. город.. тетрад..

П. о деревн.. о город.. о тетрад..

(Не вызывают сомнений окончания существительных 1-го скл. в. п.; во 2-м скл. – все падежи, кроме т. п. и п. п.; в 3 скл. – все, кроме р. п., д. п., п. п.)

– Какие трудности возникли с остальными падежными формами? (Неясно, какую гласную писать – е или и – в р. п. 1-го, 3-го скл.; в д. п. 1-го, 3-го скл.; в п. п. 2-го – 3-го скл., а также неясно написание т. п. 1-го, 2-го скл.)

На доске получается запись:

И. деревня город тетрадь

Р. деревн города тетрад

Д. деревн городу тетрад

В. деревню город тетрадь

Т. деревнй городм тетрадью

П. о деревн о город о тетрад

– Как можно проверить написание этих безударных окончаний? (По таблице; по ударным окончаниям существительных.)

– Нужно ли знать падеж проверяемого существительного? Почему?

– Нужно ли знать склонение проверяемого существительного? Почему?

– Понадобится ли для проверки таблица падежных окончаний существительных?

V. Знакомство с выводами и алгоритмом проверки безударного окончания существительных.

– Прочитайте первый вопрос Почемучки и ответ на него (с. 96).

– Прочитайте второй вопрос Почемучки и ответ на этот вопрос. (Памятка на с. 96.)

– Как мы будем определять падеж существительного? (По вопросу и предлогу.)

– Каким образом узнаем склонение? (Поставим существительное в начальную форму и по роду и окончанию узнаем склонение.)

– Как будем действовать дальше? (В таблице найдём нужное окончание и напишем его в слове.)

Учитель записывает схему на доске (или вывешивает на плакате).

– Теперь познакомьтесь с образцом устного рассуждения в упражнении 185, с. 97.

– Попробуйте объяснить, какие окончания мы напишем у существительных деревня, город, тетрадь, в родительном, дательном, творительном, предложном падежах.

VI. Упражнение в проверке и написании безударных окончаний имён существительных.

1. Работа со стихотворениями.

– Прочитайте стихотворения поэтессы А. Стройло. Используя составленную таблицу и образец рассуждения в учебнике, объясните правописание безударных окончаний существительных. (Коллективная работа с записью на доске и в тетрадях.)

Рыжий кот сказал собак_: Нужен нам в считалочк_

– Нам не обойтись без драк_! Петушок на палочк_,

Вы не ходите по крыш_, Кто последним остаётся,

Кости вам вкусней, чем мыши. Он тому и достаётся.

– Теперь попробуйте воспользоваться другим способом проверки – по ударным окончаниям существительных того же склонения. Прочитайте правило на с. 97.

– Какого склонения существительные в стихотворениях? Каким существительным с ударным окончанием можно проверить себя? (Например: земля, вода.)

2. Самостоятельная работа (упр. 184, с. 96).

VII. Рефлексия.

VIII. Итог урока.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!