ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го склонения
Цели: учащиеся знакомятся со способами проверки безударных окончаний существительных; составляют алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/23/s_59241deee8b52/631144_1.png)
III. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.
– На прошлом уроке мы выяснили, что у существительных бывают ударные и безударные окончания, которые пишутся одинаково.
Сегодня нам предстоит выяснить, какие именно безударные окончания нужно проверять и как это сделать. Эти вопросы задаёт Почемучка.
IV. Наблюдение над падежными формами существительных. Определение «опасных» окончаний.
– Прочитайте запись на доске. Подумайте, в каких падежах окончания не вызывают сомнений и вы можете сразу их дописать.
И. деревня город тетрадь
Р. деревн.. город.. тетрад..
Д. деревн.. город.. тетрад..
В. деревн.. город тетрадь
Т. деревн.. город.. тетрад..
П. о деревн.. о город.. о тетрад..
(Не вызывают сомнений окончания существительных 1-го скл. в. п.; во 2-м скл. – все падежи, кроме т. п. и п. п.; в 3 скл. – все, кроме р. п., д. п., п. п.)
– Какие трудности возникли с остальными падежными формами? (Неясно, какую гласную писать – е или и – в р. п. 1-го, 3-го скл.; в д. п. 1-го, 3-го скл.; в п. п. 2-го – 3-го скл., а также неясно написание т. п. 1-го, 2-го скл.)
На доске получается запись:
И. деревня город тетрадь
Р. деревн
города тетрад![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/23/s_59241deee8b52/631144_2.png)
Д. деревн
городу тетрад![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/23/s_59241deee8b52/631144_2.png)
В. деревню город тетрадь
Т. деревн
й город
м тетрадью
П. о деревн
о город
о тетрад![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/23/s_59241deee8b52/631144_2.png)
– Как можно проверить написание этих безударных окончаний? (По таблице; по ударным окончаниям существительных.)
– Нужно ли знать падеж проверяемого существительного? Почему?
– Нужно ли знать склонение проверяемого существительного? Почему?
– Понадобится ли для проверки таблица падежных окончаний существительных?
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/23/s_59241deee8b52/631144_11.png)
V. Знакомство с выводами и алгоритмом проверки безударного окончания существительных.
– Прочитайте первый вопрос Почемучки и ответ на него (с. 96).
– Прочитайте второй вопрос Почемучки и ответ на этот вопрос. (Памятка на с. 96.)
– Как мы будем определять падеж существительного? (По вопросу и предлогу.)
– Каким образом узнаем склонение? (Поставим существительное в начальную форму и по роду и окончанию узнаем склонение.)
– Как будем действовать дальше? (В таблице найдём нужное окончание и напишем его в слове.)
Учитель записывает схему на доске (или вывешивает на плакате).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/23/s_59241deee8b52/631144_12.png)
– Теперь познакомьтесь с образцом устного рассуждения в упражнении 185, с. 97.
– Попробуйте объяснить, какие окончания мы напишем у существительных деревня, город, тетрадь, в родительном, дательном, творительном, предложном падежах.
VI. Упражнение в проверке и написании безударных окончаний имён существительных.
1. Работа со стихотворениями.
– Прочитайте стихотворения поэтессы А. Стройло. Используя составленную таблицу и образец рассуждения в учебнике, объясните правописание безударных окончаний существительных. (Коллективная работа с записью на доске и в тетрадях.)
Рыжий кот сказал собак_: Нужен нам в считалочк_
– Нам не обойтись без драк_! Петушок на палочк_,
Вы не ходите по крыш_, Кто последним остаётся,
Кости вам вкусней, чем мыши. Он тому и достаётся.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/23/s_59241deee8b52/631144_11.png)
– Теперь попробуйте воспользоваться другим способом проверки – по ударным окончаниям существительных того же склонения. Прочитайте правило на с. 97.
– Какого склонения существительные в стихотворениях? Каким существительным с ударным окончанием можно проверить себя? (Например: земля, вода.)
2. Самостоятельная работа (упр. 184, с. 96).
VII. Рефлексия.
VIII. Итог урока.
–