СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 4 классе "Правописание падежных окончаний имён существительных 1,2,3 склонений (закрепление)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет совершенствовать навык правописания падежных окончаний имён существительных 1,2,3 склонений и их правильного употребления; формировать умение пользоваться способами проверки написания безударных окончаний имён существительных; отрабатывать умение распознавать тип склонения, падеж существительных; систематизировать существенные признаки  имени существительного как части речи; развивать речь и творческие способности учащихся; воспитывать чувство взаимопомощи, сочувствия к чужим ошибкам, ответственности за порученное дело, чувство прекрасного к природе.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 4 классе "Правописание падежных окончаний имён существительных 1,2,3 склонений (закрепление)"»

Урок по русскому языку разработан учителем начальных классов

Нехаевой Людмилой Ивановной в 4 «Б» классе


Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1,2,3 склонений (закрепление)


Цели: совершенствовать навык правописания падежных окончаний имён существительных 1,2,3 склонений и их правильного употребления; формировать умение пользоваться способами проверки написания безударных окончаний имён существительных; отрабатывать умение распознавать тип склонения, падеж существительных; систематизировать существенные признаки  имени существительного как части речи; развивать речь и творческие способности учащихся; воспитывать чувство взаимопомощи, сочувствия к чужим ошибкам, ответственности за порученное дело, чувство прекрасного к природе

Оборудование: учебник, индивидуальные карточки для слабоуспевающих, дополнительный материал для одарённых детей, карточки для работы в группах, сигнальные карточки, карточки для рефлексии

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Орфографическая разминка

Сколько вырвем мы сокровищ Сколько тайн я разгадаю,

Из подво..ной т..мноты! сколько сказок я сл..жу!

Я увижу всех ч..довищ, Эти тайны, эти ска..ки

Все растен..я, все цв..ты? всей з..мле переск..жу.


- Объясните написание пропущенных орфограмм.

- Назовите слова с безударными гласными, не проверяемые ударением.

- Назовите имена существительные 2 склонения


Вывод о существительном и его признаках.

  1. Минутка чистописания.


Подберёзовик, молодость, старушка, молоко. (На доске написаны слова)

Учитель: первая буква, которую мы будем писать – гласная, находится в приставке им. существительного 2-го склонения;

вторая – гласная, находится в суффиксе им. существительного 1-го склонения;

третья – согласная, находится в корне им. существительного 3-го склонения и обозначает парный звонкий, парный твёрдый согласный.

О у д

Вода, воздух, одуванчик (определить род существительных, придумать предложение с этими словами)

В воздухе кружились легкие семена одуванчика. (запись под диктовку и разбор предложения по членам предложения, обозначить склонение и падеж существительных).

4. Словарная работа.

(На доске таблица)

 

а

б

в

г

1

паль

же

да

кар

2

фель

го

мор

лать

3

ковь

се

то

ри

4

зонт

по

да

бе

Учитель: Отгадай те, какие слова из словаря я зашифровала. Ключ перед вами:

1а 3в (пальто)
2в 3а (морковь)
1г 3в 2а (картофель)
1б 2г (желать)
4г 3б1в (беседа)
2б 3г 4а (горизонт) письмо с комментированием, определить склонение
4б 2б 4в (погода)

Учитель: Какое слово лишнее? (Желать)

Почему? (Это глагол, а остальные слова имена существительные)

А можно ли его преобразовать в имя существительное?

- Что вы знаете об именах существительных?

4. Актуализация знаний

Игра “Бегущие минутки”. За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!

  1. Изменяемая часть слова … (окончание).

  2. Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).

  3. Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).

  4. Постоянный признак имён существительных… (род).

  5. Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).

  6. К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).

  7. Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).

  8. Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).

  9. Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).

  10. Сколько падежей в русском языке? … (шесть).

Молодцы! Справились с заданием!

5. Целеполагание

- Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова).

Склонение

Падежи

Окончания

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Падежные окончания имен существительных в 1, 2 и 3 склонении.

- Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы:

1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.

2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.

- Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.

6. Закрепление знаний

Упражнения в определении безударных окончаний имен существительных трех склонений.

1 группа (слабоуспевающие) с учителем, сильные – по карточкам.

Запишите слова, укажите падеж и склонение. Выдели окончание.

В деревне, по ветке, на западе, к площадке, о березе, по пустыне.

-Сравни окончания. Что вы заметили?

-Почему в этих словах мы написали окончание – Е?

-Какое слово лишнее?

Сделайте вывод.

Задание на карточке(сильным) Спиши. Определи падеж, склонение, вставь пропущенные окончания.

В холод…,говорить о жизн…, приехать из деревн.., подойти к сирен…, узнать по букв…, связать из шерст…, купаться в фонтан.., лететь в неб...

Проверка .

-Зачитайте слова с окончанием – И. Почему в этих словах вы написали окончание – И?

-Какие слова лишние?

Буквенный диктант. (Сигнальные карты Е или И)

На ветк…, у черемух…, о мыш…, по алле…, на окошк… ,на огород.., по площад.., на ступеньк.., без мебел.., в бочк.. .

Вывод.

Физкультминутка. (стихотворная форма с имитацией движений)

- Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете; если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.

Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

Разминка для рук:

Вот помощники мои, (хлопки в ладоши)
Их как хочешь поверни. (вращение рук в кистях)
По дороге белой, гладкой (ладошка “моет” другую)
Скачут пальцы, как лошадки. (пальцы “бегают” по столу)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок (постучать в кулачки)
Скачет резвый табунок. (хлопки в ладоши)

7.Работа по учебнику. Стр.122, упр. 200 (для уч-ся с низким уровнем обученности) отгадать загадки, выписать словосочетания с выделенными именами существительными, вставить пропущенные буквы)

Для детей с высоким уровнем развития – работа в тетрадях с дополнительными материалами по русскому языку стр.25, №4

8. Работа в группах.

1-я группа: У вас карточка со словами:

На двор.., до рощ.., из шерст.., до пристан.., в неб.., в лагер.., вдоль дорог.., на лошад.., на макушк.., к сирен.., на лодк.., до деревн.. .

-Вы должны поместить карточку в свой домик.

1 скл.  2 скл.  3 скл.

2-я группа: -Найдите им. существительные с окончанием .

Написал в тетрад…, играл на площадк…, кружились в воздух…, шли к берёзк…, подбежал к пристан…, найти на дорог…, пошёл по троп… .

3-я группа: -Запишите каждое слово в Р. п., Д. П., П. п.

пустыня, стакан, ладонь.

Р. п.
Д. п.
П. п.

(Проверка. Представитель каждой группы объясняет задание)

9. Домашнее задание

Стр. 123, упр. 203

 Игра «Наборщики»

1)На доске записаны словосочетания с пропущенными окончаниями. Решите орфографическую задачу, определите, какая гласная пропущена. Эту гласную напишите под соответствующей цифрой.

На ветк_   сирен_, в театр_ на спектакл_, из жизн_ девочк_, от пристан_ до деревн_, около грядк_, по тропинк_ к дач_.

(1 Е 2 И, 3 Е 4 Е, 5 И 6 И, 7 И 8 И, 9 И, 10 Е 11 Е)

- Что же здесь должно быть написано? Догадались?

- о – ч – л   д- л -    г – л – й   - м – л - ! (Кончил дело – гуляй смело!)

        - Вот и мы заканчиваем нашу работу. С каким настроением?

10. Итог урока. Рефлексия

- Какие “задачи” мы сегодня решали на уроке? Как определить какое окончание надо писать у существительных 1, 2, 3 склонения?

1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.

2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.

- Заполните карточку:

Я работал с ___ настроением.

Я ___ доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда ___ .












5