Урок по русскому языку разработан учителем начальных классов
Нехаевой Людмилой Ивановной в 4 «Б» классе
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1,2,3 склонений (закрепление)
Цели: совершенствовать навык правописания падежных окончаний имён существительных 1,2,3 склонений и их правильного употребления; формировать умение пользоваться способами проверки написания безударных окончаний имён существительных; отрабатывать умение распознавать тип склонения, падеж существительных; систематизировать существенные признаки имени существительного как части речи; развивать речь и творческие способности учащихся; воспитывать чувство взаимопомощи, сочувствия к чужим ошибкам, ответственности за порученное дело, чувство прекрасного к природе
Оборудование: учебник, индивидуальные карточки для слабоуспевающих, дополнительный материал для одарённых детей, карточки для работы в группах, сигнальные карточки, карточки для рефлексии
Ход урока
Организационный момент
Орфографическая разминка
Сколько вырвем мы сокровищ Сколько тайн я разгадаю,
Из подво..ной т..мноты! сколько сказок я сл..жу!
Я увижу всех ч..довищ, Эти тайны, эти ска..ки
Все растен..я, все цв..ты? всей з..мле переск..жу.
- Объясните написание пропущенных орфограмм.
- Назовите слова с безударными гласными, не проверяемые ударением.
- Назовите имена существительные 2 склонения
Вывод о существительном и его признаках.
Минутка чистописания.
Подберёзовик, молодость, старушка, молоко. (На доске написаны слова)
Учитель: первая буква, которую мы будем писать – гласная, находится в приставке им. существительного 2-го склонения;
вторая – гласная, находится в суффиксе им. существительного 1-го склонения;
третья – согласная, находится в корне им. существительного 3-го склонения и обозначает парный звонкий, парный твёрдый согласный.
О у д
Вода, воздух, одуванчик (определить род существительных, придумать предложение с этими словами)
В воздухе кружились легкие семена одуванчика. (запись под диктовку и разбор предложения по членам предложения, обозначить склонение и падеж существительных).
4. Словарная работа.
(На доске таблица)
| а | б | в | г |
1 | паль | же | да | кар |
2 | фель | го | мор | лать |
3 | ковь | се | то | ри |
4 | зонт | по | да | бе |
Учитель: Отгадай те, какие слова из словаря я зашифровала. Ключ перед вами:
1а 3в (пальто)
2в 3а (морковь)
1г 3в 2а (картофель)
1б 2г (желать)
4г 3б1в (беседа)
2б 3г 4а (горизонт) письмо с комментированием, определить склонение
4б 2б 4в (погода)
Учитель: Какое слово лишнее? (Желать)
Почему? (Это глагол, а остальные слова имена существительные)
А можно ли его преобразовать в имя существительное?
- Что вы знаете об именах существительных?
4. Актуализация знаний
Игра “Бегущие минутки”. За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!
Изменяемая часть слова … (окончание).
Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).
Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).
Постоянный признак имён существительных… (род).
Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).
К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).
Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).
Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).
Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).
Сколько падежей в русском языке? … (шесть).
Молодцы! Справились с заданием!
5. Целеполагание
- Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова).
Склонение | Падежи | Окончания |
- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
Падежные окончания имен существительных в 1, 2 и 3 склонении.
- Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы:
1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.
2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.
- Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.
6. Закрепление знаний
Упражнения в определении безударных окончаний имен существительных трех склонений.
1 группа (слабоуспевающие) с учителем, сильные – по карточкам.
Запишите слова, укажите падеж и склонение. Выдели окончание.
В деревне, по ветке, на западе, к площадке, о березе, по пустыне.
-Сравни окончания. Что вы заметили?
-Почему в этих словах мы написали окончание – Е?
-Какое слово лишнее?
Сделайте вывод.
Задание на карточке(сильным) Спиши. Определи падеж, склонение, вставь пропущенные окончания.
В холод…,говорить о жизн…, приехать из деревн.., подойти к сирен…, узнать по букв…, связать из шерст…, купаться в фонтан.., лететь в неб...
Проверка .
-Зачитайте слова с окончанием – И. Почему в этих словах вы написали окончание – И?
-Какие слова лишние?
Буквенный диктант. (Сигнальные карты Е или И)
На ветк…, у черемух…, о мыш…, по алле…, на окошк… ,на огород.., по площад.., на ступеньк.., без мебел.., в бочк.. .
Вывод.
Физкультминутка. (стихотворная форма с имитацией движений)
- Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете; если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.
Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.
Разминка для рук:
Вот помощники мои, (хлопки в ладоши)
Их как хочешь поверни. (вращение рук в кистях)
По дороге белой, гладкой (ладошка “моет” другую)
Скачут пальцы, как лошадки. (пальцы “бегают” по столу)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок (постучать в кулачки)
Скачет резвый табунок. (хлопки в ладоши)
7.Работа по учебнику. Стр.122, упр. 200 (для уч-ся с низким уровнем обученности) отгадать загадки, выписать словосочетания с выделенными именами существительными, вставить пропущенные буквы)
Для детей с высоким уровнем развития – работа в тетрадях с дополнительными материалами по русскому языку стр.25, №4
8. Работа в группах.
1-я группа: У вас карточка со словами:
На двор.., до рощ.., из шерст.., до пристан.., в неб.., в лагер.., вдоль дорог.., на лошад.., на макушк.., к сирен.., на лодк.., до деревн.. .
-Вы должны поместить карточку в свой домик.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
2-я группа: -Найдите им. существительные с окончанием -е.
Написал в тетрад…, играл на площадк…, кружились в воздух…, шли к берёзк…, подбежал к пристан…, найти на дорог…, пошёл по троп… .
3-я группа: -Запишите каждое слово в Р. п., Д. П., П. п.
пустыня, стакан, ладонь.
Р. п.
Д. п.
П. п.
(Проверка. Представитель каждой группы объясняет задание)
9. Домашнее задание
Стр. 123, упр. 203
Игра «Наборщики»
1)На доске записаны словосочетания с пропущенными окончаниями. Решите орфографическую задачу, определите, какая гласная пропущена. Эту гласную напишите под соответствующей цифрой.
На ветк_ сирен_, в театр_ на спектакл_, из жизн_ девочк_, от пристан_ до деревн_, около грядк_, по тропинк_ к дач_.
(1 Е 2 И, 3 Е 4 Е, 5 И 6 И, 7 И 8 И, 9 И, 10 Е 11 Е)
- Что же здесь должно быть написано? Догадались?
- о – ч – л д- л - г – л – й - м – л - ! (Кончил дело – гуляй смело!)
- Вот и мы заканчиваем нашу работу. С каким настроением?
10. Итог урока. Рефлексия
- Какие “задачи” мы сегодня решали на уроке? Как определить какое окончание надо писать у существительных 1, 2, 3 склонения?
1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.
2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.
- Заполните карточку:
Я работал с ___ настроением.
Я ___ доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда ___ .
5