Открытый урок по русскому языку во 2 классе
Тема: Проверка парных согласных в корне слова
Тип урока: открытие нового знания
Технология: проблемно-диалогическое обучение
Цель: знакомство со способом проверки парных согласных путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов
Задачи:
• формировать умение видеть несоответствия произношения и написания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком, подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова путем подбора проверочного слова;
• составить правило проверки парного согласного, стоящего на конце и в середине слова и применять его на практике
• формирование умения определять и формулировать цель на уроке;
• формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
• формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе парной работы
• уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
• воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения;
• формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли
Планируемые результаты:
• учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• сопоставлять произношение и написание слов;
• подбирать примеры слов с парными согласными в словах
Время реализации:45 минут
Используемые знания, умения и навыки:
• знания о согласных звуках (звонких и глухих);
• знания о характеристике звонких и глухих согласных звуках;
• знания о парности согласных звуков по звонкости-глухости
Новые понятия и умения:
• знания о способах проверки парных согласных
Электронные ресурсы:
• мультимедийный ресурс «Проверка парных согласных в корне слова» (презентация PowerPoint)
• физминутка GOM Мediafile.avi
• коррегирующая гимнастика для глаз (PowerPoint, мр3)
Организационный момент.
(Слайд1) - Здравствуйте, ребята. Сегодня я с удовольствием приглашаю вас на борт нашего комфортабельного лайнера(слайд 2), чтобы совершить увлекательное путешествие в страну Умников и умниц.
Психологический настрой.
- Давайте пожелаем друг другу успеха в нашей сегодняшней кампании (учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят):
- желаю (большой палец)
- успеха (указательный палец)
-большого (средний палец)
- во всем (безымянный палец)
- и везде (мизинец).
- Теперь мы не ученики, а самые настоящие путешественники. Я надеюсь, что наше путешествие будет нелегким и где-то даже слегка опасным, но интересным и поучительным. Поэтому нам пригодятся ваши знания, трудолюбие и готовность прийти друг другу на помощь.
- Перед отплытием необходимо пройти таможенный досмотр. Давайте приготовим ваши записные книжки путешественников, в которых мы будем записывать свои открытия. (Открыть тетради).
Минутка чистописания с актуализацией знаний.
- Ой, ребята, забыла сказать, что для того, чтобы отправиться в путь нам нужно набрать сильную команду. И я слышу, что она уже готова взойти на борт нашего корабля и приступить к выполнению своих обязанностей. Давайте с ними познакомимся.(слайд 3)Но для начала, похоже, нам нужно некоторых матросов потрудиться отыскать.
б - ? т - ? ш - ? з - ? г - ? ? - ф
- Что это за матросы такие? (Парные согласные).
- Что они обозначают? (Они обозначают парные по глухости-звонкости согласные звуки).
- Ребята, соберите, пожалуйста, всю команду вместе.
б – п д – т ж – ш з – с г – к в – ф
- Давайте построим нашу команду на палубе. (Проверка, слайд 3)
- Могут ли эти буквы быть опасными при письме? (Да, потому что произношение не всегда соответствует написанию).
- Вы уже определили цель нашего путешествия? (Парные согласные).
Чтоб меньше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих
Прислушайтесь к звучанию согласных
Чтобы не путать звонких и глухих.
- Ребята, теперь мы можем спокойно отчаливать. Полный вперед!
Наш парус весело качает
Вода блестит на ласковой волне,
Но только кок мне срочно сообщает
О странностях на нашем корабле.
Проблемная ситуация.(Чтение записки учащимися).
д
«Кок готовил обе(…), обед
т
д
А тут отключили све(…). свет
т
б
Хотел приготовить ры(…)ку, рыбку
п
б
Но кто-то стащил обсы(…)ку!» обсыпка
п
- Кто же это на нашем корабле стал безобразничать. (Парные согласные).
- Сейчас мы с вами поймаем этих шутников. Ребята, прочитайте последние слова в каждой строчке. (Обед, свет, рыбку, обсыпка.)
- Может ли написание этих слов вызвать у вас затруднение? (Да).
- Что мы затрудняемся определить в этих словах? (Написание парных согласных).
- Почему? (Не всегда написание совпадает с произношением).
- Тогда что же нам нужно сделать с этими словами? (Проверить).
- На какой вопрос мы будем искать сегодня ответ? (Как проверить написание парных согласных).
- Может кто-то возьмёт на себя смелость и озвучит тему нашего урока-путешествия?(Проверка парных согласных).
- Итак, тема урока «Проверка парных согласных».
Исследование.
- Ребята, а какие предположения у вас возникли для того, чтобы проверить эти слова?Какие способы проверки вы можете предложить нашему уважаемому коку?
Способы проверки
1) изменить форму слова
2) подобрать однокоренное слово
однокоренное слово
ласковое однокоренное слово
значение слова
3) по команде вопроса - много кого? чего?
нет кого? чего?
- Попробуем проверить данные слова, используя предложенные вами способы проверки.
обед – обеды (число) рыбка – рыбочка (ласково)
свет – (много) света обсыпка – сыпать (значение слова)
- Кто же напроказничал и перепутал все буквы? (Парные согласные).
(слайд
«Кок готовил обед
А тут отключили свет
Хотел приготовить рыбка
Но кто-то стащилобсыпку!»)
- Давайте обрадуем нашего повара, чтобы он спокойно мог продолжать готовить нам обед, и вернем ему уже исправленную записку. В наказание за это наши матросы пока помоют палубу, а довольный кок в благодарность за помощь подарил нам баночку варенья, которой мы все вместе сейчас полакомимся. Но кушая варенье, слушайте внимательно слова и попробуйте услышать слова с парными согласными.
Физминутка «Баночка варенья».
- Ребята, скажите, пожалуйста, кто из вас услышал в песенке слова с парными согласными? (сушки, крошки, мышки). Давайте запишем эти слова, проверив их всеми возможными способами.
Мы…ки – мыши, (много) мышек, мышонок, мышиный, мышеловка.
Кру…ки – (много) кружек, кружечка.
Выражение продукта.
- Мы подобрали проверочные слова (вывешивается табличка "Проверочное"), а теперь сделаем вывод: почему в проверочных словах у нас не возникает сомнений в написании парного согласного, почему мы четко слышим согласный звук?(Потому что после согласного идет гласная). Что стоит после парного согласного?
- Давайте посмотрим: обед – обеды. Какой звук идёт после парного согласного? (гласный – ы, подчеркиваем и т.д.)
обед обеды
свет светить
рыбку рыбочка
обсыпка сыпать
мышки мышонок
кружки кружечка
- Теперь мы видим, что этот парный согласный находится в сильной позиции. (Табличка "Сильная позиция").
- А эти слова мы проверяли (вывешивается табличка «Проверяемое»). Какие парные согласные звуки мы слышим в конце или в середине слова 1 группы – звонкие или глухие? (Глухие).
- Да, они все находятся в слабой позиции в проверяемых словах.(табличка «Слабая позиция»)
Глухие звуки это непоседы,
Они спокойно не желают жить
Они стремятся звонкого соседа
Во чтобы то ни стало заглушить.
-Так какой у нас был вопрос в начале урока? (Как проверить парные согласные?)
- Давайте вместе попробуем сформулировать правило проверки парных согласных в корне слова? Кто начнет? (Чтобы проверить парные согласные …в слабой позиции…)
- Молодцы! Но пока мы с вами лакомились вареньем, все наши приборы вышли из строя, и мы сбились с намеченного курса. Поэтому я предлагаю проплыть мимо мыса Грамотеев и спросить дорогу у них. Тем более что местные жители узнали о том, какая команда собралась на нашем корабле. Они готовы указать нам путь в страну Умников и умниц, если мы правильно выполним их задание.Грамотеи хотят поиграть с вами в игру «Доскажи словечко». Я буду читать четверостишие, а вы должны его закончить, вставив нужное по смыслу слово и, конечно, найти слова с парными согласными в корне, обязательно проверить их, пользуясь нашим правилом, и показать мне нужную букву веером.(Для проверки спрашиваю проверочные слова, если кто-то допускает ошибку).
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко.
Я, не хвастаясь, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые –
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг,
Электрический... (утюг).
Она весну встречает –
Сережки надевает.
Накинута на спинку –
Зеленая косынка.
А платьице – в полоску.
Ты узнаёшь …(березку).
Говорю я брату: – Ох!
С неба сыплется горох!
– Вот чудак, – смеется брат, –
Твой горох – ведь это... (град).
Вот теперь настал черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь …(низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь …(близко).
Чтобы книжку прочитать
И листков не загибать,
В этом деле для порядка
Нам всегда нужна…(закладка)
Этот зверь тебе знаком –
Ест мышей, пьет молоко.
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных... (еж).
- Грамотеи довольны вами и в благодарность дают нам важную подсказку. «Направляясь в страну Умников и умниц, опасайтесь Бермудского треугольника, который будет находиться у вас на пути». Мы обязательно это учтем и будем осторожны.
Физминутка.
- Молодцы, ребята! Мы с вами на правильном пути. Посмотрите, какая красота нас окружает.
- Экипаж, внимание! Впереди Бермудский треугольник. Здесь бесследно исчезло множество кораблей. Видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место? Здесь нам нужно показать хорошее знание способов проверки слов с парными согласными. Работать будем дружно, в парах.Вам даны карточки со словами. В каждом ряду по 3 слова. Одно слово является проверочным, а два остальных – проверяемые. Вам нужно найти проверочное слово, там, где парный согласный находится в сильной позиции, и обвести его в кружок, а в проверяемых словах вставить пропущенные буквы и подчеркнуть орфограмму парный согласный. Сделать это нужно быстро, а то наш корабль затянет в морскую пучину. Время на выполнение этого задания – 1 минута).
ло…ка ло…ки ло…очный
сосе… сосе…ка сосе…и
горо…а горо… горо…ской
лоша…иный лоша…ка лоша…ь
тетра…ь тетра…очка тетра…ка
зу… зу…ки зу…астый
ю…ки ю…ка ю…очка
шу…а шу…ка шу…ки
ду…ок ду… ду…ки
гри… гри…ок гри…ки
уда… уда…чик уда…ы
рука… рука…чик рука…а
гото…ить гото… загото…ка
остро…а остро… остро…ки
ло…кий ло…ок ло…кость
(Проверка по вставленной букве).
Списывание текста.
- Ребята, вот уже впереди виднеется страна Умников и умниц. Жители этой страны передали нам послание: «Дорогой друк! Иди через лук. Справа будетпрут, на нём деревянный плод. Вперёт!».
(Записку попросить прочитать вслух читающего ученика).
- Интересно, куда приведет нас это послание. Узнать это мы сможем, если найдем и исправим ошибки. Мне кажется, что уже и здесь наши матросы успели пошалить.
- Ребята, есть в этом послании слова на наше правило? (Да.)
- Назовите их.(Друг, лук, пруд, плот, вперед).
- Кто понял содержание записки? (Вопросы по значению слов: Так, с другом все понятно, а вот про какой лук идет речь? То есть, это не тот лук, который мы кушаем? А какое еще значение может быть у слова плот?
-Спишите этот текст без ошибок. Есть ли у кого-то затруднения? Иду на помощь!
- Давайте проверим(Слайд с правильным текстом).
(Если не хватает времени, то вслух подобрать проверочные слова).
- Вот мы и пришли, ребята в самый центр, я бы сказала сердце страны Умников и умниц – к Волшебной яблоне. На этой яблоне кроме обычных яблок выросли 12 необычных. Они крупнее остальных. Что вы видите на них? (Парные согласные).
- Если вы смогли сегодня подружиться с парными согласными и считаете, что работали хорошо: научились проверять парные согласные, то возьмите свое яблочко и повесьте на яблоньку, как можно повыше. Если у вас возникали трудности – повесьте на нижние ветви, чтобы ваши знания еще немного созрели и укрепились, а если считаете, что пока не научились проверять парные согласные, то возьмите свои яблочки и положите их под яблоню, чтобы ваши знания напитались волшебной силой познания.
-А сейчас давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке.
- С какими открытиями вы сегодня познакомились, что нового узнали?
- Кто попробует сформулировать правило проверки парных согласных в корне слова? (Если парный согласный стоит в конце слова или в середине слова перед другим парным согласным, то его надо проверять).
- Кто попробует назвать способы проверки парных согласных?
- Я желаю вам, чтобы после нашего урока у вас осталось радостное, яблочное настроение и прочные знания. И в заключение хочу добавить следующее: мы с вами проделали такой большой и длинный путь, стремясь попасть в страну Умников и умниц, а ведь настоящие умники и умницы находились все это время рядом со мной. Это вы – мои дорогие ребята. Я благодарю вас за работу.
Домашнее задание.
- Дома придумайте, пожалуйста, и запишите 5 предложений по теме «Путешествие в страну Умников и умниц», в которых обязательно будут слова с парными согласными.
- Наш урок подошел к концу.
Дополнительный материал:
- Умники предлагают нам поиграть в игру «Морские ракушки». На морских ракушках записаны слова с парными согласными. Один ученик выходит к доске, берет ракушку читает слово, думает какую букву нужно вставить и в зависимости от того, какой звук обозначается этой буквой надевает либо наушники, либо колокольчик. А остальные учащиеся, если согласны - хлопают, если не согласны – приседают. Готовы! Встаньте сначала те, чье имя начинается с гласного звука, потом те, чье имя начинается со звонкого согласного звука, а затем те, чье имя начинается с глухого согласного звука.
белый пару…
песчаный пля…
колючий ёр…
пятнистый осьмино…
много меду…
дружный экипа…
полосатый кра…
Самоанализ открытого урока русского языка во 2 классе.
Исходя из темы урока: «Проверка парных согласных в корне слова»целью которого было знакомство со способом проверки парных согласных путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов , решались задачи по формированию следующих универсальных учебных действий:
• формировать умение видеть несоответствия произношения и написания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком, подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова путем подбора проверочного слова;
• составить правило проверки парного согласного, стоящего на конце и в середине слова и применять его на практике
• формирование умения определять и формулировать цель на уроке;
• формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
• формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе парной работы
• уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
• воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения;
• формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли.
На уроке открытия нового знания при введении правила мною был использован системно-деятельностный подход, который я реализовала через проблемно-диалогическое обучение. Исходя из этого, я использовала структуру проблемно-диалогического урока:
I. Организация класса. Мотивация учащихся.
II. Актуализация знаний (с целью воспроизведения знаний, полученных на предыдущих уроках о парных согласных звуках).
III. Открытие нового знания.
1. Постановка проблемы.
2. Поиск решения (выдвижение гипотез и их проверка, составление опорной схемы по правилу).
IV. Воспроизведение знаний.
1. Выражение решения (формулировка правила).
2. Реализация продукта.
V. Выработка умения.
VI. Рефлексия.
Опираясь на представления детей о согласных звуках (звонких и глухих): характеристике звонких и глухих согласных звуках; о парности согласных звуков по звонкости-глухости, я считала целесообразным применение подводящего диалога, в результате которого детьми было сформулировано правило о правописании парных согласных в корне слова.
Открытие знания о способах проверки парных согласных происходило в ходе исследования записки, в словах которой нужную букву необходимо было выбрать между буквой, которая обозначает звук, который слышится при произношении этой буквы, либо буквы, которая обозначает на письме данный звук. В итоге ребята не только открыли новое знание, но и сформулировали правило. Ключевые слова по ходу диалога-исследования фиксировались на доске, чтобы намеренно создать ученикам зрительную опору во время формулировки нового правила, во время практической работы, т.е. при выработке умения.
На этапе выработки и применения знания у ребят формировались умения планировать свои действия и контролировать их выполнение в ходе парной работы умение слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли На этом этапе при выполнении и проверке заданий я сочетала фронтальную и индивидуальную работу на местах и у доски. А также ребята имели возможность работать в парах, где им были предложенные карточки из задания «Бермудский треугольник», в которых учащиеся отличали проверочное слово от проверяемого, определяли сильную и слабую позицию парных согласных, вставляли пропущенные парные согласные, выделяя орфограмму, пользуясь ранее сформулированным правилом о проверке парных согласных в корне слова.
На протяжении всего урока учащиеся не просто упражнялись в правописании слов с парными согласными, но и наблюдали за использованием слов с данной орфограммой в различных речевых ситуациях: в песне, в тексте. Это способствовало установлению обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, ради чего учение осуществляется Именно в связи с этим тема урока была сформулирована не учителем, а самими учащимися.
Обеспечить работоспособность учащихся мне позволило и использование на данном уроке мультимедийной презентации, которая была нацелена на разные виды восприятия, активизировала познавательную деятельность ребят. Элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемые в презентации, воздействовали на учащихся намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета.
Чтобы сохранить целостность всего урока и формировать чувство взаимовыручки и сотрудничества, задания были связаны общей идеей морского путешествия, в котором все учащиеся чувствовали себя единым целым – дружным экипажем, преодолевающим различные трудности для достижения намеченной цели.
При распределении материала по этапам урока я учитывала психофизиологические возможности второклассников: во второй половине урока наступает спад ученической активности, поэтому самый работоспособный отрезок урока был отведён введению знаний, начиная с десятой минуты урока. А возможность физиологической разгрузки была предложена после изучения нового правила, чтобы не прерывать процесс «открытия» знания.
Физминутка проведена не только с целью предотвращения утомляемости, но и с целью отработки умения на слух определять написание парных согласных в корне слова.
В целом свою работу на уроке я старалась направить на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить, самостоятельно открывать знания. Я уверена, что ребёнок осознаёт и усваивает только те знания, которые приобретены им усилием воли.
Психологическая атмосфера создавалась на основе выработки положительного отношения к знаниям. Немаловажную роль при этом сыграло мобилизующее начало урока, психологический настрой учащихся на предстоящее занятие, создание доброжелательной атмосферы и соответствующего микроклимата.
В конце урока провела рефлексию, где ребята имели возможность сами оценить свою деятельность на уроке и еще раз сформулировать правило проверки парных согласных в корне слова.
Думаю, что поставленные цели на данном уроке достигнуты, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения
ГУ «Жамбылская основная школа»
Открытый урок по русскому языку во 2 классе
Тема:
Проверка парных согласных
в корне слова.
Подготовила: Сотенко Т.С.