СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические основы развития коммуникативных умений личности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлены теоретические основы развития коммуникативных умений личности в психологии

Просмотр содержимого документа
«Психологические основы развития коммуникативных умений личности»

Психологические основы развития коммуникативных умений личности


Общение – один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.

Общение является чрезвычайно сложным и емким понятием. В психологии оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. С позиции отечественного деятельностного подхода, общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Три составляющих общения:

  1. общение как коммуникация – обмен информацией и переживаниями;

  2. общение как межличностное взаимодействие;

  3. общение как понимание людьми друг друга – взаимовосприятие.

В общении обычно выделяют пять основных функций: прагматическая, формирующая, подтверждающая, внутриличностная, организация и поддержание межличностных отношений.

Основным средством общения служит язык. Общение будет происходить на «одном языке» при том условии, что говорящие вкладывают один и тот же смысл в произносимые слова. Поэтому изучение содержания, форм, видов, возможностей и норм языка составляет важнейшую проблему теории общения как таковой. Эти аспекты общения являются предметом его изучения в функционально-лингвистическом подходе к общению.

Собственно психологический анализ общения начинается там, где используются психологические методы исследования, а наблюдаемые факты фиксируются терминами психологии как науки и рассматриваются в сопоставлении с уже известными психологическими закономерностями. Общение для психолога - это, прежде всего, закономерности протекания психической деятельности людей, общающихся друг с другом с определенными целями в определенных условиях его деятельности.

Общение является предметом изучения многих наук. Для удобства анализа Н.П. Ерастов выделяет в качестве самостоятельных подходов к общению.

  • логико-гносеологический

  • функционально-лингвистический

  • комплексно-сочетательный

  • общепсихологический.

В логико-гносеологическом плане общение рассматривается как особый вид познавательно-практической деятельности людей, направленной на адекватное отражение действительности, осуществляемое в определенных условиях с определенными целями и с помощью определенных средств. Такой подход к общению позволяет конкретизировать его социальную сущность до уровня структурных компонентов и их связей друг с другом в предельно общем виде.

В практике научного анализа широкое распространение получили различные варианты сочетаний собственно психологического подхода к общению с подходами к нему со стороны других наук (социология, философия, физиология, медицина, педагогика и др.). Комплексно-сочетательные подходы образуют некий единый сплав или комплекс психологических и непсихологических сведений (социально-психологическая и психолингвистическая теория общения), другие остаются обычными сочетаниями (психофизиологическая и медико-психологическая теория общения).

Многие из комплексно-сочетательных подходов к общению разрабатываются в рамках традиционных прикладных отраслей психологии (социальная психология, педагогическая психология, психология труда, судебная психология, патопсихология, зоопсихология и др.). Некоторые из подходов носят относительно самостоятельный характер (психолингвистический, логико-психологический, психофизиологический анализ общения).

В каждом из этих подходов есть своя специфика, свои проблемы. Но в целом эти проблемы опираются на общепсихологический анализ общения как явления психической деятельности.

С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения, как необходимого условия жизнедеятельности. Общение является сложной и многогранной деятельностью. Обычно оно включено в практическое взаимодействие людей и обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность.

Общение в деятельности воспитателя, родителя выступает как:

  • средство решения учебно-воспитательных задач;

  • средство, позволяющее вступать в контакт и разрешать конфликты, строить взаимоотношения друг с другом;

  • способ развития коммуникативности, умения общаться со взрослыми и сверстниками;

  • необходимое условие его социально – личностного развития.

Одной из задач педагогической деятельности является формирование коммуникативной компетентности у воспитанников. Наиболее значимой частью коммуникативной компетентности являются коммуникативные умения. Овладение теми или другими умениями зависит от возрастного развития детей.

Выделяют три блока коммуникативных умений :

  • информационно-коммуникативные умения

  • регуляционно-коммуникативные умения

  • аффективно-коммуникативные умения.

Понятия «общение» и «коммуникация» рассматриваются нами как идентичные. Исходя из этого, под коммуникативными умениями мы понимаем освоенные личностью способы выполнения коммуникативных действий, зависящие от сформированности его коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации, знаний, навыков и определяющие готовность ребенка к общению.

Для описания модели формирования коммуникативных умений важно определить виды коммуникативных умений и критерии их сформированности. Коммуникативные умения могут включать в себя умение ориентироваться в ситуации общения, употреблять вербальные и невербальные средства общения, умение организовать процесс общения, преодолевать конфликты, умение слушать, эмоционально воспринимать партнера по общению и т.д.

Возможность развивать коммуникативные умения зависит от возраста воспитанников. Ниже мы рассмотрим особенности общения дошкольников 4-5 лет.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!