Психологические основы развития коммуникативных умений личности
Общение – один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.
Общение является чрезвычайно сложным и емким понятием. В психологии оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. С позиции отечественного деятельностного подхода, общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Три составляющих общения:
общение как коммуникация – обмен информацией и переживаниями;
общение как межличностное взаимодействие;
общение как понимание людьми друг друга – взаимовосприятие.
В общении обычно выделяют пять основных функций: прагматическая, формирующая, подтверждающая, внутриличностная, организация и поддержание межличностных отношений.
Основным средством общения служит язык. Общение будет происходить на «одном языке» при том условии, что говорящие вкладывают один и тот же смысл в произносимые слова. Поэтому изучение содержания, форм, видов, возможностей и норм языка составляет важнейшую проблему теории общения как таковой. Эти аспекты общения являются предметом его изучения в функционально-лингвистическом подходе к общению.
Собственно психологический анализ общения начинается там, где используются психологические методы исследования, а наблюдаемые факты фиксируются терминами психологии как науки и рассматриваются в сопоставлении с уже известными психологическими закономерностями. Общение для психолога - это, прежде всего, закономерности протекания психической деятельности людей, общающихся друг с другом с определенными целями в определенных условиях его деятельности.
Общение является предметом изучения многих наук. Для удобства анализа Н.П. Ерастов выделяет в качестве самостоятельных подходов к общению.
В логико-гносеологическом плане общение рассматривается как особый вид познавательно-практической деятельности людей, направленной на адекватное отражение действительности, осуществляемое в определенных условиях с определенными целями и с помощью определенных средств. Такой подход к общению позволяет конкретизировать его социальную сущность до уровня структурных компонентов и их связей друг с другом в предельно общем виде.
В практике научного анализа широкое распространение получили различные варианты сочетаний собственно психологического подхода к общению с подходами к нему со стороны других наук (социология, философия, физиология, медицина, педагогика и др.). Комплексно-сочетательные подходы образуют некий единый сплав или комплекс психологических и непсихологических сведений (социально-психологическая и психолингвистическая теория общения), другие остаются обычными сочетаниями (психофизиологическая и медико-психологическая теория общения).
Многие из комплексно-сочетательных подходов к общению разрабатываются в рамках традиционных прикладных отраслей психологии (социальная психология, педагогическая психология, психология труда, судебная психология, патопсихология, зоопсихология и др.). Некоторые из подходов носят относительно самостоятельный характер (психолингвистический, логико-психологический, психофизиологический анализ общения).
В каждом из этих подходов есть своя специфика, свои проблемы. Но в целом эти проблемы опираются на общепсихологический анализ общения как явления психической деятельности.
С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения, как необходимого условия жизнедеятельности. Общение является сложной и многогранной деятельностью. Обычно оно включено в практическое взаимодействие людей и обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность.
Общение в деятельности воспитателя, родителя выступает как:
средство решения учебно-воспитательных задач;
средство, позволяющее вступать в контакт и разрешать конфликты, строить взаимоотношения друг с другом;
способ развития коммуникативности, умения общаться со взрослыми и сверстниками;
необходимое условие его социально – личностного развития.
Одной из задач педагогической деятельности является формирование коммуникативной компетентности у воспитанников. Наиболее значимой частью коммуникативной компетентности являются коммуникативные умения. Овладение теми или другими умениями зависит от возрастного развития детей.
Выделяют три блока коммуникативных умений :
информационно-коммуникативные умения
регуляционно-коммуникативные умения
аффективно-коммуникативные умения.
Понятия «общение» и «коммуникация» рассматриваются нами как идентичные. Исходя из этого, под коммуникативными умениями мы понимаем освоенные личностью способы выполнения коммуникативных действий, зависящие от сформированности его коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации, знаний, навыков и определяющие готовность ребенка к общению.
Для описания модели формирования коммуникативных умений важно определить виды коммуникативных умений и критерии их сформированности. Коммуникативные умения могут включать в себя умение ориентироваться в ситуации общения, употреблять вербальные и невербальные средства общения, умение организовать процесс общения, преодолевать конфликты, умение слушать, эмоционально воспринимать партнера по общению и т.д.
Возможность развивать коммуникативные умения зависит от возраста воспитанников. Ниже мы рассмотрим особенности общения дошкольников 4-5 лет.