СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические основы развития коммуникативных умений личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологические основы развития коммуникативных умений личности.

Просмотр содержимого документа
«Психологические основы развития коммуникативных умений личности»

Психологические основы развития коммуникативных умений личности


Общение – один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.

Общение является чрезвычайно сложным и емким понятием. В психологии оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. С позиции отечественного деятельностного подхода, общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Три составляющих общения:

  1. общение как коммуникация – обмен информацией и переживаниями;

  2. общение как межличностное взаимодействие;

  3. общение как понимание людьми друг друга – взаимовосприятие.

В общении обычно выделяют пять основных функций: прагматическая, формирующая, подтверждающая, внутриличностная, организация и поддержание межличностных отношений.

Основным средством общения служит язык. Общение будет происходить на «одном языке» при том условии, что говорящие вкладывают один и тот же смысл в произносимые слова. Поэтому изучение содержания, форм, видов, возможностей и норм языка составляет важнейшую проблему теории общения как таковой. Эти аспекты общения являются предметом его изучения в функционально-лингвистическом подходе к общению.

Собственно психологический анализ общения начинается там, где используются психологические методы исследования, а наблюдаемые факты фиксируются терминами психологии как науки и рассматриваются в сопоставлении с уже известными психологическими закономерностями. Общение для психолога - это, прежде всего, закономерности протекания психической деятельности людей, общающихся друг с другом с определенными целями в определенных условиях его деятельности.

Общение является предметом изучения многих наук. Для удобства анализа Н.П. Ерастов выделяет в качестве самостоятельных подходов к общению.

  • логико-гносеологический

  • функционально-лингвистический

  • комплексно-сочетательный

  • общепсихологический.

В логико-гносеологическом плане общение рассматривается как особый вид познавательно-практической деятельности людей, направленной на адекватное отражение действительности, осуществляемое в определенных условиях с определенными целями и с помощью определенных средств. Такой подход к общению позволяет конкретизировать его социальную сущность до уровня структурных компонентов и их связей друг с другом в предельно общем виде.

В практике научного анализа широкое распространение получили различные варианты сочетаний собственно психологического подхода к общению с подходами к нему со стороны других наук (социология, философия, физиология, медицина, педагогика и др.). Комплексно-сочетательные подходы образуют некий единый сплав или комплекс психологических и непсихологических сведений (социально-психологическая и психолингвистическая теория общения), другие остаются обычными сочетаниями (психофизиологическая и медико-психологическая теория общения).

Многие из комплексно-сочетательных подходов к общению разрабатываются в рамках традиционных прикладных отраслей психологии (социальная психология, педагогическая психология, психология труда, судебная психология, патопсихология, зоопсихология и др.). Некоторые из подходов носят относительно самостоятельный характер (психолингвистический, логико-психологический, психофизиологический анализ общения).

В каждом из этих подходов есть своя специфика, свои проблемы. Но в целом эти проблемы опираются на общепсихологический анализ общения как явления психической деятельности.

С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения, как необходимого условия жизнедеятельности. Общение является сложной и многогранной деятельностью. Обычно оно включено в практическое взаимодействие людей и обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность.

Общение в деятельности воспитателя, родителя выступает как:

  • средство решения учебно-воспитательных задач;

  • средство, позволяющее вступать в контакт и разрешать конфликты, строить взаимоотношения друг с другом;

  • способ развития коммуникативности, умения общаться со взрослыми и сверстниками;

  • необходимое условие его социально – личностного развития.

Одной из задач педагогической деятельности является формирование коммуникативной компетентности у воспитанников. Наиболее значимой частью коммуникативной компетентности являются коммуникативные умения. Овладение теми или другими умениями зависит от возрастного развития детей.

Выделяют три блока коммуникативных умений :

  • информационно-коммуникативные умения

  • регуляционно-коммуникативные умения

  • аффективно-коммуникативные умения.

Понятия «общение» и «коммуникация» рассматриваются нами как идентичные. Исходя из этого, под коммуникативными умениями мы понимаем освоенные личностью способы выполнения коммуникативных действий, зависящие от сформированности его коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации, знаний, навыков и определяющие готовность ребенка к общению.

Для описания модели формирования коммуникативных умений важно определить виды коммуникативных умений и критерии их сформированности. Коммуникативные умения могут включать в себя умение ориентироваться в ситуации общения, употреблять вербальные и невербальные средства общения, умение организовать процесс общения, преодолевать конфликты, умение слушать, эмоционально воспринимать партнера по общению и т.д.

Возможность развивать коммуникативные умения зависит от возраста воспитанников. Ниже мы рассмотрим особенности общения дошкольников 4-5 лет.