СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические особенности учащихся с ЗПР.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой компьютерную презентацию, в которой в обобщенном виде представлена психолого-педагогическая характеристика школьников с ЗПР. Кроме этого, даны рекомендации для педагогов по работе с данной группой учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности учащихся с ЗПР.»

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы. * Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость при интеллектуальной нагрузке; Подросткам с данной патологией свойственны частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смене рабочих и нерабочих настроений. * Замедленная включаемость в работу; Подростки с ЗПР могут допускать срывы в своем поведении. Они трудно входят в рабочий режим урока, могут вскочить, пройтись по классу, задавать вопросы, не относящиеся к данному уроку. Быстро утомляясь, одни дети становятся вялыми, пассивными, не работают; другие — повышенно возбудимы, расторможены, двигательно беспокойны.

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы.

* Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость при интеллектуальной нагрузке;

Подросткам с данной патологией свойственны частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смене рабочих и нерабочих настроений.

* Замедленная включаемость в работу;

Подростки с ЗПР могут допускать срывы в своем поведении. Они трудно входят в рабочий режим урока, могут вскочить, пройтись по классу, задавать вопросы, не относящиеся к данному уроку. Быстро утомляясь, одни дети становятся вялыми, пассивными, не работают; другие — повышенно возбудимы, расторможены, двигательно беспокойны.

* Незрелость эмоциональной сферы и мотивации; неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность;  Таких детей характеризуют низкий уровень критичности, незрелость, неспособность адекватно оценить ситуацию, а вследствие этого у детей с ЗПР может не возникает тревожности. Наблюдается беспечность в отношениях. Подростки могут легко давать обещания и легко забывать о них. У них отсутствуют переживания при неудачах в учебе. Мальчики часто склонны к раздражительности, девочки - к слезам. И те, и другие склонны ко лжи. Эти дети очень обидчивы и вспыльчивы. Для вывода их из таких состояний требуется время.

* Незрелость эмоциональной сферы и мотивации; неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность;

Таких детей характеризуют низкий уровень критичности, незрелость, неспособность адекватно оценить ситуацию, а вследствие этого у детей с ЗПР может не возникает тревожности. Наблюдается беспечность в отношениях. Подростки могут легко давать обещания и легко забывать о них. У них отсутствуют переживания при неудачах в учебе. Мальчики часто склонны к раздражительности, девочки - к слезам. И те, и другие склонны ко лжи. Эти дети очень обидчивы и вспыльчивы. Для вывода их из таких состояний требуется время.

* Несформированность произвольного поведения, расторможенность влечений. Склонность руководствоваться в поступках эмоцией удовольствия , неспособность к волевому усилию, систематической трудовой деятельности, стойким привязанностям, проявление слабости и неустойчивости морально - нравственных установок. Такие подростки характеризуются моральной незрелостью, отсутствием чувства долга, ответственности, неспособности тормозить свои желания, подчиняться школьной дисциплине.

* Несформированность произвольного поведения, расторможенность влечений.

Склонность руководствоваться в поступках эмоцией удовольствия , неспособность к волевому усилию, систематической трудовой деятельности, стойким привязанностям, проявление слабости и неустойчивости морально - нравственных установок.

Такие подростки характеризуются моральной незрелостью, отсутствием чувства долга, ответственности, неспособности тормозить свои желания, подчиняться школьной дисциплине.

* Неадекватность выхода из конфликтных ситуаций. Эмоциональная неустойчивость легко приводит к конфликтным ситуациям. Подросткам недостает самоконтроля и самоанализа. * Неумение подчиняться правилам дисциплины; Познавательные процессы: * Низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации; нарушение скорости переключения внимания, объем внимания снижен; Они с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.

* Неадекватность выхода из конфликтных ситуаций.

Эмоциональная неустойчивость легко приводит к конфликтным ситуациям. Подросткам недостает самоконтроля и самоанализа.

* Неумение подчиняться правилам дисциплины;

Познавательные процессы:

* Низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации; нарушение скорости переключения внимания, объем внимания снижен;

Они с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.

* Недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений; * Незрелость мышления, преобладание внеучебных интересов; * Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной; * Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

* Недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений;

* Незрелость мышления, преобладание внеучебных интересов;

* Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной;

* Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. * Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка. * Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности. * Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

* Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.

* Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.

* Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

 * Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.  * Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.  * В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.

* Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно. * Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время. * В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.

* Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен. * Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д. * Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично. *  Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.

* Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.

* Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.

* Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично.

* Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.

* Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов. * Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности. * Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие. * Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их  выполнение. * Обучать навыкам эмоционального самоконтроля. * Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.

* Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.

* Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.

* Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие.

* Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их  выполнение.

* Обучать навыкам эмоционального самоконтроля.

* Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.

* Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком. Желательны одинаковые требования со стороны всех педагогов. * Стараться разнообразить работу на уроке, избегать монотонности. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение. * Необходимо избегать состязаний, соревнований и каких-либо видов работ, учитывающих скорость. * Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований. * Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.

* Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком. Желательны одинаковые требования со стороны всех педагогов.

* Стараться разнообразить работу на уроке, избегать монотонности. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.

* Необходимо избегать состязаний, соревнований и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

* Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований.

* Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.

* Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. * На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. *  Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.). * Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.

* Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

* На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

*  Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).

* Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!