Тренинг повышения педагогической эффективности
Психологические приемы поддержания мотивации, используемые на уроке
Идея тренинга
Тренинг в первую очередь направлен на формирование и развитие педагогических компетентностей, ценностного отношения к индивидуальному и профессиональному опыту, рефлексивной культуры педагога.
Безусловно, большая часть педагогов, обладает навыками эффективной коммуникации и использует их в учебно-воспитательном процессе. Тем не менее, в профессиональной деятельности некоторые элементы взаимодействия либо не востребованы, либо не используются педагогами в силу ежедневных обстоятельств. В тренинговой программе создаются условия, при которых актуализируются имеющиеся навыки, либо создаются новые как путем самостоятельной отработки, так и путем наблюдения за другими участниками.
Цель тренинга
Апробирование и анализ участниками психологических и педагогических действий в модельно организуемых ситуациях.
Коммуникативный этап:
Упражнение "Атмосфера"
Цель упражнения: развитие коммуникативных средств формирования в классе эмоционального благополучия и позитивной атмосферы.
Участники группы удобно устраиваются в креслах, расслабляются и закрывают глаза. Психолог в спокойной и мягкой манере произносит приблизительно такой текст: "Вспомните сейчас самое приятное событие, которое недавно у вас произошло. Что вы чувствовали? Воспроизведите как можно отчетливее свои ощущения по поводу этого события: радость, удовлетворение, блаженство, успокоение.
Постарайтесь теперь сохранить свое внутреннее состояние и каждую картинку, которую я буду сейчас словесно описывать, насыщайте положительными эмоциями.
Вы входите в воображаемый класс: почувствуйте бодрость и уверенность в себе. Входя в класс, поздоровайтесь с ребятами, улыбнитесь им. Найдите внутреннее состояние, сохраняющее разумный баланс между сдержанной строгостью и открытой доброжелательностью. Вы идете к своему столу. Какую позу вам хочется принять? Представьте, что вы садитесь в удобной для вас позе и начинаете урок. А теперь в своем воображении пройдите по классу. Постарайтесь найти удобный темп ходьбы - не слишком быстрый, но и не медленный. Поддерживайте в себе внутренний темп ритма, который позволяет вам продемонстрировать перед классом профессионализм, авторитетность, уверенность в себе. Представьте, как вы идете. Вы сложили руки за спиной? Или скрестили их на груди? Найдите удобный для вас жест, чтобы чувствовать себя свободно и уверенно.
Помните, что выбранные вами удобная поза, соответствующие вам ритм движения и стиль общения создадут условия вашего нормального самочувствия и эмоционально-позитивной атмосферы в классе".
Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать.
Психологические приемы, используемые педагогами на уроке можно условно разделить на следующие категории:
- непосредственно коммуникативные навыки: способность ведения дискуссии или ее регуляции; навык резюмирования, обобщения, постепенного подведения к ответу – создание условий для совершения «открытия» учащимися;
- паралингвистические категории (темп, тембр, интонации, паузы, нарочитость, громкость);
- особенности поддержки учащихся и похвалы (поддержание мотивационного фона);
- особенности организации рефлексии;
- анализ психологического состояния учащихся на уроке;
- инструктирование учащихся;
- организация работы в группах;
- соблюдение принципов возрастной психологии – соответствие форм работы возрасту учащихся и др.
Информация. Существуют разные способы поддержать другого человека. К поддерживающим приемам обычно относятся:
знак внимания - высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость;
«Ты сегодня хорошо выглядишь»
«Вы сегодня энергичны, нам сегодня это понадобиться»
«Ты творчески подошел к своей работе»
комплимент - знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент;
«Не знала что у тебя хороший вкус …..»
«Видела твое выступление, у тебя талант»
похвала – оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу;
«Ты выполнил работы лучше всех»
«На фоне класса ты выглядишь …»
«Наш класс (ребята) отличились …»
«Твой поступок достоин похвалы, не многие решились бы …»
поддержка – знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, сделанный в форме прямого речевого высказывания и касающийся той области, в которой у него в данный момент затруднения. Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого.
«У тебя стало намного лучше получаться …»
«Я вижу, что ты очень стараешься, это обязательно даст результат»
«Думаю что ты справишься, если приложишь еще немного усилий»
Примеры могут вызвать у вас удивление: зачем говорить так и об этом детям? Почему не сказать ему просто, что он молодец? В этот момент может возникнуть дискуссия об отличиях воодушевляющих, описательных и оценочных высказываниях.
Хвалит обычно тот, кто психологически выше и значительнее. Когда ребенка хвалят, то попутно сообщают ему: «Я имею право оценивать, потому что я более опытен, важен и значителен, чем ты». Сущность воодушевления состоит в том, чтобы подчеркнуть важность и значительность ребенка, его усилий, его устремленности вперед. В этот момент он самый важный и воодушевляющее высказывание должно это передать.
Положительная оценка предполагает и отрицательную. Дети могут настороженно относиться к похвале, потому что они привыкли, что от похвалы до ругани – один шаг. Сейчас меня похвалят, а через минуту я сделаю что-нибудь не так и меня будут ругать.
Хвалить могут не за что-то, а зачем-то. Дети часто чувствуют, что похвала бывает неискренней, что взрослые их хвалят потому, что преследуют какие-то свои цели – хотят отделаться, унять чрезмерную активность ребенка, отвлечь его от чего-то.
Информация. Вот список слов русского языка, описывающих положительные черты характера [1]:
Честолюбие справедливость
Смелость дружелюбие
Бодрость нежность
Чистоплотность благие намерения
Ум доброта
Склонность к рассуждению полезность
Храбрость честность
Творчество верность
Любознательность опрятность
Энергичность организованность
Энтузиазм оригинальность
Настойчивость спокойствие
Дипломатичность упорство
Общительность правдолюбие
Пунктуальность заботливость
Склонность к риску понимание
Чувствительность остроумие
Сила талант
Умение слушать другого альтруизм
Задания группам (знаки внимания, комплименты, похвала, поддержка)
Эмоциональная подготовка класса
Информация: в начале урока, педагогу необходимо совершить некие действия, которые в планах урока часто попадают в категорию: «организационно-установочный этап», или «ориентировочно-мотивационный этап», или «подготовка учащихся к работе», или «создание благоприятной атмосферы на уроке и оперативное включение учащихся в деятельность». В последнем примере уже отражается цель этапа. А какие действия целесообразны на этом этапе?
Варианты инструкций проведения урока данные педагогами (участники предлагают свои варианты начала урока).
Последовательность построения инструкции:
Сначала говорится о цели действия, начиная со слов «Наша задача…»
Затем описывается процедура выполнения: «Для этого мы делаем…»
На третьем шаге описываются ограничения: «В упражнении нельзя…»
Если можно что-то демонстрировать, то ведущий максимально демонстрирует это во время инструктажа.
Задания группам (Участники конструируют вводные фразы учителя на уроке: настрой на контрольную работу, на открытый урок, проверки знаний, нового материала.)
Передающий информацию должен контролировать состояние слушающего и отслеживать, когда он не понимает информацию;
«Вам все понятно? Не спрашивать, все обычно отвечают: «Да». Надо задать вопрос на уточнение, например. «Что вы сделаете в первую очередь? «Что вы будете делать дальше?» – может быть, важные моменты проговорить еще раз.
Создать позитивную или негативную мотивацию «Если все сделаете по инструкции, то…» «Если не сделаете, то произойдет…».
Упражнение «Сильные стороны»
Цель: помочь участникам понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.
1.Предлагается оценить работу учащегося работающего в классе из своего опыта работы (у доски, с учебником, активно работающего, подготовившего дополнительный материал)
2. Предлагается оценить работу учащегося работающего в классе (у доски, с учебником, активно работающего)
Все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера? Было ли кому-то трудно это сделать? Трудно ли удержаться от осуждения?
Приемы психологической и мотивационной поддержке могут включать элементы оценивания и рефлексии.
- Пошаговый
- Продукта
- Способа
- Средств
- Итоговый
ПРИМЕР:
«Мы уже можем….»
«Мы еще должны…»
«Мы уже умеем…»
«Мы еще должны научиться…»
ПРИМЕР:
«Я изучил на уроке…»
«Я теперь могу…»
«Я узнал что …»
«Я чувствую себя…»
ПРИМЕР:
Ответьте устно на следующие вопросы:
Довольны ли вы результатом своей работы на уроке?
Какие ошибки ты совершил при выполнении задания?
Как класс оценивает выполненную работу?
Какие трудности возникали во время урока?
Что помогало вам преодолеть эти трудности?
Упражнение-рефлексия
«Ты молодец!»
Цель: Повышение самооценки, формирование навыка взаимоподдержки, формирование рефлексивного поведения.
Универсально в применении при рефлексии своей профессиональной деятельности, пройденного материала, приобретенных знаний, навыков, умений.
«У меня хорошо получается…»
«Я часто применяю…»
«Я сегодня научилась…»
«Я попробую применять в своей работе…»
Аплодисменты друг-другу.
знак внимания - высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость:
комплимент - знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент:
похвала – оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу:
поддержка – знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен в какой-то области, в форме прямого речевого высказывания и исключающий сравнение с кем-либо, кроме себя самого:
Варианты инструкций лабораторной работы:
Варианты инструкций самостоятельной работы с учебником:
Варианты инструкций проведения урока:
Варианты инструкций подготовки дополнительного материала (реферата):
Оценивание работы у доски:
Оценивание активно работающего учащегося в процессе урока:
Оценивание проверки знаний (домашнего задания):
Оценивание практической работы: