Тема урока | «Конфликт в нашей жизни» |
Цель урока | Ознакомление обучающихся с понятием конфликт, его характеристиками и помощь в выборе приемлемых способов поведения в конфликтной ситуации. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные Знать понятия «конфликт», его виды, стадии, источники, способы разрешения, положительные и отрицательные стороны. Уметь распознавать конфликтные ситуации, уметь использовать конструктивные стратегии решения конфликтных ситуаций. |
Метапредметные Уметь оценивать результаты деятельности (своей и чужой), анализировать собственное поведение в конфликтных ситуациях, планировать свое действие во время общения, определять цель во взаимодействии с оппонентом, конструировать стратегии решения конфликтных ситуаций (Регулятивные УУД) Уметь определять цель общения, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, приобрести навык эффективного поведения, преодолевая коммуникативный барьер (Коммуникативные УУД). Уметь систематизировать материал, основываясь на предыдущем опыте, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Конфликт, противоречие, структура конфликта, причины конфликта, типология конфликта. |
Трудовые действия учителя | Разработка конспекта занятия. Подготовка презентации. Подготовка раздаточного материала (учебные листы). Проведение занятия. Формирование универсальных учебных действий. Оценка полученных знаний обучающихся на основе методов самоконтроля и взаимоконтроля в соответствии с реальными учебными возможностями. Самоанализ эффективности проведенного занятия. |
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование) | Для учителя: Проектор, компьютер, экран | Для обучающегося: Учебные листы, материал для проведения упражнения |
Этап (ход) урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. |
Приветствие, проверка готовности к занятию. Добрый день, ребята. Как у вас настроение? К работе готовы? Тогда начнем. Трудно представить жизнь без общения: в беседе мы делимся переживаниями и впечатлениями, планами на жизнь, обмениваемся опытом… (Обращается внимание на ценность любого взаимодействия). Я рада, что мне сегодня предстоит окунуться в тайны общения вместе с Вами. | Учащиеся приветствуют педагога и друг друга, настраиваются и включаются в работу. |
II. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ УЧАЩИМИСЯ |
Целеполагание занятия. Создание проблемной ситуации. А о чём пойдёт речь на занятии, догадаетесь, просмотрев видеофрагмент. | Просмотр видеофрагмента из Ералаша «Дуэль». |
Пожалуйста, ребята. Кто хочет назвать, что это за ситуация? Как называются такие ситуации? Так о чём мы сегодня будем говорить на занятии? Действительно, мы будем рассматривать взаимоотношения людей. И тема нашего занятия… (называют) «Конфликт в нашей жизни». Запишите её в учебных листах. | Учащиеся отвечают на вопросы, участвуют в диалоге, формулируют тему занятия. Работают с учебными листами. |
Очень часто в силу каких-либо причин, людям приходится ссориться, выяснять отношения, конфликтовать. После конфликтов многие люди жалеют о том, что вовремя не промолчали, не сменили тему разговора или не уступили собеседнику. Как вы считаете, тема конфликта актуальна для вас? Нужно ли говорить об этом? | Учащиеся определяют для себя актуальность данной темы, отвечают. |
III. ВКЛЮЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ НАВЫКА: КОНСТРУИРОВАНИЕ НОВОГО СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ. |
1. Понятие конфликта |
Какие ассоциации возникают у вас со словом «конфликт»? | Учащиеся подбирают ассоциации к понятию «конфликт» |
Спасибо за ответы. Все эти действия и переживания так или иначе связаны с конфликтами. Что же такое конфликт? Дайте ему определение из своего личного опыта. | Учащиеся дают собственные определения понятию «конфликт». |
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкновение. Вы убедились, что дать полное, исчерпывающее определение, которое отличало бы конфликт от других похожих явлений, непросто. Давайте разделимся на 3 группы и попробуем собрать из разрезанных частей определение конфликта. Конфликт – это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников (В.И. Андреев). Конфликт – это актуализировавшееся противоречие, то есть воплощённые во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы (Б.И. Хасан). Конфликт – это противостояние двух субъектов, проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий (Н.В. Гришина). | Учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа в течение 1-2 минут из разрезанных частей составит определение конфликта и предлагает его другим. Проверяется правильность ответов на слайде. |
Сравните полученные определения. Есть ли у них что-то общее? Какие признаки, элементы конфликта можно выделить исходя из этих определений? | Учащиеся анализируют определения и отвечают на вопрос. Фиксируют в учебных листах определение понятия «конфликт». |
2. Структура конфликта |
Беседа по содержанию слайда по структуре конфликта. Основные структурные элементы конфликта. Стороны конфликта – люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих (участники). Предмет конфликта – то, из-за чего он возникает (объект, идея). Образ конфликтной ситуации – отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей (переживания). Мотивы конфликта – внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей (причины). Позиции конфликтующих сторон – то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют (действия). | Учащиеся работают по схеме, изображенной на слайде. Схему фиксируют в учебных листах. |
3. Причины конфликтов |
Мир сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, в которых страдают люди. Все конфликты не только в классе, школе, но и в мире происходят от того, что люди не знают способа выхода из них. Можно научиться предотвращать конфликты и правильно себя вести в конфликтной ситуации. Скажите, а вы сами часто являетесь участниками конфликтов? Приведите примеры. | Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Приводят примеры из своей жизни. Выбирают 1 ситуацию. Пытаются разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом на конкретном примере. |
Почему же в жизни так часто возникают конфликты? Назовите возможные причины конфликтов. Причины конфликтов – это рассогласование: Целей, интересов. Взглядов, убеждений. Личностных качеств. Понимания информации. Ожиданий, позиций. | Учащиеся называют возможные причины конфликта. Работают с учебными листами. |
Для наглядности основной причины конфликтных ситуаций (индивидуальности каждого человека) проводится упражнение «Снежинки». Упражнение «Снежинки» Я предлагаю вам выполнить следующее задание. Главное условие – работать молча, не смотря на соседей. Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разверните листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите её вверх). Обсуждение: Почему все снежинки получились разными? Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты. | Учащиеся выполняют упражнение «Снежинки», затем обсуждают полученные результаты. |
4. Типология конфликтов |
Какие виды конфликтов выделяют учёные? На этот вопрос вы ответите после анализа предложенных Вам ситуаций. Ситуации: Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на завтра, а по телевидению показывают интересный фильм (внутриличностный конфликт). Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а он её так и не вернул. А она очень нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он обещал её принести. А сегодня говорит: «Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти» (межличностный конфликт). Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес (межгрупповой конфликт). Такие виды конфликтов выделяют учёные (внутриличностные, межличностные и межгрупповые) Изображены на слайде. | Учащиеся анализируют ситуации и предполагают, к какому виду конфликта она относится. Одновременно предлагают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций. Классификацию конфликта заполняют в учебных листах. |
Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из видеофрагмента Ералаша «Дуэль», с которого мы начали занятие? | Учащиеся рассуждают, отвечают на вопрос. |
По степени остроты противоречий конфликты бывают: Недовольство Разногласие Противодействие Раздор Вражда | Учащиеся рассуждают, работают со слайдом. |
Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из видеофрагмента Ералаша «Дуэль», с которого мы начали занятие? | Учащиеся рассуждают, отвечают на вопрос. |
5. Значение конфликта |
Постановка проблемного вопроса: А что бы с нами было, если бы в нашей жизни не было конфликтов? | Учащиеся обдумывают и аргументировано представляют своё мнение. |
Действительно, конфликт – это естественный и неизбежный элемент процесса общения. В нём есть как отрицательные, так и положительные стороны. Я предлагаю вам определить их. К негативным сторонам конфликта можно отнести разрушение отношений между людьми, стресс, ухудшение здоровья. С другой стороны, конфликт – это источник развития, сигнал к изменению, возможность сближения, разрядки напряжения, «оздоровления» отношений. По словам Маргарет Фоллет, «сам по себе конфликт как факт различия мнений, интересов, стремлений людей не может быть ни плох, ни хорош, и рассматривать его следует, отбросив этические предрассудки. Поскольку конфликта нельзя избежать, его надо использовать». | Учащиеся обдумывают и аргументировано представляют своё мнение по вопросу. Работа в учебных листах. |
IV. ИТОГИ ЗАНЯТИЯ |
Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте проанализируем, чему каждый из Вас научился. Да, сегодня мы расширили представление о конфликте, его признаках, причинах и видах. Пришли к выводу, что конфликт – это не всегда плохо, у него есть и положительные стороны. Это только начало вашего знакомства с конфликтами. Как вести себя в конфликтной ситуации и как найти пути выхода из неё, вы узнаете на следующих занятиях. Нужно учиться вовремя распознавать зарождающийся конфликт, быть терпимее к другому. Я благодарю вас за вашу активность, сотрудничество. Хочу отметить за активную работу……… | Учащиеся делают выводы о том, чему они научились на занятии. |
V. РЕФЛЕКСИЯ. |
А сейчас я прошу вас высказать своё мнение о занятии. Что было трудным? Что вызывало интерес? Что будете делать с полученной информацией? Спасибо всем! Мне было очень приятно работать с Вами. | Учащиеся высказывают мнение о занятии. Ритуал прощания. |
Целевая аудитория: учащиеся, склонные к конфликтным ситуациям 7-8 классов общеобразовательной школы, выявленные в результате психологической диагностики.
Данное занятие является вводным в цикле занятий «Я и конфликт» для учащихся, склонных к инициированию конфликтов и неконструктивным выходам из конфликтных ситуаций, разработанные на основе программы «Конфликты и методы их преодоления. Социально-психологический тренинг» Е. Осиповой, Е. Чуменко. Количество часов в неделю – 1.