СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое здоровье учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта. Психологические особенности современных школьников. Причины трудного поведения

Просмотр содержимого документа
«Психологическое здоровье учащихся»

Психологическое здоровье школьников



Здоровье – одна из важнейших ценностей человеческой жизни. Как известно, психологическое здоровье выступает как одна из важнейших характеристик личности. Оно отражает особенности ее генезиса и психического развития. Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Психологическое здоровье можно определить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих:

  • гармонию как между различными аспектами внутри человека, так и между человеком и обществом;

  • возможность полноценного функционирования и развития индивида в процессе жизнедеятельности.

Ключевое слово, характеризующее психологическое здоровье, – это гармония человека как с самим собой, так и с окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.

Каковы же критерии психологического здоровья личности?

  • Понимание себя.

  • Позитивное самовосприятие.

  • Способность к самоуправлению.

  • Включенность в эмоционально-доверительное общение со сверстниками.

  • Способность к сопереживанию и принятию других.

  • Сформированность жизненных ценностей и планов.

  • Стремление к гуманистическим ценностям.

Для психологического здоровья норма – это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь самому, содействовать развитию общества. Норма - это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения.

Понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает, прежде всего, гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями.

Для эффективной организации психологической поддержки надо определить факторы риска нарушения психологического здоровья детей.

Нормальному развитию соответствует отсутствие деструктивного внутришкольного конфликта. Общеизвестно, что внутриличностный конфликт характеризуется нарушением нормального механизма адаптации и усилением психологического стресса.

Конструктивный конфликт является одним из механизмов развития личности, приобретение новых черт, ценностей, новых адаптивных умений, адекватной самооценки, самореализации, положительных переживаний.

Деструктивный конфликт перерастает в жизненные кризисы, ведет к развитию невротических реакций, угрожает эффективности деятельности, тормозит развитие личности, является источником неуверенности и неустойчивости поведения, приводит к формированию устойчивого комплекса неполноценности, смысла жизни, деструкции существующих межличностных отношений, агрессивности.

Деструктивный конфликт неразрывно связан с невротической тревогой, причем эта взаимосвязь двусторонняя. При постоянном неразрешенном конфликте человек может вытеснить из сознания одну сторону этого конфликта, и тогда появляется невротическая тревога. В свою очередь, тревога порождает чувство беспомощности и бессилия, а также парализует способность действовать, что еще больше усиливает психологический конфликт. Таким образом, стойкое повышение уровня тревоги, то есть тревожность ребенка, является показателем наличия деструктивного внутреннего конфликта, а в итоге показателем нарушения психологического здоровья.

Необходимо иметь в виду, что тревога не всегда проявляется явно и нередко обнаруживается только при глубоком изучении личности ребенка.

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения. Школьная тревожность – это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций - ситуаций взаимодействия с различными компонентами школьной образовательной среды.

Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание - это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность. Однако интенсивность переживания тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние.

Именно интенсивное, дезорганизующее учебную деятельность переживание тревоги рассматривается как системообразующий признак школьной дезадаптации. При этом повышенная школьная тревожность, оказывающая дезорганизующее влияние на учебную деятельность ребенка, может быть вызвана как сугубо ситуационными факторами, так и подкрепляться индивидуальными особенностями ребенка (темпераментом, характером, системой взаимоотношений со значимыми другими вне школы).

Что же способствует формированию школьной тревожности и ее закреплению? Можно выделить несколько факторов. В их число входят:

  • учебные нагрузки;

  • неспособность учащегося справиться со школьной программой (может быть вызвана различными причинами: повышенным уровнем сложности учебных программ, не соответствующих уровню развития детей; недостаточным уровнем развития высших психических функций, педагогической запущенностью, недостаточной профессиональной компетентностью учителя; психологическим синдромом хронической неуспешности);

  • неадекватные ожидания со стороны родителей (прежде всего ожидания, касающиеся школьной успеваемости). Чем больше родители ориентированны на достижение ребенком высоких учебных результатов, тем более выражена у ребенка тревожность;

  • неблагоприятные отношения с педагогами (стиль взаимодействия учителя с учениками, завышенные требования учителя, избирательное отношение к ребенку, нарушающему правила поведения на уроке;

  • регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;

  • смена школьного коллектива или неблагоприятные отношения в коллективе (благополучные отношения с одноклассниками являются важнейшим ресурсом мотивации посещения школы). Сохранить психическое и психологическое здоровье у ребенка можно в том случае, если есть благоприятный психологический климат в коллективе.

Очевидно, что психологическое здоровье выражается в позитивной Я-концепции ребенка. Некоторые взрослые не терпят в детях ни малейшей слабости и подчеркнутой критичностью сильно вредят их самоуважению. Падение самоуважения – весьма рискованное следствие, если мы не можем или не умеем критику и отрицательное отношение сопровождать похвалами и наградами за действительные, хотя и небольшие успехи. Ребенок на воспитательные изъяны отвечает упрямством, вздорностью, негативизмом, агрессивностью, или же у него складывается тенденция переносить критику родителей и учителей внутрь себя и создавать о себе относительно преувеличенное критическое мнение, что может серьезно ограничить развитие способностей.

Излишняя критичность к детям, нетерпимость к их слабостям ведут к затяжной микротравматизации ребят, к неврозам и к повреждению самоуважения, к потере интереса к учебе.

В школе необходимо создать для ученика такую атмосферу, чтобы он чувствовал себя успешным. Нельзя допускать хронического неуспеха и неудач, поскольку это навсегда может отбить интерес к учению. Что может сделать учитель? Например, намеренно спросить ученика о том, что он хорошо знает и умеет, похвалить, если ребенок сам вызвался отвечать, похвалить за подготовку к уроку. Никогда нельзя допускать, чтобы ученик воспринимал неправильно выполненное задание как показатель собственной неполноценности и личной недостаточности. Излишняя требовательность учителя становится бедствием для учеников с невротической склонностью к панике, с потребностью защищать позитивные впечатления. Ошибка для них – катастрофа, они впадают в отчаяние, вопреки действительности у них возникает чувство «я ничего не умею».

Неблагоприятные психологические состояния и ряд личностных особенностей влекут за собой повышение уровня невротизации, что является признаком дезадаптации и риском для здоровья.

Теперь немного об исследованиях, которые проводились в I полугодии 2010 - 2011 учебного года среди школьников.

  • Диагностика школьной тревожности учащихся 5 класса (карты Скотта, тест Филипса)

В исследовании приняли участие 27 человек.

  • Недоверие к людям испытывают 16 человек.

  • Тревогу в отношениях с одноклассниками - 11 человек.

Эмоциональный фон отношения к школе:

  • позитивный – 22 человека;

  • негативный – 5 человек.

У некоторых учащихся проявляется самооценочная тревожность (испытывают неуверенность, чувство неполноценности).

    • Диагностика самооценки

В исследовании приняли участие учащиеся 6 класса – 26 человек.

    • благополучный вариант развития самооценки у 17 человек;

    • неблагополучный вариант развития у 9 человек.

В исследовании приняли участие учащиеся 7 класса – 30 человек.

  • благополучный вариант развития у 18 человек;

  • неблагополучный вариант развития у 12 человек.

    • Исследование школьной мотивации.

В исследовании приняли участие учащиеся 5 класса – 27 человек.

  • Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности у 6 человек.

  • Хорошая школьная мотивация у 7 человек.

  • Положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами у 10 человек.

  • Низкая школьная мотивация у 3 человек.

  • Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация у 1 человека.

    • Диагностика профессиональной направленности старшеклассников (вопросник Климова ДДО), предназначен для отбора на различные типы профессий.

Было обследовано 86 человек:

  • 9–а класс - 20 человек;

  • 9-б класс - 21 человек;

  • 10 класс - 26 человек;

  • 11 класс - 19 человек.

Известно пять типов профессий:

  1. «Человек – природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

  2. «Человек-техника» - все технические профессии;

  3. «Человек-человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

  4. «Человек-знак» - все профессии, связанные с цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

  5. «Человек - художественный образ» - все творческие специальности.


Приоритетный выбор типа деятельности:

  • «Человек – природа» - 2 чел. (2,3%);

  • «Человек-техника» - 14 чел. (16,3%);

  • «Человек-человек» - 13 чел. (15,1%);

  • «Человек-знак» - 3 чел. (3,5%);

  • «Человек - художественный образ» - 5 чел. (5,8%).

Всего: 37 человек.

Из исследований видно, что 37 человек из 86 человек имеют четкий выбор типа профессии.

Сочетание двух типов профессий

  • «Человек – человек»

  • «Человек-природа» 5 человек (5,8%)


  • «Человек-человек»

  • «Человек - художественный образ» 4 человека (4,7%)


  • «Человек-человек»

  • «Человек - техника» 10 человек (11,6%)

  • «Человек-природа»

  • «Человек-техника» 8 человек (9,3%)


  • «Человек-природа»

  • «Человек - художественный образ» 7 человек (8,1%)


  • «Человек-знак»

  • «Человек - художественный образ» 3 человека (3,5%)

Всего 37 человек.

Из исследований видно, что человек пока еще не определились окончательно с профессией.


Сочетание трех типов направлений


  • «Человек-техника»

  • «Человек-человек»

  • «Человек - художественный образ» 4 человека (4,6%)


  • «Человек-человек»

  • «Человек-природа»

  • «Человек-техника» 3 человека (3,5%)


  • «Человек-человек»

  • «Человек-природа»

  • «Человек - художественный образ» 3 человека (3,5%)


  • «Человек-человек»

  • «Человек-знак»

  • «Человек – знаковая система» 2 человека (2,3%)


Полученные результаты психологических исследований желательно учитывать в организации мероприятий по преодолению психической дезадаптации, психосоматических нарушений и здоровьесберегающего сопровождения учебного процесса. Главное – сотрудничество и координация воспитательных методов всех, кто работает с детьми.


























Приложение 1


Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.

Бланк суждений


п/п

Суждение

Нет,

это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1.

Я спокоен

1

2

3

4

2.

Мне ни что не угрожает

1

2

3

4

3.

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4.

Я внутренне скован

1

2

3

4

5.

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6.

Я расстроен

1

2

3

4

7.

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8.

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9.

Я встревожен

1

2

3

4

10.

Я испытываю чувство внут­реннего удовлетворения

1

2

3

4

11.

Я уверен в себе

1

2

3

4

12.

Я нервничаю

1

2

3

4

13.

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14.

Я взвинчен

1

2

3

4

15.

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16.

Я доволен

1

2

3

4

17.

Я озабочен

1

2

3

4

18.

Я слишком возбуждён, мне не по себе

1

2

3

4

19.

Мне радостно

1

2

3

4

20.

Мне приятно

1

2

3

4

21.

У меня бывает приподня­тое настроение

1

2

3

4

22.

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23.

Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

24.

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25.

Я сильно переживаю, не­приятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26.

Я чувствую прилив сил, же­лание работать

1

2

3

4

27.

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28.

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29.

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30.

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31.

Я всё принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32.

Мне не хватает уверенно­сти в себе

1

2

3

4

33.

Я чувствую себя беззащит­ным

1

2

3

4

34.

Я стараюсь избегать крити­ческих ситуаций и трудно­стей

1

2

3

4

35.

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36.

Я бываю доволен

1

2

3

4

37.

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38.

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39.

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40.

Меня охватывает беспо­койство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Ключ к методике оценки ситуационной и личностной тревожности


Номер

суждения

Ситуационная тревожность (ответы)

Номер

суждения

Личностная
тревожность (ответы)

1.

4    3      2      1

21.

4     3       2     1

2.

4    3      2      1

22.

1     2       3     4

3.

1    2      3      4

23.

1     2       3     4

4.

1    2      3      4

24.

1     2       3     4

5.

4    3      2      1

25.

1     2       3     4

6.

1    2      3      4

26.

4     3       2     1

7.

1    2      3      4

27.

4     3       2     1

8.

4    3      2      1

28.

1     2       3     4

9.

1    2      3      4

29.

1     2       3     4

10.

4    3      2      1

30.

4     3       2     1

11.

4    3      2      1

31.

1     2       3     4

12.

1    2      3      4

32.

1     2       3     4

13.

1    2      3      4

33.

1     2       3     4

14.

1    2      3      4

34.

1     2       3     4

15.

4    3      2      1

35.

1     2       3     4

16.

4    3      2      1

36.

4     3       2     1

17.

1    2      3      4

37.

1     2       3     4

18.

1    2      3      4

38.

1     2       3     4

19.

4    3      2      1

39.

4      3      2     1

20.

4    3      2      1

40.

1      2      3     4


Приложение 2


Текст опросника



Уважаемый старшеклассник! Этот опросник касается твоей учебы в школе. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» и поставить свой ответ в специальном бланке. Пожалуйста, будь предельно искренен, твои ответы помогут сделать обучение в нашей школе более эффективным.

  1. Мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик, который имеет хорошие результаты в учебе.

  2. Родители всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе.

  3. Я очень люблю узнавать что-то новое.

  4. Мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении.

  5. Я хочу, чтобы одноклассники считали меня хорошим учеником.

  6. Я стремлюсь к тому, чтобы учитель похвалил меня, если я правильно выполнил задание.

  7. Я всегда рассказываю об успехах в учебе своим родителям.

  8. Меня пугает возможность остаться на второй год или быть отчисленным из школы за плохую успеваемость.

  9. Я часто скрываю свои плохие отметки от родителей, чтобы избежать наказания.

  10. Я учусь, прежде всего, потому, что знания пригодятся мне в будущем найти хорошую работу.

  11. Школа для меня, прежде всего, - место общения с друзьями.

  12. Мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и было бы здорово не тратить в школе столько времени на уроки. 

  13. Учеба для меня сейчас – одна из основных сфер, в которой я могу проявить себя.

  14. Ребята в нашем классе не будут достаточно хорошо относиться к человеку, если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги.

  15. Мое образование часто становится темой разговоров в нашей семье.

  16. Мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия.

  17. Мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться.

  18. Когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом знали мои одноклассники.

  19. Я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу.

  20. Я начинаю стараться на уроках, если знаю, что родители как-то поощрят мои старания.

  21. Я начинаю учиться старательнее, если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на педсовете, на школьной линейке.

  22. Я прилагаю больше усилий к учебе, если знаю, что дома буду наказан за плохую успеваемость.

  23. Мне важно вырасти культурным образованным человеком.

  24. Мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал.

  25. Можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем уроками.

  26. Я люблю участвовать в различных олимпиадах и викторинах в школе, потому что для меня это способ заявить о себе.

  27. Ребята в нашем классе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга.

  28. Для моих родителей очень важно, чтобы я был успешен в учебе.

  29. Мне нравится придумывать новые способы решения задач.

  30. Мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе.

  31. Я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться.

  32. Мне нравится, когда учителя в конце урока перечисляют учеников, чья работа на уроке была самой лучшей.

  33. Мне очень важно, чтобы родители считали меня способным учеником.

  34. Я расстраиваюсь  из-за плохих отметок, потому что понимаю, что это значит, что учителя теперь считают меня неспособным учеником.

  35. Я очень переживаю, если родители называют меня неспособным, неуспешным учеником.

  36. Я уже сейчас задумываюсь о том, в какой ВУЗ я буду поступать, и какие знания мне для этого понадобятся.

  37. Я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и можно пообщаться с одноклассниками.

  38. Я бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены.

  39. Я люблю высказывать на уроке свою точку зрения и отстаивать ее.

 

Бланк для заполнения учащимся

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

11)

12)

13)

14)

15)

16)

17)

18)

19)

20)

21)

22)

23)

24)

25)

26)

27)

28)

29)

30)

31)

32)

33)

34)

35)

36)

37)

38)

39)

 



























Приложение 3


Использование карты Скотта для анализа адаптации учащихся



Для оценки степени адаптации учеников к новым условиям обучения во второй половине сентября - октябре целесообразно проводить диагностику с помощью шкалы наблюдений Скотта. С первоклассниками ее рекомендуется делать в декабре.

Таблица 1


шкалы

Название

шкалы

Комментарии

1

Недоверие к людям

Любые достижения стоят ребенку огромных усилий. Выражена чрезмерная чувствительность, ранимость.

2

Депрессия

Имеют место проявления апатии, пониженного настроения. В бо­лее легкой форме спады энергии чередуются с проявлениями энергичности и активности. Позиции №№ 8-13 свидетельствуют о выраженной депрессии.

3

Уход в себя

Характеризуется избеганием контактов с людьми, самоустране­нием от различных дел. Часто ребенок демонстрирует реакции защиты по отношению к контактам с другими, не принимает про­являемую другими симпатию.

4

Тревожность по отношению

к взрослым

Выражается в беспокойстве и неуверенности относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Позиции №№ 1-3 диагностируют, насколько ученик старается убедиться, принимают ли его взрослые. Позиции №№ 4-6 показывают, обращает ли на себя внимание школьник и добивается ли любви взрослых. Пози­ции №№ 7-9 характеризуют степень беспокойства учащегося о том, принимают ли его взрослые.

5

Враждебность по отношению к взрослым

Проявляется в различных формах: от избегания учителя, подоз­рительности до неконтролируемой враждебности.

6

Тревожность по отношению

к детям

Демонстрируется беспокойство и неуверенность в том, нравится ли он другим детям и проявляют ли они к нему интерес. Иногда может принимать форму открытой враждебности.

7

Недостаточная социальная нормативность

(асоциальность)

Связана с неуверенностью в том, что взрослые одобряют по­ступки школьника. Выражается в различных формах негативизма. Позиции №№ 1-4 и № 6 демонстрируют отсутствие старания по­нравиться взрослым, безразличность и незаинтересованность в хороших отношениях с ними. У подростков позиции №№ 4-8 ука­зывают на определенную степень независимости, а у детей более младшего возраста - на недостаточную коммуникабельность. По­зиции №№ 9-11 свидетельствуют о недостаточной моральной «чистоплотности».

шкалы

Название

шкалы

Комментарии

8

Враждебность по отношению к детям

Проявляется в различных формах - от ревнивого соперничества до открытой враждебности. Слабая выраженность может указы­вать на то, что ребенок хочет установить или сохранить хорошие отношения с детьми, но выбирает неверные способы.

9

Неугомонность

Демонстрирует нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания. Избегает дол­говременных усилий.

10

Эмоциональное напряжение

Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях школы к эмоциональному перенапряжению и стрессам.

11

Невротические симптомы

Включает признаки невроза, преимущественно навязчивых со­стояний: частое моргание, обгрызание ногтей, сосание пальцев и т.д.

12

Неблагоприятные условия среды

Сигнализирует о том, что ребенок растет в неблагополучной среде, прежде всего семейной.

13

Умственное развитие

Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего уровня умственного развития.

14

Болезни

Включает внешние признаки, по которым можно определить нали­чие заболевания у школьника, но при этом нельзя поставить точ­ный диагноз.

15

Физические недостатки

Включает внешние признаки, по которым можно определить нали­чие физического недостатка у ученика, но при этом нельзя поста­вить точный диагноз.


Возможности использования карты Скотта достаточно широки и дают увидеть проблемы ребенка с различных углов зрения.




















Приложение 4


Инструкция для классного руководителя



Отметьте любым знаком устойчивую (регулярно, постоянно наблюдаемую) форму поведения ребенка.

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ


п/п


Первая шкала

Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине

Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если попросят

Играет роль «подчиненного», соглашается на «невыигрышные» роли

Слишком тревожен, чтобы быть непослушным

Лжет из-за боязни

Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней

Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание

Хочет быть замеченным

Не подходит к учителю по собственной инициативе

Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то, например, о помощи

Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос

Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются

Вторая шкала

Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится

Просит о помощи в выполнении школьных заданий в зависимости от самочувствия

Старательность в учебной работе нестабильна

В играх иногда чрезвычайно активен, иногда апатичен

Часто сердится, «впадает в бешенство»

Для ручной работы не хватает физических сил

В классе вял, безынициативен

Часто наблюдаются внезапные и резкие спады настроения

Движения замедленны

Взгляд равнодушный

В играх чаще всего ленив и апатичен

Часто мечтает

Говорит невыразительно, бормочет

Третья шкала

Не реагирует на приветствия

Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям

Избегает разговоров, «замкнут в себе»

Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий, живет «в своем мире»

Совершенно не проявляет интереса к ручной работе

Не проявляет интереса к коллективным играм

Часто избегает других людей

Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда обижен или подозревается в чем-то нехорошем

Стремится к изоляции от других детей, часто к нему невозможно приблизиться

Четвертая шкала

Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем

Слишком разговорчив, докучает своей болтовней

Преувеличенно много рассказывает учителю о своих семейных делах

Всегда находит предлог обратить внимание учителя на себя

Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя

Обращается к учителю с различными мелкими просьбами для того, чтобы добиться его симпатии

Часто рассказывает фантастические, вымышленные истории

Пытается заинтересовать взрослых собой, но не прилагает для этого достаточных стараний

Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии

Пятая шкала

Переменчив в настроениях

Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в хорошем настроении

Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе

Когда о чем-то просит учителя, то иногда бывает очень эмоциональным

Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем

Иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу

Портит общественную и личную собственность (в домах, садах, общественном транспорте)

Отличается вульгарным языком, любит пошлые рассказы, стихи, рисунки

«Бормочет под нос», если чем-то недоволен

Негативно относится к замечаниям

Временами лжет без какого-либо повода и без затруднений

Раз или два был замечен в воровстве денег, сладостей, ценных предметов

Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан

«Дикий» взгляд (смотрит исподлобья)

Очень непослушен, не соблюдает дисциплину

Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу)

Охотнее всего дружит с хулиганами

Шестая шкала

«Играет героя», особенно когда ему делают замечания

Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими

Склонен «прикидываться дурачком»

Слишком смел, рискует без надобности

Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством

Навязчив, легко управляем

Играет исключительно или почти исключительно с детьми старше себя

Часто паясничает

Одевается вызывающе

Часто в группе сверстников совершает глупые выходки

Подражает хулиганским проделкам других

Седьмая шкала

Не заинтересован в учебе

Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют

Не застенчив, но часто проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя

Не застенчив, но обычно не просит о помощи

Никогда добровольно не берется ни за какую работу

Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых

Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми

Избегает учителя, но активно контактирует с другими людьми

Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры

В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность, не соблюдает правила игры

Скрытен и недоверчив

Восьмая шкала

Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать

Временами очень недоброжелателен к тем детям, которые не принадлежат к кругу его общения

Надоедает другим детям, пристает к ним

Часто ссорится со сверстниками, обижает других детей

Пытается своими замечаниями создать определенные трудности для других детей

Находится в плохих отношениях с другими детьми

Обижает более слабых детей, младших

В драках кусается и царапается

Девятая шкала

Легко смиряется с неудачами в ручном труде

В играх не умеет владеть собой

Непунктуален, часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы

Как правило, не проявляет ответственности в ручном труде

Обычно не проявляет старания на школьных занятиях

Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку

В классе, как правило, рассеян

Не может длительно на чем-либо сосредоточиться

Десятая шкала

Предпочитает играть игрушками, предназначенными для детей младшего, чем он, возраста

Любит различные игры, но быстро теряет к ним интерес

Слишком инфантилен в речи и поступках

Играет преимущественно с младшими детьми

Слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо серьезное

Другие дети часто обижают его, делают «козлом отпущения»

Часто опаздывает на уроки

Уходит с отдельных уроков без уважительных причин

Отличается неорганизованностью

Ведет себя в группе (в классе) как посторонний, отверженный

Одиннадцатая шкала

Часто заикается

Предпочитает отмалчиваться

Объясняется нелогично, беспорядочно

Бесцельно жестикулирует

Часто грызет ногти

Ходит, подпрыгивая

Сосет палец (для школьников старше 10 лет)

Двенадцатая шкала

Часто отсутствует в школе без уважительных причин

Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ребенка в школе

Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям

Отличается неряшливостью

Выглядит так, как будто очень плохо питается

Значительно некрасивее других детей

Тринадцатая шкала

Сильно отстает в учебе от сверстников

Имеет слабые навыки чтения

Допускает ошибки в простейших математических заданиях

Одноклассники относятся к нему, как к маленькому

Четырнадцатая шкала

Дышит через рот

Склонность к ушным заболеваниям

Склонность к кожным заболеваниям

Частые боли в желудке и тошнота

Частые головные боли

Болезненные, покрасневшие веки или темные «круги» под глазами

Очень холодные руки

Косоглазие

Пятнадцатая шкала

Слабый слух

Слабое зрение

Слишком маленький рост

Чрезмерная полнота или другие особенности телосложения, которые могут способствовать развитию комплексов

Заикание






Приложение 5


Модифицированный вариант анкеты

школьной мотивации



Инструкция
«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».


Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации

Н.Г. Лускановой


1. Как ты чувствуешь себя в школе?
1) Мне в школе нравится.
2) Мне в школе не очень нравится.
3) Мне в школе не нравится.

2. С каким настроением ты идешь утром в школу?
1) С хорошим настроением.
2) Бывает по-разному.
3) Чаще хочется остаться дома.

3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?
1) Пошел бы в школу.
2) Не знаю.
3) Остался бы дома.

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?
1) Мне не нравится, когда отменяют уроки.
2) Бывает по-разному.
3) Мне нравится, когда отменяют уроки.

5. Как ты относишься к домашним заданиям?
1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.
2) Не знаю, затрудняюсь ответить.
3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.

6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?
1) Нет, не хотел бы.
2) Не знаю.
3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.

7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?
1) Рассказываю часто.
2) Рассказываю редко.
3) Вообще не рассказываю.

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?
1) Мне нравится наш классный руководитель.
2) Не знаю, затрудняюсь ответить.
3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

9. Есть ли у тебя друзья в классе?
1) У меня много друзей в классе.
2) У меня мало друзей в классе.
3) У меня нет друзей в классе.

10. Как ты относишься к своим одноклассникам?
1) Мне нравятся мои одноклассники.
2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.
3) Мне не нравятся мои одноклассники.












Приложение 6


Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» (Е.А.Климов)



В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда:

1. «Человек-человек»;

2. «Человек-техника»;

3. «Человек-человек»;

4. «Человек - знаковая система»;

5. «Человек – художественный образ».


Перед Вами ставится задача – дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке «Листа ответов» знак «+». Если определенно нравится – два плюса (++), а если очень нравится – три плюса (+++).Если скорее не нравится, чем нравится, - один (-), если определенно не нравится – два минуса (--), а если очень не нравится – три минуса (---).


1-а

Ухаживать за животными

1-б

Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2-а

Помогать больным людям, лечить их

2-б

Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3-а

Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3-б

Следить за состоянием, развитием растений

4-а

Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4-б

Доводить товары до потребителя (рекомендовать, продавать)

5-а

Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5-б

Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)

6-а

Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6-б

Тренировать ровесников (младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7-а

Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7-б

Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8-а

Сообщать разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии)

8-б

Оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес, концертов

9-а

Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9-б

Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10-а

Лечить животных

10-б

Выполнять вычисления, расчеты

11-а

Выводить новые сорта растений

11-б

Консультировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома), продукты питания

12-а

Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12-б

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13-а

Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13-б

Наблюдать, изучать жизнь микробов

14-а

Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14-б

Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах ит.п.

15-а

Составлять точные описания или отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15-б

Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16-а

Делать лабораторные анализы в больнице

16-б

Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17-а

Красить или расписывать помещение, поверхность изделий

17-б

Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

18-а

Организовывать культпоходы сверстников или младших (экскурсии, туристические походы и т.п.)

18-б

Играть на сцене, принимать участие в концертах

19-а

Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19-б

Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20-а

Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20-б

Работать с компьютером












Приложение 7


Тест школьной тревожности Филлипса предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связан­ной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.



Описание

Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитать школьникам, а можно и предложить в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».


Инструкция

Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, кото­рый состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «Да», если вы согласны с ним, или «Нет», если не согласны.


  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учи­тель?

  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяс­нении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается вы­бор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выпол­нять задание?

  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

  20. Похож ли ты на своих одноклассников?

  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что ре­зультаты такой работы будут сравнивать в классе с результата­ми твоих одноклассников?

  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волно­ваться, когда тебя спрашивают?

  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно бить­ся, когда учитель говорит, что собирается проверить твою го­товность к уроку?

  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с тем из твоих однокласс­ников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учени­ков, которые не справляются с учебой?

  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как дру­гие мамы твоих одноклассников?

  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе ок­ружающие?

  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хоро­шо, как и твои одноклассники?

  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что дума­ют о тебе в это время другие?

  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми пра­вами, которых нет у других ребят в классе?

  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою вне­шность и поведение?

  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных де­лах больше, чем другие ребята?

  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты вре­менами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл веши, которые хорошо знал раньше?

  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учи­тель говорит, что собирается дать классу задание?

  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу за­дание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники мо­гут сделать то, что не можешь ты?

  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель мо­жет дать классу проверочную работу?

  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обыч­но, что делаешь это плохо?

  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?











Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)



        1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональ­ное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

        2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его со­циальные контакты (прежде всего со сверстниками).

        3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребен­ку развивать свои потребности в успехе, достижении высо­кого результата и т. д.

        4. Страх самовыражения - негативные эмоциональ­ные переживания ситуаций, сопряженных с необходимос­тью самораскрытия, предъявления себя другим, демонст­рации своих возможностей.

        5. Страх ситуации проверки знаний - негативное от­ношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (осо­бенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

        6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

        7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижаю­щие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, дес­труктивного реагирования на тревожный фактор среды.

        8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - об­щий негативный эмоциональный фон отношений со взрос­лыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.



29