МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия имени Хаглышевой Е.К.»
Открытые педагогические чтения памяти Хаглышевой Е.К.
«Современный педагог. Каков он …?»
25.03.2016г.
«Психолого – педагогические основы образовательного процесса
дошкольников и учащихся
начальной школы»
Сабирова Светлана Антоновна
учитель начальных классов
ВКК
Почетный работник ОО РФ
п. Яшкуль, 2016г.
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы.
В условиях введения новых образовательных стандартов психолого – педагогические основы образовательного процесса заключаются в:
- сохранении и укреплении психологического здоровья обучающихся;
- создание мониторинга возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
В школе появляется психологический мониторинг – это абсолютно новая задача, для нее НЕ существует готового инструментария.
В условиях внедрения ФГОС НОО в ОУ появляются следующие проблемы:
- Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся начальной школы.
- Отсутствие единого банка психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности УУД у детей младшего школьного возраста.
- Отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности.
В концепцию психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса МБОУ «ЯМГ» в начальной школе входит цель:
- создание системы социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения, формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирования устойчивости мотивации познания; для психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного пространства в системе ФГОС.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
способствовать обеспечению психологически комфортного климата в школьном коллективе (ученик-учитель-родители) в условиях перехода на новые образовательные стандарты;
помогать участникам образовательного процесса в решении проблем, возникающих в период реализации ФГОС;
составить методический материал по психологическому сопровождению младших школьников – диагностике, разработке индивидуального образовательного маршрута по результатам диагностики;
Основными направлениями психолого – педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС НОО в начальной школе являются:
Психолого - профилактическая работа:
Психологическое просвещение: приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
Психолого - педагогическое сопровождение обеспечивает сформированность универсальных учебных действий обучающихся на каждом возрастном этапе:
I этап - Школа будущего первоклассника по программе
«Предшкольная пора» (авторы: Жидкова Н.И., Панина Л.В., Киреева О.В., Кузьминова Н.В). Январь - март.
Цель воспитания детей дошкольного возраста - воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.
Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, поддержать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача учителя – пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческой системы в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесном творчестве. Это обязательные элементы образа жизни дошкольников. Серьезное внимание надо уделять развитию познавательной активности и интересов дошкольников. Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физических и психических развитий. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
Психологический аспект:
сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия;
формирование представления о школе как о месте, где каждый ребенок будет принят со своими чувствами, мыслями, переживаниями.
Педагогический аспект:
По окончании работы школы будущего первоклассника составлен мониторинг развития познавательно – психических процессов за время пребывания в школе, отмечен уровень развития коммуникативных навыков детей.
II этап – первичная адаптация первоклассников к школе
В рамках подготовки ФГОС на ступени начального общего образования проводятся исследования по оцениванию универсальных учебных действий (УУД) в первых классах. Контрольно- измерительные материалы отличаются от традиционных тем, что они нацелены не на традиционную проверку усвоения детьми знаний и навыков, входящих в содержание учебной программы, а на выявление общепредметных (универсальных) учебных действий. При анализе результатов выполнения заданий учитывалась взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями: состояние здоровья детей; успеваемость по основным предметам; уровень развития речи; степень владения русским языком; умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; стремление принимать и решать учебную задачу; навыки общения со сверстниками; умение контролировать свои действия на уроке.
На основе проделанной работы второго этапа выделяется «группа риска», сопровождение одаренных учащихся, и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.
«Ни один возраст не заканчивается с наступлением следующего возраста» (Э.Эриксон). Следовательно, необходимо отметить, что с приходом ребенка в начальную школу такие формы деятельности и сотрудничества, как непосредственно-эмоциональное общение, предметно-деловое и игровое сотрудничество, характерное для дошкольных возрастов, не исчезают. Они продолжают жить в младшем школьном возрасте, поскольку, раз появившись, та или иная форма деятельности и сотрудничества должна жить, пока жив ее носитель. Однако целесообразно не смешивать разные виды деятельности и формы сотрудничества между собой. Так, различение личностной и деловой оценки и владение деловой самооценкой – это средства избежать смешения учебного и непосредственно-эмоционального видов сотрудничества. Основным средством преодоления репродуктивных действий (действий по образцу, по инструкции) учащихся и перевода в учебную деятельность тех из них, кто ориентирован на выполнение правил, на послушание и подражание, является систематическая организация совместной работы учеников, проходящей в относительной независимости от взрослого – носителя образцов. Игра является незаменимым средством для того, чтобы всеобщие основания математических, лингвистических и прочих понятий наполнились для ребенка личным смыслом, стали его собственной логикой.
Следовательно, при организации учебного процесса в первом классе целесообразно обеспечить такую полноту форм совместности, при которой вход в учебную деятельность станет открыт детям с самыми разными личностными ориентациями и ценностями: не только «познавателям», но и «коммуникантам», фантазерам, практикам, эстетам… Для этого учебный процесс младшего школьника следует представить в виде сплава из разных форм сотрудничества, построенных взрослым с точным знанием его ингредиентов и их пропорций.
Также внеурочная деятельность позволяет развивать у всех детей психологическую компетентность, коммуникативные навыки, даёт опыт общения в и группе и коллективе, расширяет словарный запас в области чувств и эмоций, развивает уверенность в себе, своих силах, позволяет научиться, лучше понимать себя и других.
Проводятся консультации и просветительская работа с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
III этап – продолжение психолого-педагогической работы со школьниками
Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса (промежуточная и итоговая диагностика) и предполагает следующее:
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. Составляется технологическая карта сформированности личностных УУД обучающихся.
Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
Семинарские занятия с учителями начальных классов и педагогами - предметниками по преодолению психологических барьеров, анализ педагогических ситуаций, связанных с реализацией новых стандартов.
IVэтап -2 - 3 класс: Дальнейшее отслеживание УУД
Vэтап - 4 класс
Сопровождение в рамках подготовки к переходу в среднее звено. Соответствие обучающегося критериям «портрета» ученика по новым стандартам
Мой опыт работы в начальной школе показывает, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени.
На встречах с педагогами в виде тренингов, дискуссий, круглых столов обсуждаются следующие темы:
Конфликты и пути выходы из конфликтов
Индивидуальные различия детей.
Особенности возраста ребенка.
Регулятивные компетенции ребенка: Самоконтроль. Самоорганизация. Произвольность.
Коммуникативные компетенции ребенка: Навыки общения. Умение слушать. Навыки сотрудничества. Навыки разрешения конфликтов. Навыки совместной деятельности. Толерантность.
Когнитивные компетенции учащихся: (умение учиться)
Работа с детьми с индивидуальными психологическими особенностями (тревожность, агрессивность, леворукость, медлительность)
Как привлечь родителей на собрание? Формы и методы работы с родителями.
Работа с диадой «ребенок - родитель» (Совместные занятия с родителями).
Таким образом, технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса является неотъемлемым компонентом образовательного процесса, позволяющим не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий.
Внедрение ФГОС позволят выпускнику школы обучаться и развиваться всю жизнь. Это очень важно в условиях, когда жизнь меняется быстро и учителя не в состоянии предугадать, какие знания и умения понадобятся выпускнику в будущем. Важно помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.