Новосветская общеобразовательная школа I-III ступеней
администрации Старобешевского района
Разработка тренинга для педагогов
Тема тренинга «Психолого –педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников»
Выполнила
практический психолог
Бондаренко Наталья Валериевна
пгт. Новый Свет, 2016 год
Тема тренинга: «Психолого –педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников.»
“Нельзя вести домашнее хозяйство, не подходя к плите.
Нельзя поймать рыбу на удочку, не забросив крючок.
Нельзя достичь своей цели, не прилагая усилий”.
Кэти Селигман, журналистка.
Цель: Предоставить участникам тренинга информацию о психолого – педагогическом сопровождении профессионального самоопределения школьников. Повысить психологическую компетенцию педагогов.
Время: 1,5 часа.
Оборудование: карточки, плакаты, презентация, стикеры
Структура тренинга
№ | Виды работы | Время работы | Оборудование |
1. | Организационный момент Упражнение «Мы- разные» | 2 мин | Карточки четырёх цветов |
2. | Повторение правил работы группы | 3 мин | Плакат «Правила группы» |
3. | Упражнение «Ожидания» | 5 мин | Плакат «Море ожиданий», кораблики. |
4. | Мозговой штурм «Что такое профессиональное самоопределение?» | 5 мин | |
5. | Информационное сообщение «Жизненный план» | 5 мин | Презентация |
6. | Тренинговое упражнение: “Мои жизненные приоритеты” | 10 мин | Таблица |
7. | 7.Упражнение «Хочу. Могу. Надо». | 5 мин | Таблицы |
8. | Игра «Аукцион» | 5 мин | |
9 | Информационное сообщение «Школа и будущая профессия» | 5 мин | |
10 | Работа в группах «Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе» | 20 мин | Маркеры, плакаты |
11. | Упражнение «Шкала 1-10» | 10 мин | Жёлтые стикеры, плакат |
12 | Релаксация «Цветок в ладошках» | 10мин | |
13. | Подведение итогов «Ожидания» | 5 мин | Синие стикеры, плакат |
Организационный момент.
При входе в кабинет педагоги делятся на четыре группы, выбирая карточку (красного, зелёного, жёлтого, синего) цвета.
Затем тренер даёт характеристику группам в зависимости от выбранного цвета.
Тренер: Те, кто выбрали:
– синий цвет – чувствительные и впечатлительные люди, спокойные и уравновешенные, они отличаются утончённостью и хорошим эстетическим развитием;
– зелёный цвет – испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше всех, имеют высокий уровень притязаний, озабочены собственным статусом в коллективе;
– жёлтый цвет – мечтательны с богатым воображением, любят мечтать, фантазировать, но не готовы активно действовать, живут больше в будущем, чем в настоящем;
– красный – активные, энергичные, деятельные, напористые, шумные.
- Каждый из нас индивидуален, у каждого свои особенности, каждый из нас – это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений, мотивов.
- А что нас объединяет, чем мы похожи?
Участники называют общее, то ,что их объединяет, тренер фиксирует ответы на доске.
- Переходим к нашим групповым правилам.
2. Повторение правил работы группы (5 мин.)
- Посмотрите на плакат «Правила группы» и объясните, как вы их понимаете.
1. Толерантность
2. Чувство юмора
Правила 3. Равенство
группы 4. Краткость
5. Активность
6.Добровольность
7. Умение слушать
8. Позитив
- В дальнейшей нашей работе я попрошу придерживаться правил группы и не забывать о них в течение тренинга.
3. Упражнение « Ожидания» (5 мин.)
Цель: выяснить надежды и ожидания участников тренинга.
- Сегодня мы отправимся путешествовать на корабликах по морю ожиданий. Тема нашего тренинга «Здоровье. Здоровый образ жизни». Сейчас мы с вами находимся на берегу надежд. Подумайте, что вы надеетесь получить от нашего путешествия. У вас у каждого свой кораблик напишите на нём свои ожидания. Кто написал сразу выходите, читайте и прикрепляйте к плакату свои ожидания.
- Начну я (тренер). Обратите внимание на цвета кораблика (жёлтый, зелёный) Что они обозначают?
Жёлтый – жизнерадостность, активность,
тепло солнца, ожидание большого счастья.
Зелёный – уверенность, целеустремлён-
ность.
- Я от вас ожидаю активного участия и уверенных ответов.
( Участники на корабликах записывают свои ожидания от тренинга, зачитывают, прикрепляют на плакате возле «Берега надежд».)
Вывод: Мы отправились в путь по морю от «Берега надежд» с надеждами о том, что в конце нашего путешествия мы вспомним и систематизируем информацию по данной теме.
4. Мозговой штурм «Что такое профессиональное самоопределение? » (5 мин)
Цель: ввести участников тренинга в тему, актуализовать их личное понимание того, что такое профессиональное самоопределение , дать определение .
Ход упражнения
- Давайте подумаем, кто же такой профессиональное самоопределение школьников? (Ответы участников).
5. Информационное сообщение «Жизненный план»
У каждого человека: и у взрослого, и у ребёнка – есть удивительная возможность – мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовём эту лестницу “лестницей желаний”.
Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Ваш подъём зависит во многом от того, как вы будете вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с вами по лестнице: будете толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд, идти рядом.
Дети находятся сейчас в такой ситуации, когда им необходимо спланировать своё движение по лестнице жизни, найти свой жизненный путь. Однако не всем удается достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что план не всегда хорошо продуман, составлен без учета своих способностей и возможных препятствий.
Жизненный план – это представление человека о желаемом образе жизни.
6.Тренинговое упражнение: “Мои жизненные приоритеты”
Про старушку
В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой. Только спустя годы узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.
- Многого ли достигла в жизни эта старушка?
- Как вы думаете, каков был её путь по лестнице жизни?
- Каковы были её жизненные ценности?
Профессиональный план – это представление человека о своём профессиональном будущем, поэтому его построение зависит от него самого, его опыта. Говоря о профессиональном плане, мы говорим о пути, имеющем протяжённость во времени.
Планирование обычно бывает: долгосрочное (на несколько десятилетий вперёд); на средний срок (несколько месяцев или лет) и краткосрочное (несколько дней, недель).
Планирование профессионального пути у человека чаще всего идёт как намётки основных вех. Причём эти вехи могут быть разные: временные (например, к 23 годам окончить институт и найти хорошую работу), событийные (стать менеджером) без чёткого указания возраста человека при совершении события.
Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо проявить максимум самостоятельности. Ошибки, пока они только в планах, исправимы. У вас есть знания о себе и о мире профессий, ведь осознанным выбор человека может быть только тогда, когда учитываются все обстоятельства дела.
При составлении профессионального плана надо обдумать свою главную цель, полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия: неудача, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей и многое другое.
Для планирования своего профессионального пути часто используется схема профессионального планирования, разработанная Е.А. Климовым:
Схема личного профессионального плана
Главная цель – какую профессию выбираю | Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, каким буду, где буду, на кого буду равняться, кем я буду, чего достигну. |
Ближайшие задачи и более отдаленные цели | Первая проба сил, работа, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста |
Пути и средства достижения ближайших целей | Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ курсы) |
Внешние препятствия на пути достижения цели | Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей |
Свои возможности для достижения цели | Состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию |
Запасные варианты и пути их достижения | Например: “не пройду по конкурсу в техникум – попробую поступить на ту же специальность в ПТУ “ и т.д. |
7.Упражнение «Хочу.Могу.Надо»
Цель : систематизировать знания.
- Представьте, что вы выпускники школы.
Участники получают по три листочка бумаги, желательно трех цветов.
Напишите на первом слово ХОЧУ и продолжите предложение, перечислив свои требования к будущей профессии (например, хочу много путешествовать, хорошо зарабатывать, встречаться с интересными людьми, много работать, испытывать острые ощущения)
На втором листочке (МОГУ) напишите, что вы можете.
На третьем листочке (НАДО) напишите, что, на ваш взгляд, в настоящее время надо другим (товары, услуги, идеи и т. д.)
Положите эти листочки перед собой. Это – три слагаемых правильного выбора профессии.
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).
Их можно представить в виде окружностей:
1 вариант. Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются, это означает, он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.
2 вариант. Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.
3 вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека — самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.
Как бы вы могли разместить свои листочки на парте? Насколько близки сегодня ваши «МОГУ», «ХОЧУ», «НАДО»?
Как вы думаете, на что вы вам проще влиять: на «могу», «хочу» или «надо»?
Подумайте, чем можно дополнить эту схему?
Ее можно дополнить элементом «ЕСТЬ».
«ЕСТЬ» - это те умения, навыки, качества, которыми вы располагаете уже сегодня. Это – ваш стартовый капитал. Чтобы уже сегодня задуматься о том, чем вы будете заниматься через 5-10 лет, важно правильно оценить себя сегодня.
Проблема многих молодых людей – завышенный уровень притязаний. Конечно, жизнь его откорректирует в нужную сторону, но иногда такая корректировка проходит очень болезненно: не очень приятно падать даже с воображаемых вершин. Постарайтесь быть объективными, оценивая себя в следующем упражнении.
«Есть!»
Насколько у вас сформированы навыки?
Полезные навыки | Всегда | Часто | Редко | Никогда |
Довожу дело до конца | | | | |
Я требователен к себе | | | | |
Умею преодолевать трудности | | | | |
Умею распределять время | | | | |
Учитываю мнение других | | | | |
Я человек слова | | | | |
Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Оцените друг друга, поставив рядом с его оценкой свою (только не по принципу «ты – мне, я – тебе»). Сравните свои оценки с оценками, которые вам поставил сосед. Довольны ли вы этими оценками? Насколько честно вы сами оценили своего товарища? Может быть, вы побоялись его огорчить? Или наоборот? Кто строже оценил вас: сосед или вы сами?
Качества, которые вы только что оценивали, определяю профессиональную успешность человека. Если оценки ниже, чем бы вам хотелось, не расстраивайтесь. Лучше понять свои слабости сегодня, когда есть время и желание от них избавиться, чем страдать, когда поздно будет что-то исправить.
Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Сегодня узнали секрет правильного выбора профессии. Он прост. Как вы думаете, почему не все могут воспользоваться этим простым и красивым решением?
8. Игра «Аукцион»
Цель : активизировать участников.
Первый участник с места называет любую профессию, второй – профессию, начинающуюся на последнюю букву предыдущей и т. д. Если участник затрудняется назвать профессию, тренер считает до трех, после чего участник выбывает из игры, а право хода переходит следующему игроку. Выигрывает последний. В качестве атрибутов игры можно использовать импровизированный гонг и молоток, приз победителю.
9. Информационное сообщение «Школа и будущая профессия»
Выбор профессии – такой же естественный этап развития каждого человека, как первые шаги и первые слова. Это – в том случае, если ребенок развивается нормально, окружен любовью и заботой. Психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от взрослых. Если ребенку созданы нормальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно. Проблемы с выбором профессии - только верхушка айсберга личностных проблем и сигнал внутреннего неблагополучия.
Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, осознание требований профессии к человеку, степени сформированности профессионально важных качеств. Они формируются только на основе личностных качеств и жизненных ценностей. Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.
Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.
Школа может направить свои усилия на отбор, селекцию «перспективных» детей, зарабатывая «очки» на медалистах и стремясь к 100% поступлению выпускников в ВУЗы. Или – на развитие способностей, трудовой мотивации и формирование жизненных ценностей своих учеников. Первый вариант – это накатанная дорога, по которой отечественная школа ведет несколько поколений учеников. Чем-то этот подход сродни спартанскому отношению к слабым и увечным.
Второй путь требует осознанной и слаженной работы всех участников образовательного процесса, хороших программ и учебников, компетентных специалистов в области профильного обучения и предпрофильной подготовки…
Среди традиционных форм профориентационной работы можно назвать уроки, факультативные занятия, групповые и индивидуальные консультации. Общими проблемами для всех перечисленных форм является отсутствие полноценного методического обеспечения и квалифицированных специалистов.
Наименее разработанной формой профильной ориентации школьников является внеклассная работа. Между тем никто так хорошо не знает своих учеников, никто так не заинтересован в решении их проблем, как классный руководитель. По мнению Е. А. Климова, «учитель наиболее непосредственно и действенно сталкивается с явлениями индивидуального профессионального самоопределения школьника» (Климов Е. А., Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации, М., 1983).
«Уроки самоопределения» - это система классных часов для учащихся 5-9 классов, направленных на изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистичной самооценки, знакомство с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных слуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры. Важной частью этих занятий является самодиагностика с использованием простых и надежных методик, ролевых игр, проблемно-поисковых задач.
Цель работы – формирование устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самоконтроля, самообразования и самовоспитания.
Система занятий выстроена таким образом, что в каждом классе с учетом возрастных особенностей учащихся последовательно развиваются восемь важнейших тем, связанных с личностным и профессиональным самоопределением: формирование реалистичной самооценки; направленность личности; развитие эмоциональной сферы; диагностика особенностей интеллектуальной сферы в целях выявления склонностей к разным видам деятельности; уточнение профессиональных интересов и склонностей; знакомство и миром профессий и правилами планирования профессиональной карьеры.
Самым очевидным результатом работы является более осознанный выбор профессии и профиля обучения. Однако ее смысл выходит за рамки утилитарных задач, поставленные в Концепции профильного обучения. Убеждена, что классные руководители, взявшие за основу сценарии этих классных часов, увидят и разовьют заложенные в них возможности.
10. Работа в группах «Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе»
Цель : определить функции всех участников профориентационной работы с учащимися в школе.
Презентация своих ответов по группам.
Материал для тренера.
Координатор профориентационной деятельности: заместитель директора по учебно-воспитательной работе либо заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:
выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива (учителей-предметников, классных руководителей, социального педагога, педагога психолога, медицинских работников) по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся;
проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
совместно с педагогом-психологом, учителями-предметниками ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
помогает обучающимся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального самоопределения, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
оказывает помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования, тестирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учителя-предметники:
способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Педагог-психолог:
организация работы с родителями по изучению родительских ожиданий в области профессиональных предпочтений детей, консультирование по вопросам профориентации в семье обучающегося;
изучение профессиональных интересов и склонностей обучающихся;
формирование базы данных по профессиональной диагностике;
осуществление психологического сопровождения профильного обучения, осуществление мониторинга готовности обучающегося к профильному и профессиональному самоопределению через опрос, тестирование, анкетирование подростков и их родителей;
обеспечение психологического просвещения обучающихся, родителей и педагогов в рамках профильного и профессионального выбора обучающихся;
проведение бесед, тренинговых занятий по профориентации с обучающимися и их родителями;
организация психологических консультаций с учётом возрастных особенностей обучающихся;
оказание помощи классным руководителям, учителям-предметникам в анализе и оценке интересов и склонностей обучающихся.
Библиотекарь:
регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)
Социальный педагог:
способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки;
оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Медицинский работник:
используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
оказывает помощь классному руководителю, педагогу-психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
11. Упражнение «Шкала 1-10» (10 мин.)
Цель: доказать участникам, что собственная жизненная позиция и собственное «Я»- это основное в проблеме выбора профессии
Ход упражнения
Участникам розданы жёлтые стикеры. Им предлагается выставить свои оценки влиянию среды, окружению и собственному «Я», на проблему выбора профессии. Оценки свои обосновать.
Вывод: каким бы не было влияние окружения, а всё-таки решающим в проблеме выбора профессии является собственное «Я» человека, его позиция и решения.
12. Релаксация «Цветок в ладошках»
Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить , что они на зеленом лугу.(Звучит релаксационная музыка со звуками природы).
Тренер: «Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках ,и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он- точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться.»
Тренер спрашивает об ощущениях, чувствах и эмоциях, испытанных участниками.
13.Упражнение «Ожидание» (Подведение итогов)(10 мин.)
Цель: осознание участниками того, какой мерой реализовались их ожидания (одна из форм оценки тренинга).
Ход упражнения
- Вернёмся к нашему «Морю ожиданий». Мы подошли к берегу реализованных ожиданий. Берём стикер и пишем: «Я получил…» Тренер первым приклеивает свои реализованные ожидания. «Я получила массу удовольствия от общения с вами». Ответы участников.
Вывод: Все мы в жизни плывём морем познаний и никто не знает какие берега нас ждут. А тот берег, которого достигли мы сегодня, завтра станет берегом, от которого мы отправимся в новое путешествие к новым знаниям и опыту.