СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая атмосфера на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: "Психологическая атмосфера на уроке".

Просмотр содержимого документа
«Психологическая атмосфера на уроке.»

Психологическая атмосфера на уроке

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка 0т 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутришкольной среды, одной из которых является комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье учащихся.

"Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следущее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, прибывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют."

Существует три структурные составляющие понятия комфорта:

- психологическая

- интеллектуальная

- физическая

Психологическа комфортность - это такое состояние, возникающие впроцессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Источником психологической комфортности является положительное эмоциональное состояние как ученика так и учителя; доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.

Психологическая атмосфера указывает на эффективное либо неэффективное взаимодействие участников учебного процесса, которое зависит как от компетенции учителя, так и от эмоционального благополучия детского коллектива.

Как добиться психологической комфортности на уроке?

  • используйте в совей работе просьбы, а не требования;

  • используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;

  • используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;

  • добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;

  • не допускайте стресообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);

  • создайте "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;

  • используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).

Принцип психологической комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома". Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.


Интеллектуальная комфортность -  это удовлетворненность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?

  • используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование, работа с интерактивной доской (норма 4-7 видов деятельности за урок));

  • используйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их не позже чем через 10-15 минут;

  • используйте на уроке методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся. Метод свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества. Активный метод - ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дисскусия, семинар, ученик в роли исследователя. Метод, направленный на самопознание и саморазвитие интелекта, эмоций, общения, выражения, самооценки ии взаимооценки;

  • используйте динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за урок, через 15-20 мин урока по 1 минуте из 3х упражнений);

  • наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);

  • стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;

  • поддерживайте у учащихсяч веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;

  • создавайте ситуацию успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интелектуальных способностей учащихся;

  • справедливо оценивайте ответы учащихся ( используйте вариативную систему оценивания: за один урок ставить оценку за каждый вид деятельности, суммируя его в конце урока; тогда понятие "двойка" просто исчезнет). Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться.

Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.

Как добиться физической комфортности в школе?

  • организация горячего питания в школе;

  • соблюдение питьевого режима;

  • соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;

  • обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе (отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 9 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:

    1. Проводить опрос, не нагнетая обстановку в классе. Вызывать ребят по имени и фамилии. При неудачном ответе не отчитывать ученика в присутствии всего класса.

    2. Чувство юмора поможет убрать напряжение в классе.

    3. Необходимо поддерживать ситуацию успеха.

    4. Постараться проявлять искренний интерес к каждому ученику (хотя бы периодически)

    5. Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица

    6. При возникновении учебных трудностей обязательно четкое прояснение материала.

    7. Классному руководителю обратить внимание на межличностные отношения, выявить лидеров, отверженных.

    8. На агрессивное поведение детей давать “обратную связь” в виде “Я-высказывания”, выражая собственное отношение к поступку.

    9. Сотрудничество — наиболее приемлемая форма построения отношений взрослых с детьми.

Уверенность детей в своих силах, в том, что они хорошие, необходимы как воздух для построения положительных отношений с другими и успехов в учебе. Это зависит от родителей и педагогов.




















КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АПШЕРОНСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ГУСЕВА ВЛАДИМИРА ВАСИЛЬЕВИЧА









Выступление на педагогическом совете

от 30.12.2020 по теме:

«Психологическая атмосфера на уроке»

















Составила:

учитель начальных классов

Кожемякина В.В









2020 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!