СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая готовность к обучению в школе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психологическая готовность к обучению в школе»

Психологическая готовность воспитанника УДО

к обучению в школе.

Личностное развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется формированием самосознания.

Начинает меняться представление о самом себе, своем «Я». Это хорошо видно при сравнении ответов на вопрос: «Ты какой?». Ребенок трех лет отвечает: «Я большой», а семи лет – «Я маленький»

Во второй половине дошкольного возраста появляется самооценка, базирующаяся на самооценке раннего детства, которая соответствовала чисто эмоциональной оценке («Я хороший») и рациональной оценке чужого мнения.

У ребенка происходит половая идентификация. Развивается эмоционально-волевая сфера.

В дошкольном возрасте изменяется и мотивационная сфера. Основным личностным механизмом, который формируется в это время, является соподчинение мотивов. Ребенок способен принять решение в ситуации выбора, тогда как раньше для него это было трудно. Самым сильным мотивом является поощрение и получение награды, менее сильным – наказание, а самым слабым – обещание

В возрасте 6 лет у ребенка формируется готовность к обучению. Л. С. Выготский выделил кризис 6–7 лет. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, старшего дошкольника отличает манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение. У ребенка проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л. С. Выготский объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается. В данный период также возникает осмысленность в собственных переживаниях.

Выделяют несколько уровней готовности к школьному обучению: высокий, средний, ниже среднего  и низкий.

    Высокий уровень школьной зрелости предполагает  хорошее или удовлетворительное физическое развитии; готовность руки к письму, умение очень  хорошо копировать печатный и письменный текст, работать с ножницами; хороший фонематический слух;   широкий кругозор, хорошую общую осведомленность;  поставленную речь, большой словарный запас;  хорошую память, знание стихов, сказок, умение пересказывать и отвечать на вопросы по услышанному тексту;  умение устанавливать сходства и различия между понятиями, классифицировать и обобщать, понимать переносный смысл пословиц и поговорок;  знание цифр и букв, умение читать по слогам, прибавлять и отнимать единицу; произвольность  поведения; способность самостоятельно решать поставленные задачи; устойчивое желание учиться.

   Средний уровень школьной зрелости включает в себя: хорошее или удовлетворительное физическое развитии; готовность руки к письму, умение хорошо или удовлетворительно копировать печатный и письменный текст, работать с ножницами; хороший фонематический слух; достаточный  кругозор, хорошую или удовлетворительную  общую осведомленность;  развитую  речь, хороший  словарный запас;  хорошую память, знание стихов, сказок, умение пересказать и ответить на простые вопросы по услышанному тексту;  умение устанавливать сходства и различия между понятиями, классифицировать и обобщать, понимать переносный смысл несложных пословиц и поговорок;  знание цифр и букв, счет в пределах 10; произвольность  поведения; способность самостоятельно или при незначительной помощи взрослого решать поставленные задачи; устойчивое желание учиться.

     Уровень ниже среднего  характеризуется хорошим или удовлетворительным физическим развитием;  относительной готовностью руки к письму, умением  удовлетворительно копировать печатный и письменный текст;  достаточным  кругозором, удовлетворительной  общей осведомленностью;  развитой или слабо развитой речью, достаточным  словарным запасом;  удовлетворительной памятью, знанием несложных стихов, сказок, умением вкратце пересказать и ответить на простые вопросы по услышанному тексту;  умением  устанавливать  явные сходства и различия между понятиями, осуществлять несложную классификацию и обобщение;  знанием некоторых цифр и букв; способностью  решать поставленные задачи с помощью и под контролем взрослого; устойчивым или неустойчивым желанием учиться.

    Низкий  уровень  школьной зрелости определяется у детей, которые имеют хорошее  или удовлетворительное  физическое  развитие; слабую готовность руки к письму;  узкий  кругозор, недостаточную  общую осведомленность;  неразвитую  речь, маленький словарный запас;  слабую  память; умение пересказывать и отвечать на вопросы только с помощью взрослого; сравнивать, классифицировать и  обобщать понятия только с подсказками ; слабо сформированные навыки произвольной деятельности; слабую учебную мотивацию.

Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения.

Готовность ребенка к обучению в школе:

1. физическая готовность - характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья - предполагает достижение уровня физического и нервно-психического развития, уровень функционирования основных систем организма, наличие или отсутствие хронических заболеваний, степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, а также степень социального благополучия ребенка (например, определяются; рол-, вес, основные параметры здоровья, состояние зубов и пр.).

2. специальная готовность предполагает наличие специальных умении и навыков - понимается определенный уровень умелости ребенка в отношении чтения, письма и счета (знать буквы, читать, считать), 3. психологическая - предполагает достижение определенного уровня психического развития (интеллектуальная, личностная и эмоционально-волевая готовности).

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе означает, что ребенок может и хочет учиться в школе.

Структура психологической готовности ребенка к школе

Личностная готовность (готовность ребенка к принятию позиции школьника)

Интеллектуальная готовность ребенка к школе (наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов)

- Эмоционально-волевая готовность (ребенок должен уметь ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации)

- Социально-психологическая готовность (наличие у ребенка нравственных и коммуникативных способностей).

Интеллектуальная готовность – наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: памяти, мышления, воображения. Интеллектуальная готовность предполагает также соот­ветствующее речевое развитие, формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу.

Личностная готовность детей к обучению предполагает наличие у ребенка выраженного интереса к учению, к приобретению знаний, умений и навыков, к по­лучению новой информации об окружающем мире. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешними атрибутами, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Социально-психологическая готовность – наличие у ребенка навыков социального общения, умений устанавливать взаимоотношения с другими детьми, умения войти в детское общество, уступать и защищаться. Ребенок должен уметь согласовывать свои действия со сверстниками, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения.

Адаптация ребёнка к школьной жизни – сложный и многогранный процесс, благодаря которому ребёнок приспосабливается к новым условиям и новому статусу. Гармоничное протекание процесса невозможно без помощи взрослого, от которого ждут разъяснений и уточнений, а также помощи, слов поддержки или просто объятий. Родитель должен понимать, что процесс адаптации – временный, и от того, сколько усилий приложит именно он, родитель, зависит длительность адаптации и дальнейшая успешность обучения его ребёнка.

К наиболее успешным условиям адаптации следует отнести:

  • наличие полной семьи;

  • высокий уровень образования родителей;

  • адекватные методы воспитания;

  • уважение прав ребёнка;

  • готовность ребёнка к школе;

  • положительное отношение в семье к статусу школьник.

Признаки успешной адаптации: 1. Удовлетворённость от процесса обучения

Ребёнок с радостью говорит о школе и с удовольствием её посещает.

2. Освоение программы

Ребёнку не доставляет особой сложности справляться с предъявляемыми заданиями. В случае, если ребёнок трудится по традиционной программе, но испытывает некоторые трудности, важно поддержать его, не сравнивая с другими детьми, не коря и не указывая на его недостатки. Если же трудности возникают при обучении в рамках усложнённой программы (например, с углублённым изучением какого-либо предмета) родителям стоит рассмотреть вариант перехода на обычную программу.

3. Степень самостоятельности

Выполнять задания ребёнок должен самостоятельно, после неудачных попыток может просить о помощи взрослого. Многие взрослые начинают помогать с самого начала – и это большая ошибка. Ребёнок быстро привыкает к такому варианту подготовки домашнего задания и в дальнейшем ему будет сложнее выполнять его самостоятельно.

4. Удовлетворённость отношений с учителем и одноклассниками

Это один из основных признаков. Если у ребёнка сложились гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации будет проходить с наименьшими затратами.

При нарушении успешной адаптации к условиям школьной среды у ребенка может возникнуть состояние дезадаптивности личности, что является негативным следствием искажения процесса активного приспособления ученика первого класса к новым условиям. Дезадаптация может наступить как результат резкого изменения условий среды, к которым ребенок может быть не готов.

Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушения обучения и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности.

Признаки школьной дезадаптации:

- нарушения в отношениях с одноклассниками, родителями, учителями;

- нежелание ходить в школу;

- соматические проявления: головная боль, нарушение аппетита, подавленное настроение, повышенная утомляемость;

- эмоциональные нарушения;

- снижение общительности, эмоциональной устойчивости, самоконтроля, социальной смелости и повышенные показатели эмоциональной возбудимости, тревожности, не способности к длительному сосредоточению, замыкание в себе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!