Психологическая готовность воспитанника УДО
к обучению в школе.
Личностное развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется формированием самосознания.
Начинает меняться представление о самом себе, своем «Я». Это хорошо видно при сравнении ответов на вопрос: «Ты какой?». Ребенок трех лет отвечает: «Я большой», а семи лет – «Я маленький»
Во второй половине дошкольного возраста появляется самооценка, базирующаяся на самооценке раннего детства, которая соответствовала чисто эмоциональной оценке («Я хороший») и рациональной оценке чужого мнения.
У ребенка происходит половая идентификация. Развивается эмоционально-волевая сфера.
В дошкольном возрасте изменяется и мотивационная сфера. Основным личностным механизмом, который формируется в это время, является соподчинение мотивов. Ребенок способен принять решение в ситуации выбора, тогда как раньше для него это было трудно. Самым сильным мотивом является поощрение и получение награды, менее сильным – наказание, а самым слабым – обещание
В возрасте 6 лет у ребенка формируется готовность к обучению. Л. С. Выготский выделил кризис 6–7 лет. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, старшего дошкольника отличает манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение. У ребенка проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л. С. Выготский объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается. В данный период также возникает осмысленность в собственных переживаниях.
Выделяют несколько уровней готовности к школьному обучению: высокий, средний, ниже среднего и низкий.
Высокий уровень школьной зрелости предполагает хорошее или удовлетворительное физическое развитии; готовность руки к письму, умение очень хорошо копировать печатный и письменный текст, работать с ножницами; хороший фонематический слух; широкий кругозор, хорошую общую осведомленность; поставленную речь, большой словарный запас; хорошую память, знание стихов, сказок, умение пересказывать и отвечать на вопросы по услышанному тексту; умение устанавливать сходства и различия между понятиями, классифицировать и обобщать, понимать переносный смысл пословиц и поговорок; знание цифр и букв, умение читать по слогам, прибавлять и отнимать единицу; произвольность поведения; способность самостоятельно решать поставленные задачи; устойчивое желание учиться.
Средний уровень школьной зрелости включает в себя: хорошее или удовлетворительное физическое развитии; готовность руки к письму, умение хорошо или удовлетворительно копировать печатный и письменный текст, работать с ножницами; хороший фонематический слух; достаточный кругозор, хорошую или удовлетворительную общую осведомленность; развитую речь, хороший словарный запас; хорошую память, знание стихов, сказок, умение пересказать и ответить на простые вопросы по услышанному тексту; умение устанавливать сходства и различия между понятиями, классифицировать и обобщать, понимать переносный смысл несложных пословиц и поговорок; знание цифр и букв, счет в пределах 10; произвольность поведения; способность самостоятельно или при незначительной помощи взрослого решать поставленные задачи; устойчивое желание учиться.
Уровень ниже среднего характеризуется хорошим или удовлетворительным физическим развитием; относительной готовностью руки к письму, умением удовлетворительно копировать печатный и письменный текст; достаточным кругозором, удовлетворительной общей осведомленностью; развитой или слабо развитой речью, достаточным словарным запасом; удовлетворительной памятью, знанием несложных стихов, сказок, умением вкратце пересказать и ответить на простые вопросы по услышанному тексту; умением устанавливать явные сходства и различия между понятиями, осуществлять несложную классификацию и обобщение; знанием некоторых цифр и букв; способностью решать поставленные задачи с помощью и под контролем взрослого; устойчивым или неустойчивым желанием учиться.
Низкий уровень школьной зрелости определяется у детей, которые имеют хорошее или удовлетворительное физическое развитие; слабую готовность руки к письму; узкий кругозор, недостаточную общую осведомленность; неразвитую речь, маленький словарный запас; слабую память; умение пересказывать и отвечать на вопросы только с помощью взрослого; сравнивать, классифицировать и обобщать понятия только с подсказками ; слабо сформированные навыки произвольной деятельности; слабую учебную мотивацию.
Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения.
Готовность ребенка к обучению в школе:
1. физическая готовность - характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья - предполагает достижение уровня физического и нервно-психического развития, уровень функционирования основных систем организма, наличие или отсутствие хронических заболеваний, степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, а также степень социального благополучия ребенка (например, определяются; рол-, вес, основные параметры здоровья, состояние зубов и пр.).
2. специальная готовность предполагает наличие специальных умении и навыков - понимается определенный уровень умелости ребенка в отношении чтения, письма и счета (знать буквы, читать, считать), 3. психологическая - предполагает достижение определенного уровня психического развития (интеллектуальная, личностная и эмоционально-волевая готовности).
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе означает, что ребенок может и хочет учиться в школе.
Структура психологической готовности ребенка к школе
- Личностная готовность (готовность ребенка к принятию позиции школьника)
- Интеллектуальная готовность ребенка к школе (наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов)
- Эмоционально-волевая готовность (ребенок должен уметь ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации)
- Социально-психологическая готовность (наличие у ребенка нравственных и коммуникативных способностей).
Интеллектуальная готовность – наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: памяти, мышления, воображения. Интеллектуальная готовность предполагает также соответствующее речевое развитие, формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу.
Личностная готовность детей к обучению предполагает наличие у ребенка выраженного интереса к учению, к приобретению знаний, умений и навыков, к получению новой информации об окружающем мире. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешними атрибутами, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.
Социально-психологическая готовность – наличие у ребенка навыков социального общения, умений устанавливать взаимоотношения с другими детьми, умения войти в детское общество, уступать и защищаться. Ребенок должен уметь согласовывать свои действия со сверстниками, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения.
Адаптация ребёнка к школьной жизни – сложный и многогранный процесс, благодаря которому ребёнок приспосабливается к новым условиям и новому статусу. Гармоничное протекание процесса невозможно без помощи взрослого, от которого ждут разъяснений и уточнений, а также помощи, слов поддержки или просто объятий. Родитель должен понимать, что процесс адаптации – временный, и от того, сколько усилий приложит именно он, родитель, зависит длительность адаптации и дальнейшая успешность обучения его ребёнка.
К наиболее успешным условиям адаптации следует отнести:
наличие полной семьи;
высокий уровень образования родителей;
адекватные методы воспитания;
уважение прав ребёнка;
готовность ребёнка к школе;
положительное отношение в семье к статусу школьник.
Признаки успешной адаптации: 1. Удовлетворённость от процесса обучения
Ребёнок с радостью говорит о школе и с удовольствием её посещает.
2. Освоение программы
Ребёнку не доставляет особой сложности справляться с предъявляемыми заданиями. В случае, если ребёнок трудится по традиционной программе, но испытывает некоторые трудности, важно поддержать его, не сравнивая с другими детьми, не коря и не указывая на его недостатки. Если же трудности возникают при обучении в рамках усложнённой программы (например, с углублённым изучением какого-либо предмета) родителям стоит рассмотреть вариант перехода на обычную программу.
3. Степень самостоятельности
Выполнять задания ребёнок должен самостоятельно, после неудачных попыток может просить о помощи взрослого. Многие взрослые начинают помогать с самого начала – и это большая ошибка. Ребёнок быстро привыкает к такому варианту подготовки домашнего задания и в дальнейшем ему будет сложнее выполнять его самостоятельно.
4. Удовлетворённость отношений с учителем и одноклассниками
Это один из основных признаков. Если у ребёнка сложились гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации будет проходить с наименьшими затратами.
При нарушении успешной адаптации к условиям школьной среды у ребенка может возникнуть состояние дезадаптивности личности, что является негативным следствием искажения процесса активного приспособления ученика первого класса к новым условиям. Дезадаптация может наступить как результат резкого изменения условий среды, к которым ребенок может быть не готов.
Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушения обучения и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности.
Признаки школьной дезадаптации:
- нарушения в отношениях с одноклассниками, родителями, учителями;
- нежелание ходить в школу;
- соматические проявления: головная боль, нарушение аппетита, подавленное настроение, повышенная утомляемость;
- эмоциональные нарушения;
- снижение общительности, эмоциональной устойчивости, самоконтроля, социальной смелости и повышенные показатели эмоциональной возбудимости, тревожности, не способности к длительному сосредоточению, замыкание в себе.