Психологическая готовность к сдаче ОГЭ.
Содержание: Психологические советы выпускникам, родителям и педагогам по
эффективной подготовке к экзамену.
Государственный экзамен в психологическом плане для школьников – это самое
настоящее испытание. Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает
ее и ведет себя в ней каждый по-разному.
Для того чтобы стресс не помешал процессу подготовке и сдаче экзаменов, выпускники
должны научиться преодолевать свой страх, научиться мобилизации и концентрации. ОГЭ
требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Для
решения этих задач предлагаем методические рекомендации на основе официального
информационного портала единого государственного экзамена.
Советы выпускникам.
ОГЭ – лишь одно из жизненных испытаний, многие из которых еще предстоит пройти.
Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и
повышением личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть
совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается
избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ОГЭ. Все задания
составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы
обязательно сдадите экзамен.
Некоторые полезные приемы.
Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться.
Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное
внимание.
Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект
неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в
разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно
ознакомиться заранее.
Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать
абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься
однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь
отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но
и не затягивайте перемену. Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут
занятий.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить
простую или минеральную воду, зеленый чай.
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит
увеличить время сна на час.
Рекомендации по заучиванию материала
Главное - распределение повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При
каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко
к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-
3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения
спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между
повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
Советы родителям.
Именно Ваша поддержка нужна выпускнику. Зачастую родители переживают
ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку
гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимальные
комфортные условия для подготовки ребенка и не мешать ему. Поощрение, поддержка,
реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с
собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности
предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные
барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните, что для хорошего
результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ОГЭ. Гораздо эффективнее
спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за
нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том,
что он (она) самый(ая) любимый(ая), и что все у него (нее) в жизни получится! Вера в успех,
уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и
одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".
Организация занятий.
Очень важно разработать ребенку индивидуальную стратегию деятельности при
подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть
медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей
переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии
родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные
и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать
его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на
успех!
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса – ситуация неопределенности.
Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ОГЭ и заполнения бланков,
особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство
неизвестности.
В процессе работы с заданиями приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь
его распределять.
Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой
подготовки к экзаменам.
Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там
заниматься!
Питание и режим дня.
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как
рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и
"от плюшек не толстеют!"
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно
нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за
этим.
С утра перед экзаменом дайте ребенку шоколадку. Разумеется, это не баловство, а
просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!
Итоговая аттестация для лиц с ОВЗI.
Обучающиеся признаются лицами с ОВЗ на основании рекомендаций и заключения
ПМПК. Деятельность ПМПК включает в себя психолого-медико-педагогическое
обследование детей. Следует учитывать, что заключения ПМПК носят рекомендательный
характер. Но если родители предоставят рекомендации ПМПК соответствующим органам,
то такие рекомендации будут являться основанием для создания особых условий воспитания
и обучения ребенка. Родителям стоит помнить, что заключение ПМПК действительно для предоставления в школу и иные органы в сфере образования в течение 1 календарного года
с даты его подписания (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
«Об Итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
от 9.04.2014 г. № НТ-392/07).
Если обучающийся находится на домашнем обучении, то для сдачи ГИА в форме ГВЭ
(государственный выпускной экзамен для лиц с ОВЗ) они имеют право пройти обследование
и получить рекомендации ПМПК, подтверждающие статус обучающегося с ОВЗ.
Обучающиеся, выпускники прошлых лет с ОВЗ, должны предоставить копию рекомендаций
ПМПК для того, чтобы сдать ГВЭ. Обучающиеся, выпускники прошлых лет, дети -инвалиды
и инвалиды предоставляют оригинал или копию справки, подтверждающей факт
инвалидности.
Итак, специальные условия сдачи экзамена создают для обучающихся, которые:
воспитательных учреждениях закрытого типа;
обучающихся с ОВЗ;
детей-инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
Для проведения ЕГЭ и ГВЭ на территории Российской Федерации и за ее пределами
предусматривается единое расписание экзаменов. По каждому учебному предмету
устанавливается продолжительность проведения экзаменов.
Итоговая аттестация по программам среднего общего образования может проводиться
в форме письменных, устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов.
I