Добрый день дорогие коллеги и уважаемые члены жюри!
Поднимите , пожалуйста, руки все кто любит математику. А есть в зале те, кто ее не любит. И так далеко не все. Конечно, за 15 минут я не смогу убедить вас полюбить математику и уж тем более не смогу научить математике, но я хочу чтобы МАТЕМАТИКОЙ вы чему– нибудь научились.
Свой мастер класс я хотела бы начать с нескольких шуточных вопросов. Но только попрошу ответы давать сразу, без долгих раздумий и анализа. Ответьте первое, что пришло вам в голову .
1 Кто при дворе при Екатерине второй ходил вверх головой. (все)
2 Лев гулял по дорожкам зоопарка. Навстречу ему шла маленькая девочка, но она не испугалась
его. Почему?
3 Как глухонемому объяснить в магазине, что ему нужен молоток?- А как слепому попросить ножницы?
4 Чему равно 2 в квадрате? 32? угол в квадрате? (90 градусов)
5 Вопрос для тех, кто давно водит машину: Что вы делаете, если едете сбоку от водителя и видите ситуацию, когда надо затормозить?
6 Ну и простой вопрос из жизни. Придя домой, вы доставали ключи из кармана пальто, но вот вы купили новую куртку с карманами в другом месте и некоторое время…..
Человек, часто выполняя какое-то действие, не сразу может переключиться на другое: срабатывает «психологическая инерция» - то есть продолжение привычных действий или привычка к какому-либо конкретному методу и образу мышления, который игнорирует другие.
Как вы уже догадались тема моего мастер класса «Психологическая инерция»
Психологическая инерция может помогать человеку. Например, мы не задумываясь и не глядя, можем застегнуть одежду или завязать шнурки; в темноте мы уверенно найдем ручку двери в своей комнате.
Но в тоже время она начинает мешать, когда условия изменяются или когда требуется оценить ситуацию с другой, непривычной точки зрения. Она может быть и вредной, например, когда после серии примеров на сложение ребенок делает ошибки в примерах на вычитание. ПИ мешает придумывать новое, делать научные открытия. Она мешает нам принимать правильные решения и в разных жизненных ситуациях!
Давайте попробуем выполнить некоторые задания, которые нацелены на то, чтобы научить нас отходить от ПИ.
РАЗДАЮ ЗАДАНИЯ
Какой вопрос был у вас? Ваш ответ.
1 Прием фантазирования
Скажите, пожалуйста, может ли мышь быть больше слона?
(если они игрушки, если мышь рядом, слон далеко, если они нарисованы, а если подумать так: мышка мама- значит большая, слоненок ребенок- значит маленький, а может быть большая собака по имени Мышка и черепашка по имени Слон)
Скажите ,что вам пришлось делать , чтоб ответить на этот вопрос? Правильно –фантазировать.
Итак: первый прием борьбы с ПИ – фантазирование.
Какое задание было у вас?
2 Соединить точки тремя прямыми линиями, чтобы получился замкнутый треугольник
Вы пробовали решить ? Не получилось? Давайте остановимся и попробуем вспомнить какой у нос должен быть результат? Что нам надо построить? (треугольник) Как мы это делали (соединяли точки в рамках этого квадрата) Но иногда, чтобы решить задачу надо выйти из этих искусственных рамок, и посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Смотрите (показать самой)
Второй прием : Посмотреть на ситуацию с других точек зрения.
Задача № 3
7)У фермера в хозяйстве были кролики и утки. Он посчитал их по головам и насчитал 126 ,пересчитал по ногам и насчитал 302. Сколько кроликов и сколько уток было у фермера?
Итак , мы попробовали решить. Не получилось -надо остановится. Попробуем посмотреть на эту ситуацию по другому.
представим , что все кролики встали на задние лапки.
Если было 126 голов , то на земле стоит в раза больше ног: 126*2=252
А сколько лапок поднято вверх? 302-252 = 50
Чьи это лапки? Кроликов.
Как найти - сколько было кроликов? 50:2=25
Как узнать - сколько было уток? 126 -25=101
Что мы сделали, чтоб решить задачку- подняли кроликов на задние лапки, те изменили ситуацию, задача решена.
№ 4
Переложить ровно три кружочка, чтобы треугольник смотрел вершинкой вниз.
Давайте решим все вместе, пойдемте к доске.
1 пробуем
2 никак ? давайте остановимся и зададим себе вопрос – в чем трудность ? почему не получается?-Представим себе возможные варианты решения.
Вот треугольник приложите его так , будто решение у нас уже получилось.
Как ,по-вашему, должен располагаться искомый треугольник?
А если уйти от этого решения и представить где еще мог бы оказаться треугольник? Нам ведь всего три кружочка надо переложить .
Решение где- то близко пробуйте.
Вот все и получилось
Давайте повторим с чего мы начали : попробовали- остановились- представили возможные варианты- соотнесли их с условием. Задача решена.
Мы рассмотрели только несколько способов борьбы с ПИ, давайте их вспомним:
1 учится фантазировать,
2 развивать воображение
3 учиться видеть ситуации с разных точек зрения;
4 Приступая к решению проблемы надо пробовать решить ее.
Безусловно нужно пробовать, какая бы у вас жизненная ситуация не сложилась- пробуйте и не бойтесь этого делать. И если не получается , надо во время остановиться
5 Нужно вовремя остановиться
6 представить другие возможные варианты решения
7 соотнесли их с условием.
8 Снова не получается, ну тогда нужно изменить эту действительность и действовать в другой
Надо найти решение и порадоваться за себя.
А самое главное для борьбы с ПИ надо просто знать, что она существует.
Спасибо за внимание.