Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям ФГОС нового поколения.
Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый, единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря: педагогическому такту и этике взаимоотношений; педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры; педагогическому просвещению родителей; умению видеть сложные взаимоотношения в семье; единству требований школы и семьи.
Основная задача школы в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, психологическую, воспитательную деятельность семьи, выявить пути, формы и способы расширения и углубления взаимосвязей школы, семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимодействие семьи и школы сегодня предполагается должно быть направлено на формирование духовных ценностей, и способствовать становлению личности; формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
И, тем не менее, надо отметить, что основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка играет Семья и занимает центральное место в воспитании каждого ребенка. Но, всё чаще можно слышать упрёки в адрес школы, что нужно искать новые формы работы с детьми и родителями учащихся. Но вернуть в школу утраченные ценности без семьи, невозможно, как утверждают исследователи.
Задачи на сегодняшний день: единение семьи и школы; тесное сотрудничество “триады”: учителя - дети – родители; определение возможностей и условий дальнейшей интеграции усилий семьи и школы в воспитании учащихся.
Интеграция усилий семьи и школы – это важнейшее условие формирования единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка, его счастье и успех.
Необходим переход от эпизодически стихийного взаимодействия школы и семьи по проблемам обучения и воспитания детей, педагогического просвещения родителей, к постоянному, на основе конкретных программ совместной деятельности, с учетом специфики школы, контингента детей и родителей.
Можно назвать три основных составляющих взаимодействия семьи и школы:
1. Информирование родителей.
2. Педагогическое корректирование складывающихся отношений между детьми и взрослыми.
3. Практическое взаимодействие.
Задача учителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребенка.
Чтобы эту задачу реализовать, надо постоянно держать в поле зрения особенности современной семьи.
Причин, мешающих хорошему взаимоотношению детей и родителей, очень много. И на сегодня, к сожалению, можно с уверенностью говорить о том, что во многих семьях обстановка неблагополучная, независимо от их материального положения.
На формирование личности ребенка сильное влияние оказывает весь образ жизни. И если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка.
К сожалению, взаимоотношения школы и семьи, учителей и родителей не всегда бывают хорошими, а их действия не всегда согласованны. Одной из причин конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей, и школа должна стать главным помощником, поставив перед собой задачу просвещения родителей.
Разнообразная работа школы с семьей учащегося требует от педагогов определенных навыков и умений:
хорошо видеть перспективу развития каждого учащегося и помочь семье наметить пути ее осуществления;
установить добрые взаимоотношения с семьей учащегося, уметь поддерживать деловые контакты с родителями с учетом их возраста и индивидуальных различий;
с учетом конкретных условий жизни каждой семьи, помочь родителям выбрать правильные пути и средства для достижения поставленной цели.
Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
Формы работы с родителями традиционные: Индивидуальные консультации педагога. Посещения на дому. Общешкольные конференции. Родительские собрания. Беседы и консультации. Внеклассные мероприятия, электронная переписка.
К нетрадиционным формам взаимодействия относятся: Родительские тренинги, психологические разминки, круглые столы, устные журналы, практикумы, родительские вечера, родительские чтения, родительские ринги. В литературе по воспитательной работе предлагается несколько новых форм взаимодействия с семьей. Это: деловые игры, ток – шоу, театр – экспромт, аукцион, Письмо родителям, памятки.
Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратить на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.
Школа обязана содействовать развитию семьи. Но, работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
Казалось бы, эти заинтересованные стороны должны сделать всё возможное, чтобы быстро и эффективно найти совместное решение в проблемной ситуации, но практика показывает, что в реальности чаще встречаются непонимание и конфликты.
Как преодолеть проблемы в общении учителя с родителем, как и о чём говорить, чтобы быть услышанными, как не допустить конфликтную ситуацию, и что делать, если конфликт произошёл, - словом, как сделать общение эффективным, а значит, реально помочь ребёнку.
У учителей и родителей отношение к одному и тому же ребёнку, видение ситуации, связанной с какой-то проблемой, разное. В этом нет ничего особенного, за исключением одного важного момента: неумение или нежелание взрослых прийти к общему решению может заставить ребёнка страдать, а учителя и родителя сделать не помощниками ребёнку, а противниками друг другу. Обида, а порой, и взаимная ненависть взрослых сказываются не только на их собственном настроении, но и, в конечном счёте, на отношении ребёнка к школе. И здесь очень правильно, вернее, эффективно выстроить взаимодействие и добиться взаимопонимания.
Любую задачу можно решить разными путями, и, в конечном итоге, найти свой путь, а, возможно, найти свой алгоритм решения задачи и при этом, не потерять уважение к себе и сохранить уважение к другому.
Уверена, что любой педагог это знает, но.... Ошибки повторяются.
Что делать?
Взаимодействие родителей с учителем и учителя с родителем – задачка со многими неизвестными. Но они (учителя и родители) обречены на взаимодействие. Но всё чаще взаимодействие не складывается. На вопрос “Почему?” ответить и просто и сложно.
Я только хочу напомнить вам правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся:
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время.
Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать, это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
Не спешите с выводами. Обдумывайте всё то, что вы услышали от родителей.
То о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учителей, учащихся.
Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители ещё с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
Если педагог в какой-то проблеме или ситуации не компетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить обратиться за консультацией к специалистам.
Безусловно, любые отношения, любое взаимодействие людей, даже родных, "выстраивается". Есть ещё и общие принципы, но это не правила. Правила, как вы знаете, подразумевают и предписывают определённый (только такой) вариант поведения, принципы дают общее направление, возможные варианты, основу, на которой строится эффективное взаимодействие.
Предлагаю вам 10 принципов эффективного общения, которые помогут выстраивать взаимодействие учителя с родителями и родителей с учителями:
Уметь настроиться на эффективное общение.
Уметь говорить.
Уметь слушать и слышать.
Уметь спрашивать, задавать вопросы и отвечать на них.
Уметь понимать, анализировать и контролировать свои невербальные коды общения.
Уметь наблюдать за собеседником и контролировать ситуацию общения.
Уметь решать проблемы в ходе общения, не создавая новые.
Уметь отстаивать свою точку зрения, возражать и говорить "нет".
Уметь признавать свои ошибки и извиняться.
Уметь показывать своё расположение и благодарить.
Конечно, в каждом отдельном случае могут быть свои вариации, связанные и с личностными особенностями педагога и со спецификой предмета, но основные условия эффективного взаимодействия родителей с педагогом одинаковы.
Перечислим их ещё раз:
Предварительная договорённость о встрече.
Позитивная установка.
Чёткое формулирование позиции, мнения.
Выбор наиболее значимых аргументов (при необходимости аргументация специалистов.
Использование позитивной тактике общения при беседе, убеждения (спокойный, доброжелательный тон).
Визуальный контакт.
Располагающие (позитивные) невербальные сигналы (мимика, жесты, поза).
Повторение главной мысли и аргументов: внимательное выслушивание противоположной позиции.
Исключение обвинений, указаний на ошибки, некомпетентность и т.д.
Предложения совместного решения проблемы.
Благодарность за внимание и понимание.
Вы можете использовать основные принципы эффективного общения, варьируя их сочетание, форму, тактику.