СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические характеристика личности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткая характеристика, табличный вариант. Удобно для ознакомления.

Просмотр содержимого документа
«Психологические характеристика личности»

Индивидуальные характеристики личности










1

Асимметрия полушарий

фун­кциональная асимметрия и специализация полушарий характеристика распределения психических функций между правым и левым полушариями.

Не существует и абсолютного доминирования — у каждого человека наблюдается индивидуальное сочетание церебраль­ного доминирования, доминирования руки, ноги, глаза и уха.


Церебральное доминирование и доминирование руки (уха; глаза) связаны обычно контрлатеральными отноше­ниями (т.е. при ведущей правой руке за речь отвечает ле­вое полушарие). Но иногда они состоят и в ипсилатеральных отношениях (расположены на одной стороне тела).

Левое полушарие обычно отвечает за оперирование вер-бально-знаковой информацией, чтение и счет, правое — за оперирование образами, ориентацию в пространстве, раз­личение звуков и мелодий, распознавание сложных объек­тов, продуцирование сновидений. мышление аналитическое, сложение непротиворечивой модели мира, которую легко закрепить в знаках и словах. у левополу-шарных — восприятие и мышление


Правополушарное мышление пространственно-образное, симультанное (одномоментное) и синтетическое, что дает возможность одномоментного схватывания разнородной информации. У мужчин асимметрия выражена силь­нее, чем у женщин, что, по-видимому, и ограничивает у них возможности компенсации и обучаемость.

У праворуких людей под большим контролем находятся мышцы правой стороны тела, так что скрытые эмоции чаще могут быть замечены на левом профиле лица. правополу-шарных лучше развиты эмоции и интуиция,

центр речи не обязательно находится справа — оно лишь подчеркивает факт наиболь­шей вовлеченности правого полушария в обсуждаемый про­цесс.


Концепция эквипотенциалъности полушарий, изначально полушария совершенно иден­тичны в отношении всех функций, в том числе и речевой. В пользу этого свидетельствуют данные о высокой пластич­ности мозга и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах его развития.


прогрессивной литерализации, специализация полуша­рий существует уже с момента рождения ребенка. У праворуких она проявляется в виде запрограммированной спо­собности нервного субстрата левого полушария обнаруживать способность к развитию речевой функции и одновременно определять деятельность ведущей руки. Это подтверждается различиями в строении будущих речевых зон задолго до того, как речь формируется


1 генетическая модель закон Менделя и предполагала, что это качество определя­ется действием одного гена.

2 Дж. Леви и Т. Нагилаки модель основана на том, что рукость является функцией двух генов, один из которых определяет локали­зацию центров речи (Ь — в левом полушарии и доминиру­ет, 1 — в правом полушарии, рецессивный), а другой опре­деляет, какой рукой будет управлять речевое полушарие — контрлатеральной или ипсилатеральной (соответственно С и с);

3 модель, М. Аннет, основана на гипотезе о существова­нии отдельного гена «правостороннего сдвига» и его рецес­сивного аллеля. Наличие этого гена обеспечивает изначаль­ную предрасположенность человека к тому, чтобы у него доминировала правая рука, а центр речи располагался в левом полушарии. Таким образом, данный ген определяет не только рукость, но и церебральное доминирование. Пос­ледняя модель в наибольшей мере охватывает факты, на­копленные в области изучения асимметрии



К.Г. Юнг писал: «В зависимости от соотношения доминирующих и под­чиненных функций формируется и структура личности в целом»

Процесс становления асим­метрии называется латерализацией.

вой и левой рукой, --их называют амбидекстрами.

леворукости связывают с Действием трех групп факторов — средовых (включая куль­турные), генетических и патологических.

Вклад генетических факторов в онтогенетические процес­сы: наследственность определяет нормы вариативности, а содержание актуальной ситуации — конкретное распреде­ление доминирования.


2

Темперамент


учение Гиппократа о четырех жид­костях и четырех темпераментах человека, возникшее в IV веке до н. э. В зависимости от преобладания той или иной жидкости в организме, утверждал Гиппократ, че­ловек имеет соответствующий темперамент: оптимисти­ческий, жизнерадостный (сангвинический) нрав имеют те, у кого больше крови; печальны и угнетены (мелан­холики) люди, у которых преобладает черная желчь; раздражительны и возбудимы (холерики) те, у которых слишком много светлой желчи, и, наконец, апатичны, равнодушны (флегматики) люди, имеющие больше дру­гих в организме мокроты.

Древнеримский врач Гален, живший во II веке до н. э., полагал, что четыре перво­начала темперамента олицетворяют четыре субстанции —твердое, жидкое, горячее и холодное.

И.П. Павлов понимал темперамент как наиболее общую характеристику высшей нервной деятельности, выражаю­щую основные природные свойства высшей нервной сис­темы (в основном силу и быстроту).

И. Кант полагал, что каждый из видов темперамента (а чаще всего их выделяли четыре) связан с возбуждением или ослаблением жизненной силы и отнесенностью к обла­сти чувств или деятельности (3). Так, темпераментами чув­ства являются сангвинический (когда на ощущение оказы­вается сильное воздействие, но проникает оно неглубоко) и меланхолический (при котором ощущение может быть не очень ярким, но зато пускать глубокие корни). Для людей с этими типами темперамента все самые главные жизнен­ные события скорее переживаются эмоционально, чем осоз­наются, и описываются также в категориях чувств.

А В. Вундт считал, что каждый из четырех темперамен­тов может быть описан по двум основаниям — силе эмоци­ональных реакций и уровню их стабильности, подводя ос­новы под возможность количественного, естественнонауч­ного изучения темперамента.




закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности.

объяснения природы тем­перамента выделяют гуморальные, конституциональные и психологические теории.









Все конституциональные теории ос­новываются на двух положениях, называемых «конституци­ональной гипотезой»: во-первых, телосложение и поведение значимо связаны друг с другом, во-вторых, эта связь имеет «конституциональную» природу, т.е. скорее всего основанную на наследственности. Уязвимость «конституциональной» ги­потезы состоит в том, что действительные связи разнонаправ­ленны, и можно привести примеры психогенного переедания (булимии) или отказа от еды (нервной анорексии), которые, естественно, приводят к телесным изменениям, но начинают­ся эти изменения с психики и поведения


Пикник «широкий и тяжелый» человек. У него значительные жировые отложе­ния, круглая готова на короткой шее. Пикник, как прави­ло, имеет циклотимический темперамент. Он дружелюбен, общителен, не склонен к самоанализу, эмоции колеблются между грустью и весельем, любит принимать быстрые ре­шения под влиянием минуты. Одни циклоиды склонны к гипоманиакальности, другие — к депрессии. В случае пси­хического расстройства обнаруживается склонность к цирку­лярному или маниакально-депрессивному психозу.


Ас­теник, «худой и высокий». Имеет хрупкое телосложе­ние, высокий рост, плоскую грудную клетку и вытянутое лицо. Астеник имеет шизотимический темперамент. У него контакт с людьми и вещами, как правило, ограничен. Он холодноват, самодостаточен, не любит открыто проявлять чувства, причем замкнутость может доходить до аутизма. Он упрям, с трудом приспосабливается к действительности, нереалистичен и склонен к абстракции. При расстройствах психики обнаруживается предрасположенность к шизофре­нии.



Атлетик «крепыш» с хо­рошо развитой мускулатурой, высоким или средним ростом, широким плечевым поясом и узкими бедрами, выпуклыми лицевыми костями. Для атлетика характерен иксотимичес-кий темперамент (тягучий). Он спокоен, реалисти­чен и по внешним признакам маловпечатлителен, обладает сдержанной мимикой и пантомимикой, невысокой гибкос­тью мышления, трудно приспосабливается к перемене об­становки. При душевных расстройствах может неожиданно взрываться, проявляя предрасположенность к эпилепсии.



Эрнст Кречмер заметил, что в зависимости от типа сложения человек оказывается склонен к одному из психиатрических заболеваний. Поскольку многие душев­ные болезни могут быть поняты как чрезмерные, патологи­ческие усиления той или иной черты личности, то можно уловить связь телесных и психологических особенностей и у здоровых людей.

1.психастезия (чрезмерное повышение или понижение чувствительности по отношению к психическим раздражи­телям), 2. фон настроения (склонность к веселью или печали),3. психический темп (ускорение или задержка психических процессов в целом и отдельно взя­тых), 4.общий двигательный темп или психо­моторную сферу (подвижность или заторможенность, тра­екторию движений).

У. Шелдон он положил преоб­ладание в организме человека одной из тканей эмбриона — эндодермы, из которой образуются органы пищеварения, мезодермы,, из которой состоят кости, мышцы и легкие, или эктодермы, из которой образуются кожа, волосы, ног­ти, нервная система и мозг.

Эндоморфный (с большим животом, большим количе­ством жировых отложений на плечах и бедрах, слабыми конечностями), Он общителен и покладист, приветлив, любит комфорт. Ему легко выражать свои чув­ства. В тяжелые минуты он стремится к людям. Не любит напряжения, а в состоянии опьянения становится чувстви­тельным и мягким.

Мезоморфный (отличающийся могучим сложением, грудь колесом, имеющий квадратную голову, широкие ладони и ступни) склонен к соматотонии. Это человек неспокойный и нередко агрес­сивный, любящий приключения. Он довольно скрытен в чувствах и мыслях. В осанке и действиях он выражает уве­ренность, сложные жизненные ситуации стремится решать поведенчески, через изменение мира вокруг себя. В состоя­нии опьянения настойчив до навязчивости и агрессивен. Эктоморфный (худой и высокий, обладает слабым развити­ем внутренних органов, худым лицом, узкой грудной клет­кой, тонкими длинными конечностями) обычно отличается церебротонией, за­торможенный и интровертный, необщительный, скрытный. В его осанке чувствуется скованность. В трудных ситуаци­ях он склонен к уединению. Наиболее продуктивным и сча­стливым для него обычно оказывается поздний период жиз­ни. Под действием алкоголя он практически не меняет сво­его обычного поведения и состояния.

О. Гросс, при изучении психопатий выделил пер­вичные функции (непосредственные реакции на стимуля­цию) и вторичные функции (связанные с восстановлением затрат, ушедших на первичную функцию первичная функция интенсивна, т.е. человек реагирует глубоко эмоционально, то и на восста­новление потребуется больше сил, что требует наличия дли­тельной вторичной функции. Поэтому такие люди медлен­нее перерабатывают информацию и дольше ее сохраняют. Если же человек реагирует не очень сильно, то и восстано­вить силы он может быстрее; у таких людей скорость реа­гирования и переключаемость внимания существенно выше. Таким образом, формально не используя этих понятий, О. Гросс первым обратил внимание на темпоралъно-энергетические характеристики человеческой деятельности

Ян Стреляу рассмат­ривать это качество с точки зрения его роли в приспособле­нии человека к условиям его жизни и деятельности.положения И.П. Павлова о роли темперамента в адапта­ции человека к окружающей среде и основываясь на поня­тии Д. Хебба об оптимальном уровне возбуждения, он раз­работал регулятивную теорию темперамента. Я. Стреляу считает реактивность (понимаемую как величину ответных реак­ций человеческого организма на воздействия, чувствитель­ность и выносливость, или способность к работе) и актив­ность (описывающую интенсивность и длительность пове­денческих актов, охват и объем предпринимаемых действий) при данной величине стимуляции.

В школе В.С. Мерлина выделяется 9 основных параметров темперамента (тех проявлений, по которым мы можем сделать психодиагнос­тические наблюдения, не имея специальных средств диаг­ностики);

1) эмоциональная возбудимость;

2) возбуди­мость внимания;

3) сила эмоций;

4) тревожность;

5) реак­тивность непроизвольных движений (импульсивность);

  1. активность волевой, целенаправленной деятельности;

7. пластичность—ригидность;

8) резистентность (сопротив­
ляемость);

9) субъективация (пристрастность).

Ученик В.С. Мерлина В.В. Белоус выделил при помощи математических моделей два типа темперамента, тип А характеризуются сильным возбужде­нием, высокой или низкой динамичностью торможения, экстраверсией, пластичностью, беззаботностью, высокой или низкой эмоциональностью, тип Б, отличаются слабым возбуждением, высокой или низкой динамичностью возбуждения, интроверсией, ригид­ностью и тревожностью.

В.М. Русалова,темперамент психосоциобио.логическая кате­гория, одно из независимых базовых образовании психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека. Он формируется под влиянием общей кон­ституции в процессе тех конкретных деятельностей, в которые человек включен с самого детства. 1) отражает формальный аспект деятельности и не зависит от ее цели, смысла, мотива; 2) характеризует инди­видуально-типичную меру энергетического напряжения и отношения к миру и себе; 3) универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности; 4) может проявляться уже в детстве; 5) устойчив в течение длительного периода жиз­ни человека; 6) высоко коррелирует со свойствами биоло­гических подсистем (нервной, гуморальной, телесной и т.д.); 7) передается по наследству.

Опирался на ученье Анохина

Предметная эргичностъ характеризует желание умственно­го и физического напряжения, избыток или недостаток сил.

Социальная эргичностъ определяет открытость, широту контактов, легкость в установлении связей. Предметная пластичность означает, пособность переключаться с одного вида дея­тельности на другой, стремление к разнообразию. Соци­альная пластичность — это сдержанность или расторможенность в общении, широта социальных программ, естествен­ность взаимодействия. Предметный темп скорость моторно-двигательных операций. Социальный темп — речедвигательная активность, способность вербализации. Предметная эмоциональность — это мера чувствительнос­ти к расхождению реального результата и желаемого. Вы­сокая чувствительность к несовпадению выражается в преоб­ладании негативных эмоций, а низкая чувствительность — в присутствии положительных эмоциональных переживаний. Социальная эмоциональность характеризует ощущение уве­ренности в процессе общения, эмоциональную сензитивность, меру тревоги по поводу неудач в общении.




понимать темперамент скорее как характеристи­ки общей активности, отвлекаясь при этом от такой его составляющей, как эмоциональность.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!