Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности учеников 2-4 классов (презентация к родительскому собранию)»
Психологические возрастные особенности детей 8-10 лет (2-4 класс)
Материал подготовила педагог-психолог высшей квалификационной категории Лицея №9 им.А.С.Пушкина
Оксана Владимировна Хмельницкая
Упражнение
Вспомните себя учеником начальных классов (2, 3 или 4-го)
- Как вы тогда относились к школе в целом?
- С каким настроением чаще вы собирались в школу и почему?
- Что вы думали об учителе? Об одноклассниках? Что вы тогда думали о своих родителях?
- Как вы делали домашние уроки?
- Что чувствовали, выходя к доске?
- Чем вам хотелось заняться на переменах и после окончания занятий?
- На какой урок вы бежали с радостью? Чего боялись?
- Помните своего соседа по парте?
- Помните курьезный случай на одном из уроков?
Психолого-возрастные особенности детей в 8-9 лет
- сохраняется высокая потребность в отдыхе
- критически относится к поведению взрослых, в том числе своих родителей
- больше стремится общаться со сверстниками
- усвоили многие социальные нормы
- хорошо понимают разницу между полами
Советы по воспитанию:
- Следите за тем, чтобы ребёнок обязательно выполнял домашние задания. Сочетайте самостоятельность и разумную помощь.
- Будьте внимательны к его чувствам, не игнорируйте их, стимулируйте к тому, чтобы он осознавал и называл их.
- Контролируйте время, которое ребёнок проводит у телевизора, компьютера (с планшетом, с телефоном), предлагайте варианты альтернативного времяпрепровождения.
- Наблюдайте за тем, с каким настроением ребёнок ходит в школу. Искренне интересуйтесь.
- Сформируйте круг его домашних обязанностей.
- Ежедневно оставляйте время на отдых, прогулки, любимые занятия, игры.
- Сохраняйте свой авторитет в глазах ребёнка.
- Научитесь доверять своему ребёнку и создавайте условия для того, чтобы он вам доверял.
Игры для детей 8-9 лет:
- Сюжетно-ролевые: дети любят «примерять» на себя образы героев фильмов, комиксов, мультфильмов.
- Подвижные : «Царь горы», «Куча мала», «Выше ноги от земли», игры с мячом, скакалкой, спортивные игры и др.
- Настольные: «Морской бой», «ходилки», шахматы, шашки, кроссворды (хорошо развивают мышление, логику).
- Игры на развитие памяти и внимательности: «Съедобное-несъедобное», «Повтори движение», «Найди отличия» (на картинке), «Что изменилось?» и др.
Игрушки для детей 8-9 лет
Конечно, куклы, машинки и интерактивные игрушки долго не теряют своей актуальности. Но наиболее полезными для развития в этом возрасте считаются: пластилин, краски, конструкторы, пазлы, головоломки, различные наборы для творчества и детских научных экспериментов. Игрушки несут ещё одну важную функцию – отвлечение ребёнка от компьютера и телевизора, поэтому позаботьтесь о том, чтобы заинтересовать его именно таким способом.
Психологические особенности детей 9 – 10 лет
В учебном процессе:
- Идет развитие теоретического мышления в доступных для этого возраста формах
- Новообразование - рефлексия (самоанализ), изменяется отношение к окружающим людям и к самим себе
- Увеличивается произвольность
В процессе социализации:
- снижение интереса учащихся к учебе в школе и к самому процессу обучения
- отмечаются сильные эмоциональные переживания, настроение чаще начинает зависеть от того, как складываются его отношения с товарищами
- появляются притязания детей на определенное положение в классе, происходит формирование статуса в этой системе (лидер, аутсайдер…)
- самооценка больше зависит от оценки другими детьми, возрастает количество негативных самооценок
- необходимость в общей положительной внешней оценке в целом, независимо от конкретных результатов
- развивается чувство юмора
Психологические особенности детей 10 – 11 лет
Психологи выделяют возраст
7-10 лет как младший школьный,
а 11-15 лет – как подростковый.
Таким образом, возраст 10-11 лет находится как бы в подвешенном состоянии, то есть ребёнок ещё не подросток, но уже и не младший школьник.
- появляется «чувство взрослости», потребность равноправия, самостоятельности, серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых
- начало полового созревания
- проявляется бунтарство, конфликтность, капризы
- неровность в усердии, низкий уровень внимательности, большая отвлекаемость, забывчивость
- бурное и неравномерное физическое развитие, нередко плохое самочувствие
- замедляется темп их деятельности
- резко возрастает зависимость от компании сверстников, легко поддаются чужому влиянию, особенно старших подростков
Рекомендации родителям
Родителям надо стремиться стать ребёнку другом, чтобы ваше место не занял подросток из подворотни.
- чаще разговаривайте с ребёнком
- активно выслушивайте ребёнка, выражайте заинтересованность его проблемами
- конфликты старайтесь решать мирным путём, проявляйте терпение и понимание
- постарайтесь, чтобы ваши дети посещали музыкальную школу или спортивные секции, или ещё какие-то дополнительные кружки
- дети нуждаются в ненавязчивом контроле со стороны родителей
- в период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап
- будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка
- старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается
Рекомендуемая литература для заинтересованных родителей
- Росс Кэмпбелл «Как по-настоящему любить своего ребенка»
- В.Д. Еремеева «Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному»
- Ирина Прекоп «Маленький тиран»
- Д. Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…»
Спасибо
за внимание!