СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое занятие по профессиональной ориентации выпускников 9 классов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект профориентационного занятия с обучающимися 9-х классов

Просмотр содержимого документа
«Психологическое занятие по профессиональной ориентации выпускников 9 классов»

Конспект профориентационного занятия

с обучающимися 9-х классов.


С.Н. Зотова, педагог-психолог

МОУ «Средняя школа №41» ГО Саранск


Важным направлением в работе школьного психолога является профориентационная работа. О значимости данного направления говорит тот факт, что большая часть обучающихся 8-х и 9-х классов испытывают затруднения при ответе на вопросы о выборе будущей профессии, о профиле следующего этапа обучения. Именно поэтому, значимость формирования активности в профессиональном самоопределении личности организованной в единой системе трудно переоценить. Особенно ценно, когда реализация профориентационных мероприятий осуществляется в единстве с родителями подростков, что способствует более активному формированию жизненных и профессиональных целей учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями, и с учетом потребностей рынка труда.

Особенно интересны подросткам занятия по самопознанию своих индивидуальных типологических характеристик, формированию понимания о выборе своей будущей профессии, исходя из осознания своих индивидуальных особенностей и психологических возможностей.

Тема: «Узнай темперамент – выбери профессию.»

Цель: формирование представления о типах темперамента и учет полученного знания в ситуациях планирования своего профессионального пути.

Задачи:

- познакомить с понятием «темперамент», с паттернами поведения разных типов темперамента;

- определить собственный тип темперамента, формировать потребность в обоснованном профессиональном выборе.

Ресурсы: Опросник Айзенка по определению типа темперамента; бланки для ответов каждому участнику; бланки «Круг Айзенка»; листы бумаги, простой карандаш, ластик, памятки каждому участнику.

Форма организации занятия: групповая.

Критерии эффективности занятия:

  1. Проявление школьниками самостоятельности и активности в поиске информации о той или иной профессии.

  2. Высказывания школьников о возможности попробовать свои силы в той или иной профессии.

  3. Глубина самопознания в изучении своих профессионально важных качества (проявляется в задаваемых уточняющих вопросах о собственных выявленных типологических особенностях).

В ход группового занятия включаются следующие структурные элементы: приветствие, разминка, рефлексия начала занятия, основное содержание занятия, рефлексия настоящего занятия и ритуал прощания.

Приветствие проводится в игровой форме, настраивает на эффективную работу в рамках темы, позволяет объединить детей общими целями, сформировать ауру сплочения, доверия и взаимопринятия.

Разминка проводится в начале занятия, позволяя создать необходимую эмоциональную атмосферу, и способствует активизации детей, снятию эмоционального напряжения.

Рефлексия в начале занятия предполагает актуализацию имеющихся знаний и представлений по теме.

Основная часть занятия построена на использовании таких методов как мини-лекция, групповая дискуссии, диагностика, игра, упражнения с элементами арттерапии. Последовательное использование данных методов, с учетом поставленных задач позволяет оптимально раскрыть изучаемую тему, сделать занятие содержательным, динамичным, интересным. Мини – лекция в доступной форме рассказывает о теоретическом содержании темы. Групповая дискуссия помогает участникам детальнее понять изучаемое, научиться вести диалог, формулировать мысли в стройные высказывания, отстаивать свою точку зрения. Психолог в этот момент может увидеть насколько точно дети усвоили новую информацию и скорректировать искажения. Диагностические методики помогают подросткам лучше узнать себя. Арттерапевтические упражнения снимают напряжение, способствуют эмоциональной разрядке, помогают визуализировать образы, способствуя их переводу в сознательное [2].

Рефлексия занятия способствует обобщению полученных знаний и одновременно учит осознавать себя, оценивать свое поведение.

I. Приветствие. «Здравствуйте, ребята! Приятно, что мы собрались в дружном коллективе. Встанем в круг и сожмем руку своих соседей. Поделитесь теплом и радостью».

II. Разминка. Упражнение «Встанут те, кто…»

Психолог «Сейчас мы с вами разомнемся и расслабимся. Когда я говорю «встанут те, кто» и назову качество одежды, внешности, умение, вы должны подняться со своих мест».

Участники занятия садятся на стулья, и когда водящий называет качество, поднимаются с места. Качества могут быть следующими, например, «встанет тот, кто любит долго поспать утром» или «тот, кто любит громко слушать музыку», «тот, кто делает зарядку по утрам», «кто не любит одевать шапку», «кто разговаривает тихо» и т.д.

III. Основная часть занятия.

  1. Мини-лекция «Темперамент, типы темперамента». Рассматривается история возникновения учения о темпераменте, упоминаются воззрения Гиппократа, Галлена, исследования И.П. Павлова, определение темперамента и его типологические характеристики [4]. Предлагаются картинки с изображением типов темперамента. (Приложение 1)

  2. Диагностика индивидуальных типологических особенностей. «У каждого из нас есть свои особенности и неповторимые свойства, которые и составляют нашу индивидуальность. Тест, который поможет изучить ваши личностные особенности придумал и разработал Ганс Айзенк, английский психолог. Этот тест исследует личностные особенности и совсем не выявляет качества ума. Здесь нет правильных и неправильных ответов». Проводится тестирование, обсуждение и интерпретация полученных результатов. Психолог оказывает помощь в обработке результатов. Участникам раздаются памятки, содержащие описание типологических особенностей каждого типа темперамента [5]. (Приложение 2)

  3. В групповой дискуссии проводится уточнение и закрепление полученных знаний о себе. Для этого используется круг Айзенка, по которому участники определяют «место» своего темперамента, ключевые особенности паттернов поведения, общения. (Приложение 3)

Обсуждение строится по вопросам: какие особенности типов темперамента вы выявили у себя? Есть ли у вас в группе участники с похожими проявлениями? Встречаются ли «чистые» типы темперамента? Кто из известных вам личностей обладает холерическим/ сангвиническим/ меланхолическим/ флегматическим типом темперамента?

  1. Темперамент в профессии. «Вам уже известны особенности каждого типа темперамента, а может ли холерик работать лаборантом и выполнять монотонную работу? Может, но с большей затратой сил, что влияет на качество. Так ученые провели эксперименты и определили, что к условиям однообразного производства, с меньшими трудовыми затратами приспосабливаются люди меланхолического и флегматического типов темперамента. Таким образом, индивидуальные типологические особенности влияют на овладение профессией. Ведущий рассказывает о профессиях, которыми могут овладеть представители каждого типа темперамента с наименьшими трудозатратами. Ребятам раздаются памятки, в которых прописаны рекомендации по выбору профессий оптимальные для поддержания работоспособности на длительное время представителям разных типов темперамента [4]. (Приложение 4)

  2. Рисование «Я в будущей профессии». «Вы узнали о своих индивидуальных особенностях. Подумайте и нарисуйте, как вы видите себя в будущем, кем и где вы работаете, нравится ли дело, которым занимаетесь. Для этого используйте простой карандаш, ластик и лист бумаги». Упражнение обобщает представление о себе, способствует активизации процесса визуализации, что помогает построить позитивный жизненный сценарий выбора будущей профессии. Обсуждение проводится в группе по желанию. [1].

IV. Рефлексия. Подведение итогов – беседа о полученных впечатлениях, о новом представлении о себе и других участниках, о том какую новую информацию вынесли участники из занятия, и какие выводы сделали для себя.

V. Прощание. Участники встают в символический круг класса, держась за руки и говорят друг другу «До новых встреч».

Профориентационную работа в школе важно строить с учетом социально-экономических изменений в обществе, государстве, учитывать общемировые тенденции развития рынка профессий. И для того, чтобы выбор профессии осуществлялся подростком осознанно, своевременным в данной работе делать упор на формирование мотивации самопознания, объективной самооценки своих индивидуальных способностей, возможностей.



Используемые источники


  1. Копытин, А.И. Практикум по Арт-терапии / А.И. Копытин. – СПБ: Питер, 2001. – 448с.

  2. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2003. – 256с.

  3. Резапкина, Г.В. Уроки выбора профессии / Г.В. Резапкина // Школьный психолог. – 2006. - №14

  4. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005. – С.15-23.

  5. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1995. – 272с.

  6. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Методическое пособие. М.: Рос. Акад. наук, Инст-т психологии,1990.

  7. Элективные профориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников / науч. Ред. С.Н. Чистякова. – М.: Академия, 2003. – 102с.

  8. Яшкова, А.Н. Психологическое сопровождение профильного обучения: методическое пособие / А.Н. Яшкова, М.И. Каргин, Г.А. Винокурова / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2006. 112с.

  9. Рисунок «Круг Айзенка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: spravochnick.ru/assets/files/articles/temperament.png (Дата обращения 23.11.2018г.)

  10. Рисунки «смайлики темперамента» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lechusdoma.ru/wp-content/uploads/tipy-temperamenta.jpg

  11. Рисунок «Типы темперамента» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.joinus.pro/wp-content/uploads/2016/10/tipy-temper.jpg

Приложение 1





Приложение 2



Памятка для учащихся



Приложение 3


Круг Айзенка



Приложение 4




Холерический темперамент

Люди этого темперамента быстры, подвижны, возбудимы. У холериков выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Холерик с увеличением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. В общении с людьми холерик может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации. Поскольку потребность в общении у холериков повышена, они часто выбирают профессии, связанные с общением - сфера обслуживания, юриспруденция, политика, администрирование. А это как раз те виды деятельности, которые требуют от человека умения эффективно общаться.

Профессии +: рекламный и страховой агент, менеджер, предприниматель, товаровед, артист, специалист по PR, повар, геолог.

Профессии –: библиотекарь, флорист, бухгалтер, корректор, программист.






Флегматический темперамент

Флегматики медлительны и уравновешенны. Они, как правило, доводят начатое дело до конца. Их чувства глубоки, но скрыты от посторонних глаз. Флегматика трудно вывести из себя. Человеку флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но флегматику следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, вдумчивость – необходимые профессиональные качества ученого, исследователя.

Профессии +: лаборант, агроном, инженер, системный администратор, ювелир, корректор, программист, реставратор, флорист, ботаник, физик, астроном, математик, архивист.

Профессии –: хирург, менеджер, артист, телерепортер, бизнесмен.







Приложение 4





Сангвинический темперамент

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, любит общение. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и враждебности, но эти чувства неглубоки. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. Сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор профессии.

Профессии +: продавец, педагог, экономист, предприниматель, администратор, адвокат, технолог. Наиболее удачный тип с точки зрения выбора профессии.

Профессии –: диспетчер, мастер, делопроизводитель, монтажник.







Меланхолический темперамент

Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента отличаются глубиной, большой силой и длительностью. Меланхолики тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне это может слабо проявляться. Они избегают малознакомых и новых людей, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов чувство скрытого протеста. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. Меланхоликам свойственна глубина и постоянство, острая восприимчивость к внешним воздействиям.

Профессии +: бухгалтер, писатель, художник, критик, статист.

Профессии –: учитель, воспитатель, врач, диспетчер, страховой агент и все профессии, связанные с излишним эмоциональным напряжением, общением и контактами с людьми.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!