Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №11», Хабаровский край, рп.Ванино, Приморский бульвар 7 а
Психопрофилактическое занятие
педагога – психолога: Погнаевой М.В.
по психолого-педагогической программе «Секреты общения» Тема: «Учимся договариваться в парах»
2022
Технологическая карта занятия педагога - психолога.
Группа: обучающиеся 6 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Тема занятия: «Учимся договариваться в парах »
Цель: расширять представления о способах бесконфликтного общения: умения договариваться у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) подросткового возраста.
Задачи:
Формировать навыки умения договариваться в процессе игровых упражнениях.
Мотивировать обучающихся закреплять навык бесконфликтного общения в повседневной жизни.
Развивать навыки межличностного отношения в группе обучающихся.
Воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи.
Тип занятия: психопрофилактическое занятие
Формы работы обучающихся: групповая.
Технологии: здоровьесберегающие (динамические паузы), личностно –ориентированные, игровые.
Методы обучения: словесные (организация осуществление мыслительной деятельности обучающихся), диалог, практические (организация и управление практической деятельностью обучающихся).
Базовые учебные действия:
Коммуникативные:
К 1. Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
К 1.1 -вступает в контакт со сверстниками
К 1.2 -вступает в контакт с педагогами
К 1.3 -поддерживает коммуникацию
К 1.4 -умеет задавать вопрос по теме общения
К 1.5 -умеет отвечать на вопросы
К 2.1 -осознает необходимость получения помощи
К 2.2 -обращается за помощью к окружающим
К 2.3 -принимает помощь
К 2.4 -используют помощь
К 3.1 -собеседника слушает
К 3.2 -вступает в диалог
К 3.3 -поддерживает диалог
К 4.1 -соблюдает субординацию
К 4.2 -использует разные речевые высказывания
Регулятивные:
Р 1. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществлении
Р 1.3 -умение работать в группе, сотрудничать
Р 1.4 -принимать активное участие в поиске
Р 2. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
Р 2.3 -умение удерживать инструкцию
Р 2.4 -умение воспроизводить последовательность действий
Р 3. Осуществлять самоконтроль и взаимный контроль в процессе деятельности
Р 3.2 -умение принимать помощь
Р 3.4 -умение осуществлять самооценку по установленным критериям
Р 4. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность
Р 4.1 -адекватная реакция на замечания, оценку
Личностные:
Л 2. Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей
Л 2.2 -активно участвует в процессе обучения
Л 2.3 - стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса
Л 2.4 - адекватное восприятие результатов достижений сверстников
Познавательные:
П 2. Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
П 2.3 -применение действий в различных видах деятельности
П 3. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
П 3.1 -понимание связи и отношений между объектами и процессами
П 3.2 -применение полученных знаний в учебном процессе
Дидактическая структура занятия:
Этап занятия | Длительность этапа | Содержание педагогического взаимодействия |
Используемый дидактический и наглядный материал | Деятельность педагога-психолога | Деятельность обучающихся | Базовые учебные действия, формируемые на занятии |
Организационный момент Ритуал приветствия Цвет настроения | 2 мин | Градусник настроения | Приветствие обучающихся. Выберите на градуснике свой цвет настроения с которым вы пришли на занятие. | Поздороваться Показывают цвет настроения на градуснике. | К 1.1 К 1.2 К 1.3 |
Вводная часть Сообщение темы занятия. | 2 мин | | Сегодня мы с вами отправимся в поход. Вы когда – нибудь ходили в поход. Как вы думает что самое главное в походе, когда вы идете командой. Ведь может случиться такое, что один хочет пойти в поход к морю, а другой совершенно другим маршрутом. И как быть, чтобы не поругаться? - правильно нужно уметь договариваться с людьми. Сегодня на занятии мы с вами отправимся в поход и будем учиться договариваться. Прежде чем отправится в поход нам необходимо договориться и разделиться на пары. | Обучающиеся слушают педагога. Ответы обучающихся. Договариваются и делятся на пары. | К 1.3 К 1.4 К 1.5 К 3.1 К 3.2 К 3.3 Р 2.3 Р 2.4 |
Основная часть «Собери рюкзак в поход» | 7 мин | Рюкзак рисунок, список предметов необходимых в походе. | Теперь необходимо определиться какие предметы необходимы в походе, взят в рюкзак можно только 10 предметов. За 3 минуты вы должны в паре решить какие предметы вы возьмете с собой. Хватило ли вам времени собрать рюкзак? Чтобы вы еще взяли с собой в поход? | Обсуждение и выбор предметов в паре. Обучающиеся рассказывают какие предметы каждая пара взяла с собой. Ответы обучающихся. | Р 4.1 К 1.1 К 1.2 К 1.3 Л 2.2 Л 2.3 Л 2.4 |
Упражнение «Прогулка по маршруту» | 15 мин | Деревянные стойки, массажный коврик, мягкие подушки. | Отправляемся в поход , но мы с вами должны выбрать маршрут для этого каждая пара выбирает ответственного за переговоры в течении одной минуты выбирают маршрут (к морю или в горы) по выбранному маршруту, вам необходимо пройти сквозь березовую рощу, затем по мосту перейти на другой берег реки, затем перепрыгнуть овраги и вы на месте на прекрасной поляне. Каждая пара договаривается кто будет проходить маршрут первым (турист), а кто будет проводником, затем меняются местами. Туристы с закрытыми глазами проходят маршруты, проводники помогают голосом направляя туриста. Сложно было пройти маршрут? Что вам помогло пройти маршрут, а что мешало? | Выполнение задания. Ответы обучающихся. | П 2. , П.3 К 1.1,1.2,К1.3 Л2.3,2.4,2.5 Р4.1, Р 2.1 |
Динамическая пауза Дуб-Береза-Ива | 5 мин | | Встаньте в круг, друг за другом. По команде «начали» вы идете по кругу. Когда я скажу «ива», вы принимаете неподвижную позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки висят свободно вдоль туловища, голова наклонена влево, на лице — печаль). По хлопку — продолжаете двигаться по кругу. Когда я скажу «Дуб», вы принимаете неподвижную позу «гордого Дуба» (пятки вместе, носки врозь, руки подняты вверх над головой, смотреть на кончики пальцев, на лице — гордость). По хлопку вы продолжаете двигаться по кругу. Когда я скажу «Береза», вы принимаете неподвижную позу «Береза» (ноги на ширине плеч, руки в сторону, голова прямо, на лице — улыбка). По хлопку — продолжаете двигаться по кругу. Начали. | Выполнение упражнения по алгоритму. | П 2. , П.3 К 1.1,1.2,К1.3 К 3.3, 3.2 Л2.3,2.4,2.5 Р4.1 |
Упражнение «Обустройство лагеря». | 7 мин | Лист картона, схематичные рисунки: костер, рация, палатка, котелок. | Вот мы и прошли маршрут и перед вами одна поляна вам необходимо договориться кто из вас будет главный тесть человек который распределит обязанности между вами: ответственный за костер и кухню, ответственный за установку и содержание палаток, ответственный за добычу продуктов питания. | Выбор обучающихся. Обустройство лагеря. | Р 3.2 Р 3.4 Р 4. Р 4.1 К 1.1 К 1.2 К 1.3 Л 2.2 Л 2.3 Л 2.4 |
Заключительная часть Подведение итогов | 2 мин | | Получилось у вас договариваться? Сложно было договариваться? Если нет то почему? | Ответы обучающихся. | П 3.2, Л 2.4, Р.3.4. |
Рефлексия | 2 мин | Градусник настроения. | -Покажите свое настроение на данный момент. -Понравилось занятие? -Что запомнилось? | Показ настроения. Ответы обучающихся. | П 3.2, Л 2.4, Р.3.4. |