СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичное выступление на конкурсе "Воспитать человека"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в современных реалиях, в соответсвии с задачами ,поставленными государством.Размышления учителя.

Просмотр содержимого документа
«Публичное выступление на конкурсе "Воспитать человека"»

Задача школы превратить сердце эгоистическое в сердце всескорбящее.

К.Д. Ушинский

Публичное выступление

Ивановой Елены Анатольевны, учителя начальных классов МБОУ СОШ №2

«Воспитание –великое дело, им решается участь человека»

Святитель Николай Сербский писал, что существует пять основных импульсов, движущих людьми: личная прибыль и собственные удовольствия; семейные и кровные узы; общественные законы; совесть; чувство присутствия Живого Бога. Пятый импульс – первая линия обороны; если человек не удержит ее, отступает на вторую (четвертый импульс); не удержав вторую, отступает на третью (третий импульс) и так далее, до первого. Именно в такой последовательности происходит деградация человека, деградация и гибель. (см.: Николай Сербский, свт., 2010).

На наших глазах стремительно изменился духовно-психологический климат общества. В настоящее время уже вполне очевидна фундаментальная зависимость перспектив нашей цивилизации от тех способностей и качеств человека, которые становятся и формируются в образовании. И чтобы не дойти до последнего импульса, именно образование должно стать тем рубежом, который сохранит и приумножит не только интеллектуальную, но и гражданскую, духовную и культурную жизнь школьника. В этой связи была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей многонациональной страны.

Это отмечено и в Конституции Российской Федерации, и в Законе «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14), и в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах.

Сегодня духовно-нравственное развитие и воспита­ние обучающихся является первостепенной задачей и представляет собой важный компонент социального заказа. Школа – единственный институт, через который проходят все граждане России, и именно она является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя.

Ребёнок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к воздействию взрослого, поэтому к национальному идеалу школьника может приблизить только педагог, сам соответствующий высоким нормам общегражданской морали. Нужно помнить: недостатки воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Возможен такой вариант развития ребёнка: учитель и ученик, отношения между ними предельно ясны. Школьник получает необходимые знания, а грамотная организация учебного процесса обеспечивает качество образования.

Однако знания и умения, которые приобретает ребёнок, лишь тогда облагораживают ученика, когда помогают ему сформировать умение принимать самому решения, проявлять свой стиль в отношениях. Залогом решения таких задач является «человеческий фактор» – личное обаяние и педагогический такт взрослых, которые обнаруживают себя в чутком и бережном отношении к проявлениям детской самобытности, умении предоставить соразмерные его возрастным возможностям степень свободы и пространство самоопределения. В этом случае роль педагога - не стесняя развитие детей формальными требованиями и ограничениями, постараться помочь каждому ребенку понять и проявить себя, определиться в своих интересах и обрести вкус к творчеству. Не только крепко встать на ноги, но и пойти по жизни своим путем. Здесь складывается партнерский стиль отношений ученик+учитель.

Но и это - не самоцель для образования, а только предпосылка личностного развития и воспитания ребенка. Такой план развития определяют две вехи, в подготовке и обеспечении которых система образования играет великую роль – это умение не только  быть собой с другими, но и быть выше себя, т.е. быть для других.

Задумываясь о роли школы в процессе воспитания, уместно вспомнить старую шутку о двух дверях: на одной написано «Добро и Истина», на другой «Лекция о Добре и Истине»; возле второй двери выстраивается очередь, возле первой – никого. Открыть первую дверь – значит принять муки выбора, риски действий и поступков, тяготы ответственности перед собой и другими (ближними и дальними, прошлыми и будущими поколениями) и через эти испытания прорываться через внешние соблазны и собственный эгоцентризм к Добру и Истине, духовно возрастать. Здесь задача нас, учителей, лишний раз задуматься о том, что является наиболее действенным средством воспитания, и не ошибиться дверью в поиске оснований педагогической деятельности. И не забывать, что на этом пути все мы, независимо от возраста и социального положения, остаемся учениками и отнюдь не застрахованы от промахов и заблуждений.

Поэтому, помимо знания методики, требуется еще и широта взглядов, персональные качества педагога, направленные на осмысление современных социокультурных тенденций и оценку их влияния на здоровье и развитие детей. Здесь стержневым является вопрос «ради чего?», как точка отсчета, «альфа и омега» профессиональной деятельности, как индикатор личностной зрелости педагога, ибо на этот вопрос отвечать словами, которые не станут делами, грешно: «Пусть твое “Да” будет “Да” … а что сверх этого, то от лукавого»

Я - учитель начальных классов.

Иногда так хочется остановиться….зажмурить глаза….и вновь очутиться в детстве. Скажете, такое невозможно?! А я отвечу - вполне осуществимо! Где?! В школе. Приходишь утром на работу и нас подхватывает, уносит прочь от житейских забот этот шумный, озорной народ –дети. И до трёх часов освобождают от взрослой жизни…

Дети…Такие разные… Каждый – отдельная неизведанная планета. Личность!

Что учитель может дать им?! Своё сердце, знания, опыт.

Чем может удивить, увлечь? Своими идеями, захватывающими планами, увлекательной фантазией.

Чему может научить? Стать человеком. Спешащим делать добро, легко преодолевающим жизненные трудности, любящим и заботливым. Думающим.

Учёба - это не только уроки. Это, прежде всего искренние отношения и радость сотворчества учителя и ученика. Я говорю своим ученикам: «Надо бояться быть бесполезными. Необходимо трудиться. Жизнь без труда –воровство, а без творчества –варварство». Наш девиз: «Мы не стоим на месте. Мы растём и развиваемся!»

Ведь еще Максим Горький говорил: «Лучшими будут считаться те, кто шире обнимет весь мир!»

Мы с ребятами стараемся! Мы хотим быть лучшими!