Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михайловская основная школа
Принято
на заседании
педсовета
протокол №4 от 05.11. 2013г.
Выступление на педагогическом совете
«Использование туристско-краеведческой деятельности, как оздоровительной работы»
Учитель географии
Дмитриева Л.Н.
2013-2014
Публикации Дмитриевой Л.Н.
Выступление на педагогическом совете.
Поход выходного дня
Туристско-краеведческая деятельность способствует пропаганде здорово-
го образа жизни. Каждый поход, как любое учебное занятие, включает в себя период подготовки к походу, затем следует собственно поход, а логическим завершением туристско-краеведческого цикла служит обработка материалов и подведение итогов путешествия. Создавая систему походов необходимо четко представлять всю иерархическую лестницу форм и видов туристских походов, от простого к более сложному.
Система походной деятельности должна решать комплексные цели и задачи разноуровневого влияния на развитие ребенка.
Поход выходного дня – это выход на природу, где ребята целый день на свежем воздухе, получают яркие впечатления от общения с природой. Таким образом, реализуется функция оздоровления. Программа похода обычно включает в себя непродолжительный переход пешком, организация спортивных развивающих игр на воздухе. Параллельно реализуются и исследовательские цели.
Весь учебно-воспитательный процесс в условиях похода необходимо подчинить соблюдению режима и выполнению правил безопасности, что имеет важное воспитательное значение.
В программу учебно-тренировочного похода следует включить лекции и беседы о районе путешествия, углубляющие знания учащихся по различным отраслям знаний. Наряду с теоретической подготовкой, учебно-тренировочный поход должен решать вопросы следующих видов подготовки:
- физической – постепенное закаливание организма, повышение его функциональной возможности и работоспособности, развитие и совершенствование физических качеств – силы, выносливости, ловкости и т.д.
- технической – овладение комплексом, специфических для данного вида туристической деятельности, практических навыков и умений – умение ориентироваться на местности.
- владение приемами страховки, преодоление с грузом сложных участков маршрута и т.д.
- тактической – умение сочетать переходы и перевалы, своевременная организация бивака и питания, экономный расход силы при преодолении естественных препятствий, подбор снаряжения и продуктов питания с учетом конкретных условий похода и т.д.
- психологической – развитие целеустремленности, смелости, решительности, стойкости и выдержки, дисциплинированности, коллективизма, дружбы и т.д.
Спортивное содержание туристского похода состоит в преодолении туристами-школьниками собственными силами и средствами различных естественных препятствий на маршруте, а также трудностей и лишений походной жизни. Это преодоление должно быть заранее рассчитанным, посильным и обязательно успешным. Оно совершается лично каждым участником, но в условиях коллективного взаимодействия.
Спортивные задачи похода будут выполнены, если удастся в течение всего срока сохранить хорошие физическое здоровье и духовное самочувствие в осваиваемой среде походного обитания. К естесвенным препятствиям спортивных походов помимо веревочных переправ, подъемов и спусков по веревкам, на первое место надо поставить собственно расстояние – длину маршрута в целом, то есть километраж. Независимо от наличия удобных дорог или полного отсутствия троп на маршруте, сами километры пространства требуют преодоления, а все остальные сложности, препятствия являются дополнением к ним.
К спортивному содержанию туристского похода относится точное прохождение маршрута, ориентирование на незнакомой местности по компасу и карте. Этот элемент содержания требует серьезной интеллектуальной работы, хорошего знания географии, топографии, умения наблюдать, суммировать и анализировать факты.
Также к спортивному содержанию походов относится временный отрыв школьников от привычной домашней освоенной комфортной среды обитания и переход на полное автономное обеспечение. В условиях спортивного похода все блага жизни приходится добывать своим трудом – немалыми физическими усилиями. Он позволяет участникам многое переосмыслить, оценить по-новому. Эта, так называемая борьба за выживание. Привлекает ребят возможностью испытать и утвердить себя, она одно из важных побуждений к занятию туризмом и развитию лидерских качеств.
Поход выходного дня относится к восстановительным нагрузкам. Восстановительные нагрузки применяются в физическом воспитании и спорте для укрепления здоровья, снижения утомления, повышения работоспособности. Восстановительные физические нагрузки хорошо сочетать с действием физических факторов природы – воды, воздуха, солнца… Наиболее адекватный показатель действия восстановительных нагрузок – это повышение работоспособности, снижение или исчезновение утомления. Хороший восстановительный эффект, как правило, достигается при выполнении определенного комплекса восстановительных нагрузок. Восстановительные нагрузки должны применяться систематически в течение дня. Передвижение по маршруту сочетая с отдыхом. При активном отдыхе на свежем воздухе не следует бояться усталости. Критерием эффективной дозы нагрузки будет служить крепкий сон, хорошее самочувствие и работоспособность на следующий день.
После информации полученной в походе, школьники смогут самостоятельно развивать выносливость. На первом привале необходимо измерить пульс. Если величина пульса не превышает 130-150 уд/мин., то потребность организма в кислороде удовлетворяется полностью и ребенок может работать с такой интенсивностью длительное время. В том случае, если частота сердечных сокращений превышает 150 уд/мин., значит, в организме накапливается кислородный долг. Необходимо пересмотреть запланированную работу в походе с целью снижения нагрузки на организм.
Таблица 1
Гигиеническая норма нагрузки суточной двигательной активности школьников (по А.Г. Сухареву)
Возрастные группы, лет | Локомоции/ число шагов/ тыс. | Величина энергозатрат, ккал/сут. | Продолжительность, ч. |
8-10 /оба пола/ 11-14 оба пола 15-17 девушки юноши | 15-20 20-25 25-30 25-30 | 2500-3000 3000-4000 3000-4000 3500-4300 | 3,0-3,6 3,6-4,8 3,6-4,8 4,8-5,8 |
После похода школьники должны усвоить общие правила, которые следует соблюдать, развивая выносливость:
- постепенно увеличивать объем нагрузки и интенсивность;
- при выполнении упражнений, дышать ритмично;
- не допускать переутомления.
Можно распределить выходные дни для географических исследований тех объектов, которые расположены недалеко от школы и тогда природа, которая окружает детей, станет для них еще дороже и понятнее. Выполняемое дело только тогда будет приносить пользу, когда выполняется с интересом.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михайловская основная школа
Принято
на заседании
педсовета
протокол №4 от 30.12. 2014г.
Выступление на педагогическом совете
«Туристско-краеведческая деятельность, как вид образовательной и воспитательной деятельности школьников в соответствии с ФГОС»
Учитель географии
Дмитриева Л.Н.
2014-2015
Выступление на педагогическом совете.
Туристско-краеведческая деятельность, как вид образовательной и воспитательной деятельности школьников в соответствии с ФГОС.
Под туристско-краеведческой деятельностью, в рамках реализации ФГОС, следует понимать образовательную и воспитательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Согласно ФГОС внеурочная деятельность по сути является, одним из инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников.
Туристско-краеведческая деятельность осуществляется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и позволяет решить следующие задачи:
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
- обеспечить закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.
- снизить учебную нагрузку обучающихся, способствовать формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Поэтому использование туристско-краеведческой деятельности приобретает особое значение для формирования у обучающихся осознанного выбора в отношении своей дальнейшей профессиональной и жизненной траектории.
Кроме личностных и метапредметных результатов, туристско-краеведческая деятельность в основной школе способствует и формированию предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения, например:
- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
- владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
- формирование представлений о географии, как части общечеловеческой культуры;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
- развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать своё отношение художественными средствами;
- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни.
В этом проявляется роль туристско-краеведческой деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования: личностных, метапредметных, предметных.
Использование внеурочной деятельности для закрепления отдельных аспектов содержания учебных программ даёт реальную возможность для снижения учебной нагрузки обучающихся за счёт обеспечения направленности урочной и внеурочной деятельности на решение общих задач.
При освоении обучающимися естественно-научных предметов необходимо во внеурочной деятельности сделать акцент на воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за экологическое благополучие окружающего мира.
На практике одним из самых эффективных способов интеграции урочной и внеурочной деятельности является метод проектов. Он предоставляет педагогу и обучающемуся тот самый дополнительный ресурс, который необходим для успешного освоения основной образовательной программы.
Внеурочное общение в большей степени, чем урок, позволяет разнообразить виды познавательной деятельности, быть свободнее в сроках и глубине познания, решать воспитательные задачи обучения. Единство урочной и внеурочной деятельности в рамках образовательного процесса способно обеспечить и успешную социализацию школьников в соответствии с их индивидуальными способностями.
Воспитательная роль туристско-краеведческой деятельности достигается по трём уровням. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретении ими элементов опыта нравственного поведения в жизни.
Литература.
1. Письмо департамента общего образования Минобрнауки РФ № 13-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михайловская основная школа
Принято
на заседании
педсовета
протокол №3 от 03.11. 2015г.
Выступление на педагогическом совете
«Формирование образа России на уроках географии с использованием краеведческих материалов исследования»
Учитель географии
Дмитриева Л.Н.
2015-2016
Выступление на педагогическом совете.
Формирование образа России на уроках географии с использованием краеведческих материалов исследования.
Л.Н.Дмитриева
На уроках географии при формировании образа России используется краеведческий материал. Россию ученик постигает сначала такой, какую видит вокруг себя, поэтому первоначальный образ создается на примере ближайшей территории вокруг школы. Природное окружение сельской школы составляет ландшафт. В пределах одного ландшафта можно исследовать более мелкие структурные части. Наряду с традиционными практическими работами в сельской школе удобно проводить экскурсии по фенологическим наблюдениям, однодневные походы с целью проведения полевых научно – исследовательских работ в различных природных структурах.
Таким образом, создаются условия перехода от простого к сложному, от частного к общему. На примере исследованных территорий окружающей местности на уроках географии формируется образ России.
Исследования целесообразно начинать с природоведения в 5 классе. Исследовательская группа не должна превышать 10 человек. Именно в 5 классе закладывается осознанное отношение к природе. В программе содержится тема: «Методы исследования природы». Предложенные методы в условиях сельской школы успешно реализуются. Например, во время лыжного похода наблюдения за следами животных и птиц дают полную картину их жизни. При этом дети идентифицируют основные компоненты местообитания животных и птиц, как пища, вода, убежище и жизненное пространство. Учащиеся приходят к выводу: как для нас жизненное пространство – наша деревня, район, область, государство Россия, так и для каждого живого организма есть свое жизненное пространство, которое человек должен уважать. Всем животным нужно то же, что и человеку.
Например, в 6 классе дается подробная характеристика компонентов природы. Но эту характеристику можно составить только в походах или экскурсиях, так как время слишком ограничено. Для того, чтобы дать фундаментальные знания, которые закладываются именно в этом классе, необходимы дополнительные занятия. Практические работы по изучению форм поверхности, залегания пород: ознакомление с водами, их использованием и охраной требуют времени. Если эти понятия не заложить, тогда на уроках вместо конкретного восприятия, которое должно остаться на всю жизнь, будет создаваться восприятие абстрактное, которое ничем не подкреплено. Здесь же даются приемы съемки местности, составление плана местности, определение азимута, приемы работы с картой. Что позволяет перейти к изображению территории на плоскости.
В 7 классе введение понятий о компонентах природы и их взаимосвязи осуществляются также на примере исследованной территории.
Наиболее широкий образ природы России создается, конечно, в 8 классе. Учащиеся занимаются зарисовками уголков природы, делают фотовыставки, участвуют в творческих проектах. Красота природы России никого не оставляет равнодушным. Каждый в праве назвать родную страну своей – не из желания ее присвоить. Так выражается естественное патриотическое чувство. На уроках я стараюсь создать ландшафтный портрет именно моей страны, то есть изобразить ее природу как мной воспринятую и объясненную, открывшуюся зрению учителя географии.
Люблю и знаю. Знаю и люблю.
И тем полней люблю, чем глубже знаю.
Тема необъятна, а сведений, которыми хотелось бы поделиться, так много, что надо себя ограничивать. На помощь пришли компьютеры. Появилась возможность за небольшой промежуток времени показать красочные портреты нашей страны. В природе все гармонично и слаженно. Только человек может нарушать естественную гармонию. Все экологические проблемы - от человека. Но человеком создано и много прекрасного, дополняющего и обогащающего природу. Антропогенные ландшафты в нашей стране являются памятники истории и культуры. Эту красоту, созданную творением рук человеческих дети тоже должны видеть. Шедевры в нашей стране от Калининграда до Владивостока. На таком огромном пространстве есть где проявиться разнообразию природы, большему, чем в любой стране мира. Не удивительно, что нам принадлежат и крупнейшие на планете запасы многих полезных ископаемых, гидроэнергии, древесины.
Облик нашей страны создает не одна суша, есть и моря. Каждое из них имеет свою неповторимость.
Само положение нашей территории на поверхности планеты объясняет многие черты сложности и разнообразия ее природы. Вместе с тем в сегодняшней природе немало черт, унаследованных от прошлого, как геологически давнего, так и недавнего, - это позволяет изучать страну во времени. Динамика жизни настолько велика, что уследить ее изменения можно только благодаря рубрике газеты «География» - «Живая карта».
Каждый учитель географии по-своему любит природу – и как образ Родины, и как дарохранительницу богатств, и как мир отдыха, здоровья, радующих взгляд пейзажей. Эту любовь учитель передает детям. Изученная, понятая, объясненная, она станет еще прекраснее и величавее, чем воспринимавшаяся только внешне. Знать и видеть красоту нашей Родины – это счастье и этим счастьем надо делиться с детьми, надо научить, чтобы и они знали и видели, а не просто смотрели.