МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Комитет по образованию и делам молодёжи
МКОУ "Новодраченинская СОШ"
РАССМОТРЕНО Педагогический совет Протокол №1 от «28» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________________________ Гавшин А.Е. от «28» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Иконникова Е.М. Приказ №97-од-н от «28» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Русский язык – набор правил и исключений или стройная система»
для обучающихся 1 класса
с. Новодраченино 2023
результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
- проявление познавательных мотивов;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия по результату;
- выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения;
- формулировать проблемы с помощью учителя;
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
- знакомиться с книгой с опорой на иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
- узнавать сюжет по иллюстрациям;
- отличать поэтический текст от прозаического;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения.
В результате изучения кружка «Русский язык – набор правил и исключений или стройная система?»
Обучающийся научится:
- пользоваться многозначными словами, словами-антонимами, словами-синонимами, словами-омонимами в своей речи;
- находить информацию в этимологическом словаре.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел программы | Содержание | Вид деятельности |
В мире звуков | Понятие о природных и речевых звуках. Знакомство с науками «фонетика» и «графика». Буквы – что это? Различие звуков и букв. Понятие о гласных и согласных звуках и буквах. Откуда произошел русский алфавит. Слог. Слово. Понятие о науке «орфоэпия». Ударение. Выделение ударного слога. Особенности звонких и глухих согласных. Твердые и мягкие согласные. Сказки «В стране звуков», «Как звуки научились превращаться в звуки», «Как из слогов слова получаются?», «Волшебник Ударение», Игры «Фонетический чайнворд», «Веселые рифмы», «Грамматическая арифметика», «Волшебные цепочки», «Слово рассыпалось»; ребусы, кроссворды; загадки. Игра - конкурс «Мир звуков». | 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) художественное творчество; 4) проблемно-ценностное общение (дебаты, беседы, дискуссии) |
В гостях у Слова | Значение слова. Знакомство с толковым словарем. Понятие о многозначных словах. Анализ многозначного слова по картинкам. Расширение представлений о «вежливых» словах (употребление слов при приветствии, благодарности, извинении, прощении). Слова-сорняки при общении с друзьями и взрослыми. Понятие о словах, сходных и противоположных по значению, - синонимах и антонимах. Слова-омонимы – что это такое. Чтение и анализ художественных произведений А.Барто, О.Дриза, А.Шибаева, К.Чуковского, Б.Заходера, Н.Юсупова и др. Сказка «Слова-братья». Игры «Назовите слово», «Отгадаем знаки», «Кто больше придумает», «Два слова». | 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) художественное творчество; 4) проблемно-ценностное общение (дебаты, беседы, дискуссии) |
В царстве предложений | Понятие об употреблении в речи предложений разных по цели высказывания: повествовательных, вопросительных, побудительных. Роль восклицательных и невосклицательных предложений в речи. Нераспространенное предложение. Упражнение в распространении предложений. Работа с деформированными предложениями. Общение по телефону. Построение диалога. Сказки «Восклицание», «Бродячий цирк», «О пользе знаков препинания». Игры «Соединяемся и меняемся», «Угадай!», «Кто больше придумает», «Определи вид предложения». Игра-конкурс «Сочинение Незнайки», «Телеграмма». | 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) художественное творчество; 4) проблемно-ценностное общение (дебаты, беседы, дискуссии) |
Реализация воспитательного потенциала учебной программы по курсу «Русский язык – набор правил и исключений или стройная система?»достигается в ходе каждого занятия в единстве с задачами обучения и развития личности школьника, с учетом содержания модуля воспитательной программы школы НОО "Курсы внеурочной деятельности"
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса внеурочной деятельности
Раздел программы | Количество часов |
В мире звуков | 6 |
В гостях у Слова | 4 |
В царстве предложений | 6 |
Итого: | 16 |
Приложение к рабочей программе по курсу внеурочной деятельностикурсу «Русский язык – набор правил и исключений или стройная система?» для 1класса
КАЛЕНДАРНО-Тематическое планирование
№ | Тема ЗАНЯТИЯ | Дата проведения | |
Планируемые сроки | Скорректированные сроки | |
В мире звуков – 6 часов | |
1 | Город гласных и согласных звуков. Алфавит. | 2неделя | | |
2 | Удивительный слог. | 4неделя | | |
3 | Сказка про ударение. | 6неделя | | |
4 | Сказка про звонкие и глухие согласные. | 8неделя | | |
5 | Игры со звонкими и глухими согласными. | 10неделя | | |
6 | Волшебные твердые и мягкие согласные. | 12 неделя | | |
В гостях у Слова – 4 часа | |
7 | Знакомые-незнакомые многозначные слова. | 14 неделя | | |
8 | «Вежливые» слова. | 16 неделя | | |
9 | Слова-сорняки. Слова-синонимы. | 18 неделя | | |
10 | Слова-антонимы. Слова-омонимы. | 20 неделя | | |
В царстве предложений – 6 часов | |
11 | Повествовательное и вопросительное предложения. Грамматическая сказка. | 22 неделя | | |
12 | Побудительное и восклицательное предложения. Грамматическая сказка. | 24 неделя | | |
13 | Распространенное и нераспространенное предложения. Игра-конкурс. | 26 неделя | | |
14 | Редактирование предложений. Работа в группах. | 28 неделя | | |
15 | Учимся общаться по телефону. | 30 неделя | | |
16 | «Строим диалог». | 32 неделя | | |