МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Комитет по образованию и делам молодёжи
МКОУ "Новодраченинская СОШ"
РАССМОТРЕНО Педагогический совет Протокол №1 от «28» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________________________ Гавшин А.Е. от «28» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Иконникова Е.М. Приказ №97-од-н от «28» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Русский язык – набор правил и исключений или стройная система»
для обучающихся 4 класса
с. Новодраченино 2023
результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание, в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел программы | Содержание | Вид деятельности |
1. Предложение | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам предложения. Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. | 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) художественное творчество; 4) проблемно-ценностное общение (дебаты, беседы, дискуссии). |
2. Слово в языке и речи | Обобщение знаний о словах. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале.Совершенствование звукобуквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел. | 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) художественное творчество; 4) проблемно-ценностное общение (дебаты, беседы, дискуссии). |
3. Части речи | Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека).Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Основные типы склонения имен существительных (общее представление). 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке). Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи. Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам.в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний. Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат). | 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) художественное творчество; 4) проблемно-ценностное общение (дебаты, беседы, дискуссии). |
4. Повторение | Предложение и словосочетание. Сочинение. Состав слова. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя. Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся. | 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) художественное творчество; 4) проблемно-ценностное общение (дебаты, беседы, дискуссии). |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса внеурочной деятельности
Раздел программы | Количество часов |
1.Предложение | 2 |
2.Слово в языке и речи | 2 |
3.Части речи | 10 |
4.Повторение | 3 |
Итого: | 17 |
Приложение к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности для 4 класса
КАЛЕНДАРНО-Тематическое планирование
№ | Тема ЗАНЯТИЯ | Дата проведения |
Планируемые сроки | Скорректированные сроки |
Предложение (2 ч) |
1 | Типы текста. Виды предложений по цели высказывания и по интонации | 2 неделя | |
2 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления | 4 неделя | |
Слово в языке и речи (2 ч) |
3 | Разбор слова по составу | 6 неделя | |
4 | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | 8 неделя | |
Части речи (10 ч) |
5 | Повторение и уточнение представлений о частях речи. | 10 неделя | |
6 | Наречие как часть речи. Образование наречий. Проверь себя. | 12 неделя | |
7 | Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах | 14 неделя | |
8 | Падежные окончания имен существительных в творительном падеже. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в предложном падеже. | 16 неделя | |
9 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | 18 неделя | |
10 | Число и род имён прилагательных | 20 неделя | |
11 | Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределенной форме | 22 неделя | |
12 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | 24 неделя | |
13 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 26 неделя | |
14 | Морфологический разбор. | 28 неделя | |
Повторение (3ч) |
15 | Предложение и словосочетание | 30 неделя | |
16 | Состав слова. Правописание орфограмм в значимых частях слова | 32 неделя | |
17 | Звуки и буквы. | 34 неделя | |