МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Комитет по образованию и делам молодёжи
МКОУ "Новодраченинская СОШ"
РАССМОТРЕНО Педагогический совет Протокол №1 от «28» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________________________ Гавшин А.Е. от «28» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Иконникова Е.М. Приказ №97-од-н от «28» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Выразительное чтение»
для обучающихся 1-2 классов
с. Новодраченино 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Выразительное чтение» для 1-2 классов разработана в соответствии с правовыми нормативными документами:
Цель: осознание ценности детского чтения, как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы.
Задачи:
- формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения;
- развитие кругозора, словарного запаса;
Результаты освоения курса
В результате освоения программы курса «Выразительное чтение» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,
дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
— составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
— различать виды и типы книг;
— составлять отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
— знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
— пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
— пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
— задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
— собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);
— работать с детскими газетами и журналами
Тематическое планирование (17 часов)
№ п/п | Тема занятия | Формы организации | Основные виды деятельности |
| Тема № 1. Развитие беглости чтения. | | |
1 | Устное народное творчество | Беседа | Активизация органов чтения. |
2 | Малые фольклорные жанры | Игра | Гибкость и скорость чтения вслух и про себя. |
3 | Русские народные сказки | Проект | Различные виды чтения: хоровое, групповое, комментированное, выборочное. |
4 | Стихи поэтов-классиков XX – начала XXI века для детей | Урок-концерт | Индивидуальный диапазон скорости чтения. |
| Тема № 2. Предупреждение ошибок при чтении. Работа на фонетическом уровне | | |
5 | Стихи русских поэтов об осени | Викторина | Четкость произношения. |
6 | Сказки А.С.Пушкина | Игра | Звуковой анализ слов. |
7 | Басни И.А.Крылова | Беседа | Орфографическое чтение. |
8 | Стихи Б.Заходера | Творческая работа | Знакомство с интонационными средствами выразительности: паузы, тон, сила и окраска голоса. Переносное значение слов. |
9 | Стихи и рассказы о ребятах-сверстниках | Беседа | Знакомство с интонационными средствами выразительности: логические ударения, мелодика голоса. |
10 | О братьях наших меньших (Рассказы о животных В.Чаплиной, Б.Житкова) | Ситуативная беседа | Контроль и самоконтроль при чтении. Слова–синонимы, слова-антонимы. |
| Тема № 3. Обучение выразительному чтению. Работа на лексическом уровне | | |
11 | Веселые произведения Б.Заходера | Викторина | Интонационные средства выразительности. |
12 | Сказки К.Чуковского | Сказка-терапия; | Эмоциональный настрой произведения, его героев, автора. |
13 | Рассказы о животных В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина | Выставка-отчет | Словесное рисование. |
14 | Короткие рассказы Е.Пермяка | Ролевая игра | Смысловой анализ текста. |
15 | Маршак-переводчик | Беседа | Особенности чтения произведений разных жанров. |
| Тема № 4. Обучение осознанному чтению. Работа на синтаксическом уровне | | |
16 | Рассказы и сказки Н.Носова | Заочное путешествие; | Основные признаки текста. |
17 | Современные детские журналы | Конкурс | Понимание предметного содержания текста. |