СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 8 классе "Пунктуация в предложениях с обособленными определениями" 

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями»


Урок 47

Тема. Пунктуация в предложениях с обособленными определе-ниями (§ 34)

Цель:

  1. Закрепить и расширить знания учащихся об обособленных согласованных и несогласо­ванных определениях и знаках препинания в предложениях, осложненных названными второстепенными членами.

  2. Совершенствовать умения распознавать, анализировать и правильно выделять в уст­ной речи и на письме обособленные определе­ния; грамотно включать в собственные тексты простые предложения, осложненные обосо­бленными определениями.

  3. Воспитывать культуру речи.

Тип урока: комбинированный.

Этапы урока

  1. Организационный этап


  1. Объявление темы и постановка цели урока


  1. Проверка домашнего задания

1. Учебное сообщение «Обо­собленные определения» по плану:

1) Определение обособления, обособленных членов предложения.

  1. Согласованные обособленные определения и способы их выражения.

  2. Несогласованные обособленные определе­ния и способы их выражения.

  3. Определяемые слова, к которым относятся обособленные определения.

  4. Позиция обособленных определений по отношению к определяемому слову.

  5. Интонационные особенности предложений с обособленными определениями.


  1. Проверка упр. 286.

  1. И деревья, освещённыем холодным огнём молний, казались живыми, простирающимися вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки… 2. А из тьмыф ветвей смотрело на идущих что-то страшное, тёмное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомлённыес им, пали духом. 4. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его… 5. Я думал о великом, горящем сердце Данко и о человеческойс фантазии, создавшей стольком красивых и сильных легенд.

Разборы:

Освещённыем – прич., н.ф. освещённый; страдат., пр.вр., сов.в., невозвр., мн.ч.; определение.

У-ход-и-вш-ихс

Тьмы – 1 слог

Т – [ т`] – согл., глух., мягк.

ь – [ - ]

м – [ м ] – согл., звонк., твёрд.

ы – [ ы ] – гласн., ударн.

4 б., 3 зв.

У-томл-ённ-ыес

Человеч-еск-ойс

Столько – мест., н.ф. столько; указат., В.п.; определение.


  1. Изучение новой темы

  1. Анализ таблицы

Работу над основным правилом целесообраз­но начать с анализа предъявленной учащимся таблицы, в которой сопоставляются предложе­ния, иллюстрирующие одинаковые условия по­становки знаков препинания. Под руководством учителя таблица выполняется учащимися в те­традях: чётко фиксируются условия действия пунктуационной нормы, обобщённые схемы пунктуационных правил.


Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями


Обособленные определения выделяются запятыми в следующих случаях:

1) если стоят после определяемого имени существительного

сущ., / /,/ /

1. Прекрасен луг, /усыпанный ромашками/.

2. Зимними вечерами, /длинными/ и /скучными/, я любил читать.

2)если относятся к личному местоимению

личн.мест., / /,

,/ /, личн.мест.

1. Она, не видевшая гусей никогда, боялась этих птиц.

2. Счастливые и загорелые, они медленно шли по пляжу.

3) если между определяемым словом и обособленным членом предложения есть другие слова (определения дистантно расположены)

/ /,… сущ.

1. /Залитая светом луны/, холодно и странно светилась длинная улица.

2. Красные, жёлтые, качаются в поле цветы.


4) если стоят перед определяемым именем существительным и имеют обстоятель-ственное значение (причины, уступки)

/причина/, сущ.

1. Ужаленная осой, девочка вскрикнула.

2. Обычно сдержанный, сегодня Борис не мог найти себе места.


  1. Закрепление. Работа с учебником

  1. Упр. 291. (предл. 1 устно, предл. 2, 3 письм. – I вариант, предл. 4, 5 – II вариант)

1. По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивостьсл и с досады насильственно старалась быть развязной и смелой, что ей не всегда удавалось.

| прилаг. с з.с. | и | прилаг. | , личн. мест.

2. Самолюбивая до крайности, она привлекала меня.

| прилаг. с з.сл. | , личн. мест.

3. Он стоял, весь взъерошенный и выпачканный красками, перед натянутым холстом…

личн. мест. , | прилаг. | и | прилаг. с з.с. |, …

4. Я глядел на неё, всю облитую ясным солнечным лучом, всю успокоенную и кроткую.

личн. мест. , | прилаг. с з.с.| , | прилаг. с з.с. | и | прилаг. |

  1. Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна…

| прилаг. с з.с. |, личн. мест.

Вывод: Обособляются любые определения, если они относятся к личному местоимению (стоят перед мест. и после мест.)


  1. Упр. 292 (устно, предл. 7, 8 письменно).

292. Закончите предложения. Постройте схемы, объясняющие пунктуацию при обособленных определениях.

1. Я, обычно рано просыпающийся, ... 2. Тепло одетому, мне ... 3. Хорошо укутанные, в шапках и шубах, мы ... 4. От меня, раз­горячённого на морозе, ... 5. Уставшие, они ... 6. К нам, весёлым и счастливым, ... 7. Полный любви к окружающим, я ... 8. Доброму, верящему в чудеса, тебе ... .

1. Я, обычно рано просыпающийся, … сегодня открыл глаза в девять часов утра.

2. Тепло одетому, мне ... было очень хорошо во время прогулки по зимнему лесу.

3. Хорошо укутанные, в шапках и шубах, мы ... не боялись никакого мороза.

4. От меня, раз­горячённого на морозе, ... шёл небольшой пар.

5. Уставшие, они ... сразу же легли спать.

6. К нам, весёлым и счастливым, ... подошла цыганка с предложением погадать.

7. Полный любви к окружающим, я ... хотел совершить подвиг.

8. Доброму, верящему в чудеса, тебе ... будет легко среди хороших людей.


  1. Упр. 294.

294. 1. Прочитайте предложения. Найдите в них определения и определяемые слова. Как расположены они по отношению друг к другу? 2. Спишите, решая орфографические и пунктуационные задачи. Графически объясните пунктуацию при обособленных определениях.

1. Буревес(?)ник° с криком реет ч..рной молнии подобный... 2. Окруж..(н/нн)ое лёгкой мутью показал..сь багро­вое солнце . 3. Пустой разруше (н/нн )ый немой отнынем этот город мойсн. 4. К концу января овея(н/нн)ые пер­вой о(т/тт)епелью хорошо пахнут вишнёвые сады. 5. Травы шумно л..жились у ног косцов п..хучие и ленивыесн. 6. Листва была навале(н/нн)а горами и нагретаям солнцем изд..вала скипидарный запах.

1. Буревестник° с криком реет, чёрной молнии подобный...

2. Окружённое лёгкой мутью, показалось багро­вое солнце.

3. Пустой, разрушенный, немой, отнынем этот город мойсн.

4. К концу января, овеянные пер­вой оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые сады.

5. Травы шумно ложились у ног косцов, пахучие и ленивыесн.

6. Листва была навалена горами и, нагретаям солнцем, издавала скипидарный запах.

Вывод: Обособляются любые определения, если они дистантно расположены, то есть оторваны от определяемого слова.


  1. Упр. 296.

296. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию обособления. Спишите, решая орфографические задачи и объясняя с помощью схем пунктуацию в пред­ложениях.

1. Спокойствием об(?)ятый, вновь дремлет ю(н/нн)ый лес. 2. Оз..рё(н/нн)ые сияниемсл луны, палатки бива­ка* казались (иссиня)белымисн . 3. Коля, в своей но­вой курточке с золотыми пуговками, был героем дня. 4. Вся белая, слилась со снегом вилла.


1. Спокойствием объятый, вновь дремлет юный лес.

2. Озарённые сияниемсл луны, палатки бива­ка* казались иссиня-белымисн .

3. Коля, в своей но­вой курточке с золотыми пуговками, был героем дня.

4. Вся белая, слилась со снегом вилла.


5. Практическая работа с языковым материалом

Прочитайте предложения с обособленными определениями, имеющими обстоятельственное значение причины или уступки (к причастным оборотам можно поставить вопросы почему? и несмотря на что?). Графически объ­ясните изучаемую пунктограмму.

  1. Разгорячённый от быстрого бега, Петя немного вспотел.

  2. Испытанный временем, мотоцикл был очень дорог отцу.

  3. Широко раскинувшая свои зелёные ветки, яблоня была похожа на шатёр.

  4. Усталые и продрогшие, охотники вяло тянулись по дороге.

  5. Обычно резвый и активный, сегодня котёнок тихо лежал на моих коленках.

  6. Торопившаяся в кинотеатр, компания всё-таки опоздала на несколько минут к началу сеанса.

Вывод: Обособляются любые определения, если они имеют обстоятельственное значение (чаще всего причины или уступки).


  1. Контрольно-корректировочный этап

Тестовая работа

Установить соответствия.

Примеры

Причины обособления

1. Шаг, сделанный вперед, шаг к победе.

2. Потрясённая увиденным, мать не могла сдвинуться с места.

3. Бежавший из всех, он еле успел на пристань.

4. Только что освободившаяся ото льда, река была тёмной и неспокойной.

5. Красные, жёлтые, белые, качаются в поле цветы.

6. Она, не видевшая никогда гусей вживую, боялась мимо них ходить.

7. Вода, долго остающаяся на одном месте, портится.

8. Не прекращающийся с утра, шумит дождь.

9. Обвешанный дичью, охотник медленно шёл домой.

10. Распустившей свой рыжий хвост, ей нельзя было не восхищаться.

11. От хвороста, собранного сообща, пламя всегда бывает выше.

12. Покрытый каплями росы, радовал глаз цветок розы.

13. Обычно весёлый и живой, мальчик сегодня был тихим.

14. Встревоженный печальною мечтой, он плакал.

15. Дружба, построенная на выгоде, не бывает прочной.

16. Обычно сдержанный, Пётр дал волю своим эмоциям.

17. Огни, мерцавшие в окнах, слабо освещали дорогу.

18. Испуганная осой, девочка вскрикнула.

19. А он, мятежный, просит бури…

20. Облитые солнцем, пробегали за окном вагона хвойные леса.

А. Определения стоят после определяемого слова.


Б. Определения относятся к личному местоимению.


В. Определения дистантно расположены.


Г. Определения имеют обстоятельственное значение (чаще причины или уступки).


Упр. 300 (культура речи).

300. Найдите ошибки в предложениях. Объясните, чем они вызваны. Запи­шите предложения в исправленном виде.

1. На картине изображён натюрморт, висящей в комнате. 2. В музее, находящемся в центре города и который нам хорошо знаком, открылась новая выставка. 3. Художник, родившийся на белорусской земле и который прославил её на своих картинах, из­вестен далеко за пределами своей страны. 4. Изображённый ребёнок на картине является её главным героем. 5. Художник направил на мальчика свет, писавший полотно.

Запись предложений в исправленном виде:

1. На картине, висящей в комнате, изображён натюрморт. 2. В музее, находящемся в центре города и хорошо знакомом нам, открылась новая выставка. 3. Художник, родившийся на белорусской земле и прославивший её на своих картинах, из­вестен далеко за пределами своей страны. 4. Изображённый на картине ребёнок является её главным героем. 5. Художник, писавший полотно, направил на мальчика свет.


  1. Подведение итогов урока

- Что такое обособление?

- Какими средствами выражается смысловая роль обособленных членов предложения в устной речи, какими — в письменной?

- Сформулируйте правила о пунктуационном выделении обособ­ленных определений по схемам.


  1. Рефлексия

  • Достигли ли мы целей урока? Что, по-вашему, удалось на уроке и над чем ещё нуж­но поработать?

  • Оцените свой уровень усвоения знаний по теме. Что изменилось в ваших знаниях после урока?


  1. Домашнее задание

В сильном классе: § 34. Упр. 299 (1, 2 — устно; 3 — письмен­но)

В слабом классе: § 34, упр. 297







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс