1758- 1828
1799- 1837
«Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память», - сказал И.С. Аксаков на открытии памятника Пушкину в Москве в1880 году.
А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».
Дом Пушкиных в селе Михайловское
В августе 1824 года Пушкин приезжает в Михайловское –
место своей второй ссылки. Поэт остался один
со своей няней в большом доме , а на лето они
перебирались в малый флигель, называемый ныне
«Домик няни».
Сельцо Михайловское
Отец Сергей Львович Мать Надежда Осиповна
Брат Лев Сергеевич и сестра Ольга Сергеевна
Пушкин - ребёнок
1800-1802
Домик няни
Комнатка няни
Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла.
Арина Родионовна сразу стала единственным собеседником поэта, занимавшим его слух и воображение в тёмные вечера своими рассказами и сказками.
«Вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны; она - единственная моя подруга».
Из письма Пушкина Д.М. Шварцу.
Многие сюжеты и мотивы сказочных историй, рассказанных няней, поэт использовал в своём творчестве.
С любовью и уважением относился Пушкин к няне. Немало стихотворений посвятил ей. Называл её «подругой юности» своей, «ангелом кротким, безмятежным», «бесценным другом». Он доверял ей свои мысли, мечты.
Нередко Арина Родионовна становилась первой слушательницей его сочинений:
Я плоды своих скитаний, И гармонических статей Читаю только старой няне – Подруге юности моей.
Великий поэт обессмертил имя Арины Родионовны. Оно навсегда рядом с Пушкиным –– как символ доброты и бескорыстной любви.
Из письма няни Пушкину
6 марта 1827 года:
«Любезный мой друг, Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем благодарна - вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует.
Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю - я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться...
Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, цалую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна»
(Писано под диктовку в Тригорском 6 марта 1827 года).
Как одну из горестных утрат своей жизни переживал её кончину Пушкин. Нередко на полях страниц своих сочинений он рисовал профильные портреты любимой няни. Даже спустя десять лет, побывав в селе Михайловском, он напишет:
… Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных. Уж десять лет ушло с тех пор – и много Переменилось в жизни для меня (…) …но здесь опять Минувшее меня объемлет живо (…) Вот опальный домик, Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет – уж за стеною Не слышу я шагов её тяжелых, Ни кропотливого её дозора…
Стихотворение Николя Языкова «На смерть няни Пушкина»
Я отыщу тот крест смиренный, Под коим, меж чужих гробов, Твой прах улёгся, изнуренный Трудом и бременем годов. Пред ним печальной головою Склонюся; много вспомню я — И умиленною мечтою Душа разнежится моя!
Памятник Пушкину и няне в городе Пскове
Стихотворение «Няне».
Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь... 1826
Настроение стихотворения
- Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами.
- Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.
- В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе
Лирический герой стихотворения «Няне».
Лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.
Анализ стихотворения
Пункты плана
Примерные речевые конструкции
1. Автор и название стихотворения
2. Тема стихотворения (О чем стихотворение?)
Стихотворение посвящено…
Тема стихотворения -…
В стихотворении … (автор, название стихотворения) описывается…
… поэт изображает…
… перед читателем возникает образ…
… переданы размышления (чувства, переживания и т.п.)…
Автор выражает…
… с первых строк…
Анализ стихотворения
Пункты плана
Примерные речевые конструкции
3. Настроение стихотворения
В стихотворении… царит настроение…
Настроение меняется на протяжении стихотворения…
Анализ стихотворения
Пункты плана
Примерные речевые конструкции
4. Как выражается настроение?
А) композиция
(Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить?
О чем каждая часть?)
Б) Какие картины вам представляются?
В) Какие приемы использует автор?
Г) Как звучит стихотворение?
Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…
Строки рисуют…
Мне видится…
Для создания настроения автор использует…
С помощью… поэт дает нам возможность увидеть…
… создают образ…
… помогают представить…
Звучание стихотворения создает… ритм…
Короткие (длинные) строки подчеркивают…
В стихотворении мы словно слышим звуки…
Постоянно повторяющиеся звуки …позволяют услышать…
Анализ стихотворения
Пункты плана
Примерные речевые конструкции
5. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?
Лирический герой этого стихотворения представляется мне…
6. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя? (Идея стихотворения)
В стихотворении автор выражает мысль о…
Основная мысль стихотворения…
Идея произведения…
Анализ стихотворения
Пункты плана
Примерные речевые конструкции
7. Личные впечатления от стихотворения.
Читая стихотворение, я восхищался…
… я откликался…
Меня взволновало…
… красота строк…
… остаются в памяти…
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
Сегодня на уроке я…
- заинтересовался…
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить пролог к поэме Пушкина «Руслан и Людмила».
2. Прочитать статью о Пушкине на страницах учебника 91-92 и приготовить ее пересказ.