СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Путешествие по карте" Африка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через форму работы "Путешествие по карте" Коротковой Н.А.

Просмотр содержимого документа
«"Путешествие по карте" Африка»

Конструкт

организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми

Тема: Путешествие в Африку

Форма НОД: «Путешествие по карте»

Форма организации: групповая

Группа: подготовительная

Воспитатель: Ларюшкина Е.Л.


Цель: Дать представление об Африке


Задачи:

Воспитательные: Воспитывать любознательность, активность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира. Стимулировать проявление эмпатии. В доброжелательной форме высказывать свою точку зрения.


Обучающие: Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки, ее климатических зонах. Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания. Систематизировать знания детей о животных Африки.


Развивающие: Развивать навыки поисковой деятельности: анализ ситуации, выдвижение предложений, умение оценивать свою деятельность. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи, умение поддерживать беседу, отвечать на поставленные вопросы полным предложением. Активизировать словарь: материк Африка, контурная карта, пустыня, саванна, джунгли.



Методы воспитания: беседа, вопросы, поощрение, исследовательская деятельность, развивающее задание «Фонарик» игровое задание «фотоаппарат»

Методы обучения:

Наглядные: мультимедийная установка, контурное изображение материка Африка.

Практические: самостоятельное выполнение заданий, дидактические игры

Дидактические средства: коробочки с песком, картинки животных





Этапы деятельности

Содержание деятельности

Деятельность

воспитателя

Деятельность

детей

Планируемый

результат

Выбор

пункта назначения

- Ребята вы любите путешествовать?

- Где вы уже побывали?

- Как много мы уже с вами знаем.

- О чем бы ещё хотели узнать?

- Не хотели бы вы познакомиться с интересной и экзотической страной Африка?

- Тогда я приглашаю вас совершить путешествие в Африку.

- Давайте найдем Африку на карте.



Беседует с детьми



Побуждает

к активности




Ответы детей



Умеют ориентироваться

на карте

Выбор транспортного средства передвижения

- Какой вид транспорта нам понадобится?

- А может, быть мы отправимся на необычном виде транспорта?

- Если много встретится на пути необычного, что можно еще взять с собой


Задает вопросы

Ответы детей



Умеют проявлять речевую активность

Определение маршрута по глобусу и карте

(или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте

- Прежде чем отправиться в путешествие, нам нужно определить маршрут.

- Кто может проложить его на карте.

Побуждает

к активности


Дети прокладывают маршрут на карте

Умеют ориентироваться

на карте

Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения


- Ребята, как вы думаете, кто и что может встретиться нам в путешествии?

Побуждает

к активности

Схематично изображает на карте предположения детей


Ответы детей

Умеют делать предположения

Само путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных, растений, людей занятых типичным трудом)

























Эксперимент









































Динамическая пауза











Развивающее задание «Фонарик» автор

В. А. Петровский


- Итак, нам пора в путь.

- Помогите мне раскатать волшебный ковер-самолет.

- Устраиваемся поудобнее и полетели…..

(звучит музыка)

- Уважаемые пассажиры! Наш ковер-самолет снижает высоту. Осторожно, присядьте, чтобы не упасть.

- Вот наш ковер приземлился.

(слайд № 2)

- Мы с вами попали в царство горячего песка и яркого солнца. Как же называется это место?

- Что такое пустыня, как вы думаете?

- Совершим небольшую прогулку по пустыне.

- Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.

- Как вы думаете, могут ли в этих условиях жить растения?

- Могут. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками.

(слайд № 3)

- Как же они обходятся без воды?

- У них очень длинные корни. Если забраться на 15-этажный дом, то корни их достанут до земли.

- Как вы думаете, зачем растениям такие длинные корни?



- Как вы думаете, в пустыне могут жить животные? Какие?

- Посмотрите, прямо на нас движется медленно высокое животное с большим горбом на спине. Кто это?

(слайд № 4)

- Верблюда называют «кораблем пустыни». Почему?

- Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные.

- Ребята, почему верблюду не жарко в пустыне?



- Песок такой горячий, что обжигает ноги.

- Чем защищены они у верблюда?


- На ногах у верблюда толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку.

- Ноги должны быть широкими, чтобы не проваливаться в песок.

- Хотите проверить это с помощью эксперимента?

- Объединитесь в группы и проходите за столы.

(На столах контейнеры с песком и карандаши)

- Представьте, что это острый карандаш - модель ноги человека, а ластик на карандаше - нога верблюда.

- Покажите, как ходит человек по песку. А теперь - верблюд. Посмотрите на эти следы и сравните следы человека и верблюда.

- Какой вывод можно сделать?

- Вот мы с вами и посмотрели первый уголок Африки.

- Кто сможет обозначить его на контурной карте.

(Дети находят и приклеивают пустыню)

- Дети посмотрите, сколько здесь животных разных стран, но нам необходимо выбрать тех, кто живет в пустыне.

- Наше путешествие продолжается. Дальше наш путь лежит через африканский луг – саванну.

(слайд № 5)

- Посмотрите чем покрыта земля в саванне?

- Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя, зеленая сочная после дождей.

- Кое-где растут гигантские деревья. Как они называются? (слайд № 6)

- Это баобабы.

- Это удивительные деревья, при небольшой высоте, имеют очень толстый ствол. Чтобы его обхватить нужно взяться за руки всей группой. Давайте попробуем.

- Ствол баобаба перенасыщен водой.

- Зачем это дерево накапливает воду?

- Не хотите ли вы совершить прогулку по саванне, понаблюдать за ее обитателями?

- С помощью чего мы можем запечатлеть наши наблюдения?

- Ребята, саванна полна опасностей, нам необходимо соблюдать осторожность от нападения диких зверей.

- Что для этого можно сделать?

Игра «Угадай животное» 

(Слайд № 7)

- Ребята, а чем саванна отличается от пустыни?

- Кто сможет обозначить саванну на контурной карте и заселить ее животными, которых вы фотографировали.

(Дети находят и приклеивают саванну и заселяют животных)


- Превращаемся в мартышек и пойдем теперь вприпрыжку….


- Мы с вами оказались в тропическом лесу.

(слайд № 8)

- Как он называется?

- Да, это джунгли. В джунглях растут очень высокие деревья и пальмы, а также кустарники перевитые лианами. Деревья растут так близко друг к другу, поэтому там очень темно и ничего не видно, но посмотрите, кто-то оставил нам фонарики. Чтобы что-то увидеть, можно объединиться в пары или в группы.

Развивающая игра «Фонарики»

- Каждый смотрит в окошечко, пусть там всегда что – то будет видно. Как ты думаешь, что там было нарисовано? Хочешь увидеть целиком?

- Как вы думаете, подтвердились ваши догадки или нет?

- Замечательно, ребята. Теперь мы увидели, кто живёт в тропическом лесу.

- Кто сможет заполнить контурную карту и заселить животных, которые обитают в джунглях.

(Дети находят и приклеивают джунгли, заселяют животных)

- Ребята, нам с вами пора возвращаться назад.

- Помогите мне раскатать волшебный ковер-самолет.

- Устраивайтесь поудобнее и полетели…..

(звучит музыка)




Беседует с детьми



Побуждает

к активности




































Способствует индивидуальности



















Доставать воду, которая глубоко под землей







Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей



































Чтобы в засушливый период питаться своими запасами







































Практическая деятельность детей по заполнению карт






Умеют рассуждать

Выдвигают предположения, сравнивают и анализируют































Умеют самостоятельно исследовать, анализировать, сравнивать









































Дети получили психологическую разрядку









Проявление стремления ребенка составлять целое из частей

Подведение итогов, проверка предположений,

что нового узнали




Рефлексия




Открытый конец



- Вот мы и оказались в детском саду.

- Где мы с вами побывали?

- Посмотрим, какие были предположения в начале.

- Что мы увидели во время путешествия?

- Подтвердились ли наши предположения?




- Что нового узнали?

- Что было самым трудным в путешествии?

- Что было самым интересным?



- Кому вы бы хотели рассказать о путешествии?









Ответы детей

Умеют восстанавливать последовательность действий