Урок русского языка в 6 классе.
Учебник: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.;научн. ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2007
Тема урока: Путешествие по стране Прилагательное (повторение изученного об имени прилагательном).
Цели урока:
-
углубить знания по теме "Прилагательное".
-
обобщить знания, полученные при изучении темы (синтаксическая роль прилагательных, разряды, степени сравнения, орфограммы: не с прилагательными, Н и НН в прилагательных, суффиксы СК и К, дефисное и слитное написание сложных прилагательных, морфологический разбор прилагательных).
I. Организационный момент.
II. Слово учителя.
- Сегодня у нас необычный урок - путешествие. Перед вами карта пестрой разноцветной страны, имя ее - Прилагательное. Отправляясь в путешествие, мы с вами должны поставить цель: увидеть все особенности имени прилагательного, с которыми мы знакомились на предыдущих уроках. Надеюсь, что путешествие будет интересным, тем более что все активные ребята будут получать жетоны: красный цвет - 5, синий - 4, зеленый -3.
Но чтобы проникнуть в глубь этой страны, мы должны пройти через ворота, которые находятся на станции Выразительная. Чтобы миновать их, надо выполнить задание. Перед вами на листочках два текста. Прочитайте два описания утра и ответьте на вопрос, в какое утро вы бы хотели отправиться путешествовать и почему? (Дети про себя читают тексты)
Задание №1.
Прочитайте тексты. Сравните.
Текст 1.
С утра небо ясно; заря не пылает пожаром: она разливается румянцем. Солнце мирно всплывает под тучкой, свежо просияет и погрузится в туман…
Текст 2.
С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо-лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман.
И.С.Тургенев "Бежин луг"
(Второе описание утра более приветливое и красивое. Оно больше подходит к нашему путешествию).
- Давайте прочитаем это описание И.С.Тургенева.
- Что помогает Тургеневу сделать утро таким привлекательным?
- Правильно, прилагательные.
Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее образной и привлекательной.
- Давайте попробуем описать сегодняшнее утро. Какие прилагательные помогут вам?
- Что ж, можно сказать имени прилагательному похвальное слово. Поэтесса Шкарова Л.Л. так охарактеризовала роль прилагательных:
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
- Итак, все приличия соблюдены. Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа.
- Мы двигаемся вперед, на станцию Синтаксическая.
На этой станции нам предлагается встретиться с предложением.
Задание №2.
Записать предложение, сделать его синтаксический разбор.
Записываем предложение: Тиха украинская ночь. (повеств., невосклиц., простое, распростр.).
- Какова же синтаксическая роль прилагательного?
(Прилагательное в предложении может быть определением и сказуемым)
- Хорошо. За ответ _____ получает_____ жетон.
- Продвигаемся дальше и попадаем на станцию Сравнительная. Как вы думаете, что здесь интересного, какая особенность прилагательных таится здесь? (Прилагательное имеет степени сравнения: сравнительную и превосходную.)
- Как образуются степени сравнения? Давайте рассмотрим это на примере.
К доске выходит ______.
Задание №3.
Записать прилагательное милый и образовать от него степени сравнения.
(Милый - милее, более милый, милейший, самый милый).
- А можно ли образовать степени сравнения от прилагательного бумажный (змей)? Почему? (Степени сравнения образуются только от качественных прилагательных, а бумажный - относительное)
- Хорошо, садись, за ответ получаешь ______ жетон.
Ребята, а ведь это задание помогает нам сразу перебраться на следующую станцию - Разрядную. Какие разряды прилагательных вам известны? (Качественные, относительные, притяжательные). В чем их особенность?
Качественные и относительные нам уже встретились, а что обозначают притяжательные прилагательные? (Принадлежность кому-либо, например, заячий хвост)
Задержится здесь один ученик и сделает на доске задание №4.
Распредели по разрядам:
Качественные | Относительные | Притяжательные |
Раскидистый дуб душистый цветок ужасный вид причудливый рисунок | прибрежный участок лесной массив | папин нос олений рог воронье гнездо |
- Пока заложником остается _______, мы отправляемся дальше.
Небольшая, так называется следующая станция. Догадайтесь, какая орфограмма живет здесь. (Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными).
Задание № 5.
Спишите слова, отметьте орфограммы, раскройте скобки (самостоятельно).
(Не)вежливый, (не)здоровый, (не)веселое, ничуть (не)легкая ноша, (не)широкая, но глубокая река, (не)добрый, а злой.
-Проверим, прокомментирует_______.
Заодно выручим из плена _______. (жетоны)
- Чтобы продолжить путешествие, разделимся на три группы. 1 группа пойдет на станцию Оранжевая. С чем вам придется встретиться? (Е и О в суффиксах прилагательных).
Задание №6
Вставь пропущенные буквы:
В парч..вом наряде, на Дворц..вой площади, по кольц..вой дороге, свинц..вая туча, плюш..вый медвеж..нок.
ных).
.
2 группа отправится на Железнодорожную станцию.А вас что ожидает? (Слитное и раздельное написание сложных прилагательных).
Задание №7
Раскройте скобки:
(Бледно)лиловый кустарник, (трудно)доступная местность, (широко)плечий юноша, (русско)английский словарь.
3 группа вместе со мной задержится на станции Закодированная. Здесь поселились прилагательные с одной и двумя Н. Запишем кодированный диктант. Слово, которое я называю, вы должны записать в виде Н или НН. Два человека делают это на отдельном листочке на оценку._____ и _______
Клюквенный, серебряный, кожаный, стеклянный, травяной, ветреный, ранний, деревянный, змеиный.
НН, Н, Н, НН, Н, Н, НН, НН, Н
- Проверим.У кого сделано все правильно?
Проверим, как справились с работой остальные группы.
Задание №6 прокомментирует (_________) Получает жетон______.
Задание №7 прокомментирует (_________) Получает жетон______.
- Мы подходим к концу нашего путешествия. Отправим напоследок одного лазутчика на станцию Морфологическая.
Задание №8.
Выпиши из текста любое прилагательное и сделай морфологический разбор.
- А мы взберемся на главную достопримечательность - гору Орфографический Олимп. Сделать это не так просто, вы видите, что на ней много препятствий. Кто же самый отважный. Два человека выходят, чтобы начать путь к вершине. Ваша задача: по очереди прокомментировать написание слов. А ваша - поддерживать товарищей. Если ваш одноклассник отвечает правильно - хлопайте в ладоши, если же он ошибается, топайте ногами и спешите на помощь.
Приступим к восхождению.
Безветренный Иссиня- черный Холщовое полотно Французский язык Мороз трескуч | стеклянный вечнозеленый грушевый компот низкий поклон неполный ответ |
- Замечательно, мы на вершине.
Заберем лазутчика на Морфологической станции. Проверим _______
Итак, вот и подошло к концу наше путешествие, которое мы благополучно завершили. Многие из вас получили жетоны, которые превратятся в оценки в журнале.
III. Рефлексия
Как и любой урок завершаем этапом рефлексии. Предлагаю вам заполнить
листы обратной связи и ответить на предложенные вопросы.
Лист обратной связи
1. Что полезного для себя вы узнали на сегодняшнем занятии?
2. Какие виды работ показались вам трудными?
IV. Домашнее задание: подготовиться к диктанту.
- Урок окончен, спасибо всем за работу, активное участие.
Ребята, получившие жетоны, подойдут ко мне, и я проставлю оценки.