Открытый урок "Путешествие под парусами ".
урок русского языка.
1.Вступление.
Вот уже мы в море Словарных слов, и думаем про наше путешествие.
про путешествие (В.п.)
на корабле (П.п.)
с экипажем (Т. п.)
к горизонту (Д.п.)
Но на корабле, да и с таким экипажем, можно плыть даже к самому горизонту.
Запишите словарные слова и поработайте с ними (ударения, безударные, предлоги и окончания).
Определим падежи.
-Дует горько - солёный бриз.
Дадим объяснение новому слову.
- Бриз - лёгкий ветерок, дует днём с моря, а ночью с суши.
-Морской бриз, береговой бриз.
4. Повторение. Имена собственные.
Мы приближаемся к острову Повторения. Вдали виден мыс Ошибок.
Странный листок выпал из судового журнала. На нём записаны имена прилагательные , но солёная океанская вода размыла чернила. SOS ! Помогите мне - запишите слова в два столбика и объясните свой выбор
-сн- -о-
чудесный доблестный
ужасный радостный
интересный прелестный
прекрасный известный
-Назовите орфограмму, прочтите слова.
5.Основная часть урока
И вот мы в заливе Прилагательных.
1.Для чего нужны прилагательные?
2.Что такое имя прилагательное?
3.С какой частью речи связано имя прилагательное?
4. Безударные окончания имён прилагательных
М.р. какой? яркий, голубой, ясный небосклон
Ж.р. какая ? жаркая, летняя погода
С.р. какое ? синее, солёное море
5.Каким членом в предложении бывает имя прилагательное?
6.Обратите внимание на согласование в роде, числе и падеже.
6.Физминутка.
Штормы и ветры нам не страшны.
Ждут берега нас далёкой страны.
Пусть бури ветры с тобой верный друг
И помощь протянут тебе сорок рук.
Будь смел и отважен -
Прочти много книг,
В большом море знаний
Плыви, ученик.
К заветной мечте и чудесной земле.
В нагруженном знаниями корабле!
-Займите места в своих каютах.
7. Закрепление. Групповая работа.
Под парусами вьются на ветру яркие флажки. В каждом из них задания для бригад экипажа Готовим сообща, один рапортует .
Командам раздаются флажки.
Запиши, вычеркни лишнее слово. Объясни свой выбор.
-существительное
-прилагательное
-глагол
-определение
-местоимение
Придумай словосочетания (существительное + прилагательное)
рояль, шампунь, фамилия, тюль.
Запиши все слова, подчеркни имена прилагательные: синий, синеть, синева, синенький, синеватый, синь.
Команды рапортуют о выполненных заданиях .
Если правильно сложить флажки, можно узнать, что увидел вдалеке капитан судна.
Учащиеся складывают из флажков слово "Земля".
Он кричит: - Земля! Это остров Поэзии ".
8.Разбор предложения по членам
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что кинул он в краю далёком?
Что ищет он в краю родном?
-Кто автор этих замечательных строк? Запишите первое предложение, подчеркните главные члены предложения.
9.Закрепление. Творческая работа.
Ежедневно ведётся судовой журнал. Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.
Сегодня.........день.
Какое ........небо, какое ........ море !
Впереди .........остров. На берегу .........песок и .........трава .
Вдали ..........крепость .Мы садимся в шлюпку и плывём к ..............острову
Запиши, вычеркни лишнее слово.
Объясни свой выбор.
-существительное
-прилагательное
-глагол
-определение
-местоимение
Придумай словосочетания
(существительное +
прилагательное)
Подчеркни имена прилагательные:
синий, синеть, синева,
синенький, синеватый, синь.
Определи род прилагательного
в словосочетании
интересное путешествие
Определи падеж прилагательного
в словосочетании
по синему морю
Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.
Сегодня ......... день.
Какое ........ небо, какое ........ море!
Впереди ......... остров.
На берегу ......... песок и ......... трава.
Вдали .......... крепость. Мы садимся в шлюпку и плывём к .............. острову.
Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.
Сегодня ......... день.
Какое ........ небо, какое ........ море!
Впереди ......... остров.
На берегу ......... песок и ......... трава.
Вдали .......... крепость. Мы садимся в шлюпку и плывём к .............. острову.
Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.
Сегодня ......... день.
Какое ........ небо, какое ........ море!
Впереди ......... остров.
На берегу ......... песок и ......... трава.
Вдали .......... крепость. Мы садимся в шлюпку и плывём к .............. острову.
Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.
Сегодня ......... день.
Какое ........ небо, какое ........ море!
Впереди ......... остров.
На берегу ......... песок и ......... трава. Вдали .......... крепость. Мы садимся в шлюпку и плывём к .............. острову.
Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.
Сегодня.........день.
Какое ........небо, какое ........ море!
Впереди .........остров.
На берегу .........песок и .........трава.
Вдали ..........крепость .Мы садимся в шлюпку и плывём к ..............острову.
Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.
Сегодня.........день.
Какое ........небо, какое ........ море!
Впереди .........остров.
На берегу .........песок и .........трава.
Вдали ..........крепость .Мы садимся в шлюпку и плывём к ..............острову.
Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.
Сегодня.........день.
Какое ........небо, какое ........ море!
Впереди .........остров.
На берегу .........песок и .........трава.
Вдали ..........крепость .Мы садимся в шлюпку и плывём к ..............острову.
З
Е
М
Л
Я
Владимир Железников «Чучело» (повесть)
А Димка тем временем сообразил, что все про него забыли, проскользнул по стенке за спинами ребят к двери, взялся за ее ручку, осторожно нажал, чтобы открыть без скрипа и сбежать… Ах, как ему хотелось исчезнуть именно сейчас, пока Ленка не уехала, а потом, когда она уедет, когда он не будет видеть ее осуждающих глаз, он что-нибудь придумает, обязательно придумает… В последний момент он оглянулся, столкнулся взглядом с Ленкой и замер. Он стоял один у стены, опустив глаза. – Посмотри на него! – сказала Железная Кнопка Ленке. Голос у нее задрожал от негодования. – Даже глаз не может поднять! »– Да, незавидная картинка», – сказал Васильев. – Облез малость. Ленка медленно приближалась к Димке. Железная Кнопка шла рядом с Ленкой, говорила ей: – Я понимаю, тебе трудно… Ты ему верила… зато теперь увидела его истинное лицо! Ленка подошла к Димке вплотную – стоило ей протянуть руку, и она дотронулась бы до его плеча. – Садани его по роже! – крикнул Лохматый. Димка резко повернулся к Ленке спиной. – Я говорила, говорила! –Железная Кнопка была в восторге. Голос ее звучал победно. –Час расплаты никого не минует!.. Справедливость восторжествовала! Да здравствует справедливость! Она вскочила на парту: – Ре-бя-та! Сомову – самый жестокий бойкот! И все закричали: – Бойкот! Сомову – бойкот! Железная Кнопка подняла руку: – Кто за бойкот? И все ребята подняли за нею руки – целый лес рук витал над их головами. А многие так жаждали справедливости, что подняли сразу по две руки. «Вот и все, – подумала Ленка, – вот Димка и дождался своего конца». А ребята тянули руки, тянули, и окружили Димку, и оторвали его от стены, и вот-вот он должен был исчезнуть для Ленки в кольце непроходимого леса рук, собственного ужаса и ее торжества и победы. Все были за бойкот! Только одна Ленка не подняла руки. – А ты? – удивилась Железная Кнопка. – А я – нет, – просто сказала Ленка и виновато, как прежде, улыбнулась. – Ты его простила? – спросил потрясенный Васильев. – Вот дурочка, – сказала Шмакова. – Он же тебя предал! Ленка стояла у доски, прижавшись стриженым затылком к ее черной холодной поверхности. Ветер прошлого хлестал ее по лицу: «Чу-че-ло-о-о, пре-да-тель!.. Сжечь на костре-е-е-е!» – Но почему, почему ты против?! –Железной Кнопке хотелось понять, что мешало этой Бессольцевой объявить Димке бойкот. –Именно ты – против. Тебя никогда нельзя понять… Объясни! – Я была на костре, – ответила Ленка. – И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!