Карагандинская область г.Жезказган
КГКП «ясли –сад №10 «Ұшқын»
Кимель Евгения Витальевна
Музыкальный руководитель 2 квалификационной категории высшего уровня, педагог дополнительного образования.
Открытое музыкальное занятие
для 2мл группы.
«Путешествие в музыкальный аул»
Мақсаты/ Цель/: Развивать творческое воображение, умение слушать и узнавать музыку. Закреплять приобретённые навыки слушания музыки. Познакомить с казахским народным инструментом - домброй.
Білімділік міндеті/Образовательная задача/: учить различать музыку по темпу, ритму; продолжать учить детей определять жанр и характер музыкального произведения. Передавать в движениях смену частей музыки ( марш, лёгкий бег). Учить перестраиваться в пары под музыку вальса.
Түзету міндеті / Коррекционная задача/: развивать музыкальную память, координацию движений под музыку.
Дамытушылық міндеті/Развивающая задача/: развивать чувство ритма, тембровый и звуковысотный слух, танцевальные навыки, передавать характерные движения в играх и танцах; умение оркестровать музыкальное произведение; развивать навык ориентировки в пространстве. Прививать уважение мальчика к девочки (проводили на стульчик, поклонились). Прививать навыки этнокультурного воспитания. Развивать дыхательный аппарат новыми игровыми приёмами.
Тәрбиелік міндеті/ Воспитательная задача/: воспитывать коммуникативные чувства, уважительное отношение к музыкальной культуре разных народов, бережное отношение к музыкальным инструментам, природе, всему окружающему.
Әдіс-тәсілдер/ методы-приемы/: словесный, наглядный, показ, объяснение.
Көрнекі құралдар/ используемый материал/: музыкальные инструменты погремушки в музыкальной маленькой юрте,домбра (знакомство), музыкальная радуга и нотки, аул — 1 большая юрта стилизованная внутри, корпешки, фигурки домашних животных, стилизованные фигуры апашки и джигита на коне, солнышко и нотки, чаши с цветной мыльной водой (состав: кипячённая вода, пищевой краситель, детское мыло без щелочи), цветные трубочки (деление по Тимбилдингу), два стола, портрет Курмангазы С., музыкальный центр, электропианино, аудионоситель для флеш проигрывания музыки. Музыка на флеш носителе: кюй «Балбраун» Курмангазы., Моцарт «Марш», Моцарт «Полька», Моцарт «Вальс», минус песни «Бабушка испеки оладушки» Автор слов - Пляцковский М., композитор - Шаинский В., музыкальная игра-пляска «Пяточка, носочек, раз, два, три» автор неизвестен.
Сөздік жұмысы / Словарная работа: марш, танец — полька, вальс, кюй, вступление, аул, композитор.
Қостілділік компоненті / Билингвальный компонент:
Дети сделайте большой круг — үлкен шембер жасаймыз балалар, здравствуйте — салем, салеметсізбе, до свидания — сауболыныз, жарайсын — молодец, рахмет — спасибо, очень хорошо -өте жақсы,хлопаем- шапылак, кружимся- айналамыз.
Ход занятия
Дети под музыку за музыкальным руководителем заход в зал, воспитатель замыкающий. Мальчики держат руки на поясе, девочки за платье. Образуют полукруг, музыкальные руководитель проходит за инструмент. Звучит музыкальное приветствие- расспевка под фортепиано на двух языках: «Здравствуйте ребята», «Сәлем балалар».
М.р.: Ребята, я очень рада видеть вас. Скажите пожалуйста где мы сейчас находимся? (В музыкальном зале), а как называется наше занятие? (музыкальное), Чем мы занимаемся на музыкальном занятии?(поём, танцуем, слушаем музыку, играем на музыкальных инструментах). Всё верно! Посмотрите, перед вами музыкальная радуга, только вот нотки убежали из своих домиков, и вернуться туда лишь в том случаи, если мы с вами хорошо позанимаемся и выполним все задания. Готовы? (Да!)
Сегодня мы с вами отправимся в музыкальный аул, где познакомимся с новым для вас инструментом казахского народа. Дорога будет не лёгкая, идти мы будем под музыку, только будь внимательны, музыка будет сменяться, сначала зазвучит марш и мы будем маршировать как солдатики (показывают на месте маршировку), далее заиграет Полька и вы легко на носочках побежите друг за другом по кругу( показывают бег на месте), а в конце заиграет вальс и вы разобьётесь по парам и мальчики проводят девочек на стульчики, не забудьте сделать поклон когда девочка присядет на стульчик. Будьте внимательны, слушайте смену музыки.
Музыкальный руководитель включает запись на аудионосителе. Вместе с детьми и воспитателем выполняет задание. После того как дети просели на стульчики вместе с воспитателем открывает шторы где расположен музыкальный аул.
М.Р: Вы были очень внимательны и замечательно справились с поставленной задачей. и вот посмотрите какая красота, мы пришли в музыкальный аул. В музыкальном ауле всегда звучит музыка, поются песни. Тут никогда не бывает скучно. А вы хотите послушать музыку? (да!) тогда пройдём ближе к юрте и присядем на корпешки, а я вам расскажу одну историю. Давным- давно в музыкальном ауле жил великий композитор, его звали Курмангазы Сабырайулы. Он очень любил музыку, любил играть на домбре кюй, и каждый день он выходил в просторы степей и играл, играл так, что на звуки его музыки прилетали птицы, приходили животные, сама природа будто замирала под звуками его игры. И сейчас мы с вами послушаем его одно из любимых произведений кюй «Балбраун».
Музыкальный руководитель включает запись, музыка слышится из юрты.
М.Р.: Вам понравилось произведение? Какое оно по характеру? (весёлое) А по темпу? (быстрое)Как оно называется?(кюй «Балбраун») Как зовут композитора? (Курмангазы). А сейчас пройдите на стульчики. Дети, на каком инструменте играл Курмангазы? На домбре. Эмилия пройди пожалуйста в юрту и посмотри нет ли там случайно домбры, если есть то принеси её.
Девочка проходит в юрту, приносит домбру музыкальному руководителю.
Спасибо большое. Посмотрите ребята, у меня в руках казахский народный инструмент домбра. Посмотрите какая она красивая. Что вы видите есть у неё? (струны) Верно, домбра это струнный инструмент. Как называется этот музыкальный инструмент? (Домбра) Замечательно. Когда вы подрастёте мы ещё ближе познакомимся с этим замечательным инструментом казахского народа. А сейчас я предлагаю вам подарить музыкальному аулу нашу песню которую мы начали разучивать на прошлом занятии «Родина моя». Для начала мы встанем все, разойдемся по залу и встанем лицом ко мне. Теперь мы подготовим наш язычок к произношению слов, покусаем его, (кусают язык), по вибрируем губами, широко покажем зубки друг другу. Молодцы! Теперь внятно проговариваем слова, вспоминаем первый куплет и припев. (проговариваем чётко слова без музыки), ну а теперь приготовились к исполнению песни, поём один куплет и припев.
Исполняем песню «Родина моя» под аккомпанемент музыкального руководителя на фортепиано.
Замечательно. А сейчас сделаем большой круг, улкен шембер жасаймыз. Жарайсындар балалар. Музыкальный аул так же чтит и уважает традиции и культуру других народов, и я предлагаю сейчас поиграть на погремушках и исполнить музыкальный шумовой оркестр под русскую народную мелодию.
Посмотрите, вот какая красивая тут есть музыкальная юрта, и сегодня для нас она приготовила музыкальные погремушки, я сейчас пройду, а вы каждый по очереди достанете свою погремушку, у кого погремушка с зелёной крышечкой подойдут ко мне, а у кого с жёлтой подойдите к воспитателю. Замечательно, теперь образуем полукруг. Повторим ритм быстрый и медленный под счёт до восьми.
Музыкальный руководитель вместе с воспитателем и детьми простукивает ритм считая вслух до восьми сначала меделнно потом быстро.
Замечательно, теперь я включаю музыку. Приготовились, будьте внимательны. Мотрим на меня и повторяем все движения за мной.
Музыкальный руководитель включает аудио запись ( –) мп3 песни «Бабушка испеки аладушки», дети играют на погремушках, выполняют движение руками «полочка», и движение ногами «Ковырялочка», поворот вокруг себя, айналамыз.
Очень весело играли, все движения выполняли. Для наилучшего закрепления наших танцевальных движений мы с вами станцуем танец «Пяточка носочек». И потанцуем и отдохнём.
Музыкальный руководитель вместе с воспитателем и детьми танцует танец «пяточка носочек», чётко показывая движения.
Ну что ребята, мы с вами замечательно провели врем в музыкальном ауле, пора возвращаться. Проходи на стульчики под музыку.
Дети по кругу идут и садятся на стульчики.
Вот мы с вами и возвратились в музыкальный зал. Пора возвращать нотки в домики. Кто мне скажет чем мы сегодня занимались тот и вернёт нотку домой.
Музыкальный руководитель подводит ребёнка к себе, даёт нотку, и задаёт вопрос по занятию., после ответа ребёнок крепит нотку на радугу. И так 7 нот.
Спасибо вам ребята за прекрасное занятие. И в благодарность я хочу вам подарить волшебство. Мы сейчас порисуем мыльными пузырями, но для начала возьмите трубочки, покажите как нужно дуть в трубочку, а именно носиком набираете воздух через трубочку выдуваете. А сейчас я посмотрю насколько вам понравилось занятие, если мыльных пузырей будет много, значит очень понравилось!
Музыкальный руководитель вместе с воспитателем дышит в трубочку. После дыхательных упражнений, воспитатель помогает муз.рук-лю поставить два столика и две чаши с цветной мыльной водой в центр зала. Дети разделившись на два цвета по трубочкам подходят вокруг каждого стола и начинают дуть в чаши. Образую мыльную цветную пену.
Я вижу что занятие вам понравилось, и мне было очень приятно с вами работать, я говорю вам спасибо. А сейчас вытираем салфеткой кому нужно руки и строимся друг за другом за воспитателем. Отправляемся в группу. До свидания! Сал болыныз балалар!


Исполнение песни Возвращаем нотки на радугу

Марш, лёгкий бег, деление на пары под музыку

Игра на погремушках под музыку движениями.


Знакомство с казахским народным инструментом - домбра.

Прослушивание музыки – кюй «Балбраун» Курмангазы С.

«Музыкальный аул нас встречает».

Работа над правильным дыханием.

Танец «Пяточка- носочек», закрепляем движение «ковырялочка».

Создаём «мыльное настроение».

Пенное настроение.

Обратная связь.