Тема ОД в старшей группе: Путешествие в страну «Настроения»
Цель:
- расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
Задачи:
1. Формировать представление о разных эмоциональных состояниях; умения обобщать, классифицировать.
2. Развивать мимические мышцы лица; творческих способностей и чувство рифмы.
3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов, синонимов и обобщенных понятий.
4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Словарная работа: солнце лучистое, тетя, дядя.
Материалы и оборудование: солнце с лучиками, аудиозапись «Замок» для пальчиковой игры, аудиозапись «Улыбка» и т.д., корзина с игрушками, музыкальная шкатулка, предметные картинки для дид игры «Назови одним словом», картинки-вагончики, разрезные картинки «Мебель», муляжи фруктов и овощей, барабан-лабиринт, колокольчик.
Ход занятия:
1. Знакомство.
Звучит музыка №1. Дети сидят на стульчиках полукругом. Заходит Девочка-Зиночка с корзиной.
– Здравствуйте, мальчики и девочки. Я со своими друзьями спешила к вам. Вот пришла и хочу с вами дружить. Будем дружить? – (Да, да, да!)
Тогда встали все красиво, поздоровались учтиво.
Доброе утро, добрый день,
Нам здороваться не лень.
Повернитесь-ка друг к другу…
Улыбнётся друг пусть другу.
Да и мне улыбка ваша очень-очень уж нужна.
Вот спасибо! Как я рада! Что сегодня к вам пришла.
2. Орг. момент.
– Ребята, вы любите сюрпризы? А приключения разные? У меня есть музыкальная «Шкатулка добрых слов». Нужно наполнить шкатулку добрыми, приятными словами (звучит музыка №2 «Улыбка» из м/ф «Крошка Енот»)
– Сегодня мы отправимся в сказочную страну Настроения. Прежде, чем отправиться, вспомним правила игры:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми, –
Только руку подними.
– Все готовы? Тогда в путь! Звучит музыка №3.
Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим сквозь облака… и сверху видим.. (леса, поля,..) слышим.. (журчание реки, пение птиц, мотор машин,..) чувствуем.. (запах свежего воздуха, запах бензина, запах дыма, аромат цветов после дождя).
3. Основная часть.
– Ой, посмотрите, ребята, что это? Слайд1. (Ворота). А на воротах – (Замок).
Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок».
(Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику под музыку №4)
– Замок, мы открыли, молодцы! (Дети садятся на стульчики)
– Вот нас встречают жители этой страны: Слайд2. Смайлики – Удивление, Застенчивость, Удовольствие, Обида и Радость.
– Попадая в эту сказочную страну, люди немного меняются. Нужно с ними поздороваться в разных эмоциях, меняя мимику лица. Приветствие (здороваются с удивлением, застенчиво, в удовольствие, радостно, с обидой). Слайд3. – Слайд7.
ЗАПИСЬ: – Дорогие, наши гости, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну:
Всё, что есть у нас: и дома, и леса, и даже солнышко, лучики его разбросали в разные стороны. Слайд8. Помогите нам расколдовать нам нашу страну!
– Нужно помочь жителям этой страны. Поможем? (Да)
– Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.
(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и, выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.)
1 лучик на крыше дома.
Дидактическая игра «Назови одним словом» (УМК) (показываются предметные картинки: дети смотрят, называют и дают обобщенное понятие) Примерные карточки для индивидуальной работы:
- кепка, шапка, шляпа – головные уборы.
- рубашка, платье, брюки – одежды.
- туфли, валенки, кеды – обуви.
- половник, стакан, кастрюля – посуды.
- батон, торт, сахар – продукты.
- дятел, сорока, сова – лесные птицы.
- курица, петух, утка – домашние птицы.
- свинья, коза, кролик – домашние животные.
- лиса, белка, медведь – дикие животные.
- дуб, береза, ель – деревья.
- 1,2,4,5,7,8 – цифры.
- П, Т, Р – буквы.
После знакомства с названиями предметов дети, работая в парах, вступают в беседу(диалоговая работа).
2 лучик внутри дома.
Дидактическая игра «Найди половину» (УМК) (Детям раздаются «разрезные мебели»: одна часть дается ребенку, другая – на столе.
– Дети, вам сейчас нужно будет подойти к столу, найти подходящую вторую часть и назвать предмет.
(Затем одинаковые предметы группируются и подгруппами называют слова-антонимы, т.е. выполняют задание «Наоборот»)
Примерные слова для подгрупповой работы:
большой – маленький, громкий – тихий, грустный – веселый, высокий - низкий, открытый – закрытый, легкий - тяжёлый, сильный - слабый, теплый - холодный, чистый – грязный, злой – добрый, длинный – короткий, высокий – низкий, жадный – щедрый, младший – старший, старый – молодой.
Дидактическая игра «Четвертый лишний?» (УМК)
Примерные слова для групповой работы:
Мама, папа, баба, тётя
Брат, сестра, дядя, дед
Миша, Маша, Коля, Костя
3 лучик за домом.
Дидактическая игра «Волшебное дерево» (УМК)
(Об угаданных предметах каждый, индивидуально, составляет описательный рассказ: Что это? Где растет? Овощ или фрукт? Какой он? И т.д.)
4 лучик под домом.
В стране Настроения живут жители, которые очень любят играть в веселые, шумные игры играть. Сейчас мы поиграем моими друзьями и отправим их на поезде в веселое путешествие по стране Настроения. (Дети встают в круг. Перед ними на ковре лежат друзья Девочки-Зиночки. Воспитатель звонит в колокольчик, дети бегают по ковру, колокольчик не звенит – дети садятся на корточки, затем все дети называют свои игрушки и при этом хлопками разделяют слово на слоги. Ребенок отвечает – сколько слогов в слове. Например, у меня кор-зи-на, она поедет в 3 вагоне, т.к. три слога)
4. Закрепление. Рефлексия. Слайд9.
– Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно, солнышко?
Примерные слова: яркое, лучистое, светлое, горячее, (круглое, желтое, золотое, теплое)
Звучит музыка №5
– Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали всё в прекрасной стране Настроения.
5. Итог. Прощание.
–Молодцы, жители этой необыкновенной страны говорят вам ЗАПИСЬ: «Огромное спасибо вам за помощь! Жители нашего города рады и счастливы!»–Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось. Слайд10.
–Что вам больше всего понравилось?
– Что было особенно трудно?
Звучит музыка №6
Ты, солнышко, прости нас. Пора прощаться нам сейчас. Мы до свиданья скажем и ручками помашем: Пока! Пока! До свиданья, детвора, ждут вас новые дела. Я желаю вам хорошего настроения на весь день.