СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути достижения метапредметных результатов в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пути достижения метапредметных результатов в начальной школе.»

«Пути достижения метапредметных результатов в начальной школе через организацию проектной и исследовательской деятельности»

 

Понятие метапредметности вошло в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Метапредметные образовательные результаты учеников теперь предлагается обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю, начиная с начальной школы. Но как это делать, стандарты не сообщают. Что такое метапредметные образовательные результаты и как они связаны с учебными предметами, из текста стандартов также неясно. Как учителю сформировать метапредметные результаты в начальной школе? Попробуем в этом разобраться…

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Значимость и актуальность обозначенной проблемы определили  выбор данной темы.

Целью  работы является изучение особенностей системы достижения метапредметных результатов на  ступени начального школьного образования.

Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач:

-рассмотреть цели, задачи и направления развития начального образования

- изучить психолого-педагогические и теоретико-методологические основы метапредметных результатов;

- изучить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, метапредметных результатов;

-рассмотреть пути достижения метапредметных ууд в урочной и внеурочной деятельности.

Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов. Ученик на данных уроках учится учиться.

Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов. Уже сегодня мы можем готовить наших учеников и самих себя  к данной новой системе работы, применяя на уроках элементы метапредметного подхода.


Достижение метапредметных УУД через организацию проектной работы в урочной и внеурочной деятельности

Проектная деятельность в начальных классах – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из большого числа источников, умеющий ее анализировать, строить модели, экспериментировать и делать выводы.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов:

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом (Проект по изостудии «Наша экономика», связанная с окружающим миром и затрагивающая даже экологию, проект по математике «Сказки. Значение математики в жизни» (связь с литературным чтением, вспоминали структуры сказок бытовых и волшебных)

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

В подходе к работе над проектами в начальной школе в качестве обязательного этапа проводится сбор информации по одному из направлений темы в соответствии с интересами учащегося. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:

– предполагать, какая информация нужна, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (Например мы делали проект по окружающему миру «Красная книга». Дети сами выбирали, о чем писать.

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) По русскому языку мы сочиняли в начале года сказку на повторение, работали по группам (мягкость-твердость, слоги, предложение), дети представляли как свои групповые проекты.

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Во-первых, выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой.

Во-вторых, развиваются творческие способности обучающихся.

В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.

В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности.

Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.



Достижение метапредметных результатов через организацию исследовательской деятельности

Необходимо учитывать, что ситуация, специально созданная, позволяет достичь той или иной дидактической цели: познакомить с понятием, установить его связь с другими понятиями. Кроме того, исследовательская ситуация создаёт условия для сотрудничества.

Создание исследовательских ситуаций, в которых ученик включается в решение реальных заданий:

- необходимость сжать информацию, чтобы отправить телеграмму;

-создать рекламу и т.д. (например реклама здорового образа жизни, раздельного сбора мусора)

Понятие «исследовательская ситуация» на уроке – это соотношение значимой информации, содержащей в себе новое знание. На уроках рекомендуется создавать исследовательские ситуации, которые позволяют детям осваивать способы действий, необходимые в жизни.

Выделяются следующие исследовательские ситуации учебные ситуации:

- введение понятия

- установление ассоциативных связей

- групповое решение

Их этапы:

введение понятия

1. Столкновение с проблемой.

2. Сбор данных.

3. Построение собственного объяснения.

4. Анализ и рефлексия собственной деятельности

- установление ассоциативных связей:

1. Определение проблемы.

2. Анализ проблемы.

3. Составление плана.

4. Собственное решение проблемы.

5. Анализ собственной деятельности

групповое решение задач

1. Формулирование проблемы в общем виде.

2. Анализ проблемы.

3. Генерирование идей для решения проблемы.

4. «Перенос идей» к первоначальной проблеме.

5. Представление исходной проблемы «в новом виде»

Если ученик самостоятельно не может решить проблему, то ему должен помочь учитель или другой ученик. Включение совокупности проблем и работы над каждой из них в обучение обеспечивает достижение познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, развитие младших школьников становится управляемым процессом.


Можно сделать главные выводы о достижении метапредметных результатов в системе современного образования:

1. Универсальные учебные действия представляют целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий.

2. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций.

В урочной и внеурочной деятельности используются развивающие методики и методы: проблемно-поисковый, исследовательский, методы решения творческих задач, метод коллективного взаимодействия, методы самоорганизации деятельности.

Изучение любого предмета может быть продолжено во внеклассной работе. Должна существовать связь между деятельностью, проводимой на уроке, и ситуациями, в которых младшие школьники могут использовать свои умения вне урока.

Включение проектной деятельности в образовательный процесс, в его урочную и внеурочную части, является главным для привития интереса школьников к предмету и для раскрытия их творческого потенциала в процессе его изучения.

Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, росте отклоняющегося поведения.

Работая с материалами курса,  убедились, что появление стандарта нового поколения обусловлено требованиями времени, новыми целями, которые общество ставит перед образованием. Можно с уверенностью сказать, что мы готовы работать в соответствии с задачами стандарта и планируем в дальнейшем совершенствовать свою деятельность с учетом особенностей ФГОС.

 




















Список литературы:


1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.

2. Вишкарева И.Л. Система работы учителя начальной школы по формированию универсальных учебных действий.-//Практика административной работы в школе.- 2012. №6.- с.37-42

3. Калинина М.П. О достижении метапредметных образовательных результатов // Управление качеством образования.-2012.-№7.- С.44-53

4. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе. – Ростов - на-Дону: Феникс, 2011.- С. 136-142

5. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. –№ 1(3). – С.46-54.

6. Хуторской, А.В. Методика проектирования и организации метапредметной образовательной деятельности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2014.№2.-С.7-23.

7. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности /fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.