План
проведения педагогического совета
«Поиск путей оптимизации образовательного процесса в целях обеспечения качества образования»
Дата проведения:
Цель: выявить спектр проблем, связанных с обеспечением оптимизации образовательного процесса, и наметить пути их преодоления
Основные вопросы:
Пути и резервы повышения качества образования в начальной школе. Яровая Е.С., заместитель директора по
Роль учителя в формировании положительной мотивации младших школьников к учению как средство формирования УУД в рамках ГОС НОО. Морозова Е.А., учитель начальных классов
Применение новых образовательных технологий при работе со слабо мотивированными и одаренными детьми. Цебенко Т.А., учитель начальных классов
Применение технологии критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе. Горохова И.Ю., учитель начальных классов
Из опыта работы. Создание ситуации успеха на уроках:
русского языка. Зайцева С.В., учитель начальных классов;
математики. Вакула Л.И., учитель начальных классов.
Принятие решения по итогам педагогического совета.
Обучение – это ремесло, использующее бесконечное
количество маленьких трюков.
Д. Пойа
Эпиграф:
“Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”. Р.Киплинг
Начать сегодняшний педсовет мне хотелось бы со слов Киплинга: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”.
Качество образования “задает” качество жизни человека и общества. И наша с вами задача – и совместно, и каждого - искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы.
II. Тема нашего педсовета – «Поиск путей оптимизации образовательного процесса в целях обеспечения качества образования в начальной школе»
Пути и резервы повышения качества образования в начальной школе.
Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, т. к. ведущей деятельностью становится учебная деятельность ребенка. И от того, как будет сформирована опорная система знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивает возможность продолжения образования в основной, старшей школе, желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь. Стандарт наделяет систему оценки новой функцией – функцией ориентации образовательного процесса на достижения планируемых результатов, функцией обеспечения качества образования; т. е такой функцией, которая традиционно ранее приписывалась, главным образом, обязательному минимуму содержания учебных программ и учебникам.
В последние годы стала актуальной проблема качества образования, вызванная возрастанием требований учащихся и запросом семьи, общества и государства к результатам образования, где ведущим компонентом в структуре Стандарта становятся Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования. Проанализировав результаты учебной деятельности учителей начальных классов нашей школы, мы отметили пути повышения качества обучения и выделили резервы повышения качества образования.
В качестве базовых целей начального образования в нашей школе приняты следующие:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
- формирование у младших школьников желания и умения учиться;
-создание необходимых условий, для успешной образовательной деятельности педагогов и учащихся.
Учителя нашей школы осознают, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний и умений, изживает себя. Поэтому учителя строят уроки в режиме развития, осуществляют новые подходы к обучению, и реализация деятельностного подхода - является важнейшей особенностью нового стандарта, обеспечения качества образования.
На уроках реализуются следующие принципы:
- обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
- методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности;
- обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
-ориентация на конечный результат обучения. (Достижение данного планируемого результата)
- повышение качества образования учащихся начальной школы реализуется через :
* качество результатов (качество знаний, умений; качество владения опытом творческой деятельностью; качество воспитанности; качество развития личности)
*качество образовательного процесса (качество содержания образовательного процесса, качество преподавания)
* качество условий (качество управления образовательным процессом, качество научно-методической работы, качество педагогических кадров, качество стимулирования педагогического труда, качество материально-финансового обеспечения.
А продуктивная деятельность школьника зависит от сформированности ряда коммуникативных умений, опыта оценочной деятельности и развития мышления учащихся. Овладение метапредметными действиями, готовность и способность школьников к самоорганизации и саморегуляции, к коммуникации (включая образовательное взаимодействие) и к самостоятельной познавательной деятельности.
Мы выделили два направления деятельности начальной школы по повышению качества образования:
- Образовательная деятельность.
- Укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни.
В образовательную деятельность входят:
1. Повышение квалификации учителей школы;
-повышение квалификации пед. кадров для реализации ГОС общего образования (различные курсы);
- совершенствование и корректировка собственных методов обучения;
- обмен опытом;
- взаимопосещение уроков;
- участие педагогов в разных конкурсах;
- введение дистанционных форм образования.
2. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников:
- создание эмоционального комфорта в течение всего учебного дня;
- совместная учебно-познавательная деятельность учащихся и учителя;
- создание на уроках ситуации успеха;
- формирование определённых способов и приёмов познавательной деятельности (работа в группах, парах);
3. ИКТ как средство повышения качества образования.
- эффективность использования ИКТ на уроках, во внеурочной деятельности, при самостоятельной работе в проектной деятельности.
4. Мониторинг отслеживания результатов обучения:
- качество усвоения предметных знаний, умений и навыков, их соответствие стандарту;
- степень развития основных качеств умственной деятельности (наблюдательности, умений сравнивать, обобщать, классифицировать, связно излагать свои мысли);
- уровень развития познавательной активности;
- уровень самостоятельности и самоанализа.
3. Обеспечение преемственных связей с дошкольными учреждениями:
- Корректировка плана совместной работы школы и детского сада.
- Познакомить воспитателей детских садов с методами и приемами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы.
- Определить возможное адаптированное применение “школьных” методов и приемов на занятиях в детском саду.
4. Работа с родителями:
- составление социального паспорта семьи;
- проведение родительских собраний;
- открытые мероприятия и уроки;
- работа психолога и соцпедагога с родителями.
5. Работа МО
Методическое объединение учителей начальных классов работает над темой: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках в начальных классах и во внеурочной деятельности посредством использования игровых технологий»
II. Укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни. Это направление включает:
- биологическое развитие (общее состояние здоровья, физическая работоспособность);
- распределение по группам здоровья;
- занятия в спортивных секциях и кружках;
- внеурочная деятельность учащихся;
- мониторинг состояния здоровья учащихся.
Повышается роль учителя, и растут требования к его профессиональным качествам. Решая задачу повышения качества образования, коллективом учителей начальных классов применяется проблемно-деятельностный метод обучения
Для повышения качества обучаемых учителя:
а) проводят мониторинговые работы, анализируя их результаты;
б) анализируют результаты контрольных, практических, творческих работ, отслеживают динамику техники чтения;
в) ведут индивидуальную работу с учащимися, имеющими проблемы в обучении;
г) планируют работу с учащимися по коррекции ЗУН и ликвидации имеющихся пробелов;
д) каждую четверть анализируют состояние учебно-воспитательного процесса в классе.
В итоге мы имеем результаты: у учителей начальных классов растет уровень педагогической техники, появляется потребность в овладении современными развивающимися методиками, устанавливается и новый тип отношений, который делает ученика истинным субъектом учебной деятельности.
А резервы повышения качества обучения в начальной школе мы видим в следующем:
1.Активизация работы по повышению компетентности учителя, детей в области диагностики, мониторинга, оценки собственной деятельности. Улучшить работу по отслеживанию результатов обученности учащихся.
2.Снизить уровень личностной тревожности у обучающихся.
3.Повысить уровень самостоятельности школьников в принятии решений.
4.Повысить уровень знаний школьников за счёт внедрения технологии самоконтроля.
5.Организовывать мониторинг на уроках как средство повышения качества преподавания.
6.Активизировать работу по программе «Одаренные дети», способствовать интеллектуальному и творческому развитию учащихся.
7.Обеспечить преемственные связи с дошкольным учреждением.
8.Максимальная доступность образовательных ресурсов любому ученику и педагогу.
9. Расширить образовательное пространство на основе учёта их способностей, интересов и склонностей.
10. Минимизировать объём репродуктивных заданий в учебном процессе.
11.Эффективно использовать современные информационно-коммуникативные технологии, формирование универсальных знаний, умений и активных способов деятельности
IV. Принятие решения по итогам педагогического совета
Заслушав и обсудив вопросы по теме «Поиск путей оптимизации образовательного процесса в целях обеспечения качества образования», педагогический совет отмечает, что администрацией учреждения образования, методическим советом школы, педагогами проводится достаточная работа, направленная на повышение качества образовательного процесса.
РЕШЕНИЕ:
По итогам реализованной программы по подготовке к педагогическому совету отметить положительный опыт следующих педагогов: Вакулы Л.И., Зайцевой С.В., Гороховой И.Ю., Морозовой Е.А., Цебенко Т.А.
С целью повышения качества обучения по учебным предметам осуществлять системный контроль за преподаванием таких предметов, как русский язык, литература, математика, окружающий мир, иностранный язык.
Ответственные: заместитель директора по УВР.
Сроки исполнения: постоянно.
В целях повышения качества образовательного процесса способствовать систематическому повышению уровня квалификационной подготовки педагогических работников.
Ответственные: заместитель директора по УВР.
Сроки исполнения: постоянно.
С целью повышения качества образования включить в очередные заседания школьных методических объединений обмен опытом педагогов
Ответственные: руководители МО
Сроки исполнения: до 25.05.2022
С целью повышения качества знаний учащихся не меньше, чем на 5%, обеспечить целенаправленную, грамотную работу с учащимися, имеющими 1-2 отметки более низкого уровня или 1-2 отметки «3» при всех остальных «4-5».
Ответственные: учителя-предметники.
Сроки исполнения: до 27.05.2022
С целью повышения качества образования учителям-предметникам:
учитывать познавательные возможности учащихся при выборе форм и методов организации их учебно-познавательной деятельности;
формировать у учащихся положительную мотивацию к изучаемым предметам (интерес к содержанию учебного предмета и способам учебной деятельности, используемым при их изучении);
способствовать развитию навыков самообразования учащихся, потребности к творчеству и саморазвитию.
Ответственные: учителя-предметники.
Сроки исполнения: постоянно.