Просмотр содержимого документа
«Пути и средства. обеспечивающие развитие навыков письма»
Пути и средства, обеспечивающие развитие навыков письма (из опыта работы)
Подготовила
Тараненко И.А.,
учитель начальных
классов
Проблема формирования навыка письма
- Одна из наиболее актуальных проблем в курсе русского языка, т. к. в начальной школе закладываются основы грамотного письма.
- Письмо является средством общения, поэтому должно быть чётким, грамотным, правильным и красивым.
грамотного письма
Каллиграфия
Орфография
Речь
Работа по формированию каллиграфических навыков
- Усвоение способов начертания письменных букв и их соединений
- Обучение безотрывному написанию букв и соединений
- Усвоение графических и каллиграфических правил
- Развитие мускулатуры руки и качеств навыков письма
- Формировать графически правильный, точный и до- статочно быстрый навык письма
- Формировать орфографическую зоркость, являющуюся основой самоконтроля при письме
- Развивать связную речь, умение пользоваться пунктуационными знаками
Упражнения на развитие мышц руки первоклассника
- 1. «Ходьба пальчиками»
- 2. «Игра на пианино»
- 3. «Дождик капает»
- 4 «Пилим дрова»
- 5. «Музыкальный ритм»
- 6. «Шершавые буковки»
Игровые ситуации
- 1. «Бюро находок»
- 2. «Доктор Айболит»
- 3. «Рисуем в воздухе»
- 4. «Удивительные буквы»
- 5. «Письмо под музыку»
- 6. «Любуемся буквой»
Виды письменных упражнений по каллиграфии (2 – 4 класс)
Сопоставление сходных букв
Письмо под ритмический счёт : медленно, умеренно, в ускоренном темпе
Списывание, диктант, письмо по памяти с каллиграфической самопроверкой
- Направлены на формирование навыков безотрывного и ритмичного письма
Борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы , по существу, боремся за грамотность учащихся. С.П. Редозубов
Развитие речи (Эффективные методы и приёмы )
- Упражнения на словообразование, подбор проверочных и однокоренных слов
- Усваивание словарных слов по блокам
- Использование пословиц и поговорок
- Подбор рифмы к слову, составление четверостиший по рифмам
- Системный анализ (собака-охотник-ружьё)
- Скороговорение («Скороговорочный круг», «Скороговорочная лента»)
- Магнитное поле слов
- Речевые разминки
- 5 минут поэзии
- Пересказ
- Игровые ситуации(«Узнай предмет по описанию», «Переведи на русский язык»
Формирование орфографических навыков
Буквенное обозначение звукового состава слова
Графическое сокращение слов
Раздельные, слитные, полуслитные написания
Орфография
Правила переноса
Употребление заглавных и строчных букв
Формирование орфографической зоркости
- Орфографическую зоркость развивать постепенно в процессе выполнения упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное , моторное восприятие и запоминание орфографического материала
- Начинать работу с 1 класса на основе разъяснений несоответствия произношения и написания
- Ввести понятие «опасное место»
- Вводить орфографические правила с выполнением нужных упражнений, с использованием памятки
- Развивать фонематический слух
- Обучать правильному списыванию
- Обогащать и активизировать словарный запас детей
- Развивать логическое мышление и аналитико-синтетические способности
Система орфографических упражнений
- Различные виды списывания
- Комментированное письмо
- Диктанты (предупредительный, объяснительный, выборочный, творческий, свободный)
Пути развития орфографических навыков
- Словарно-орфографическая работа («По следам ошибок», словарный диктант, работа над новыми словами)
- Работа с книжками-малышками («Объясни орфограмму»)
- Работа с карточками
- Работа над ошибками
- Языковая разминка
- Систематический контроль усвоения материала (первичный, последующее закрепление, контрольная проверка знаний)
- Работа над орфографией на уроках литературного чтения
- Взаимопроверка
- Работа с памятками и др.
- Игровые моменты («Третий лишний», «Назови ошибку», ребусы, кроссворды , загадки и т.д.)
- Использование форзаца учебника и др.
Раздаточный материал
«Книжки-малышки»
Перфокарты
Таблицы
Карточки
- К № 1 . 1.Спишите слова, вставляя букву. 2.Выделите орфограмму ЖИ-ШИ. 3.Составь с одним из слов предложение. Ш__шка, лыж__, уж__н, маш__на, нож__к, ж__дкий, кувш__н, ворош__ть, ш__пы, ш__ть. К № 2 1.Вставьте в данные слова сочетание ЖИ или ШИ. 2. Выдели орфограмму ЖИ- ШИ. Малы____, эта____, гру____, ер____, лу____, ____тель, ма____на, ____ло, ____р, ко____ца, о____бка. К № 3 1. Вставь буквы. 2. Подчеркни сочетание ЖИ-ШИ. У Миш__, наш__ малыш__, хорош__ груш__, острое ш__ло, уж__ ш__пят, острый нож__к, душ__стые ландыш__, друж__ть с братом, ерш__ на уху, суш__ть груш___, ш__шки висят, хорош__е условия .
Спасибо за внимание !