Путешествие в страну Вежливости и Доброты.
Цели: способствовать нравственному развитию личности учащихся.
Задачи:
– познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;
– развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
– воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация: «Путешествие в страну Вежливости и Доброты», плакаты с вежливыми словами, волшебная палочка, карточки с заданиями, солнышки, тучки.
Литературный ряд: стихотворение «Доброта», рассказ «На перемене», стихотворение «Гусь», стихотворение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы»,
стихотворение «Добрые слова», стихотворение «Дедушка», пословицы и поговорки о доброте и вежливости.
Музыкальный ряд: фонограмма песни «Дорога Добра», музыка В. Шаинского, слова М. Танич.
Игры: «Доброе солнышко», «Волшебные слова», «Будь внимателен», «Вежливо-невежливо».
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Оформление класса: на доске плакаты «Вежливые слова».
Ход внеклассного занятия:
Слайд №1
Я рада видеть гостей и вас ребята на классном часе.
Давайте сейчас подарим друг другу хорошее настроение. Для этого необходимо взяться за руки и улыбнуться друг другу.
Слайд №2
- Сегодня, мы с вами совершим увлекательное путешествие в один необычный город
– А как называется он, попробуйте, угадать сами.
– В этом городе люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать подарки, говорят добрые и вежливые слова.
– Наверное, вы уже догадались, о каком городе е идет речь. Как он называется?
Дети: Город Вежливости, город Дружбы, город Доброты.
- Я приглашаю вас в волшебный город Вежливости и Доброты.
-Вы готовы отправиться в путь?
- А путешествовать мы с вами будем вот на этом удивительном поезде.
Слайд №3
Прошу вас всех занять свои места. Сядьте ровненько, выпрямите спинки
Внимание, внимание! Поезд наш отправляется
А пока мы с вами едем, я предлагаю спеть нам всем вместе «Песенку друзей»
Слайд № 4
Пока мы с вами пели, время пролетело быстро. Вот мы с вами уже в городе Вежливости и Доброты
Слайд № 5
-Ребята, а кто нас здесь встречает?
Жители этого города очень рады вашему приезду
Путешествие по городу мы начнем с замка Доброты.
Слайд № 6
Кто нас встречается у замка? (Красная шапочка и Золушка)
Красная шапочка и Золушка живет в этом замке. И как его жители они приготовила для вас вопросы и задания
Первый вопрос Красной шапочки
Доброта…. Что означает это слово? (высказывание детей)
- Это все хорошее, доброе, красивое.
- «Доброта – это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное.»
- Доброта сближает, как ничто другое.
- Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и обид.
Послушайте, как ребята из ансамбля «Барбарики» отвечают на этот вопрос (Слайд 7)
Второй вопрос Красной шапочке
- Какого человека можно назвать добрым? (высказывание детей)
-Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных, который готов в трудную минуту прийти на помощь. - Добрый человек любит природу и бережёт её.
- Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
- Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми
В следующем задании Красная шапочка предлагает нам из предложенных слов выбрать слова, которые «дружат» со словом добрый
Слайд 8
На слайде появляется солнышко со словами.
- Итак, какие слова “дружат” со словом добрый (появляются на слайде стрелки).
Ученик
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят, не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта - она от века
Украшенье человека..
Ответы детей.
Слайд 9
-Золушка предлагает нам с вами поиграем в игру “Доброе солнышко”.
Слайд 10
- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. До кого, до кого я сейчас дотронусь, тот расскажет нам, какое доброе дело он совершил за последнее время.
Учитель выборочно дотрагивается “Волшебной палочкой” до ребят.
- Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.
-Изменился бы мир, если каждый человек совершал благородные дела?
-На что похож человек, если он не делает добрых дел? (на темную комнату, на сломанный светильник)
Сейчас Золушка предлагает нам с вами послушать сказку
великого русского писателя Л. Н. Толстого, в которой он очень хорошо и убедительно рассказал о добре и зле. (Слайд11)
Белка и волк.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего волка. Волк вскочил и захотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху – все играете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я тебе оттуда скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
Учитель
- Кому хорошо и нескучно жить на свете? (Хорошо тому, у кого доброе сердце, добрая душа, и кто делает доброе и хорошее).
Пусть ваша душа всегда будет доброй
Ученик: Добрым быть совсем,
Совсем не просто,
Не зависит доброта
От роста,
Не зависит доброта
От цвета.
Доброта не пряник,
Не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями
Скажите, пожалуйста, каким должен быть прежде всего человек?
Сейчас, я предлагаю нам с вами заглянуть в переулок Вежливости в гости к Карлсону,
Карлсон хочет узнать у вас
-Что такое вежливость? (Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.)
– Как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи?
Дети: Вежливым.
В обиходе вежливого и воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем "волшебными».
Карлсон просит вас вспомнить и назвать вежливые слова, которые вы знаете
Слайд12
С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.
Сейчас мы с вами послушаем стихотворение Б. Заходера «Очень вежливый индюк»
Объявился
В доме
Вдруг
Очень вежливый Индюк.
Раз по тридцать в день,
Не реже,
Он кричал:
— Эй, вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости —
Поучиться
Веж-
ли-
вос-
ти!
Я и сам, — кричал Индюк, —
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя — пример
Замечательных манер:
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитанна!
Не стесняйся ты, Осёл!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: «Приду, спасибо!»
Ты не будь свиньёй, Свинья, —
Ждёт тебя
Моя семья!
Только раньше бы
Умыла
Ты своё свиное рыло!
Как ни бился он,
Однако
К Индюку никто не шёл —
Ни Корова,
Ни Собака,
Ни Хавронья,
Ни Осёл!
Посинел Индюк от злости:
— Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они — балды-валды! —
И добавил
С высоты
Своего величия:
— Не усвоили,
Скоты,
Правила приличия!
-Можно ли индюка назвать вежливым? Почему?
-Что бы вы могли ему посоветовать?
Добрые слова
Ученик 1: Слова “До свиданья!”,
“Спасибо!”, “Простите!”,
“Пожалуйста!”, “Здравствуйте!”
Щедро дарите.
Ученик 2: Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Ученик 3: Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
Молодцы, ребята. Вы справились с всеми заданиями, которые для вас приготовил Карлсон. Он очень доволен вашими ответами.
Наше путешествие продолжается. Мы с вами на улице Хороших манер. Здесь нас встречает крокодил Гена и Чебурашка.
Крокодил Гена и Чебурашка интересуются, а знаете ли вы правила хороших манер?
- Сейчас они проверят ваши знания.
Молодцы ребята! Ответили на все вопросы
А сейчас послушайте стихотворение Самуил Маршак «Урок вежливости»
Урок вежливости
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
- В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старых уважай
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!
Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести...
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям -
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
-Вы согласны с высказыванием?
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
Почему?
Помните всегда, что в основе всех хороших манер лежит одна забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
Мы продолжаем путешествие по городу. Сейчас мы заглянем в гости к Коту в сапогах и погуляем с ним по аллее Размышляйка
Слайд 13
- Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение.
- Сейчас, Кот в сапогах хочет проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости?
Задание такое: Закончите пословицы и поговорки
Слайд 14
На слайде появляется первая часть пословицы, а после ответа учащегося появляется вторая.
1. Добрые дела красят человека.
2. Сделаешь добро - добро найдешь.
3. Добрый человек - несет мир.
4. Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.
5. Жизнь дана на добрые дела.
6. На добрый привет – добрый ответ.
7. При солнышке тепло - при матушке добро.
8. Доброе дело дороже - богатства.
9. Стол спасибом - красится.
- Ребята, а чему учат все эти пословицы и поговорки?
– Дети: Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.
Кот в сапогах говорит вам, что вы молодцы. Ему очень приятно, что вы знаете пословицы и поговорки о вежливости и доброте.
-Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в класс.
Займите свои места. Сядьте ровненько. Выпрямите спинки.
Внимание! Внимание! Наш поезд отправляется
А пока мы едем, давайте споём «Песенку друзей»
Слайд 15
Вот ребята, мы вернулись в класс.
Итог занятия:
- А сейчас, давайте, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили?
Дети: О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах.
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!
Рефлексия:
- Мне бы хотелось, чтобы вы сами дали оценку нашему классному часу. Перед вами лежат солнышки и тучки.
Слайд16
- Кому было интересно на занятии, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите тучку.
Закончит наше сегодняшнее мероприятие мне хочется песней «Дорога Добра», музыка В. Шаинского, слова М. Танич.
-Уважаемые гости! Мы с ребятами, желаем Вам, чтобы на вашем пути встречались добрые и вежливые люди. И сейчас мы подарим Вам частичку нашего тепла, добра.
– На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание!