СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 7 КЛАССА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по чтению для 7 класса на 2016-2017 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 7 КЛАССА»

Министерство образования Иркутской области

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа г. Бодайбо».


Рассмотрено

на заседании МО учителей

предметников

Протокол №

от « __»______2016 г.

Руководитель МО


___________ Майорова М.В.

Согласовано

Зам. директора по УВР


_________Лебедева Е.В.


«___» __________2016 г.


Утверждена


Приказ №_____

от « __»______2016 г.


Директор


___________О.Я. Сычевская


РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ


ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ


ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)


Предмет Чтение 7 класс


на 2016-2017 учебный год




Составлена Гринеевой Татьяной Викторовной- учителем I категории


Всего часов 96 ; в неделю 3 часа.

I четверть 24 часа

II четверть 24 часов I полугодие 48 часа

III четверть 26 часа

IV четверть 22 часа II полугодие 48 часов

Планирование составлено на основе:

Адаптированной образовательной программы, разработанной на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Сб. 1. / под. ред. В.В. Воронковой ( М.: Владос, 2011)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общее количество часов чтения – 96 (3 часа в неделю)

Настоящая рабочая программа основана на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество. Адаптированная образовательная рабочая программа по чтению разработана на основе: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1. – 223с., учебника «Чтение. 7 класс СКОУ VIII вида» / автор-составитель А.К.Аксенова (М.: «Просвещение», 2011).


Нормативно-правовую базу разработки адаптированной рабочей программы «Чтение» составляют:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013

N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

  1. ФГОС для УО (Приказ №1599)

  • п. 2.8: программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области – компонент содержательного раздела АООП

  • п. 2.9.5.

  • Примерная Адаптированная основная образовательная программа общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

  1. Устав образовательной организации.

  2. Положение о специальном (коррекционном) классе для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

  3. Школьный учебный план специальных (коррекционных) классов на 2016-2017 учебный год

  4. Положение о рабочей программе школы.


Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения чтения. Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы. Стандарт общего образования учащихся с умственной отсталостью обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Основа стандарта – это деятельный и дифференцированный подход.


Структура документа

Рабочая программа по чтению для 7 класса представляет собой целостный документ, включающий одиннадцать разделов:

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного предмета

  3. Описание учебного предмета в учебном плане

  4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

  5. Содержание учебного предмета

  6. Тематическое планирование

  7. Календарно-тематическое планирование

  8. Литература и материально-технические средства обучения

  9. Планируемые результаты изучения учебного курса

  10. Показатели оценки работ учащихся

  11. Используемая литература


Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач:

― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

― достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

― выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия),

проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

Цель II этапа обучения(5-9 кл.) - расширение, углубление и систематизация знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Задачи курса:

Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.

Цель программы: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;

― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;

― развитие положительных качеств и свойств личности.

      По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.


Коррекционные цели и задачи курса:

  • коррекция и развитие слуховой и зрительной памяти.

  • коррекция и развитие логического мышления на основе определения темы, главной мысли, связей в тексте, сравнений и характеристик главных героев.

  • коррекция и развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • коррекция и развитие пространственных представлений и ориентации;

  • коррекция нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

  • развитие умения пересказывать, выразительно читать, читать наизусть

  • развитие умения отвечать на вопросы, находить ответы в тексте

  • посредством заданий развивать стремление и интерес к самостоятельной творческой деятельности.

  • развитие речи и обогащение словаря;

  • развитие техники чтения.

Данная программа учитывает психофизические особенности развития учащихся 7-го класса, уровень их знаний и умений и предусматривает обязательный личностно-ориентированный и дифференцированный подход исходя из возможности школьников. На уроках чтения в 7-ом классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Каждый урок способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА



На уроках чтения в 5—9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразитель­ности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владе­ют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художе­ственного произведения вызывает у них затруднения при его чте­нии и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методичес­кая вариативность.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья трудно воспринимают биографи­ческие данные писателей, тем более их творческий путь, представлен­ный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исто­рических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описы­ваемые события, не всегда понимают слова и выражения, используе­мые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, пра­вильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведе­нии; называть главных и второстепенных героев, давать им харак­теристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанав­ливать несложные причинно-следственные связи и отношения; де­лать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уро­ку по каждому художественному произведению, способствует ре­шению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

      В 7  классе продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 7  класса используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

Межпредметные связи:

Математика. Название чисел в пределах 500. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.


Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа.


Основные направления коррекционной работы:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.


Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В нём конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого и нравственного развития и воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения учебным предметом

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей (коррекционного) образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся .

В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.


Основные виды деятельности на уроке


Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные

средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Каждый урок чтения и развития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.


Программный материал в программе представлен в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках чтения и развития речи.


Контроль за состоянием техники чтения проводится 1 раз в четверть.


Критерии отслеживания динамики развития и обученности учащихся:

  1. техника чтения;

  2. понятие смысла;

  3. пересказ текста;

  4. устная связная речь.


Современная школа является не «школой навыка», а местом раскрытия ребенком своего образовательного и личностного потенциала. Она становится первой ступенью в образовательной вертикали человека.

На ступени среднего звена образования школьников с ОВЗ реализуются следующие направления деятельности:

  • коммуникативно-речевая направленность обучения;

  • расширение сферы взаимодействия с окружающим миром;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;

  • продолжение работы над формированием ключевых компетенций учащегося: в решении задач и проблем, информационно – коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия;

Развития каждого ребенка планируется осуществлять по трем основным линиям:

  • социальное развитие – формирование социальной зрелости ребенка в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонента (речь и речевое общение).

  • познавательное развитие – развитие у детей умения выбирать необходимую информацию, обобщать способы и средства построения собственной деятельности; способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой, формирование элементарных математических представлений).

  • эстетическое развитие – формирование художественных способностей (музыкальных, литературных, к изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование).

В разных видах деятельности школьники решают следующие задачи:

  • продолжают работу по освоению содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

  • учатся самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;

  • учатся (по мере возможности) контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;

  • овладевают коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

  • учатся удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами, воплощать в действии. Учатся удерживать правило и следовать ему;

  • приобретают опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, учатся правильно выражать свои мысли и чувства;

Педагоги, реализующие АООП в школе решают следующие задачи:

  • Реализовывают программу в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.), учитывая специфику развития каждого ребенка

  • Создают условия для овладения высшими формами учебной деятельности.

  • Обеспечивают условия для дальнейшего формирования учебной деятельности. Для этого:

  • Организуют условия для постановки учебных целей, создают условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;

  • Побуждают и поддерживают детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;

  • Организовывают усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;

  • Осуществляют функции контроля и оценки, организовывают их постепенный переход к ученикам;

  • Поддерживают детские инициативы, помогают в осуществлении проектов;

  • Обеспечивают презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, конкурсов, фестивалей и т.д.)

  • Учитель тренирует навыки ребенка в средней и старшей школе по осуществлению практических способов действий и приемов мыслительной деятельности (наблюдение, анализ, измерение, сравнение, классификация, синтез, обобщение) и продолжает знакомство со средствами работы с информацией (знаки, понятия, тексты). Учит действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения. Организация учебного процесса строится так, чтобы дети стремились самостоятельно расширять границы своих знаний и умений; проявлять инициативу в новых ситуациях.


Формы работы:

Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.


Учебный процесс, строится в соответствии со спецификой нарушения психического развития каждого ребенка. Особенности построения программы заключаются в том, чтобы ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников, использовать специальные методы: наглядные (наблюдение, демонстрация), словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой), практические, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии, игровые, здоровьесберегающие, технологии уровневой дифференциации, индивидуального подхода, проблемного обучения, АМО), обеспечивающие реализацию “обходных путей” обучения, индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка, обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды, максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы.

В связи с тем, что уровень коррекционного образования является не цензовым, то «академический» компонент редуцируется здесь до полезных ребенку элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.

Образовательная область «Язык и речевая практика » в общеобразовательной подготовке школьников имеет стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в учёбе по всем учебным дисциплинам; уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели; его общественную активность, стремление к самообразованию.

Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации; золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. В учебном предмете «Чтение» особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, творческих способностей.

Учебный предмет способствует средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6)  формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

В рабочей программе по чтению для школьников с интеллектуальными нарушениями практическая направленность обучения, особое внимание обращается на развитие речи как средства общения, чётко прослеживаются межпредметные связи, закладывается систематизация программного материала по каждому предмету. Последнее направление очень важно для обеспечения более осознанного восприятия учащимися единства и общности многих явлений и понятий.

Учитывая сложный состав учеников, рабочей программы по русскому языку и чтению указывают на разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-ый – достаточный уровень, 2-й – минимальный. Это даёт возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребёнка с иным интеллектуальным развитием.

В отдельных случаях, когда учащиеся не усваивают минимально необходимый уровень знаний, учитель вправе определить индивидуальную программу обучения (3 уровень).


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Образовательная область «Язык и речевая практика», цель которой - овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка, представлена предметами «Русский язык» и «Чтение» (Программа по чтению рассчитана на 96 ч. в год (3 ч в неделю).


Содержание обучения учащихся с нарушением интеллекта строится на деятельностном и дифференцированном подходах.

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные результаты обучения:

- понимание важности процесса обучения;

- мотивация школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;

- понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- уважение к литературе народов многонациональной России;

- нравственно развитая личность, любящая свою семью, свою Родину, обладающая высокой культурой общения;

- совершенствованы ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;

- потребность в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;

- основы гражданской идентичности;

- готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;

- эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;

- морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- личная ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

- восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.

Предметные результаты обучения:

- осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

- участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;

-  представления о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нем;

- выбор с помощью взрослого интересующей литературы.

Базовые учебные действия:

Познавательные учебные действия

Познавательные учебные действия представлены умениями:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Учащийся получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия представлены умениями:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Учащийся получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями:

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,

  • корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями:

  • испытывать чувство гордости за свою страну;

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,

живописи и др.;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА



Основные задачи реализации содержания:

Осознание значения чте­ния для ре­ше­ния со­ци­аль­но значимых задач, развития познавательных интересов, вос­пи­тания чув­с­т­ва прекрасного, элементарных этических пред­ставлений, понятий, чувства до­л­га и пра­вильных жизненных позиций. Фор­ми­ро­ва­ние и развитие техники чте­ния, осо­зна­н­но­го чте­ния доступных по содержанию и во­з­расту ли­те­ра­тур­ных тек­с­тов. Фор­ми­ро­ва­ние ком­му­никативных навыков в про­це­с­се чтения ли­те­ра­тур­ных произведений.

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно- популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)

Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.

Ориентировка в литературоведческих понятиях:

  • литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.

  • присказка, зачин, диалог, произведение.

  • герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж. стихотворение, рифма, строка, строфа.

  • средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).

  • элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.

Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.

Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий.

Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев.

Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской

позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление

текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный,

краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.

Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.

Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение

дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).

Рекомендуемая литература:

Астафьев ВЛ. "Осенние грусти и радости", "Стрижонок Скрип", "Гуси в полынье", "Каиалуха".

Беляев А.Р. "Чудесное окно".

Бианки В.В. "Бешеный бельчонок", "Приказ на снегу", "Лупленый Бочок", "Мышарик", "Вести из леса".

Гайдар АЛ. "Судьба барабанщика". Горький А.М. "Детство". Дефо Д. "Робинзон Крузо". Жюль Берн "Дети капитана Гранта".

Кассиль Л. "Ночная ромашка", "Огнеопасный груз", "Солнце светит". Катаев ВЛ. "Хуторок в степи".

Короленко В.Г. "Купленные мальчики", "Чудная", "Последний луч", "Дети подземелья". Лагин ЛЛ. "Старик Хоттабыч".

Паустовский К.Г. "Ручьи, где плещется форель", "Старый повар", "Степная гроза", "Жильцы старого дома". Свифт Дж. "Путешествие Гулливера".

Сурков А.А. Стихотворения из цикла "Победители" ("В громе яростных битв", "Под вечер в гестапо ее привели", "Утро в окопе", "Песня о слепом баянисте", "Защитник Сталинграда").

Чехов АЛ. "Спать хочется", "Каштанка".







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Примерная тематика

Кол-во часов

Краткое содержание темы

Требования к уровню подготовки обучающихся (учащиеся должны знать/понимать, уметь, использовать приобретенные знания)




1 уровень


2 уровень



1.

     I раздел

 

Устное народное творчество.


26

Сказки «Сивка – бурка», «Журавль и Цапля», «Умный мужик»; былина «Три поездки Илью Муромца»; народные песни «Ах, кабы на цветы не морозы…», «По улице мостовой…»; пословицы, загадки.

Читать вслух правильно, выразительно, бегло. Выделять тему и идею произведения с помощью учителя. Формулировать вопросы к тексту с помощью учителя. Пересказывать близко к тексту сказки

Читать внеклассную литературу.


Знать устное творчество народа, уметь читать и рассказывать сказки, правильно читать былины, знать части сказки, уметь находить их в тексте. 


Читать вслух правильно, выразительно доступные тексты. Отвечать на вопросы учителя. Пересказывать близко к тексту отдельные произведения. Пересказывать сказки с помощью учителя.

Учить стихотворения наизусть. Участвовать в уроках внеклассного чтения, выполнять доступные задания.

2.

II раздел


Из произведений русской литературы ХIХ века.













20

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», стихотворения «Зимний вечер», «У лукоморья».

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

И.А. Крылов «Кукушка и Петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська».

Н.А. Некрасов «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин».

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (в сокращении).

А.П. Чехов «Хамелеон».

В.Г. Короленко «Дети подземелья» (в сокращении).

Читать вслух правильно, выразительно, бегло. Выделять тему и идею произведения с помощью учителя. Формулировать вопросы к тексту с помощью учителя.

Читать внеклассную литературу.



Знать биографии русских писателей 19 века, их произведения, уметь находить главных действующих лиц, уметь давать характеристику героя и анализ его поступков, делить прочитанное на части, составлять план произведения, уметь выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения.

Читать вслух правильно, выразительно доступные тексты. Отвечать на вопросы учителя. Учиться пересказывать по вопросам. Участвовать в уроках внеклассного чтения, выполнять доступные задания.





3.

III раздел


Из произведений русской литературы ХХ века.


20

М. Горький «Детство», «В людях» (отрывки из повести).

М.В. Исаковский «Детство», «Ветер», «Весна».

К.Г. Паустовский «Последний чёрт».

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

К.М. Симонов «Сын артиллериста» (отрывки).

В.П. Катаев «Флаг».

Н.И. Рыленков «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки…», «Всё в тающей дымке…».

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин», «Картофельная собака».

Ю.Я. Яковлев «Багульник».

Р.П. Погодин «Время говорит – пора».

А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»).

К.Я. Ваншенкин «Мальчишка», «Снежки».

Выразительное чтение произведений, нахождение в тексте отрывков, относящихся к разным ситуациям. Выделять различные части текста.


Знать биографии русских писателей 20века, их произведения, уметь находить главных действующих лиц, уметь давать характеристику героя и анализ его поступков, делить прочитанное на части, составлять план произведения, уметь выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения.

Читать вслух правильно, выразительно доступные отрывки текста. Отвечать на вопросы учителя.








4.

IV радел      


Произведения для внеклассного чтения.

30

Русские народные сказки, В.Бианки « Мышарик», И.А. Крылов «Басни», А. Чехов «Каштанка», В. Короленко «Чудная», Л. Кассиль «Ночная ромашка», А. Сурков «Победители», К. Паустовский «Старый повар».

Читать вслух правильно, выразительно, бегло. Выделять тему произведения с помощью учителя. Отвечать на вопросы к тексту. Пересказывать произведения. Делить текст на части и озаглавливать их. Читать внеклассную литературу.







Уметь самостоятельно систематически читать художественную литературу.







Читать вслух правильно, выразительно доступные тексты. Отвечать на вопросы учителя. Пересказывать близко к тексту отдельные произведения. Высказывать своё отношение к поступкам героев. Участвовать в уроках внеклассного чтения, выполнять доступные задания.















5.

Внеклассное чтение

6

 Внеклассное чтение

Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения газет по данной учителем форме.

Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.

Читать вслух правильно, выразительно, бегло. Выделять тему и идею произведения с помощью учителя. Формулировать вопросы к тексту с помощью учителя. Читать внеклассную литературу.

Читать вслух правильно, выразительно доступные тексты. Отвечать на вопросы учителя. Учиться пересказывать по вопросам. Участвовать в уроках внеклассного чтения, выполнять доступные задания.





Произведения для заучивания наизусть.

Отрывки из «Сказки о царе Салтане…», А. Пушкин «Зимний вечер», отрывки из стихотворения «Бородино», М. Исаковский «Ветер», отрывки из стихотворения К. Симонова «Сын артиллериста», Н. Рыленков «Всё в тающей дымке…», К. Ваншенкин «Снежки».


ЛИТЕРАТУРА И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ




Учебная

программа

(базовая)


Учебники


Методический материал


Дидактический

материал


Дополнительная

литература

Технические средства обучения

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1. – 223с., допущенной Министерством образования Российской Федерации и учебника «Чтение 7 класс». Учебник для специальной (коррекционной) школы VIII вида, автор - составитель: А.К.Аксенова, М.: «Просвещение», 2011.


  1. допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации.



«Чтение 7 класс». Учебник для специальной (коррекционной) школы VIII вида, автор - составитель: А.К.Аксенова, М.: «Просвещение», 2011.


Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.


  1. Прокопенко М.Е., Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения/авт.-сост.М.Е.Прокопенко.-

Волгоград: Учитель, 2009.-208с.

  1. Ефименкова Л.Н., Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).

  2. Лалаева Р.И., Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).



А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» - М.-2002.

М.Ф.Гнездилов «Методика русского языка во вспомогательной школе» - М. -1965.

Шишкова М.И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида/ М.И.Шишкова. - М.:ВЛАДОС,2010.


Коррекционные упражнения

Физ.минутки

Речевые разминки

Игровые упражнения

Наглядные пособия. рисунки, игрушки, плакаты.

О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаева. Чего на свете не бывает? Москва, 1991 г.;

И.С.Гринченко. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе, Москва, 2002 г.;

О.Н.Крылова, Л.Ю.Самсонова. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс, Москва, 2008 г.

Электронное приложение к журналам «Воспитание школьников», «Педсовет», «Последний звонок»: литературная игра, конкурсная программа «Юные таланты», большая детская энциклопедия, веселая каллиграфия, состав слова (кроссворды), учимся читать, КВН «Пословица недаром молвится».


Компьютер, проектор, экран, колонки, музыкальный центр, телевизор, ЦОР.



Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Чтение» включает: комплекты учебников; печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; словари по русскому языку; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения; технические средства обучения; экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы; слайды, соответствующие содержанию обучения; игры и игрушки, настольное литературное лото, настольные литературные игры; викторины.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы. В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психологомедико - педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) ОО может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант D общеобразовательной программы.

Программные требования к уровням усвоения знаний усложняются по мере прохождения программы с учётом психофизических возможностей учащихся (градацию уровней см. выше).


Достаточный уров ень


Учащиеся должны знать:

- наизусть 10 стихотворений


Учащиеся должны уметь:

-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;

-читать «про себя»;

-пересказывать содержание прочитанного.

-читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в трудных случаях — целым словом);
-читать про себя с предварительным заданием легкие по содержанию тексты;
-выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
-формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);
-делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;
-характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;

-выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);
-соотносить читаемые произведения с определенным жанром (с помощью учителя);
-выучить наизусть не менее 10 стихотворений;
-читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в ее обсуждении. Составлять отзывы под руководством учителя.

Ми нимальный уров ень


Учащиеся должны знать:

- наизусть 4-5 стихотворений;


Учащиеся должны уметь:

-выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя;

-читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом;

-читать про себя проанализированные ранее тексты;
-отвечать на вопросы учителя;
-пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по изображенным событиям;
-высказывать свое отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;
-выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
-учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
-участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.



ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.


Многочисленные психолого-педагогические исследования позволили разделить учащихся на 3 группы:

Первую группу составляют дети (10-15%), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

Для второй группы(60-65%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют задания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

Третья группа отличается пассивностью, инертностью психических процессов, общим нарушением В.П.Ф., что приводит к трудностям усвоения программного материала, как правило, эти ученики обучаются по упрощенной программе по всем предметам.

На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если дети, верно выполняют от 35 до 50% заданий, оценку «хорошо»- от 51до65%, оценку «очень хорошо»- свыше 65%. В любом случае, организуя контрольную проверку знаний школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность.

Оценка знаний проводится в форме устного опроса, тестирования, проверки техники чтения. Контрольные задания подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):

Vкласс -45-60 слов

При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

- оценка «5» ставится обучающимся, если они: читают правильно, бег­ло, выразительно с соблюдением норм литературного произноше­ния; выделяют основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; делят текст на части и оза­главливают их самостоятельно ; называют главных действующих лиц произведения, характеризуют их поступки; отвечают на вопросы и передают содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;

- оценка «4» ставится обучающимся, если они: читают, в основном, правильно ; допускают одну-две ошибки при чтении, соблю­дении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интона­цию логических ударений; допускают неточности в выделении ос­новной мысли произведения или части рассказа, исправляют их с помощью учителя; допускают ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляют их с помощью учителя; на­зывают главных действующих лиц произведения, характеризуют их поступки с помощью учителя; допускают неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляют их само­стоятельно или с незначительной помощью учителя;

- оценка «3» ставится обучающимся, если они: читают по слогам и целыми словами, допускают ошиб­ки при чтении; выделяют основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делят текст на части и озаглавливают части с помощью учителя; затрудняются назвать главных действующих лиц произведе­ния и характеризовать их поступки; отвечают на вопросы и пересказывают неполно, непоследовательно.






КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

96 часа – 3 часа в неделю


п/п

Наименование

раздела и тем

Кол

во

час

Плановые

сроки

Сроки

прохождения

Примечание

1 четверть 8 недель (24 часа)

1

Устное народное творчество Вступительная статья. Знакомство с содержанием.

1ч.

1неделя



2

«Сивка-бурка» (русская народная сказка). Анализ сказки.

1ч.




3

«Сивка-бурка» (русская народная сказка)

Анализ сказки

1ч.




4

«Журавль и Цапля»(русская народная сказка). Характеристика героев.

1ч.

2 неделя



5

«Умный мужик» (русская народная сказка). Определение главной мысли сказки.

1ч.




6

Внеклассное чтение. В.Астафьев.

«Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип"

1ч.




7

Былина. «Три поездки Ильи Муромца». Знакомство с содержанием.

1ч.

3 неделя



8

Былина. «Три поездки Ильи Муромца». Характеристика героев.

1ч.




9

Народные песни. Пословицы. Загадки.

1ч.




10

Обобщающий урок по устному народному творчеству.

1ч.

4неделя



11

Из произведений русской литературы XIX века. А.С.Пушкин. Биография.

1ч.









12

Знакомство со «Сказкой о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне». А.С.Пушкин.

1ч.







13

А.С.Пушкин. «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне». Характеристика героев и их поступков.

1ч.

5 неделя



14

А.С.Пушкин. «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне». Анализ поступков героев сказки.

1ч.




15

«Зимний вечер» (стихотворение). Использование поэтом художественных средств для описания природы.

1ч.




16

А.С.Пушкин.«У лукоморья». Стихотворение. Работа над содержанием.

1ч.

6 неделя



17

М.Ю.Лермонтов. Биографические сведения.

1ч.




18

М.Ю.Лермонтов. «Бородино». (стихотворение). Исторические события, описанные в стихотворении.

1ч.




19

М.Ю.Лермонтов. «Бородино»(стихотворение). Работа над содержанием стихотворения.

1ч.

7 неделя



20

М.Ю.Лермонтов. «Бородино»(стихотворение). Определение главной мысли.

1ч.




21

И.А.Крылов. Биографические сведения.

1ч.




22

И.А.Крылов. «Кукушка и Петух». Басня. Работа над выразительностью чтения.

1ч.

8неделя



23

«Волк и журавль». Басня. характеристика поступков героев басни.




24

«Слон и Моська». Басня. работа над основной мыслью басни.

1ч.





Всего:

24ч.




2 четверть 8 недель (24 час)

25

Обобщающий урок по произведениям И.А.Крылова.

1ч.

9 неделя



26

Экскурсия в мир природы. Урок – обобщение изученного за 1-ю четверть.

1ч.




27

Н.А.Некрасов. Биографические сведения. «Несжатая полоса» (стихотворение). Работа над содержанием.

1ч.




28

Н.А.Некрасов. «Генерал Топтыгин». Комичность и драматизм ситуации.

1ч.

10 неделя



29

Н.А.Некрасов. «Генерал Топтыгин». Работа над выразительностью чтения стихотворения.

1ч.




30

Внеклассное чтение. Повесть Л.Н.Толстого «Детство».

1ч.




31

Л.Н.Толстой. Биографические сведения о писателе.

1ч.

11 неделя



32

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Работа над содержанием 1-й главы.

1ч.




33

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Деление главы на части, озаглавливание.

1ч.




34

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Работа над содержанием

3-й главы.

1ч.

12 неделя



35

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характеристика поведения героев в плену. 4-я глава.

1ч.




36

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Деление на части, озаглавливание частей.

1ч.




37

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Работа над сравнительной характеристикой героев.

1ч.

13 неделя



38

Внеклассное чтение. В.В.Бианки. «Бешеный бельчонок», «Вести из леса».

1ч.




39

А.П.Чехов. Биографические сведения о писателе и его творчестве.

1ч.





40

А.П.Чехов. «Хамелеон». Характеристика поведения героя в различных ситуациях

1ч.

14 неделя



41

В.Г. Короленко. Биографические сведения о писателе и его творчестве.

1ч.




42

«Дети подземелья» (в сокращении). «Я и мой отец». 1-я глава. Высказывание своих мнений.

1ч.




43

«Дети подземелья» (в сокращении). «Я приобретаю новое знакомство». Работа над содержанием 2-й главы.

1ч.

15 неделя



44

«Дети подземелья» (в сокращении). « Это решило исход дела». Деление главы на части, озаглавливание.

1ч.




45

«Дети подземелья» (в сокращении). «Знакомство продолжается». Сравнительная характеристика девочек по плану.

1ч.




46

«Дети подземелья» (в сокращении). «Осенью». Сравнивание взаимоотношений Валека и Васи с сёстрами.

1ч.

16 неделя



47

«Дети подземелья» (в сокращении). «Кукла». Работа над характеристиками главных героев, над названием повести.

1ч.






48

Обобщающий урок по творчеству В.Г.Короленко. Сочинение по плану и опорным словам. «Минуты радости и тревоги».

1ч.





Всего:

24ч.




3 четверть- 9 недель (26 часов)

49

Из произведений русской литературы XX века А.М.Горький. Биографические сведения о писателе.

1ч.

17 неделя



50

А.М.Горький. «Детство» (отрывки из повести). Объяснение причины тяжёлой обстановки в доме деда.

1ч.



51

«Детство» (отрывки из повести). Работа над характеристикой поведения героев; над передачей тона речи.

1ч.




52

«Детство» (отрывки из повести). Оценивание поступков героев. Характеристика героев.

1ч.

18 неделя



53

«Детство» (отрывки из повести). Составление характеристики главного героя по плану.

1ч.



54

«В людях» (отрывки из повести). Нахождение сравнений и определений обстановки проживания главного героя.

1ч.




55

«В людях» (отрывки из повести).Озаглавливание частей, запись плана.

1ч.

19 неделя



56

«В людях» (отрывки из повести). Составление и запись плана характеристики Алёши.

1ч.



57

Обобщающий урок по творчеству А.М.Горького.

1ч.




58

Внеклассное чтение. В.Г.Короленко. «Последний луч», «Чудная»

1ч.

20 неделя



59

М.В. Исаковский. Жизнь и творчество. Стихотворение «Детство». Работа над содержанием стихотворения.

1ч.



60

М.В.Исаковский.Стихотворение «Ветер». Заучивание наизусть. Работа над выразительностью чтения стихотворения «Весна».

1ч.




61

К.Г Паустовский. Слово о писателе. «Последний чёрт». Словесное рисование картины изнуряющего жаркого дня.

1ч.

21неделя



62

К.Г Паустовский. «Последний чёрт». Отношение писателя к своему герою.

1ч.




63

М.М. Зощенко. Жизнь и творчество. «Велики путешественники». Работа над содержанием.

1ч.

22 неделя



64

М.М.Зощенко. «Великие путешественники». Высказывание своего мнения об отношении автора к решению детей и о заглавии.

1ч.



65

Внеклассное чтение. А.П.Чехов. «Спать хочется».

1ч.




66

К.М. Симонов. ВОВ - главная тема творчества.

1ч.

23 неделя


67

К.М.Симонов. «Сын артиллериста». Описание внешнего вида лейтенанта Петрова.

1ч.




68

К.М.Симонов. «Сын артиллериста». Определение главной мысли стихотворения.

1ч.




69

В.П. Катаев. Слово о писателе. Рассказ «Флаг». Исторические события в основе рассказа; определение главной мысли заключительного абзаца.

1ч.

24 неделя


70

Н.И. Рыленков. «Деревья». Определение главной мысли стихотворения.

1ч.



71

Н.И.Рыленков. «Весна без вещуньи-кукушки…». Работа над выразительностью чтения.

1ч.




72

Н.И.Рыленков. «Всё в тающей дымке». Сравнение природы средней полосы России и субтропиков. Заучивание наизусть.

1ч.

25 неделя



73

Внеклассное чтение. Чтение газет и журналов.

1ч.




74

Ю. И. Коваль. Слово о писателе. «Капитан Клюквин». Характеристика клеста по плану.

1ч.





Всего:

26ч.

9 недель



4 четверть 8 недель (22 часа)

75

Ю.И.Коваль. «Капитан Клюквин». Деление рассказа на части, озаглавливание.

1ч.

26 неделя



76

Внеклассное чтение. Д.Дефо. «Робинзон Крузо».

1ч.








77

Ю.И.Коваль. «Картофельная собака». Комизм в поведении собаки.

1ч.




78

Ю.И.Коваль. «Картофельная собака». Работа над содержанием

2-й части

1ч.

27 неделя



79

Ю.И.Коваль. «Картофельная собака». Чтение по ролям с передачей тона разговора героев рассказа.

1ч.




80

Ю.И.Коваль. «Картофельная собака». Описание собаки по плану; пересказ от имени Тузика с элементами комизма.

1ч.




81

Ю. Я. Яковлев – известный детский писатель. «Багульник». Характеристика поведения героя рассказа.

1ч.

28 неделя




82

Ю.Я.Яковлев. «Багульник». Смысл последнего предложения 2-й части рассказа.

1ч.




83

Ю.Я.Яковлев. «Багульник». пересказ по плану; сходство названия рассказа с главным героем рассказа.

1ч.




84

Внеклассное чтение. Л.Н.Логин. «Старик Хоттабыч».

1ч.

29 неделя



85

Р.П. Погодин. «О веселых людях и хорошей погоде»

1ч.




86

Р.П.Погодин. «Время говорит – пора». Работа над характеристикой поступка мальчика.

1ч.




87

Р.П.Погодин. «Время говорит – пора». Определение характеров сына и отца.

1ч.

30 неделя



88

А.Г. Алексин. Тематика его произведений.

1ч.




89

А.Г.Алексин. «Двадцать девятое февраля» (Отрывок из повести «Звоните и приезжайте»). Деление рассказа на части по плану.

1ч.

31неделя



90

А.Г.Алексин. «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»). Чтение по ролям, работа над содержанием рассказа.

1ч.




91

Обобщающий урок по произведению А.Г.Алексин. «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»).

1ч.

32 неделя



92

Внеклассное чтение. Писатели и поэты о ВОВ.

1ч.




93

К.Я. Ваншенкин.

«Мальчишка»

1ч.




94

К.Я. Ваншенкин.

«Снежки»

1ч.




95

Всего:


22ч.

8 недель



96

Итого за год:

96ч.

33 недели












ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы. В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психологомедико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) ОО может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант D общеобразовательной программы.

Программные требования к уровням усвоения знаний усложняются по мере прохождения программы с учётом психофизических возможностей учащихся (градацию уровней см. выше).


Основные требования к знаниям и умениям учащихся за курс 7 класса по чтению


Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух,

  • читать «про себя»;

  • выделять главную мысль произведения;

  • характеризовать главных действующих лиц;

  • пересказывать содержание прочитанного.


Учащиеся должны знать:

  • наизусть десять стихотворений

Учащиеся должны уметь:

  • читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

  • читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания;

  • участвовать в обсуждении темы и текста;

  • оценивать поступки героев с помощью учителя;

  • отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану.



Учащиеся должны знать:

  • наизусть шесть-семь стихотворений






ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.


Многочисленные психолого-педагогические исследования позволили разделить учащихся на 3 группы:

Первую группу составляют дети (10-15%), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

Для второй группы(60-65%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют задания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

Третья группа отличается пассивностью, инертностью психических процессов, общим нарушением В.П.Ф., что приводит к трудностям усвоения программного материала, как правило, эти ученики обучаются по упрощенной программе по всем предметам.

На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если дети, верно выполняют от 35 до 50% заданий, оценку «хорошо»- от 51до65%, оценку «очень хорошо»- свыше 65%. В любом случае, организуя контрольную проверку знаний школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность.

Оценка знаний проводится в форме устного опроса, тестирования, проверки техники чтения. Контрольные задания подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):

VII класс -? слов

При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.



Базовый уровень

Минимально необходимый

(сниженный) уровень

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, бег­ло, выразительно;

- выделяет главную мысль произведения или части;

- делит текст на части и оза­главливает их самостоятельно;

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблю­дении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении ос­новной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно;

- на­зывает главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;

- допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их само­стоятельно;

- допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошиб­ки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам; допускает три-четыре ошиб­ки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре — в соблюдении смысловых пауз, знаков препи­нания, передающих интонацию, логических ударений;

- выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учи­теля;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учи­теля;

- затрудняется назвать главных действующих лиц произведе­ния, характеризовать их поступки;

- отвечает на вопросы и пере­сказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение ос­новного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение;

- активно участвует в выделении главной мысли произведения;

- делит текст на части и оза­главливает их с помощью учителя;

- оценивает поступки героев;

- отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам;

- читает стихотворение наизусть без ошибок


Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблю­дении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении ос­новной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

- характеризует героев по наводящим вопросам учителя;

- допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя;

- допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз;

- затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа;

- называет главных действующих лиц произведе­ния с помощью учителя;

- пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя;

- отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение ос­новного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно.




















ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа г.Бодайбо»

  2. Ефименкова Л.Н., Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).

  3. Интернет ресурсы.

  4. Лалаева Р.И., Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).

  5. Малышева З.Ф. «Чтение 5 класс». Учебник для специальной (коррекционной) школы VIII вида, автор - составитель Малышева З.Ф.: - М.:Просвещение, 2013г.

  6. Положение о Рабочей программе ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа г.Бодайбо»

  7. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1. – 223с.

  8. Прокопенко М.Е., Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения/авт.-сост. М.Е.Прокопенко.-Волгоград: Учитель, 2009.-208с.

  9. Устав ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа г.Бодайбо»

  10. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  11. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

  12. Шишкова М.И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида/ М.И.Шишкова. - М.:ВЛАДОС,2010.





Согласовано зам. директора по УВР_______ Лебедева Е.В.

«___» ________2016 г.