СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 5 КЛАССА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая прграмма по чтению для 5 класса на 2016-2017 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 5 КЛАССА»



Министерство образования Иркутской области

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа г. Бодайбо».


Рассмотрено

на заседании МО учителей

предметников

Протокол №

от « __»______2016 г.

Руководитель МО


___________ Майорова М.В.

Согласовано

Зам. директора по УВР


_________Лебедева Е.В.


«___» __________2016 г.


Утверждена


Приказ №_____

от « __»______2016 г.


Директор


___________О.Я. Сычевская


РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ


ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ


ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)


Предмет Чтение 5 класс


на 2016-2017 учебный год


Составлена Гринеевой Татьяной Викторовной- учителем I категории


Всего часов 132 ; в неделю 4 часа.


I четверть 32 часа

II четверть 31 часов I полугодие 63 часа

III четверть 36 часа

IV четверть 31 часа II полугодие 67 часов






г.Бодайбо 2016 г.



Оглавление



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА 6

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 10

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА 11

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА 12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 15

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 25

ЛИТЕРАТУРА И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 41

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА 43

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РАБОТ УЧАЩИХСЯ 45

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 48














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа основана на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество. Адаптированная образовательная рабочая программа по чтению разработана на основе: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1. – 223с., учебника «Чтение 5 класс». Учебник для специальной (коррекционной) школы VIII вида, автор - составитель: Малышева З.Ф.- М.:Просвещение, 2013г.


Нормативно-правовую базу разработки адаптированной рабочей программы «Чтение» составляют:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013

N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

  1. ФГОС для УО (Приказ №1599)

  • п. 2.8: программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области – компонент содержательного раздела АООП

  • п. 2.9.5.

  • Примерная Адаптированная основная образовательная программа общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

  1. Устав образовательной организации.

  2. Положение о специальном (коррекционном) классе для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

  3. Школьный учебный план специальных (коррекционных) классов на 2016-2017 учебный год

  4. Положение о рабочей программе школы.


Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения чтения. Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы. Стандарт общего образования учащихся с умственной отсталостью обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Основа стандарта – это деятельный и дифференцированный подход.


Структура документа

Рабочая программа по чтению для 5 класса представляет собой целостный документ, включающий одиннадцать разделов:

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного предмета

  3. Описание учебного предмета в учебном плане

  4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

  5. Содержание учебного предмета

  6. Тематическое планирование

  7. Календарно-тематическое планирование

  8. Литература и материально-технические средства обучения

  9. Планируемые результаты изучения учебного курса

  10. Показатели оценки работ учащихся

  11. Используемая литература


Цель II этапа обучения (5-9 кл.) - расширение, углубление и систематизация знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Задачи курса:

Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.

Цель программы: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;

― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;

― развитие положительных качеств и свойств личности.


Коррекционные цели и задачи курса:

  • коррекция и развитие слуховой и зрительной памяти.

  • коррекция и развитие логического мышления на основе определения темы, главной мысли, связей в тексте, сравнений и характеристик главных героев.

  • коррекция и развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • коррекция и развитие пространственных представлений и ориентации;

  • коррекция нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

  • развитие умения пересказывать, выразительно читать, читать наизусть

  • развитие умения отвечать на вопросы, находить ответы в тексте

  • посредством заданий развивать стремление и интерес к самостоятельной творческой деятельности.

  • развитие речи и обогащение словаря;

  • развитие техники чтения.

Основные направления коррекционной работы:


  • Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.

  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

  • Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

  • Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

  • Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.


Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В нём конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого и нравственного развития и воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения учебным предметом

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей (коррекционного) образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

  • В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.














ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


На уроках чтения в 5—9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразитель­ности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владе­ют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художе­ственного произведения вызывает у них затруднения при его чте­нии и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методичес­кая вариативность.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья трудно воспринимают биографи­ческие данные писателей, тем более их творческий путь, представлен­ный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исто­рических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описы­ваемые события, не всегда понимают слова и выражения, используе­мые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, пра­вильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведе­нии; называть главных и второстепенных героев, давать им харак­теристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанав­ливать несложные причинно-следственные связи и отношения; де­лать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уро­ку по каждому художественному произведению, способствует ре­шению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Межпредметные связи:

Математика. Название чисел в пределах 500. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.


Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа.



Основные виды деятельности на уроке


Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные

средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Каждый урок чтения и развития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.


Программный материал в программе представлен в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках чтения и развития речи.


Контроль за состоянием техники чтения проводится 1 раз в четверть.

На ступени среднего звена образования школьников реализуются следующие направления деятельности:

  • коммуникативно-речевая направленность обучения;

  • расширение сферы взаимодействия с окружающим миром;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;

  • продолжение работы над формированием ключевых компетенций учащегося: в решении задач и проблем, информационно – коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия;

Развития каждого ребенка планируется осуществлять по трем основным линиям:

  • социальное развитие – формирование социальной зрелости ребенка в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонента (речь и речевое общение).

  • познавательное развитие – развитие у детей умения выбирать необходимую информацию, обобщать способы и средства построения собственной деятельности; способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой, формирование элементарных математических представлений).

  • эстетическое развитие – формирование художественных способностей (музыкальных, литературных, к изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование).

В разных видах деятельности школьники решают следующие задачи:

  • продолжают работу по освоению содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

  • учатся самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;

  • учатся (по мере возможности) контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;

  • овладевают коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

  • учатся удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами, воплощать в действии. Учатся удерживать правило и следовать ему;

  • приобретают опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, учатся правильно выражать свои мысли и чувства;

Педагоги, реализующие АООП в школе решают следующие задачи:

  • Реализовывают программу в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.), учитывая специфику развития каждого ребенка

  • Создают условия для овладения высшими формами учебной деятельности.

  • Обеспечивают условия для дальнейшего формирования учебной деятельности. Для этого:

  • Организуют условия для постановки учебных целей, создают условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;

  • Побуждают и поддерживают детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;

  • Организовывают усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;

  • Осуществляют функции контроля и оценки, организовывают их постепенный переход к ученикам;

  • Поддерживают детские инициативы, помогают в осуществлении проектов;

  • Обеспечивают презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, конкурсов, фестивалей и т.д.)

  • Учитель тренирует навыки ребенка в средней и старшей школе по осуществлению практических способов действий и приемов мыслительной деятельности (наблюдение, анализ, измерение, сравнение, классификация, синтез, обобщение) и продолжает знакомство со средствами работы с информацией (знаки, понятия, тексты). Учит действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения. Организация учебного процесса строится так, чтобы дети стремились самостоятельно расширять границы своих знаний и умений; проявлять инициативу в новых ситуациях.


Основные формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся:


Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40мин).


Основные типы уроков:

  • изучение нового материала с опорой на наглядные и методические пособия, разнообразные по форме и содержанию, показ презентаций по темам и т.д.;

  • комбинированные уроки;

  • обобщение и систематизация пройденного материала с использованием дидактических и ролевых игр, средств ТСО.

  • нестандартные уроки (уроки-игры и т.п.)


Основными методами урока являются:

словесные – чтение, рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр

практические – пересказывание, ответы на вопросы, тесты.

Технологии: игровые, здоровьесберегающие, технологии уровневой дифференциации, индивидуального подхода, проблемного обучения, АМО, ИКТ.



Формы работы:

Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.

В учебном предмете «Чтение» особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, творческих способностей.

Учебный предмет способствует средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6)  формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

В рабочей программе по чтению для школьников с интеллектуальными нарушениями практическая направленность обучения, особое внимание обращается на развитие речи как средства общения, чётко прослеживаются межпредметные связи, закладывается систематизация программного материала по каждому предмету. Последнее направление очень важно для обеспечения более осознанного восприятия учащимися единства и общности многих явлений и понятий.

Учитывая сложный состав учеников, рабочей программы по русскому языку и чтению указывают на разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-ый – достаточный уровень, 2-й – минимальный. Это даёт возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребёнка с иным интеллектуальным развитием.

В отдельных случаях, когда учащиеся не усваивают минимально необходимый уровень знаний, учитель вправе определить индивидуальную программу обучения (3 уровень).




ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Образовательная область «Язык и речевая практика», цель которой - овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка, представлена предметами «Русский язык» и «Чтение» (Программа по чтению рассчитана на 132 ч. в год (4 ч в неделю).


Содержание обучения учащихся с нарушением интеллекта строится на деятельностном и дифференцированном подходах.















ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные результаты обучения:

- понимание важности процесса обучения;

- мотивация школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;

- понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- уважение к литературе народов многонациональной России;

- нравственно развитая личность, любящая свою семью, свою Родину, обладающая высокой культурой общения;

- совершенствованы ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;

- потребность в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;

- основы гражданской идентичности;

- готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;

- эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;

- морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- личная ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

- восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.

Предметные результаты обучения:

- осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

- участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;

-  представления о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нем;

- выбор с помощью взрослого интересующей литературы.

Базовые учебные действия:

Познавательные учебные действия

Познавательные учебные действия представлены умениями:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Учащийся получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия представлены умениями:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Учащийся получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями:

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,

  • корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями:

  • испытывать чувство гордости за свою страну;

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,

живописи и др.;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Основные задачи реализации содержания:

Осознание значения чте­ния для ре­ше­ния со­ци­аль­но значимых задач, развития познавательных интересов, вос­пи­тания чув­с­т­ва прекрасного, элементарных этических пред­ставлений, понятий, чувства до­л­га и пра­вильных жизненных позиций. Фор­ми­ро­ва­ние и развитие техники чте­ния, осо­зна­н­но­го чте­ния доступных по содержанию и во­з­расту ли­те­ра­тур­ных тек­с­тов. Фор­ми­ро­ва­ние ком­му­никативных навыков в про­це­с­се чтения ли­те­ра­тур­ных произведений.

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно- популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)

Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.

Ориентировка в литературоведческих понятиях:

  • литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.

  • присказка, зачин, диалог, произведение.

  • герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж. стихотворение, рифма, строка, строфа.

  • средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).

  • элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.

Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.

Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий.

Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев.

Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской

позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление

текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный,

краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.

Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.

Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение

дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).

Рекомендуемая литература (на выбор)

  1. Русские народные сказки.

  2. Сказки народов мира.

  3. П. П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Солнеч­ный Камень», «Горний мастер».

  4. В. Д Бианки «Тигр-пятиполосик», «Снегурушка-милушка», «Муха и чудовище», «Музыкальная канарейка», «Храбрый Ваня».

  5. М. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных коро­лей», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

  6. А. П. Гайдар «Чук и Гек».

  7. Б. С. Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».

  8. Д. Н.Мамин-Сибиряк «Про комара-комаровича, длинный нос», «Сказоч­ка про Козявочку», «Сказка о том, как жила-была последняя муха», «Сказ­ка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

  9. Н. Я. Носов «Фантазеры», «Витя Малеев в школе и дома», «Огурцы», «Веселая семейка».

  10. В. А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».

  11. К. Г. Паустовский «Похождение жука-носорога».

  12. Е. А. Пермяк «Семьсот семьдесят семь мастеров».

  13. Б. Н. Полевой «Сын полка».

  14. М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».

  15. Г. А.Скребицкий «Лесной голосок», «Догадливая синичка», «Воришка», «Заботливая мамаша», «Ушан», «Сиротка».






Тема раздела

Кол-во часов

1

Устное народное творчество

6ч.

2

Сказки

18ч.

3

Картины родной природы:

  • Лето

  • Осень

  • Зима

  • Весна


6ч.

7ч.

8ч.

17ч.

4

О друзьях-товарищах

10ч.

5

Басни И. Крылова

4ч.

6

Спешите делать добро

11ч.

7

О животных

13ч.

8

Из прошлого нашего народа

14ч.

9

Из произведений зарубежных писателей

26ч.


Итого:


140ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела

Кол-во часов

Содержание раздела

Основные виды деятельности

обучающихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Устное народное творчество

3ч.

Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.








Закрепляют знания о устном народном творчестве.

Определяют жанры УНТ (сказка, пословица, поговорка, баллада, былина).


Формирование положительно

го отношения к традициям русского народа.

Формирование умения находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества.


Сказки




















15ч.


Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».

Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».

    












Вспоминают сказки.

Читают сказки.

Обсуждают главных героев и их поступков.

Рисуют свои любимые сказки.

Отгадывают, придумывают, рисуют загадки.

Анализируют тексты.


Формирование положительно

го отношения к традициям русского народа

Формирование умения строить речевые высказывания, формирование умения соотносить рисунок и содержание сказки.

Картины родной природы.



















19ч.

Русские писатели о природе: Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы», А. Платонов «Июльская гроза», И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна», В. Астафьев «Осенние грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».

Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом..», Я. Аким «Весна, весною, о весне».




Читают текст.

Прослушивание аудиозаписей, просмотр презентаций, рассмотрение репродукций картин художников.

Составляют рассказ.

Объясняют слова и выражения по словарю.

Отвечают на вопросы,

высказывают своё мнение.

Составляют план.

Словесно составляют рисунок.

Делят текст на части,

озаглавливают его.

Пересказывают по плану.

Учат наизусть.

Анализируют произведения.


Развитие чувства прекрасного через знакомства с художественными произведениями.

Формирование умение находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы в результате совместной работы, формирование представлений о разных видах речевых высказываниях, формирование умения принимать и сохранять цели и учебную задачу, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления высказываний.


О друзьях-товарищах.

9 ч.

Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася».

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести).

В. Медведев «Фосфорический мальчик».

Л. Воронкова «Дорогой подарок».

Я. Аким «Твой друг».








Обсуждают заглавие текста.

Читают правильно, целыми словами.

Составляют характеристику героев, подтверждая примерами из текста.

Оценивают поступки героев.

Отвечают на вопросы.

Составляют план.

Пересказывают по плану. Выявляют отношения к поступкам действующих лиц

Определяют настроение, характеры героев. Соотносят характер героя и названия рассказа. Деление текста на части.

Выборочное чтение.

Формирование умение выделять нравственный аспект поведения ,формирование ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Формирование умение находить ответы на вопросы в тексте,

делать выводы в результате совместной работы, формирование умения подбирать заголовок в соответствии с содержанием, формирование умения коллективно составлять план для пересказа литературного произведения.

Басни И.А.Крылова

4ч.

И. Крылов. «Ворона и лисица», «Щука и кот», «Квартет».

Н. Хмелик «Будущий олимпиец».

О. Бондарчук «Слепой домик».

В. Осеева «Бабка».

А. Платонов «Сухой Хлеб».

В. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд».

Р. Рождественский «Огромное небо».


Участвуют в обсуждении.

Составляют характеристику героям.

Читают правильно, осознанно, «про себя».

С помощью учителя выделяют главную мысль произведения.

Отвечают на вопросы.

Обсуждают вопросовы.

Формирование нравственных понятий и моральных норм

Делать элементарные обобщения, сравнения на доступном вербальном материале,формирование общих представлений о разных видах речевых высказываний

(вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях, формирование представлений о разных видах инструкций для решения практических и учебных задач

Спешите делать добро





































10 ч.


Обсуждают заглавие.

Читают текст

Обсуждают названия рассказа.

Выделяют главную мысль произведения; составляют характеристика главных героев и их поступков.

Отвечают на вопросы.

Озаглавливают части текста.

Читают по ролям.

Делят на части по данному плану.

Пересказывают с опорой на авторский текст.

Рассматривают иллюстрацию.

Передают содержание иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Анализируют произведения.

Диспут: "Наши добрые дела"

Обсуждают пословицы «Добрые дела красят человека».

Приводят примеры заботливого отношения сверстников к своим бабушкам и дедушкам.

Формирование положительного отношения к людям пожилого возраста, умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, формирование умения координировать различные мнения;

формирование умения осуществлять контроль своей деятельности, формирование умения принимать и сохранять цели и учебную задачу

Картины родной природы

24ч.

Участвуют в беседе и рассматривают иллюстрации на тему зимы.

Прослушивание аудиозаписей, просмотр презентаций, рассмотрение репродукций картин художников.

Читают бегло и выразительно.

Рассказывают о зимних приметах.

Словесно рисуют зимний пейзаж.

Выбирают слова и выражения из текста, характеризующие картины природы.

Вспоминают прочитанные стихотворения о зиме.

Заучивают наизусть стихотворений.

Рассказывают на тему, как зайцы проводят долгую суровую зиму.

Отвечают на вопросы к тексту.

Составляют рассказ от лица зайца.

Обсуждают народные примет с помощью учителя. Пишут сочинение по плану и по иллюстрациям.

Участвуют в мини-проектах, делают презентацию, доклад, защищают свой проект.

Формирование чувства прекрасного, положительного отношения к родной природе, формирование эстетического чувства от восприятия красоты зимней природы.

Формирование умения извлекать необходимую информацию из прослушанного,формирование умения строить речевые высказывания, формирование представлений о разных видах инструкций для решения практических и учебных задач,

осуществлять коллективный поиск средств их осуществления


О животных.

7ч.

Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»).

А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты).

К. Паустовский «Кот Ворюга».

Б. Житков «Про обезьянку».

Э. Асадов «Дачники».

Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны».

С. Михалков «Будь человеком».


Читают бегло, осознанно.

Описывают внешность героя с использованием иллюстрации.

Делят текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста.

Составляют с помощью учителя план в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказывают по плану.

Читают «про себя». Используют при пересказе слова и обороты речи из текста.

Анализируют текст с помощью учителя. Высказывают своё отношение к поступкам.

Озаглавливают части текста и составляют с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказывают по плану.

Рассказывают о своих домашних животных.

Формирование умения размышлять над прочитанным, осмысление социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

  1. Формирование умения высказывать свое мнение, формирование умения слушать учителя, формирование учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, формирование умения осуществлять контроль своей деятельности и оценивать собственное поведение, формирование умения принимать и сохранять цели и учебную задачу, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления

Из прошлого нашего народа

13 ч.

О. Тихомиров «На поле Куликовом».

С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года».

Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

А. Куприн «Белый пудель» (отрывки).

Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…».

Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».


Участвуют в беседе «Из прошлого нашего народа».

Прослушивают рассказ.

Высказывают своё мнение об услышанном.

Читают бегло, осознанно, вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения.

Анализируют произведение с помощью учителя.

Выделяют с помощью учителя главную мысль художественного произведения, высказывают своё отношение к поступкам действующих лиц. Выбирают слова и выражения, характеризующие героев, события.

Находят в тексте непонятные слова и выражения, пользуются подстрочным словарём.

Выборочно читают по заданию учителя.

Пересказывают части текста.

Рассматривают иллюстрации, подбирают отрывки текста к иллюстрации.

Делят главу на части, пересказывают по плану.

определяют с помощью учителя значение Куликовской битвы для всего русского народа. Обсуждают пословицу «Знали, за что били, потому и победили».

Составляют краткий пересказ по данному плану.


Формирование положительного отношения к истории нашего народа, осмысление социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Формирование умения находить нужную информацию в тексте, работать с информацией, представленной в неявном виде (иллюстрация), формирование умения передавать полученную информацию в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета, формирование умения планировать свою работу, формирование умения осуществлять контроль своей деятельности и оценивать собственное поведение, формирование умения составлять план, определять последовательность событий.

Из произведений зарубежных писателей.

12 ч.

В. Гюго «Гаврош» (отрывки).

М. Твен «Приключения Тома Сойера»(отрывок).

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки).

Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок).


Участвуют в беседе о зарубежных писателях, особенностях их произведений, рассматривают портреты писателей.

Прослушивают рассказ.

Высказывают своё мнение об услышанном.

Читают бегло, осознанно, вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения.

Анализируют с помощью учителя произведение.

Находят в тексте непонятные слова и выражений. Отвечают на вопросы к тексту.

Пересказывают каждую части. Озаглавливают главы и пересказывают их.

Оценивают поступки героя.

Рассказывают о внешнем виде гнома по иллюстрации и описанию в тексте.

Высказывают авторское отношение к герою.


Развитие эмоциональности, формирование умения выражать свои чувства при чтении, формирование нравственных понятиях

Формирование ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков так и поступков окружающих людей, формирование умение находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы в результате совместной работы,формирование умения удерживать учебную задачу на практическом уровне; достигать результат, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия


Внеклассное чтение


9ч.

Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения газет по данной учителем форме.

Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.









КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

132 часа – 4 часа в неделю



Наименование

раздела и тем

Часы

учебного

времени


Сроки проведения

Примечание

1 четверть 8недель (32часа)


Устное народное творчество

Считалки. Заклички-приговорки

1

1 неделя



Потешки, пословицы и поговорки

1




  1. 3.

Загадки

1




Сказки

Никита Кожемяка

1




Как наказали медведя

1

2 неделя



Золотые руки

1






Морозко

1




Морозко

1




Два мороза

1

3 неделя



Три дочери

1




А.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1




А.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1




По Д.Мамину-Сибирякову. «Серая шейка»

1

4 неделя



По Д.Мамину-Сибирякову. «Серая шейка»

1




По Д.Мамину-Сибирякову. «Серая шейка»

1




По Д.Мамину-Сибирякову. «Серая шейка»

1




Обобщающий урок

По Д.Мамину-Сибирякову. «Серая шейка»


1

5 неделя



Внеклассное чтение «Русские народные сказки»

1




Обобщающий урок по разделу «Сказки»

1




Картины родной природы

20.

Лето:

Г.Скребитский «Июнь»

1




21.

И. Суриков «Ярко солнце светит»

1

6 неделя



22.

А. Платонов «Июльская гроза»

1




23

А. Платонов «Июльская гроза»

1




24

А. Платонов «Июльская гроза»

1




25

А. Платонов «Июльская гроза»

1

7 неделя



26.

Обобщающий урок А. Платонов «Июльская гроза»

1




27.

А. Прокофьев «Березка»

1




28.

Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату»

1




29.

Осень:

По Г.Скребицкому

«Сентябрь»


1

8 неделя



30.

И. Соколов- Микитов «Золотая осень»

1




31.

К. Бальмонт «Осень»

1




32.

Г. Скребицкий «Добро пожаловать»

1





Всего:

32ч.


8 недель



2 четверть 8недель (31 час)

33.

По В. Астафьеву «Осенние грусти»

1

9 неделя



34.

И. Бунин «Первый снег»

1




35.

Внеклассное чтение по теме «М. М. Пришвин»

1




36.

Обобщающий урок по разделу

«Картины родной природы»

1

10 неделя



37.

Ю. Яковлев «Колючка»

1




38.

Ю. Яковлев «Колючка»

1




39.

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»

1




О друзьях товарищах

40.

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»

1

11 неделя



41.

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок)

1




42.

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок)

1




43.

В. Медведев «Фосфорический мальчик»

1




44.

В. Медведев «Фосфорический мальчик»

1

12 неделя



45.

Л. Воронкова «Дорогой подарок»

1




46.

Л. Воронкова «Дорогой подарок»

1




47.

Я. Аким « Твой друг»

1




48.

Обобщающий урок по разделу

«О друзьях товарищах»

1

13 неделя



49.

Внеклассное чтение по теме В. А. Осеева»

1




Басни И.Крылова

50.

И. Крылов

«Ворона и лисица»


1




51.

И. Крылов

«Щука и кот»


1




52.

И. Крылов

«Квартет»

1

14 неделя



53.

Обобщающий урок по разделу

«Басни И.Крылова»

1




Спешите делать добро

54.

Н. Хмелик «Будущий олимпиец»

1




55.

О. Бондарчук «Слепой домик»

1




56.

В. Осеева «Бабка»

1

15 неделя



57.

В. Осеева «Бабка»

1




58.

В. Осеева «Бабка»

1




59.

В. Осеева «Бабка»

1




60.

А. Платонов «Сухой хлеб»

1

16 неделя



61.

А. Платонов «Сухой хлеб»

1




62.

В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок»)


1




63.

В. Брюсов «Труд»

1





Всего:

31ч.

8 недель



3 четверть 9 недель (36 часов)

64.

Р. Рождественский

«Огромное небо»

1

17 неделя



Картины родной природы

65.

Зима:

Ф. Тютчев «Чародейкою зимой»


1




66.

Г. Скребицкий «Декабрь»

1




67.

К. Бальмонт «К зиме»


1




68.

Г. Скребицкий «Всяк по своему»

1

18 неделя



69.

С. Есенин «Поет зима, аукает»

1




70.

С. Есенин. «Береза»

1




71.

А.Пушкин

«Зимняя дорога»

1




72.

Внеклассное чтение по теме

«К. Носов»

1

19 неделя



73.

Весна:

Г. Скребицкий «Март»

1




74.

А.Толстой

«Вот уж снег последний

в поле тает…»

1




75.

Г.Скребитский

«От первых проталин до первой грозы» (Отрывки)


1




76.

Г.Скребитский

«Весна-красна»


1

20 неделя



77.

Г.Скребитский

«Грачи прилетели»


1




78.

Г.Скребитский

«Заветный кораблик»


1




79.

Г.Скребитский

«В весеннем лесу»

1




80.

А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывок из повести «Детство Никиты»)

1

21 неделя



81.

А. Пушкин «Гонимы вешними

ручьями»


1




82.

Внеклассное чтение

1




83.

А. Блок «Ворона»

1




84.

Е.Серов «Подснежник»

1

22 неделя



85.

И. Соколов-Микитов «Весна»

1




86.

И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом»

1




87.

С.Есенин «Черемуха»


1




88.

Я. Аким «Весна, весною, о весне»


1

23 неделя



89.

Обобщающий урок по теме

1




90.

Обобщающий урок по разделу

«Картины родной природы»

1




91.

Внеклассное чтение по теме «Поэты о весне»

1




О животных

92.

Н. Гарин-Михайловский

«Тема и Жучка»


1

24 неделя



93.

А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты»)


1




94.

А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты»)


1




95.

А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты»)


1




96.

К. Паустовский Б. «Кот Ворюга»

1

25 неделя



97.

К. Паустовский Б. Житков «Про обезьянку»


1




98.

К. Паустовский Б. Житков «Про обезьянку»


1




99.

К. Паустовский Б. Житков «Про обезьянку»



1





Всего:

36ч.

9 недель



4 четверть 8 недель (31 часов)

100.

Э.Асадов. «Дачники»

1

26 неделя



101.

Ф. Абрамов «Из рассказов Алёны Даниловны»

1




102.

С.Михалков. Будь человеком

1




103.

Внеклассное чтение по теме « Б. С. Житков»

1




Из прошлого нашего города

104.

По О.Тихомирову «На поле Куликовом»

1

27 неделя



105.

По О.Тихомирову «На поле Куликовом»

1




106.

По О.Тихомирову «На поле Куликовом»

1




117.

По С.Алексееву «Рассказы о войне 1812 года»

1




108.

По С.Алексееву «Рассказы о войне 1812 года»

1

28 неделя



109.

По С.Алексееву «Рассказы о войне 1812 года»

1




110.

Н. Некрасов «...И снится ей жаркое лето» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

1




111.

А. Куприн «Белый пудель»

1




112.

А. Куприн «Белый пудель»

1

29 неделя



113.

А. Куприн «Белый пудель»

1




114.

А. Куприн «Белый пудель»

1




115.

По Л.Жарикову «Снега, поднимитесь метелью»

1




116.

Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата»

1

30 неделя



117.

Внеклассное чтение по теме «О братьях наших меньших»


1




Из произведений зарубежных писателей

118.

В. Гюго «Гаврош» (отрывки)

1




119.

В. Гюго «Гаврош» (отрывки)

1

31 неделя



120.

М. Твен « Приключение Тома Сойера» (отрывки)

1




121.

М. Твен « Приключение Тома Сойера» (отрывки)

1




122.

М. Твен « Приключение Тома Сойера» (отрывки)

1




123.

М. Твен « Приключение Тома Сойера» (отрывки)

1

32 неделя



124.

М. Твен « Приключение Тома Сойера» (отрывки)

1




125.

С. Лагерлёф « Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

1




126.

С. Лагерлёф « Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

1




127.

С. Лагерлёф « Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

1

33 неделя



128.

С. Лагерлёф « Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

1




129.

Г. X. Андерсен «Русалочка» (отрывок)

1




130.

Внеклассное чтение по теме «Г. X. Андерсен»

1





Всего:

31ч.

8 недель




Всего за год:

130ч.

33 недели



ЛИТЕРАТУРА И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ




Учебная

программа

(базовая)


Учебники


Методический материал


Дидактический

материал


Дополнительная

литература

Технические средства обучения

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1. – 223с., допущенной Министерством образования Российской Федерации и учебника «Чтение 5 класс». Учебник для специальной (коррекционной) школы VIII вида, автор - составитель: Малышева З.Ф.- М.:Просвещение, 2013г.

  1. допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации.



«Чтение 5 класс». Учебник для специальной (коррекционной) школы VIII вида, автор - составитель: Малышева З.Ф.- М.:Просвещение, 2013г.

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.


  1. Прокопенко М.Е., Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения/авт.-сост.М.Е.Прокопенко.-

Волгоград: Учитель, 2009.-208с.

  1. Ефименкова Л.Н., Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).

  2. Лалаева Р.И., Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).


А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» - М.-2002.

М.Ф.Гнездилов «Методика русского языка во вспомогательной школе» - М. -1965.






Коррекционные упражнения

Физ.минутки

Речевые разминки

Игровые упражнения

Наглядные пособия. рисунки, игрушки, плакаты.

О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаева. Чего на свете не бывает? Москва, 1991 г.;

И.С.Гринченко. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе, Москва, 2002 г.;

О.Н.Крылова, Л.Ю.Самсонова. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс, Москва, 2008 г.

Электронное приложение к журналам «Воспитание школьников», «Педсовет», «Последний звонок»: литературная игра, конкурсная программа «Юные таланты», большая детская энциклопедия, веселая каллиграфия, состав слова (кроссворды), учимся читать, КВН «Пословица недаром молвится».

Шишкова М.И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида/ М.И.Шишкова. - М.:ВЛАДОС,2010.


Компьютер, проектор, экран, колонки, музыкальный центр, телевизор, ЦОР.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Чтение» включает: комплекты учебников; печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; словари по русскому языку; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения; технические средства обучения; экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы; слайды, соответствующие содержанию обучения; игры и игрушки, настольное литературное лото, настольные литературные игры; викторины.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы. В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психологомедико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) ОО может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант D общеобразовательной программы.

Программные требования к уровням усвоения знаний усложняются по мере прохождения программы с учётом психофизических возможностей учащихся (градацию уровней см. выше).


Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец школьного обучения (IX класс):

Минимальный уровень:

правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);

определение темы произведения (под руководством учителя);

ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;

участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;

пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя);

выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;

установление последовательности событий в произведении;

определение главных героев текста;

составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя;

нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя;

заучивание стихотворений наизусть (7-9);

самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.

Достаточный уровень:

правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;

ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);

определение темы художественного произведения;

определение основной мысли произведения (с помощью учителя);

самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;

формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);

различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;

определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);

пересказ текста по коллективно составленному плану;

нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;

ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы;

знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.


Предметными результатами изучения курса «Чтение» 5 класса является сформированность следующих умений:



Минимальный уровень



Учащиеся должны уметь:

-читать правильно, целыми словами, выполняя задания учителя, пересказывать не сложные по содержанию, тексты с помощью учителя.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 3-5 стихотворений


Достаточный уровень



Учащиеся должны уметь:

-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;

-читать «про себя», выполняя задания учителя;

-отвечать на вопросы учителя;

-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты-самостоятельно.


Учащиеся должны знать:

- наизусть 6-8 стихотворений







ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.


Многочисленные психолого-педагогические исследования позволили разделить учащихся на 3 группы:

Первую группу составляют дети (10-15%), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

Для второй группы(60-65%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют задания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

Третья группа отличается пассивностью, инертностью психических процессов, общим нарушением В.П.Ф., что приводит к трудностям усвоения программного материала, как правило, эти ученики обучаются по упрощенной программе по всем предметам.

На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если дети, верно выполняют от 35 до 50% заданий, оценку «хорошо»- от 51до65%, оценку «очень хорошо»- свыше 65%. В любом случае, организуя контрольную проверку знаний школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность.

Оценка знаний проводится в форме устного опроса, тестирования, проверки техники чтения. Контрольные задания подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):

Vкласс -45-60 слов

При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.



Базовый уровень

Минимально необходимый

(сниженный) уровень

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, бег­ло, выразительно;

- выделяет главную мысль произведения или части;

- делит текст на части и оза­главливает их самостоятельно;

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблю­дении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении ос­новной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно;

- на­зывает главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;

- допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их само­стоятельно;

- допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошиб­ки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам; допускает три-четыре ошиб­ки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре — в соблюдении смысловых пауз, знаков препи­нания, передающих интонацию, логических ударений;

- выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учи­теля;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учи­теля;

- затрудняется назвать главных действующих лиц произведе­ния, характеризовать их поступки;

- отвечает на вопросы и пере­сказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение ос­новного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение;

- активно участвует в выделении главной мысли произведения;

- делит текст на части и оза­главливает их с помощью учителя;

- оценивает поступки героев;

- отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам;

- читает стихотворение наизусть без ошибок


Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблю­дении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении ос­новной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

- характеризует героев по наводящим вопросам учителя;

- допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя;

- допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз;

- затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа;

- называет главных действующих лиц произведе­ния с помощью учителя;

- пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя;

- отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение ос­новного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно.




























ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа г.Бодайбо»

  2. Ефименкова Л.Н., Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).

  3. Интернет ресурсы.

  4. Лалаева Р.И., Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).

  5. Малышева З.Ф. «Чтение 5 класс». Учебник для специальной (коррекционной) школы VIII вида, автор - составитель Малышева З.Ф.: - М.:Просвещение, 2013г.

  6. Положение о Рабочей программе ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа г.Бодайбо»

  7. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1. – 223с.

  8. Прокопенко М.Е., Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения/авт.-сост. М.Е.Прокопенко.-Волгоград: Учитель, 2009.-208с.

  9. Устав ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа г.Бодайбо»

  10. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  11. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

  12. Шишкова М.И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида/ М.И.Шишкова. - М.:ВЛАДОС,2010.




Согласовано зам. директора по УВР_______ Лебедева Е.В.

«___» ________2016 г.


23