СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 6 КЛАССА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по чтению для 6 класса на 2016-2017 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 6 КЛАССА»



Министерство образования Иркутской области

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа г. Бодайбо».


Рассмотрено

на заседании МО учителей

предметников

Протокол №

от « __»______2016 г.

Руководитель МО


___________ Майорова М.В.

Согласовано

Зам. директора по УВР


_________Лебедева Е.В.


«___» __________2016 г.


Утверждена


Приказ №_____

от « __»______2016 г.


Директор


___________О.Я. Сычевская


РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ


ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ


ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)


Предмет Чтение 6 класс


на 2015-2016 учебный год



Составлена Гринеевой Татьяной Викторовной- учителем I категории


Всего часов 132 ; в неделю 4 часа.


I четверть 27 часа

II четверть 21 часов I полугодие 48 часа

III четверть 30 часа

IV четверть 24 часа II полугодие 54 часов











г.Бодайбо 2016 год

Оглавление



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА 10

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 12

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА 12

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА 15

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 17

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 20

ЛИТЕРАТУРА И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 39

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РАБОТ УЧАЩИХСЯ 42

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 43

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа основана на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество. Адаптированная образовательная рабочая программа по чтению разработана на основе: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1. – 223с., учебника «Чтение 6 класс». Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / автор-составитель И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина - М.: «Просвещение», 2011. - 229с.,

Нормативно-правовую базу разработки адаптированной рабочей программы «Чтение» составляют:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013

N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

  1. ФГОС для УО (Приказ №1599)

  • п. 2.8: программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области – компонент содержательного раздела АООП

  • п. 2.9.5.

  • Примерная Адаптированная основная образовательная программа общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

  1. Устав образовательной организации.

  2. Положение о специальном (коррекционном) классе для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

  3. Школьный учебный план специальных (коррекционных) классов на 2016-2017 учебный год

  4. Положение о рабочей программе школы.

Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения чтения. Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы. Стандарт общего образования учащихся с умственной отсталостью обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Основа стандарта – это деятельный и дифференцированный подход.

Структура документа

Рабочая программа по чтению для 6 класса представляет собой целостный документ, включающий одиннадцать разделов:

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного предмета

  3. Описание учебного предмета в учебном плане

  4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

  5. Содержание учебного предмета

  6. Тематическое планирование

  7. Календарно-тематическое планирование

  8. Литература и материально-технические средства обучения

  9. Планируемые результаты изучения учебного курса

  10. Показатели оценки работ учащихся

  11. Используемая литература

Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач:

― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

― достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

― выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия),

проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

Цель II этапа обучения (5-9 кл.) - расширение, углубление и систематизация знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Задачи курса:

Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.

Цель программы: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;

― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;

― развитие положительных качеств и свойств личности.


Коррекционные цели и задачи курса:

  • коррекция и развитие слуховой и зрительной памяти.

  • коррекция и развитие логического мышления на основе определения темы, главной мысли, связей в тексте, сравнений и характеристик главных героев.

  • коррекция и развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • коррекция и развитие пространственных представлений и ориентации;

  • коррекция нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

  • развитие умения пересказывать, выразительно читать, читать наизусть

  • развитие умения отвечать на вопросы, находить ответы в тексте

  • посредством заданий развивать стремление и интерес к самостоятельной творческой деятельности.

  • развитие речи и обогащение словаря;

  • развитие техники чтения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


На уроках чтения в 5—9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразитель­ности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владе­ют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художе­ственного произведения вызывает у них затруднения при его чте­нии и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методичес­кая вариативность.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья трудно воспринимают биографи­ческие данные писателей, тем более их творческий путь, представлен­ный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исто­рических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описы­ваемые события, не всегда понимают слова и выражения, используе­мые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, пра­вильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведе­нии; называть главных и второстепенных героев, давать им харак­теристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанав­ливать несложные причинно-следственные связи и отношения; де­лать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уро­ку по каждому художественному произведению, способствует ре­шению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Межпредметные связи:

Математика. Название чисел в пределах 500. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.


Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа.


Основные направления коррекционной работы:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.


Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В нём конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого и нравственного развития и воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения учебным предметом

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей (коррекционного) образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся .

В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.


Основные виды деятельности на уроке

Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные

средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Каждый урок чтения и развития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.


Программный материал в программе представлен в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках чтения и развития речи.


Контроль за состоянием техники чтения проводится 1 раз в четверть.


Современная школа является не «школой навыка», а местом раскрытия ребенком своего образовательного и личностного потенциала. Она становится первой ступенью в образовательной вертикали человека.

На ступени среднего звена образования школьников с ОВЗ реализуются следующие направления деятельности:

  • коммуникативно-речевая направленность обучения;

  • расширение сферы взаимодействия с окружающим миром;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;

  • продолжение работы над формированием ключевых компетенций учащегося: в решении задач и проблем, информационно – коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия;

Развития каждого ребенка планируется осуществлять по трем основным линиям:

  • социальное развитие – формирование социальной зрелости ребенка в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонента (речь и речевое общение).

  • познавательное развитие – развитие у детей умения выбирать необходимую информацию, обобщать способы и средства построения собственной деятельности; способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой, формирование элементарных математических представлений).

  • эстетическое развитие – формирование художественных способностей (музыкальных, литературных, к изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование).

В разных видах деятельности школьники решают следующие задачи:

  • продолжают работу по освоению содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

  • учатся самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;

  • учатся (по мере возможности) контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;

  • овладевают коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

  • учатся удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами, воплощать в действии. Учатся удерживать правило и следовать ему;

  • приобретают опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, учатся правильно выражать свои мысли и чувства;

Педагоги, реализующие АООП в школе решают следующие задачи:

  • Реализовывают программу в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.), учитывая специфику развития каждого ребенка

  • Создают условия для овладения высшими формами учебной деятельности.

  • Обеспечивают условия для дальнейшего формирования учебной деятельности. Для этого:

  • Организуют условия для постановки учебных целей, создают условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;

  • Побуждают и поддерживают детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;

  • Организовывают усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;

  • Осуществляют функции контроля и оценки, организовывают их постепенный переход к ученикам;

  • Поддерживают детские инициативы, помогают в осуществлении проектов;

  • Обеспечивают презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, конкурсов, фестивалей и т.д.)

  • Учитель тренирует навыки ребенка в средней и старшей школе по осуществлению практических способов действий и приемов мыслительной деятельности (наблюдение, анализ, измерение, сравнение, классификация, синтез, обобщение) и продолжает знакомство со средствами работы с информацией (знаки, понятия, тексты). Учит действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения. Организация учебного процесса строится так, чтобы дети стремились самостоятельно расширять границы своих знаний и умений; проявлять инициативу в новых ситуациях.


Учебный процесс, строится в соответствии со спецификой нарушения психического развития каждого ребенка. Особенности построения программы заключаются в том, чтобы ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников, использовать специальные методы: наглядные (наблюдение, демонстрация), словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой), практические, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии, игровые, здоровьесберегающие, технологии уровневой дифференциации, индивидуального подхода, проблемного обучения, АМО), обеспечивающие реализацию “обходных путей” обучения, индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка, обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды, максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы.

В связи с тем, что уровень коррекционного образования является не цензовым, то «академический» компонент редуцируется здесь до полезных ребенку элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.

Образовательная область «Язык и речевая практика » в общеобразовательной подготовке школьников имеет стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в учёбе по всем учебным дисциплинам; уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели; его общественную активность, стремление к самообразованию.

Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации; золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. В учебном предмете «Чтение» особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, творческих способностей.

Учебный предмет способствует средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6)  формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

В рабочей программе по чтению для школьников с интеллектуальными нарушениями практическая направленность обучения, особое внимание обращается на развитие речи как средства общения, чётко прослеживаются межпредметные связи, закладывается систематизация программного материала по каждому предмету. Последнее направление очень важно для обеспечения более осознанного восприятия учащимися единства и общности многих явлений и понятий.

Учитывая сложный состав учеников, рабочей программы по русскому языку и чтению указывают на разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-ый – достаточный уровень, 2-й – минимальный. Это даёт возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребёнка с иным интеллектуальным развитием.

В отдельных случаях, когда учащиеся не усваивают минимально необходимый уровень знаний, учитель вправе определить индивидуальную программу обучения (3 уровень).







ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Образовательная область «Язык и речевая практика», цель которой - овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка, представлена предметами «Русский язык» и «Чтение» (Программа по чтению рассчитана на 132 ч. в год (4 ч в неделю).


Содержание обучения учащихся с нарушением интеллекта строится на деятельностном и дифференцированном подходах.




































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные результаты обучения:

- понимание важности процесса обучения;

- мотивация школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;

- понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- уважение к литературе народов многонациональной России;

- нравственно развитая личность, любящая свою семью, свою Родину, обладающая высокой культурой общения;

- совершенствованы ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;

- потребность в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;

- основы гражданской идентичности;

- готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;

- эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;

- морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- личная ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

- восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.

Предметные результаты обучения:

- осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

- участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;

-  представления о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нем;

- выбор с помощью взрослого интересующей литературы.

Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать вслух правильно, целым словом, трудные слова — по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
- читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать несложные по содержанию фрагменты текста;
- оценивать поступки героев (с помощью учителя);

- участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 4-5 стихотворений


Достаточный уровень



Учащиеся должны уметь:

- читать вслух доступные тексты осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях — целым словом;

- читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;
- делить текст на части под руководством учителя;
- пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;
- определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;
- выделять незнакомые слова в тексте (с помощью учителя);      

- читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.

.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 8-10 стихотворений


Базовые учебные действия:

Познавательные учебные действия

Познавательные учебные действия представлены умениями:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Учащийся получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия представлены умениями:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Учащийся получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями:

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,

  • корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями:

  • испытывать чувство гордости за свою страну;

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,

живописи и др.;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.


































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Основные задачи реализации содержания:

Осознание значения чте­ния для ре­ше­ния со­ци­аль­но значимых задач, развития познавательных интересов, вос­пи­тания чув­с­т­ва прекрасного, элементарных этических пред­ставлений, понятий, чувства до­л­га и пра­вильных жизненных позиций. Фор­ми­ро­ва­ние и развитие техники чте­ния, осо­зна­н­но­го чте­ния доступных по содержанию и во­з­расту ли­те­ра­тур­ных тек­с­тов. Фор­ми­ро­ва­ние ком­му­никативных навыков в про­це­с­се чтения ли­те­ра­тур­ных произведений.

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно- популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)

Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.

Ориентировка в литературоведческих понятиях:

  • литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.

  • присказка, зачин, диалог, произведение.

  • герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж. стихотворение, рифма, строка, строфа.

  • средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).

  • элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.

Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.

Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий.

Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев.

Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской

позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление

текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный,

краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.

Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.

Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение

дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).

Рекомендуемая литература (на выбор)

  1. Русские народные сказки.

  2. Сказки народов мира.

  3. В. П. Астафьев «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростыля?», «Белогрудка», «Злодейка».

  4. Я. П. Бажов «Живой огонек», «Аметистовое дело», «Марков камень», «Надпись на камне», «У старого рудника», «Уральские были».

  5. А. Р. Беляев «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Ат­лантиды».

  6. В. В. Бианки «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки», «Су­масшедшая птица», «Морской чертенок».

  7. А. М. Волков «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна забро­шенного замка».

  8. А. П. Гайдар «Тимур и его команда».

  9. Л.А.Касиль. «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего сына».

  10. В. Я. Катаев «Белеет парус одинокий».

  11. С. Я. Маршак «Быль небылица», «Мистер-Твистер», «Почта военная», «Ледяной остров», «Приключения в дороге».

  12. А.Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушки­но золото», «Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича».

  13. Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе»; «Незнайка на Луне».

  14. Ю.К. Олеша «Три толстяка».

  15. К. Г. Паустовский «Золотой ясень», «Сивый мерин», «Кот-ворюга», «Прощание с летом».

  16. Е. А. Пермяк «Волшебные Истории», «Голубые белки», «Лесной», «Волшебная правда,».

  17. М. М. Пришвин «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».

  18. Джани Родари «Путешествие голубой стрелы».

  19. Г. А.Скребщкйй «Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож».

  20. А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Примерная тематика

Кол-во часов

Краткое содержание темы

Требования к уровню подготовки обучающихся (учащиеся должны знать/понимать, уметь, использовать приобретенные знания)




1 уровень


2 уровень



1.

     I раздел

 

О Родине, о природе, о труде

26

Отечество. По В. Пескову; Россия. М. Ножкин; Моя Родина. М. Пришвин; Сентябрь. В. Бианки; «Лес точно терем расписной…» И. Бунин; Грабитель. Ю. Качаев; Белый домик. Б. Житков; Звонкие ключи. А. Белорусец; Заячьи лапы. К. Паустовский; Осенний день в берёзовой роще. И. Тургенев; Хитрюга. Е. Носов; Октябрь. В. Бианки; Будь человеком. С. Михалков; Петя мечтает. Б. Заходер; Слон и муравей. (Сказка.) По Д. Биссету; Кузнечик Денди. (Сказка.) По Д. Биссету; Как один мальчик играл с палкой. Дж. Родари; Пуговкин домик. Дж. Родари.

Читать вслух правильно, выразительно, бегло. Выделять тему и идею произведения с помощью учителя. Формулировать вопросы к тексту с помощью учителя. Учить стихотворения наизусть. Читать внеклассную литературу.

Читать вслух правильно, выразительно доступные тексты. Отвечать на вопросы учителя. Пересказывать близко к тексту отдельные произведения. Учить стихотворения наизусть. Участвовать в уроках внеклассного чтения, выполнять доступные задания.

2.

II раздел


О подвигах, чести, славе













20

      Илья Муромец и Соловей – разбойник. (Отрывок из былины); Москва. (В сокращении.) Ф.Глинка; Ноябрь. В. Бианки; Без Нарвы не видать моря. По С. Алексееву; На берегу Невы. По С. Алексееву; Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву; Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой; Как Незнайка сочинял стихи. По Н. Носову; Тайна цены. (Сказка.) Е.Пермяк; Здравствуйте! (В сокращении. Перевод с польского Д. Гальпериной; Декабрь. В. Бианки; Новогодние загадки. Е. Благинина; Встреча зимы. (В сокращении.) А. Никитин; Тёплый снег. А. Дорохов; «Вот север, тучи нагоняя…». А. Пушкин; Пушкин. Д. Хармс.

Читать вслух правильно, выразительно, бегло. Выделять тему и идею произведения с помощью учителя. Формулировать вопросы к тексту с помощью учителя.

Читать внеклассную литературу.


Читать вслух правильно, выразительно доступные тексты. Отвечать на вопросы учителя. Учиться пересказывать по вопросам. Участвовать в уроках внеклассного чтения, выполнять доступные задания.





3.

III раздел


Картины родной природы

20

Январь. В. Бианки; Ель. (Сказка.) Х. – К. Андерсен; Ванька. А. Чехов; «Весело сияет месяц над селом…». (Отрывок.) И. Никитин; «Белый снег пушистый в воздухе кружиться…». (Отрывок.) И. Суриков; Лёля и Минька. М. Зощенко;

Пурга. Ю. Рытхэу; Таинственный ночной гость. Ю. Дмитриев; Февраль. В. Бианки; Двенадцать месяцев. (Отрывки.) С. Маршак; Снежная королева. (Сказка.) По Х. – К. Андерсену; Первые приметы. С. Смирнов; Март. В. Бианки; Весна идёт. По В. Пескову.

Выразительное чтение произведений, нахождение в тексте отрывков, относящихся к разным ситуациям. Выделять различные части текста. Пересказывать близко к тексту сказки

Читать вслух правильно, выразительно доступные отрывки текста. Отвечать на вопросы учителя. Пересказывать сказки с помощью учителя.










4.

IV радел      


Писатели мира - детям

30

Жаркий час. М. Пришвин; Весенняя песня. (Сказка.) Г. Скребицкий; Жаворонок. В. Жуковский; Детство Никиты. (Отрывок.) А. Толстой; «Как после мартовских метелей…». А. Твардовский; «И вот шатёр свой голубой опять раскинула весна…». А. Плещеев; Апрель. В. Бианки; Стальное колечко. (Сказка.) К. Паустовский; Злодейка. По В. Астафьеву; Рассказы про зверей. По Е. Барониной; Кот в сапогах. В. Драгунский; Заяц и ёж. Д. Хармс; Зеркало и обезьяна. (Басня.) И. Крылов; Рикки – Тикки – Тави. По Р. Киплингу; «Дождь пролетел и сгорел на ветру…». В. Набоков; май. В. Бианки; наши песни спеты на войне. (В сокращении.) М. Дудин; Звездолёт «Брунька». (Сказка.) В Медведев; корзина с еловыми шишками. По К. Паустовскому; Маленький принц. По А. де Сент – Экзюпери; Зорькина песня. (Глава из повести «Последний поклон».) В. Астафьев; «Нынче ветер, как мальчишка, весел…». Н. Рыленков.

Читать вслух правильно, выразительно, бегло. Выделять тему произведения с помощью учителя. Отвечать на вопросы к тексту. Пересказывать произведения. Делить текст на части и озаглавливать их. Читать внеклассную литературу.














Читать вслух правильно, выразительно доступные тексты. Отвечать на вопросы учителя. Пересказывать близко к тексту отдельные произведения. Высказывать своё отношение к поступкам героев. Участвовать в уроках внеклассного чтения, выполнять доступные задания.















5.

Внеклассное чтение

6

 Внеклассное чтение

Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения газет по данной учителем форме.

Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.

Читать вслух правильно, выразительно, бегло. Выделять тему и идею произведения с помощью учителя. Формулировать вопросы к тексту с помощью учителя. Читать внеклассную литературу.

Читать вслух правильно, выразительно доступные тексты. Отвечать на вопросы учителя. Учиться пересказывать по вопросам. Участвовать в уроках внеклассного чтения, выполнять доступные задания.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

132 часа – 4 часа в неделю



п/п

Тема урока

Содержание

Деятельности

Наглядность

Кол-во часов

Дата

Цель

Обязательный минимум

ЗУН

Тип урока

Методы урока

Примеча-

ние


I четверть – 27 часов


«Отечество» по В.Пескову

Выразительное чтение. Словарная работа. Пересказ текста. Карточки с пословицами, картины родной природы.


1


Учить выделять главное для пересказа по плану

Умение пересказывать по плану.


Вводный

Словесный, практический, наглядный


«Россия» М. Ножкин

Нахождение образных слов и выражений. Выразительное чтение. Работа над пословицами.

1


Формировать навык выразительного чтения.



Уметь осознанно выразительно читать

Знать символы России

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Моя Родина» М.Пришвин

Деление на части, составление плана. Пересказ по плану.


1


Учить выделять главное для пересказа по плану



Умение выделять главное, составлять план рассказа

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Сентябрь» В. Бианки

Интонационно выразительное чтение. Словарная работа. Иллюстрации к произведению из родной природы.

1


Учить выразительному чтению

Знать пословицы о природе

Уметь выделять главное

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Лес, точно терем расписной…» И. Бунин.

Выразительное чтение наизусть Подбор пословиц и поговорок, подходящих к стихотворению

Картины осенней природы.

1


Учить выразительному чтению наизусть

Знать приметы осени

Уметь выразительно читать

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Грабитель» Ю. Качаев


Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.

Работа с иллюстрацией (стр.10)

1


Учить пересказу: выбор главного из текста

Умение пересказывать эпизод по иллюстрации и по наводящим вопросам

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Белый домик» Б.Житков

Портрет Б. Житкова, картины моря Нахождение и чтение отрывков из текста по заданному началу. Иллюстрации к произведению.

2


Знакомить с творчеством писателя

Учить находить подходящие строчки из текста для ответа на вопрос

Умение воспроизводить текст (пересказывать)

Комбинированные


Словесный, практический, наглядный


«Звонкие ключи»

А. Белорусец

Иллюстрации, физическая карта.

Работа по вопросам учебника

Составление плана пересказа

3


Учить выделять главное для пересказа по плану


Умение составлять план пересказа

Умение находить строки из текста для ответов

Умение находить строки для характеристики героев

комбинированные

обобщающий

Словесный, практический, наглядный


«Заячьи лапы»

К. Паустовский

Чтение, ответы на вопросы. Презентация Портрет автора, иллюстрации, карточки к тексту

Проверка техники чтения

3


Учить находить строки, характеризующие героя

Учить находить строки из текста для ответов

Умение находить строки из текста для ответов

Умение находить строки для характеристики героев

Комбинированные

обобщающий

Словесный, практический, наглядный


«Осенние прелести»

Внеклассное чтение

Определение жанровых особенностей.

Книги и картины об осени, банк рисунков.


1


Знакомить с признаками осени

Уметь подбирать произведения к заданной теме


Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Осенний день в берёзовой роще» И.Тургенев

Пересказ по данному плану.

Работа по устному иллюстрированию «Осень»

Работа с тетрадью – иллюстрирование в словах и красках

1


Знакомить с авторским описанием осени

Умение передавать краски природы словами

Комбинированный


Словесный, практический, наглядный


«Хитрюга» Е. Носов.

Портрет Носова, картинки животных Чтение, ответы на вопросы.

Связь с жизнью –рассказы ребят о повадках известных им животных

2


Знакомить с творчеством Е.Носова

Знакомить с повадками ежа через литературный текст.

Умение рассказывать истории, произошедшие с ребятами

Умение выразительно читать

Комбинированный

Обобщающий

Словесный, практический, наглядный


«Октябрь» В. Бианки.

Иллюстрации с изображением природы

Выразительное чтение , признаки поздней осени


1


Учить выразительному чтению

Знакомить с приметами октября

Умение предавать краски природы словами

Изучение нового материала

Словесный, практический, наглядный


«Будь человеком»

С. Михалков.

Картинки цветов, муравьёв; загадки Выразительное чтение стихотворения устное иллюстрирование – поведение в лесу.

1


Формировать понятие БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

Уметь определять главную мысль произведения

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Петя мечтает»

Б.Заходер

Портрет Б. Заходера, стихи автора

.Выразительное чтение стихотворений

Устный рассказ учащихся- о чём мои мечты…

1


Знакомить с качествами человека, заслуживающего уважения окружающих

Уметь выразительно читать

Уметь рассказывать

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Слон и муравей»

по Д. Биссету.

Составление характеристики персонажа.

Интонационная выразительность текста. Портрет поэта

Иллюстрации к произведению

1


Учить читать по ролям, передавая голосом шуршание дерева и чаканье птицы

Умение выражать отношение к поступкам героя

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Кузнечик Денди»

Д. Биссет.

Чтение по ролям

Устный рассказ по картинке (стр.42)

Иллюстрации, банк рисунков.

2


Учить сравнивать (на примере двух сказок)

Умение выражать отношение к поступкам героя

Комбинированный

Комбинированный



«Как один мальчик играл с палкой»

Дж. Родари.

Портрет писателя

Выставка книг Чтение по ролям

Устный рассказ по картинке (стр.45)

Иллюстрации, банк рисунков.


1


Формировать и закреплять умение читать по ролям.

Умение читать по ролям


Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Пуговкин домик»

Дж. Родари

Портрет и книги автора, банк рисунков

Работа по тексту- чтение, пересказ, иллюстрация (стр.47)

2


Знакомить учащихся с примерами проявления «красоты характера»

Уметь пересказывать, отвечать на вопросы учителя

Комбинированный

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


II четверть – 21 час

«Илья Муромец и Соловей - разбойник»

Былина

Определение жанровых особенностей

Выставка книг

Былина, благословение, радельник


1



Учить выделять незнакомые слова

Учить находить подходящие строчки из текста для ответа на вопрос

Знать значение слова БЫЛИНА. Уметь выразительно читать

Вводный

Словесный, практический, наглядный


«Москва» Ф. Глинка.

Выразительное чтение, расстановка пауз. Нахождение главной мысли произведения.

Иллюстрации к произведению

Посад, срединный

1


Учить выделять главное в тексе – основную мысль

Учить читать выразительно вслух

Уметь выразительно читать

Уметь находить незнакомые слова

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Ноябрь» В.Бианки.

Выразительное чтение. Нахождение главной мысли произведения.

Иллюстрации к произведению из родной природы

1


Учить читать выразительно

Знакомить о приметах ноября

Знать приметы осени

Уметь называть краски осени

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный

«Ноябрь» В.Бианки.

«Без Нарвы не видать моря» по С. Алексееву.

Портрет писателя

Чтение по ролям

Работа над интонацией восклицательных предложений

1


Учить читать выразительно по ролям

Учить пересказывать своими словами

Уметь выразительно читать, пересказывать

Умение выделять незнакомые слова в тексте

Обобщающий

Словесный, практический, наглядный


«На берегу Невы»

по С.Алексееву.

Историческая справка о Петре 1

Чтение по ролям

Рассказ по иллюстрации (стр.59)

Пересказ по плану (стр.60)

1


Знакомить с личностью Петра I

Учить выделять главное для пересказа по плану

Умение выражать отношение к поступкам героя

Уметь пересказывать по плану

Вводный

Словесный, практический, наглядный


«Медаль»

по С.Алексееву.

Интонационная выразительность текста. Иллюстрации – в тексте, стр61

Работа в тетради.

1


Знакомить с понятиями ПОДВИГ, СОВЕСТЬ

Учить читать выразительно по ролям

Умение выражать отношение к поступкам героя

Уметь пересказывать

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Гришенька»

по С.Алексееву

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

1


Учить составлять описание героя

Учить читать по ролям

Уметь характеризовать героев

Уметь пересказывать

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Серебряный лебедь» по Е. Холмогоровой

Нахождение и объяснение образных слов.

Составление характеристики персонажа по плану.


1


Учить составлять план для характеристики героя

Умение выражать отношение к поступкам героя

Уметь пересказывать

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Боевое крещение»

Нахождение и объяснение образных слов.

Составление характеристики персонажа по плану.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.


1


Учить выбирать строки для ответа на вопрос

Учить характеризовать героя строчками из текста

Умение выражать отношение к поступкам героя

Уметь пересказывать

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«День рождения Наполеона»

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Портрет наполеона

1


Учить пересказывать текст полностью

Уметь характеризовать героев

Уметь отвечать на вопросы

Уметь пересказывать

Сообщение новых знаний

Словесный, практический, наглядный


«В дни спокойные»

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.


1


Знакомить с героями России

Уметь характеризовать героев

Уметь пересказывать

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Как Незнайка сочинял стихи» Н. Носов


Чтение по ролям

Пересказ

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Портрет писателя.

Выставка книг


2


Знакомить с героями сказки, с их именами

Формировать качества человека , у которого получается любое дело

Умение понимать значение имён героев

Уметь читать по ролям

Умение выражать отношение к поступкам героя

Вводный

Словесный, практический, наглядный


«Тайна цены» Е.Пермяк.

Составление характеристики персонажа по плану.

Нахождение в тексте ответа на вопрос.

Иллюстрации к произведению (стр.77)

1


Знакомить с понятием ЦЕННОСТЬ

Учить составлять план по вопросам учителя, пересказывать по плану

Уметь читать по ролям

Уметь передавать характер героя, вживаясь в роль

Умение пересказывать по плану

Комбинированный




«С днём рождения, Югра»

Внеклассное чтение

Стихотворения о Югре, о писателях Югры

Иллюстрации, банк рисунков.

1


Знакомить с писателями нашего района

Знать писателей и поэтов родного края

Обобщающий

Словесный, практический, наглядный


«Здравствуйте»

Д. Гальперина.

Рассуждение о вежливости

Рассказы из жизни ребят

1


Учить выразительно читать

Учить составлять план пересказа

Уметь пересказывать по плану

Знать слова вежливости

Комбинированный


Словесный, практический, наглядный


«Декабрь» В. Бианки.

Приметы зимы

Работа над текстом

Устное иллюстрирование

Банк рисунков

1


Учить читать про себя

Знакомить с приметами декабря

Знать приметы зимы

Уметь называть краски зимы

Уметь читать про себя и затем отвечать на вопросы учителя

Комбинированный


Словесный, практический, наглядный


«Встреча зимы» А.Никитин

Интонационно выразительное чтение Иллюстрации к произведению из родной природы.


1


Учить выразительно читать

Знать приметы зимы

Уметь называть краски зимы

Умение находить незнакомые выражения и понятия

Комбинированный


Словесный, практический, наглядный


«Тёплый снег»

А. Дорохов.

Интонационно выразительное чтение Иллюстрации к произведению из родной природы.


1


Учить выразительно читать

Учить «устному рисованию»

Уметь выразительно читать

Уметь подбирать слова для устного рисования

Комбинированный


Словесный, практический, наглядный


«Вот север, тучи нагоняя…» А.Пушкин

Интонационно выразительное чтение Иллюстрации к произведению из родной природы.


1


Знакомить с красочными выражениями: волшебница зима, блеснул мороз

Учить чтению наизусть

Умение находить незнакомые выражения

Уметь выразительно читать

Комбинированный


Словесный, практический, наглядный


«Учитесь видеть красоту»

Внеклассное чтение

Книги по теме: «Учитесь видеть красоту». \о природе и человеке\, папка пословиц. Выразительное чтение стихотворений, рассказов. пересказ.

Заучивание стих-ния наизусть


1


Учить ценить окружающую красоту

Учить пересказывать текст

Уметь подобрать произведение к пройденной теме


Обобщающий

Словесный, практический, наглядный


III четверть – 30 часов

«Пушкин» Д.Хармс

Чтение, составление плана, пересказ


1


Учить чтению по ролям

Вспомнить изученные произведения А.С.Пушкина

Уметь пересказывать

Умение читать по ролям

Комбинированный


Словесный, практический, наглядный


«Январь» В.Бианки.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Портрет писателя

Выставка книг о зиме; картины с зимним пейзажем

1


Знакомить с приметами января

Учить пересказывать текст полностью

Уметь пересказывать

Составлять план пересказа

Уметь объяснять значение народных примет

Сообщение новых знаний

Словесный, практический, наглядный


«Ель» Х.-К.Андерсен



Нарисовать устный портрет.

Составление характеристики персонажа.

Нахождение в тексте ответа на вопросы. Иллюстрации к произведению Банк рисунков, иллюстрации, памятки по составлению отзывов.



2


Знакомить со сказкой Андерсена

Учить читать по ролям

Учить пересказу своими словами

Уметь выделять главное для пересказа

Уметь пересказывать своими словами

Уметь составлять отзыв


Комбинированный

Комбинированный

Обобщающий

Словесный, практический, наглядный


«Ванька» А.Чехов

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Портрет писателя

карточки с заданиями Книги А.П. Чехова, банк рисунков

2


Знакомить с автором

Учить находить строчки в тексте для ответа на вопрос

Знакомить со значением незнакомых слов

Уметь читать по ролям

Уметь выражать характер героя, вживаясь в роль

Уметь находить незнакомые слова и выражения

Вводный

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


Зима в поэзии И.Никитина и И.Сурикова.

Картины зимы, портрет И. Никитина, портрет И. Сурикова.Чтение наизусть. Иллюстрации к произведению



1


Учить читать выразительно

Учить сравнивать (Зима в поэзии И.Никитина и И.Сурикова.)

Умение читать правильно, выразительно

Умение выделять главную мысль


Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Ёлка» М.Зощенко

Чтение по ролям

Пересказ от лица героя

Иллюстрирование- устное, в красках


1


Знакомить с рассказом М.Зощенко

Учить читать по ролям

Уметь читать по ролям Умение выражать настроение героя

Комбинированный

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Волшебница зима»

Внеклассное чтение

Умение передать краски зимы через подбор произведений о зиме

Книги о зиме, банк рисунков, разрезные карточки с приметами


1


Знакомить с образными словами для описания волшебницы -зимы


Умение подбирать литературу к заданной тематике


Повторительно-обобщающий

Словесный, практический, наглядный


«Пурга» Ю.Рытхэу

Составление характеристики персонажа.

Нахождение и объяснение образных слов.

Иллюстрации, банк рисунков, папка «Мотивы Севера».


1


Знакомить с жизнью людей на Чукотке через выразительное чтение рассказа


Уметь сопоставлять картины природы из произведения с картинами зимы из жизни

Вводный

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Таинственный ночной гость» Ю.Дмитриев.

Рассказы о птицах

Чтение и пересказ рассказа

картинки зимующих птиц


1


Учить находить главную мысль текста

Учить пересказу текста

Знать пословицы о зиме

Знать названия зимующих у нас птиц

Комбинированный

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Февраль» В. Бианки.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Портрет писателя

Выставка книг Карточки с приметами февраля

1


Знакомить с приметами февраля

Учить читать про себя

Знать приметы зимы

Знать значение пословиц о зиме

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«12 месяцев» С.Я.Маршак.

Просмотр отрывка мультфильма

Чтение по ролям

Составление характеристики персонажа. Иллюстрации, банк рисунков

Детская иллюстрированная книга, фильм


3


Знакомить с содержанием сказки через показ мультфильма

Учить читать по ролям

Учить пересказывать по вопросам

Учить характеризовать героев по их поступки

Уметь читать по ролям

Уметь пересказывать

Уметь составлять характеристику героев

Умение выразить отношение к героям

Вводный Комбинированный

Обобщающий

Словесный, практический, наглядный


«Снежная королева»

Х.-К. Андерсен.




Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ.

Работа с иллюстрациями к сказке

Банк рисунков, памятки по составлению отзывов, читательские дневники, книга и фильм «Снежная королева».

4







Знакомить с содержанием сказки через показ мультфильма

Учить читать по ролям

Учить пересказывать по вопросам

Учить характеризовать героев через их поступки

Уметь находить отрывки в тексте по заданию

Уметь читать по ролям

Уметь выразить отношение к героям

Вводный

Комбинированный

Комбинированный

Комбинированный

Обобщающий

Словесный, практический, наглядный


«О друзьях –товарищах»

Внеклассное чтение

Книги о дружбе

1


Знакомить с произведениями о дружбе

Знать понятие ДРУЖБА

Обобщающий

Словесный, практический, наглядный


«Первые приметы»

С.Смирнов.

Выразительное чтение стихотворения, расстановка пауз.

Интонационная выразительность текста. Картины с изображением ранней весны. Чтение наизусть


1


Знакомить с приметами марта

Учить читать выразительно наизусть

Знать приметы ВЕСНЫ

Знать пословицу о зиме и весне


Вводный

Словесный, практический, наглядный


«Март» В. Бианки.

Нахождение и объяснение образных слов. Народные приметы – карточки.

1


Знакомить с приметами марта

Учить читать выразительно

Знать приметы ВЕСНЫ

Знать пословицы о зиме

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Весна идёт»

по В. Пескову.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ

Картина И. Левитана «Март»..- устное рисование

1


Знакомить с информацией о том, как определяют приход весны в разных странах

Уметь устно иллюстрировать прочитанное

Знать приметы зимы

Знать значение пословиц о зиме

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Жаркий час»

М. Пришвин.

Составление плана пересказа. Пересказ. Иллюстрации к произведению

Картинки зверей, птиц.

1


Учить читать текст, выражая интонацией состояние природы


Уметь устно иллюстрировать прочитанное


Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Весенняя песня»

Г.Скребицкий

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. Портрет писателя


2


Знакомить с автором

Учить выборочному пересказу (о том, как жаворонок спел первую весеннюю песенку)

Уметь устно иллюстрировать прочитанное

Уметь выбирать нужные для пересказа предложения

Комбинированный

Обобщающий

Словесный, практический, наглядный


«Жаворонок»

В. Жуковский.

Нарисовать устно картинку к стихотворению

Составление характеристики персонажа.

Чтение наизусть

1


Учить выразительному чтению наизусть

Картинка жаворонка, стихи о весне для индивидуальной работы.

Вводный

Словесный, практический, наглядный


«Детство Никиты»

А. Толстой.

Нарисовать устный портрет.

Составление характеристики персонажа. Иллюстрации к произведению Портрет А.Н. Толстого

1


Учить составлять характеристику героя, выбирая предложения из текста

Учить выражать своё отношение к герою

Уметь находить отрывки в тексте по заданию

Уметь читать по ролям

Уметь выразить отношение к героям


Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Поэтическая тетрадь»

А. Твардовский и А. Плещеев

Нарисовать устно картинку к стихотворению А.Плещеева

Выразительное чтение наизусть

Работа по анализу текста

Портреты А..Твардовского и А. Плещеева.


1


Знакомить со стихотворениями А.Твардовского, А.Плещеева

Учить читать наизусть


Уметь читать выразительно, наизусть


Вводный Комбинированный


Словесный, практический, наглядный


«Апрель» В.Бианки.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Портрет писателя

Выставка книг

Книга «Синичкин календарь», карточки с народными приметами.

1


Учить составлять устный рассказ по картине и опорным словам.

Уметь составлять устный рассказ по картине и опорным словам с помощью учителя.

Обобщающий

Словесный, практический, наглядный


IV четверть – 24 часа

«Стальное колечко»

К. Паустовский.

Чтение, пересказ

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос, чтение по ролям

иллюстрации к сказке


2


Учить читать по ролям

Учить иллюстрировать понравившийся отрывок, героя сказки

Уметь пересказывать, анализировать характер героев

Вводный

Комбинированный


Словесный, практический, наглядный


«Злодейка»

по В.Астафьеву.

Чтение

Рассказы о животных из жизни

Портрет Астафьева, картинки диких и домашних животных.

1


Учить находить в тексте описание героя

Учить пересказывать

Умение пересказывать

Уметь рассказать о животных

Вводный

Словесный, практический, наглядный


«Рассказы про зверей»

по Е.Барониной.

Интонационная выразительность текста.

Сравнительная характеристика животных Иллюстрации, выставка книг о животных.

1


Знакомить с профессией ветеринара

Учить рассказать о домашнем питомце

Умение охарактеризовать характер животного через прочитанное, услышанное

Комбинированный

Комбинированный


Словесный, практический, наглядный


«Кот в сапогах» В. Драгунский.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. Портрет писателя

Выставка книг,банк рисунков.


2



Учить рассказать отрывок произведения (как создавался костюм)

Учить читать по ролям


Умение передать характер героя через чтение по ролям


Комбинированный

Комбинированный


Словесный, практический, наглядный


«Заяц и ёж» Д.Хармс.

Составление плана пересказа. Пересказ. Иллюстрации к произведению

Иллюстрация, картинки животных.

1


Учить читать по ролям

Умение читать выразительно по ролям.


Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Зеркало и обезьяна»

И. Крылов

Выразительное чтение басен, расстановка пауз. Чтение басен по ролям. Нахождение главной мысли произведения.

Иллюстрации к произведению

1


Знакомить с понятием БАСНЯ

Учить читать басню по ролям

Умение читать выразительно по ролям

Умение понимать мораль басен

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Рикки - Тики – Тави»

по Р. Киплингу.




Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ по плану. Иллюстрации, банк рисунков,

карточки – задания для дифференцированной работы с текстом. Нарисовать устный портрет.

Составление характеристики персонажа. Пересказ по плану. Портрет писателя

Выставка книг


4





Учить озаглавливать текст

Учить пересказывать по плану

Учить пересказывать понравившийся отрывок

Учить находить строчки, характеризующие героя

Учить находить строчки из текста, необходимые для ответа на вопрос

Учить читать по ролям

Умение озаглавливать

Умение читать по ролям

Умение пересказывать

Умение выделять основную мысль

Умение выражать отношение к герою

Комбинированный5

Обобщающий



Контрольный

Словесный, практический, наглядный


«Ребятам о зверятах»

Внеклассное чтение

Читательские дневники Книги о животных, загадки.

1


Учить охарактеризовать животного по прочитанному тексту

Умение подбирать необходимые тексты по заданной теме

Уметь пересказывать

Повторительно-обобщающий


Словесный, практический, наглядный


«Дождь пролетел»

В. Набоков

Выразительное чтение наизусть

Стихи русских поэтов о природе.


1



Учить читать выразительно наизусть

Умение читать наизусть



Вводный

Словесный, практический, наглядный


«Май» В. Бианки.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ.

Выставка книг о весне

Народные приметы- карточки

1


Знакомить с приметами мая

Учить читать выразительно

Знать приметы о весне

Уметь пересказывать

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Наши песни спеты на войне» М. Дудин.

Выразительное чтение

Нарисовать устный портрет.

Составление характеристики персонажей

Иллюстрации

времен ВОВ


1



Знакомить с подвигом ветеранов

Умение интонационно, выразительно читать


Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Звездолёт Брунька»

В. Медведев.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. Иллюстрации к произведению Иллюстрации, банк рисунков, тетрадь для написания отзывов.


1



Учить делить текст на части

Учить озаглавливать части текста

Учить находить предложения в тексте, характеризующие героя

Учить пересказывать текст частично (по частям)

Уметь пересказывать

Уметь выделять главное

Уметь передать отношение к рассказу

Уметь делить текст на части по смыслу

Комбинированный

Комбинированный

Комбинированный

Обобщающий

Словесный, практический, наглядный


«Корзина с еловыми шишками» по

К. Паустовскому

Интонационная выразительность текста. Иллюстрации к произведению

Устное рисование музыки, героини Портрет

К. Паустовского, иллюстрации, банк рисунков.


3



Учить отвечать на вопросы строчками из текста

Учить частичному пересказу (описание осеннего леса)

Учить краткому пересказу

Умение выразить отношение к героям рассказа

Умение пересказывать частично, кратко

Уметь находить строчки из текста для ответа на вопрос

Изучение нового материала

Комбинированный

Обобщающий

Словесный, практический, наглядный


«Маленький принц» по А. де Сент-Экзюпери

Нарисовать устный портрет.

Составление характеристики персонажа. Банк рисунков


2



Знакомить с зарубежными авторами

Учить иллюстрировать понравившиеся отрывки текста

Умение выразить отношение к героям рассказа

Умение пересказывать

Изучение нового материала

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Зорькина песня»

В. Астафьев.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. Портрет писателя

Выставка книг

Иллюстрации птиц

1


Учить понимать название рассказа

Знакомить со значением незнакомых слов

Умение выразить отношение к героям рассказа

Умение пересказывать

Умение находить незнакомые слова

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


«Нынче ветер…»

Н.Рыленков

Выразительное чтение стихотворения

Устное рисование

Краски

1


Учить понимать смысл стихотворения

Учить читать наизусть

Уметь читать выразительно

Комбинированный

Словесный, практический, наглядный


ЛИТЕРАТУРА И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ



Учебная

программа

(базовая)


Учебники


Методический материал


Дидактический

материал


Дополнительная

литература

Технические средства обучения

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1. – 223с., допущенной Министерством образования Российской Федерации.


  1. Бгажнокова И.М., Чтение 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / автор-составитель И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина - М.: «Просвещение», 2011. - 229с.

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.


  1. Прокопенко М.Е., Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения/авт.-сост.М.Е.Прокопенко.-

Волгоград: Учитель, 2009.-208с.

  1. Ефименкова Л.Н., Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).

  2. Лалаева Р.И., Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).


Шишкова М.И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида/ М.И.Шишкова. - М.:ВЛАДОС,2010.


Коррекционные упражнения

Физ.минутки

Речевые разминки

Игровые упражнения

Наглядные пособия. рисунки, игрушки, плакаты.

О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаева. Чего на свете не бывает? Москва, 1991 г.;

И.С.Гринченко. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе, Москва, 2002 г.;

О.Н.Крылова, Л.Ю.Самсонова. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс, Москва, 2008 г.

Электронное приложение к журналам «Воспитание школьников», «Педсовет», «Последний звонок»: литературная игра, конкурсная программа «Юные таланты», большая детская энциклопедия, веселая каллиграфия, состав слова (кроссворды), учимся читать, КВН «Пословица недаром молвится».


Компьютер, проектор, экран, колонки, музыкальный центр, телевизор, ЦОР.



Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Чтение» включает: комплекты учебников; печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; словари по русскому языку; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения; технические средства обучения; экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы; слайды, соответствующие содержанию обучения; игры и игрушки, настольное литературное лото, настольные литературные игры; викторины.


ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.


Многочисленные психолого-педагогические исследования позволили разделить учащихся на 3 группы:

Первую группу составляют дети (10-15%), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

Для второй группы(60-65%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют задания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

Третья группа отличается пассивностью, инертностью психических процессов, общим нарушением В.П.Ф., что приводит к трудностям усвоения программного материала, как правило, эти ученики обучаются по упрощенной программе по всем предметам.

На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если дети, верно выполняют от 35 до 50% заданий, оценку «хорошо»- от 51до65%, оценку «очень хорошо»- свыше 65%. В любом случае, организуя контрольную проверку знаний школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность.

Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению и развитию речи. VIX классы

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, бег­ло, выразительно;

- выделяет главную мысль произведения или части;

- делит текст на части и оза­главливает их самостоятельно;

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблю­дении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении ос­новной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно;

- на­зывает главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;

- допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их само­стоятельно;

- допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошиб­ки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам; допускает три-четыре ошиб­ки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре — в соблюдении смысловых пауз, знаков препи­нания, передающих интонацию, логических ударений;

- выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учи­теля;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учи­теля;

- затрудняется назвать главных действующих лиц произведе­ния, характеризовать их поступки;

- отвечает на вопросы и пере­сказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение ос­новного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение;

- активно участвует в выделении главной мысли произведения;

- делит текст на части и оза­главливает их с помощью учителя;

- оценивает поступки героев;

- отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам;

- читает стихотворение наизусть без ошибок


Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблю­дении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении ос­новной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

- характеризует героев по наводящим вопросам учителя;

- допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя;

- допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз;

- затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа;

- называет главных действующих лиц произведе­ния с помощью учителя;

- пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя;

- отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение ос­новного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно.












ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013

N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учреждения.

  2. Бгажнокова И.М., Чтение 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / автор-составитель И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина - М.: «Просвещение», 2011. - 229с.

  3. Ефименкова Л.Н., Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).

  4. Лалаева Р.И., Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).

  5. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1. – 223с.

  6. Прокопенко М.Е., Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения/авт.-сост. М.Е.Прокопенко.-

Волгоград: Учитель, 2009.-208с.

  1. Шишкова М.И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида/ М.И.Шишкова. - М.:ВЛАДОС,2010.

  2. Интернет ресурсы.









Согласовано зам. директора по УВР_______ Лебедева Е.В. «___» ________2015 г.


19