Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ставропольского края «Средняя общеобразовательная школа №3 »
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО начальных классов Руководитель ШМО /А.К.Биджиева Протокол №1 от «28»августа 2023г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР / З.Х-Б. Темирбулатова «30» августа 2023г. | УТВЕРЖДЕНО Директор / А.А Яцына Приказ №146 от «30»августа 2023г. |
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
3 класса
ФГОС АООП (вариант 2)
НА 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Изобразительная деятельность
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ Искусство
КЛАСС 3
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 2; всего за год 68 ;
УЧИТЕЛЬ Хаджат Хамитовна Рахаева
КАТЕГОРИЯ нет
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
п. Мирный,2023 г.
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с интеллектуальными нарушениями. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Актуальность занятий по аппликации, лепке, рисованию в том, что ребенок может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Используемые техники делают работы детей выразительнее, богаче по содержанию.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
В процессе обучения детей изобразительной деятельности на этом этапе решаются следующие задачи:
продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности и потребность рисовать в свободное время;
совершенствовать приемы работы с карандашами, фломастерами, кистью;
продолжать учить рисовать округлые, прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, создавать сочетания прямых и наклонных линий;
продолжать учить рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по точкам, шаблонам и самостоятельно;
закреплять в процессе изобразительной деятельности представления об основных цветах: красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный;
познакомить с цветосмешением;
продолжать формировать пространственные представления: ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, правый, левый, середина;
учить выполнять сюжетные рисунки, используя трафареты, шаблоны, опорные точки и собственные изображения для создания отдельных элементов рисунка;
продолжать учить выполнять предметную и тематическую аппликацию из готовых и самостоятельно вырезанных элементов;
продолжать учить выполнению рваной аппликации;
закреплять приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), штрихов, мазков, точек;
продолжать учить в процессе декоративного рисования использовать яркие, сочные цвета в разном сочетании;
продолжать учить обследовать предмет перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы;
учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей;
закреплять приемы работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);
учить рассматривать собственные и чужие работы, узнавать изображенные предметы, называть их;
продолжать формировать умение работать вместе с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ.
Личностные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- формирование эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- умение обсуждать и анализировать рисунки
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы нашего региона.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные 9цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья.
Гендерная идентичность:
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования).
Возрастная идентификация:
- определяет свою возрастную группу (ребёнок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
Уверенность в себе:
- осознаёт, что может и что ему пока не удаётся.
Чувства, желания, взгляды:
- понимает эмоциональное состояние других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства.
Социальные навыки:
- умение устанавливать и поддерживать контакт;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т.д.).
Мотивационно - личностный блок:
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);
- стремится помогать окружающим.
Биологический уровень:
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и т.д.);
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.).
Осознаёт себя в следующих социальных ролях:
- семейно-бытовых.
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь:
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи:
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность:
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагается использование следующих формулировок:
- создавать предпосылки;
- будет иметь возможность;
- создавать условия для формирования (чего-либо);
- с помощью педагога выполняет действия;
- предоставить возможность;
- сформировать представление (о чём-либо);
- создать условия для формирования представления (о чём-либо).
Планируемые результаты коррекционной работы:
- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природные материалы и т.д.;
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать предмет в руках, рассматривает его со всех сторон;
- понимает эмоциональное состояние других людей;
- понимает язык эмоций;
- выполняет последовательно организованные движения;
- играет кубиками, карандашами, палочками и т.д.;
- строит из двух-трёх кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);
- узнаёт материалы на ощупь, по звуку;
- строит из кубиков башню;
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- умеет соотносить и знает цвета;
- имеет представление о величине и форме предметов;
- имеет представление о разнообразии вкусовых ощущений;
- имеет представление о разнообразии обонятельных ощущений;
- имеет представление о разнообразии тактильных ощущений.
Планируемые результаты формирования базовых учебных действий
Подготовка ребёнка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса, зала, учебного помещения, пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в учебную деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
Направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание:
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущейся игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
Фиксирует взгляд на лице педагога с утрированной мимикой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимать жестовую инструкцию;
- понимать инструкцию по инструкционным картам;
- понимать инструкцию по пиктограммам;
- выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеников на данном этапе обучения);
3) использование на назначению учебных материалов:
- бумаги, цветной бумаги, пластилина, карандаша;
4) учения выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполнять действия способом «рука в руке»;
- подражает действиям, выполненным педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задания:
В течение определённого периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнен6ии посильного задания 3-4 минуты;
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнять посильное задание от начала до конца;
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выполняет алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
Содержание учебного предмета.
Лепка
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож. Разминание пластилина (теста). Отрываниекусочкаматериала от целого куска. Откручиваниекусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой.Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катаниешарика на доске (в руках). Получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой.Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталейизделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
Аппликация
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон,салфетка др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Рисование
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования.
Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебные столы.
Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).
Персональный компьютер.
Шаблоны, трафареты, альбомы, краски, карандаши, восковые мелки, кисточки, пластилин, мольберт и др.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются специально подобранные предметы и игрушки, презентации к урокам, графические и печатные изображения.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебные столы.
Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).
Персональный компьютер.
Шаблоны, трафареты, альбомы, краски, карандаши, восковые мелки, кисточки, пластилин, мольберт и др.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются специально подобранные предметы и игрушки, презентации к урокам, графические и печатные изображения.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Раздел 1.Рисование и аппликация. | 23 |
2 | Раздел 2.Лепка и рисование . | 45 |
Всего 68 часа. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | № п/п | Названия разделов и тем | Датаплан | Датафакт | Причина корректировки |
Раздел 1. Рисование и аппликация. (23 часа) |
1 | 1.1 | Аппликация по замыслу «Что бывает круглое?» | 05.09 | | |
2 | 1.2 | Предметная аппликация «Овощи в тарелке». | 06.09 | | |
3 | 1.3 | Декоративное рисование. «Платье в горошек». | 12.09 | | |
4 | 1.4 | Предметное рисование. «Яблоки и ягоды для ёжика». | 13.09 | | |
5 | 1.5 | Предметная аппликация из природного рисования «Падают, падают листья». | 19.09 | | |
6 | 1.6 | Сюжетное рисование «Листопад». | 20.09 | | |
7 | 1.7 | Декоративное рисование«Украшение платочка». | 26.09 | | |
8 | 1.8 | Предметная лепка«Грибы в лесу». | 27.09 | | |
9 | 1.9 | Рисование с использованием арт-терапии «Волшебница Осень в лес пришла». | 03.10 | | |
10 | 1.10 | Аппликация«Дерево с фруктами». | 04.10 | | |
11 | 1.11 | Рисование красками «Домашние животные. Коза рогатая». | 10.10 | | |
12 | 1.12 | Рисование «Осень на опушке краски разводила». | 11.10 | | |
13 | 1.13 | Обрывная аппликация«Лесные жители. Лиса». | 17.10 | | |
14 | 1.14 | Аппликация«Осенние превращения». | 18.10 | | |
15 | 1.15 | Аппликация «Домик». | 24.10 | | |
16 | 1.16 | Рисование по образцу «Домик». | 25.10 | | |
17 | 1.17 | Рисование по образцу«Человек (девочка, мальчик)». | 07.11 | | |
18 | 1.18 | Рисование по образцу «Дерево». | 08.11 | | |
19 | 1.19 | Аппликация«Зайчья шубка». | 14.11 | | |
20 | 1.20 | Аппликация «Снегири» | 15.11 | | |
21 | 1.21 | Рисование пейзажа «Сказочный зимний лес». | 21.11 | | |
22 | 1.22 | Рисование по шаблону «Зимние звёздочки». | 22.11 | | |
23 | 1.23 | Аппликация «Лесная красавица». | 28.11 | | |
Раздел 2.Лепка и рисование (45 часов ) |
24 | 2.1 | Работа с пластилином «Кормушка для птиц». | 29.11 | | |
25 | 2.2 | Аппликация с использованием манки «Подарки зимы» | 05.12 | | |
26 | 2.3 | Рисование по клею«Аленький цветочек» | 06.12 | | |
27 | 2.4 | Печать мятой бумагой«Ёжик». | 12.12 | | |
28 | 2.5 | Рисование«Космос». | 13.12 | | |
29 | 2.6 | Аппликация «Грузовая машина». | 19.12 | | |
30 | 2.7 | Лепка на диске«Корзинка цветов». | 20.12 | | |
31 | 2.8 | Пластилинография «Животные Африки». | 26.12 | | |
32 | 2.9 | Рисование«Яблоки в вазе». | 27.12 | | |
33 | 2.10 | Рисование «Музыкальные инструменты». | 09.01 | | |
34 | 2.11 | Лепка «Ёжики». | 10.01 | | |
35 | 2.12 | Лепка«Котёнок». | 16.01 | | |
36 | 2.13 | Аппликация «Праздничная ёлка». | 17.01 | | |
37 | 2.14 | Разноцветная цепь из цветной бумаги. | 23.01 | | |
38 | 2.15 | Аппликация «Утята на птичьем дворе». | 24.01 | | |
39 | 2.16 | Рисование «Золотая рыбка». | 30.01 | | |
40 | 2.17 | Аппликация «Бумажный зоопарк» | 06.02 | | |
41 | 2.18 | Объёмная аппликация в технике квиллинг «Бабочка» | 07.02 | | |
42 | 2.19 | Лепка «Светофор» | 13.02 | | |
43 | 2.20 | Лепка «Человек (девочка, мальчик)». | 14.02 | | |
44 | 2.21 | Рисование «Роспись домика» | 20.02 | | |
45 | 2.22 | Рисование паралоном по трафаретам. Животные. | 21.02 | | |
46 | 2.23 | Аппликация«Терем-теремок» | 27.02 | | |
47 | 2.24 | Рисование «Животные зимой» (заяц, медведь) | 28.02 | | |
48 | 2.25 | Бумажная пластика «Самолётик». | 05.03 | | |
49 | 2.26 | Аппликация«Украшение полотенца». | 06.03 | | |
50 | 2.27 | Лепка«Букетик счастья». | 12.03 | | |
51 | 2.28 | Аппликация «Подснежники». | 13.03 | | |
52 | 2.29 | Рисование «Торт для любимой мамочки». | 19.03 | | |
53 | 2.30 | Аппликация«Чайничек в стиле гжель». | 20.03 | | |
54 | 2.31 | Гжель. Роспись матрёшки». | 02.04 | | |
55 | 2.32 | Гжель. Роспись кружки. | 03.04 | | |
56 | 2.33 | Лепка«Хлеб – всему голова». | 09.04 | | |
57 | 2.34 | Лепка«Подводный мир. Осьминог». | 10.04 | | |
58 | 2.35 | Пластилинография «Кораблик». | 16.04 | | |
59 | 2.36 | Лепка«Грибное лукошко» | 17.04 | | |
60 | 2.37 | Аппликация«Одуванчики на лугу» | 23.04 | | |
61 | 2.38 | Лепка «Кораблик» | 24.04 | | |
62 | 2.39 | Аппликация«Путешествие на зонтике» | 30.04 | | |
63 | 2.40 | Аппликация из салфеток«Ветка сирени» | 07.05 | | |
64 | 2.41 | Лепка «Деревья» | 08.05 | | |
65 | 2.42 | Аппликация «Яблоня в цвету» | 14.05 | | |
66 | 2.43 | Лепка «Божья коровка» | 15.05 | | |
67 | 2.44 | Аппликация«Насекомые на лесной полянке» | 21.05 | | |
68 | 2.45 | Пластилинография «Цветы». | 22.05 | | |
Итого: 68часов |
Материально-техническое обеспечение:
- видеофильмы, презентации, аудиозаписи;
- изделия из глины;
- магнитная доска;
- наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы, коврики, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.;
- натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению;
- оборудование: компьютер, проекционное оборудование;
- рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования;
- расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (восковые и др.), фломастеры, краски (акварель, гуашь), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, глина) и др.;
- репродукции картин;
- стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.
Учебно-методическое обеспечение:
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/Мин-во образования и науки Российской Федерации.—М.: Просвещение, 2017.—365 с.
Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 1 класс: учебник для образовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2018. – 103 с.
15