Пояснительная записка
Статус рабочей программы.
Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ с.Засечное.
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса на 2014-2015 учебный год разработана на основе примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык) и авторской программы М. 3. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой (Программа курса английского языка к УМК «Enjoy English» для учащихся 2-9 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2006).
Тематическое планирование рассчитано на 102 часа из расчета 3 часа в неделю.
Резервные часы используются по усмотрению учителя.
Предусмотрены 4 промежуточные контрольные работы и 1 итоговая. Форма промежуточного и итогового контроля: лексико-грамматические тесты, проектная деятельность, письменные работы, устный опрос. Включены уроки внеклассного чтения.
Учебно-методический комплект
1.Учебник (Student's Book): Биболетова М. 3. и др. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.- Обнинск: Титул, 2008.
2.Рабочая тетрадь (Activity Book): Биболетова М. 3. и др. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: Рабочая тетрадь №1 к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений. - Об¬нинск: Титул, 2008.
3.Рабочая тетрадь (Activity Book): Биболетова М. 3. и др. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: Рабочая тетрадь №2 «Контрольные работы» к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений. - Об¬нинск: Титул, 2008.
4.Книга для учителя (Teacher's Book): Биболетова М. 3. и др. Книга для учителя к учебнику Английский с удовольствием / Enjoy English для 9 класса общеобразовательных учреждений. - Об¬нинск: Титул, 2008.
5.CD №1 к учебнику Английский с удовольствием / Enjoy English для 9 класса общеобразовательных учреждений. - Об¬нинск: Титул, 2005.
6.CD №2 к учебнику Английский с удовольствием / Enjoy English для 9 класса общеобразовательных учреждений. - Об¬нинск: Титул, 2005.
Общая характеристика учебного предмета.
Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Характеристика второй ступени обучения (5-9 классы).
Обучение английскому языку по курсу «Enjoy English» в основной школе обеспечивает преемственность с начальной школой, развитие и совершенствование сформированной к этому времени коммуникативной компетенции на английском языке в говорении, аудировании, чтении и письме, включающей языковую и социокультурную компетенции, а также развитие учебно-познавательной и компенсаторной компетенций.
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-трудовой, социально-культурной.
Расширяется спектр социокультурных знаний и умений учащихся 5–9 классов с учетом их интересов и возрастных психологических особенностей на разных этапах основной школы (5-7 и 8-9 классы). Целенаправленно формируются умения представлять свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.
Продолжается развитие умений школьников компенсировать недостаток знаний и умений в английском языке, используя в процессе общения такие приемы, как языковая догадка, переспрос, перефраз, жесты, мимика и др.
Расширяется спектр общеучебных и специальных учебных умений, таких, как умение пользоваться справочником учебника, двуязычным словарем, толковым английским словарем, Интернетом, электронной почтой.
В контексте формирования системы личностных отношений, способности к самоанализу и самооценке, эмоционально-ценностного отношения к миру, происходящих на средней ступени, авторами УМК ставится задача акцентировать внимание учащихся на стремлении к взаимопониманию людей разных сообществ, осознании роли английского языка как универсального средства межличностного и межкультурного общения практически в любой точке земного шара; на формировании положительного отношения к английскому языку, культуре народов, говорящих на нем; понимании важности изучения английского в современном мире и потребности пользоваться им, в том числе и как одним из способов самореализации и социальной адаптации.
Продолжается накопление лингвистических знаний, позволяющих не только пользоваться английским языком, но и осознавать особенности своего мышления на основе сопоставления английского языка с русским; формирование знаний о культуре, реалиях и традициях стран, говорящих на английском языке, представлений о достижениях культуры своего и англоговорящих народов в развитии общечеловеческой культуры.
Учащиеся приобретают опыт творческой и поисковой деятельности в процессе освоения таких способов познавательной деятельности, как проектная деятельность в индивидуальном режиме и сотрудничестве. Некоторые проекты носят межпредметный характер (например, обществоведение / география / история и социокультурный портрет англоговорящих стран).
Вместе с тем структура второй ступени обучения неоднородна. Авторы условно выделяют 2 этапа: 5-7 классы и 8-9 классы. Это обусловлено тем, что в школьные годы дети динамично развиваются психически и физически. Круг интересов учащихся не только расширяется, но и дифференцируется в зависимости от социальной среды, индивидуальных интересов и склонностей. Причем это разделение становится с возрастом все более ощутимым. К 8-9 классам большинство учащихся проявляют интерес к самостоятельной поисковой и творческой деятельности, демонстрируют способность к анализу и обобщению накапливаемых знаний, проявляют избирательный интерес к некоторым областям знаний.
Цели второй ступени обучения.
В процессе обучения по курсу «Enjoy English» в 5–9-х классах реализуются следующие цели.
Развивается коммуникативная компетенция на английском языке в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной, а именно:
– речевая компетенция – развиваются сформированные на базе начальной школы коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении, письме с тем, чтобы школьники достигли общеевропейского допорогового уровня обученности (A2 / Pre intermediate / Waystage);
– языковая компетенция – накапливаются новые языковые средства, обеспечивающие возможность общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для данного этапа;
– социокультурная компетенция – школьники приобщаются к культуре и реалиям стран, говорящих на английском языке, в рамках более широкого спектра сфер, тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам учащихся 10–15 лет, соответствующих их психологическим особенностям; развивается их способность и готовность использовать английский язык в реальном общении; формируется умение представлять свою собственную страну, ее культуру в условиях межкультурного общения посредством ознакомления учащихся с соответствующим страноведческим, культуроведческим и социолингвистическим материалом, широко представленным в учебном курсе;
– компенсаторная компетенция – развиваются умения в процессе общения выходить из затруднительного положения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перефраза, использования синонимов, жестов и т. д.;
– учебно-познавательная компетенция – развиваются желание и умение самостоятельного изучения английского языка доступными им способами (в процессе выполнения проектов, через Интернет, с помощью справочников и т. п.), развиваются специальные учебные умения (пользоваться словарями, интерпретировать информацию текста и др.), умение пользоваться современными информационными технологиями, опираясь на владение английским языком.
Продолжается развитие и воспитание школьников средствами предмета «Иностранный язык»: понимание учащимися роли изучения языков международного общения в современном поликультурном мире, ценности родного языка как элемента национальной культуры; осознание важности английского языка как средства познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание толерантности по отношению к иным языкам и культуре.
Основные принципы учебного курса.
Во всех учебниках серии «Enjoy English» реализуется деятельностный, коммуникативно-когнитивный подход к обучению английскому языку. В качестве основных характеристик / принципов учебного курса «Enjoy English» авторы выделяют следующие:
1) Приоритет коммуникативной цели в обучении английскому языку, понимаемый как направленность на достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции. Названный уровень должен обеспечить готовность и способность школьников к общению на английском языке в устной и письменной формах в пределах, установленных стандартом по иностранному языку для данного этапа. В процессе достижения коммуникативной цели реализуются воспитательные, развивающие и общеобразовательные функции иностранного языка как предмета.
Коммуникативная направленность курса проявляется в постановке целей, отборе содержания, в выборе приемов обучения и в организации речевой деятельности учащихся. Отбор тематики для устного и письменного общения и языкового материала осуществляется исходя из его коммуникативной ценности, воспитательной значимости, соответствия жизненному опыту и интересам учащихся согласно их возрасту. Задания для обучения устной речи, чтению и письму формулируются так, чтобы в их выполнении был коммуникативный смысл и был виден выход в реальное общение.
2) Соблюдение деятельностного характера обучения иностранному языку. В организации речевой деятельности на уроках английского языка соблюдается равновесие между деятельностью, организованной на непроизвольной и произвольной основе. Всюду, где возможно, условия реального общения моделируются в ролевой игре и проектной деятельности, чтобы максимально использовать механизмы непроизвольного запоминания.
Работа по овладению языковыми средствами тесно связана с их использованием в речевых действиях, выполняемых учащимися при решении конкретных коммуникативных задач. При этом используются разные формы работы (индивидуальные, парные) как способы подготовки к условиям реального общения. Создаются условия для развития индивидуальных способностей учащихся в процессе их коллективного взаимодействия, помогающего создавать на уроке атмосферу взаимопонимания и сотрудничества. Это способствует развитию самостоятельности, умения работать с партнером / партнерами, умения быть членом команды при решении различного рода учебных и познавательных задач.
3) Личностно-ориентированный характер обучения, который проявляется в осознании школьниками их собственного участия в образовательном процессе как субъектов обучения; в постановке целей обучения, соответствующих реальным потребностям учеников; в отборе содержания, отвечающего интересам и уровню психофизиологического и нравственного развития учащихся данного возраста; в осознании учащимися их причастности к событиям, происходящим в мире; в формировании умения высказать свою точку зрения; в развитии умения побуждать партнеров по общению к позитивным решениям и действиям.
Это в том числе достигается за счет разнообразия заданий в учебнике и рабочей тетради, их дифференциации по характеру и по степени трудности, что позволяет учителю учитывать различие речевых потребностей и способностей учащихся, регулируя темп и качество овладения материалом, а также индивидуальную посильную учебную нагрузку учащихся.
4) Сбалансированное обучение устным и письменным формам общения, поскольку более прочное и гибкое владение материалом достигается при параллельном, взаимосвязанном обучении всем видам речевой деятельности. Важно, что данный принцип реализуется с первого года обучения. Вместе с тем если во втором классе в силу объективных причин более динамично происходит формирование умений и навыков устной речи, то в 3—4-х классах соотношение устных и письменных видов речи приходит в равновесие.
5) Учет опыта учащихся в родном языке и развитие их когнитивных способностей. Это подразумевает познавательную активность учащихся по отношению к явлениям родного и английского языка, сравнение и сопоставление двух языков на разных уровнях: языковом, речевом, социокультурном. В разные годы обучения по курсу «Enjoy English» данный принцип реализуется по-разному: в начальных классах грамматические обобщения выводятся учащимися на основе их наблюдения за примерами употребления данных явлений в английском языке.
6) Широкое использование эффективных современных технологий обучения, позволяющих интенсифицировать учебный процесс и сделать его более увлекательным и эффективным: различных методов, приемов и средств обучения, речевых и познавательных игр, создание благоприятного психологического климата, располагающего к общению, использование соответствующего иллюстративного и аудиоматериала, а также индивидуальных и групповых проектов.
7) Социокультурная направленность процесса обучения английскому языку, предполагающая широкое привлечение лингвострановедческих материалов, которые дают учащимся возможность лучше овладеть английским языком через знакомство с бытом, культурой, реалиями, ценностными ориентирами людей, для которых английский язык является родным. Курс «Enjoy English» содержит много интересных подлинных деталей и фактов, которые делают его живым и реалистичным.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения английского языка в 9 классе учащиеся должны
Знать/понимать:
• основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
• особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
• признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
• основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
• роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
Уметь:
говорение
• начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
• расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка;
• делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
• использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
аудирование
• понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию;
• понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;
• использовать переспрос, просьбу повторить;
чтение
• ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку;
• читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
• читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
• читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменная речь
• заполнять анкеты и формуляры;
• писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
• создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;
• приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
• ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.
Информационные ресурсы:
Авторская программа по английскому языку к УМК «Enjoy English» «Программа курса английского языка для 2-11 классов общеобразовательных учреждений » (Обнинск: Титул,2010)
Учебно-методический комплект “Enjoy English” для 5-6 кл. под редакцией М.З.Биболетовой
«Иностранные языки в школе»
«Speak Оut» - журнал для изучающих английский язык.
http://www.1september.ru/
http://www.englishteachers.ru/
http://www.homeenglish.ru/
http://www.prometheanplanet.ru/
http://tea4er.ru/home
http://www.edcommunity.ru/
http://www.prosv.ru/umk/spotlight
http://www.britishcouncil.org/kids
Календарно-тематическое планирование по английскому языку для 9 класса.
№ | | Дата план | Дата факт |
1 | Летние каникулы. | | |
2 | Диалог о каникулах. | | |
3 | Видовременные формы глагола. | | |
4 | Различные виды отдыха. | | |
5 | Проблемы подростков. | | |
6 | Что важнее: семья или друзья? | | |
7 | Роль семьи в жизни подростка. | | |
8 | Каким должен быть хороший друг? | | |
9 | Планы на неделю. | | |
10 | Почему нам нужны друзья? | | |
11 | Диалоги по теме «Дружба». | | |
12 | Дружба между мальчиками и девочками. | | |
13 | Учимся писать эссе. | | |
14 | Вопросительные предложения. | | |
15 | Разговор по телефону. | | |
16 | Достоинства и недостатки совместного проживания. | | |
17 | Правила совместного проживания. | | |
18 | Изучаем фразовые глаголы. | | |
19 | Как мы проводим свободное время. | | |
20 | Организация досуга. | | |
21 | Места проведения досуга. Пассивный залог. | | |
22 | Экскурсия для иностранных гостей. | | |
23 | Диалог по телефону. | | |
24 | Телевидение и видео за и против. | | |
25 | Фильмы и программы на телевидении. | | |
26 | Как создать интересный фильм. | | |
27 | Контрольная работа по теме «Семья и друзья» . | | |
28 | Виды транспорта. | | |
29 | Загадки нашей планеты. | | |
30 | Употребление артикля с географическими названиями. | | |
31 | Жизнь и путешествие Беринга. | | |
32 | Известные путешественники. Контроль монологической речи. | | |
33 | Географические названия. | | |
34 | Возвратные местоимения. | | |
35 | Модальные глаголы. | | |
36 | Путешествие на самолёте. | | |
37 | Учимся заполнять декларацию. | | |
38 | Диалоги в аэропорту. | | |
39 | Что должен знать и уметь путешественник? | | |
40 | «Последний дюйм». | | |
41 | Диалог в туристическом агентстве. | | |
42 | Организованная туристическая поездка. | | |
43 | Россия, Великобритания и Америка. | | |
44 | Исторические данные о названиях стран. | | |
45 | Символы англоязычных стран. | | |
46 | Флористические символы. | | |
47 | Презентация проектов по теме «Родная страна и англоязычные страны». Повторение. | | |
48 | Систематизация грамматических явлений. | | |
49 | Повторение лексики раздела. | | |
50 | Проверочная работа по теме «Путешествие». | | |
51 | Работа над ошибками. | | |
52 | Проектная работа (презентация). | | |
53 | Урок домашнего чтения. | | |
54 | Повторение лексико-грамматического материала. | | |
55 | Семейные конфликты. | | |
56 | Инфинитив и его функция в предложении. | | |
57 | Косвенная речь. | | |
58 | Причины конфликта. | | |
59 | Условные придаточные предложения. | | |
60 | Конфликт между человеком и природой. | | |
61 | Пример конфликта с родителями в произведении художественной литературы. | | |
62 | Что лучше: правда или ложь? | | |
63 | Студенческий форум. | | |
64 | Советы для решения конфликта. | | |
65 | Пять шагов для решения конфликта. | | |
66 | Конфликты в школьной жизни. | | |
67 | Причины и способы решения семейных конфликтов. | | |
68 | Письма в молодёжный журнал. | | |
69 | Письмо в газету по теме «Решение конфликта». | | |
70 | Курение: за и против. | | |
71 | Декларация прав человека. | | |
72 | Наша планета без войн. | | |
73 | Диалог по заданной ситуации. | | |
74 | Права подростков. | | |
75 | Военные конфликты. XX века. | | |
76 | Поездка по Америке. | | |
77 | Что такое толерантность? | | |
78 | Урок толерантности. | | |
79 | Условные придаточные предложения. | | |
80 | История из жизни молодого человека. | | |
81 | Дискуссия по теме «Толерантность». Повторение. | | |
82 | Контрольная работа по теме «Конфликт». | | |
83 | Модальные глаголы. | | |
84 | Выбор профессии. | | |
85 | Планы на будущее. | | |
86 | Популярные современные профессии. | | |
87 | Резюме для поступления на работу. | | |
88 | Официальное письмо. | | |
89 | Роль английского языка в будущей профессии. | | |
90 | Все работы хороши, выбирай на вкус. | | |
91 | Стереотипы. | | |
92 | Учимся быть корректными. | | |
93 | Политическая корректность. | | |
94 | Проектная работа по теме«Стереотипы». | | |
95 | Экстремальные виды спорта. | | |
96 | Популярные виды спорта. | | |
97 | Ролевая игра по теме. «Спорт». | | |
98 | Молодёжная мода и музыка. | | |
99 | Музыка в жизни подростков. | | |
100 | Будь оптимистом. | | |
101 | Контрольная работа. | | |
102 | Повторение. | | |
11