Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24» города Чебоксары Чувашской Республики
Рассмотрено на заседании ТЛ Руководитель ТЛ ______________ Т.Н.Шишова Протокол № 4 от 28.08.2019г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ______________ Н.В.Ефимова 29 августа 2019г. | Утверждено: Приказом МБОУ «СОШ №24» г. Чебоксары от 30 августа 2019г. №244 Директор школы: _____________ Л.А. Иванова |
Рабочая программа
Предмет: изобразительное искусство
Класс 2в
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
Учитель: Моисеева Алина Геннадьевна
г. Чебоксары-2019
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями);
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ№24» г.Чебоксары
Примерной образовательной программы по ИЗО
Учебного плана МБОУ «СОШ №24» г.Чебоксары
Календарного учебного графика МБОУ «СОШ №24» г. Чебоксары на 2019-2020 учебный год
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189)
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и внеурочной деятельности
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Концепции развития художественного образования в Чувашской Республике на 2011 –2020 гг.
В данной рабочей программе дается распределение учебных часов по разделам и темам курса в соответствии с авторской программой «Изобразительное искусство», рекомендованной МО РФ. Учебники по данной программе входят в Федеральный перечень на 2019 – 2020 учебный год на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2017г. № 15 «О федеральном перечне учебников».
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи курса
В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора;
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства;
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры;
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства;
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа.
Сроки реализации рабочей программы: 2019-2020 учебный год.
Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МБОУ «СОШ №24» г. Чебоксары и календарным учебным графиком на учебный год. Количество часов, отводимых на изучение ИЗО во 2 классе согласно учебному плану школы: в год -34 часов в неделю - 1 час.
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой практически нет. Рабочая программа по ИЗО для 2 класса составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г.№1/15).
Раздел 1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса ИЗО.
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
У ученика будет сформировано | Ученик получит возможность для формирования |
- уважительное отношение к творчеству как к своему, так и других людей; - овладение различными приемами и техниками изобразительной деятельности; - навыки самостоятельной и групповой работы | - ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; - самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; - духовных и эстетических потребностей; - готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; |
Предметные результаты:
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
- использовать выразительные средства различных видов изобразительного искусства и освоит некоторые из них; - использовать терминологию и классификацию ИЗО; | - понимать роль изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; - некоторым специфическим формам художественной деятельности, базирующимся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна; |
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Регулятивные УУД |
- работать по предложенному учителем плану; - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | - проговаривать последовательность действий на уроке; - отличать верно выполненное задание от неверного; |
Познавательные УУД |
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания; | - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.) |
Коммуникативные УУД |
- использовать язык ИЗО: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). - слушать и понимать высказывания собеседников; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им; | - выразительно читать и пересказывать содержание текста; - согласованно работать в группе: а) планировать работу в группе; б)распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
Планируемые результаты изучения курса ИЗО во 2 классе
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика);
• понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;
• знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);• знать и уметь объяснять, что такое растительный орнамент;
• уметь описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• учиться чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;
• учиться воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
• рисования цветными карандашами;
• рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
• аппликации;
• гравюры;
• построения растительного орнамента с использованием раз-личных видов его композиции;
• различных приёмов работы акварельными красками;
• работы гуашевыми красками.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (городецкая роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Третьяковская галерея).
6. Иметь представление об искусстве Древнего Египта.
Формирование ИКТ компетентности обучающихся.
В результате изучения ИЗО на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Обучающиеся научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание предмета ««Изобразительное искусство», у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Раздел 2. Содержание учебного предмета 2-й класс (34 ч)
Инструктаж по ТБ. Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные. Композиция «Мой отдых летом»(1 ч)
Знакомство учащихся с картинами художников о лете: натюрморт, пейзаж, жанровая картина. Контрасты как условие выразительности композиции. Сопоставление произведений живописи и народного искусства о лете и обсуждение их содержания и выразительных средств. Выбор сюжетов для композиции «Мой отдых летом» на основе самых ярких вспечатлений летнего отдыха.
Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта, цвет. Город осенью. (1 ч)
Пейзаж: пространство, линия горизонта, цвет». Природа и художник. Природа и ты. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Линия горизонта в пейзаже», «Раздельный удлинённый мазок по направлению». Представление о высоком и низком горизонте. Обсуждение колорита и линии горизонта в создании образа родных просторов. Рисование с натуры и по памяти: «Город осенью».
Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы. Силуэт девичьего праздничного головного убора и его украшение драгоценными самоцветами(1 ч)
Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы. Приёмы растяжения цвета, использования его оттенков и нюансов живописцами при создании сказочных образов, в передаче блеска и цветовых переливов камней и украшений. Художественные средства выразительности в орнаментальных украшениях головных уборов (венец, корона) и украшений (бармы, колты). Декоративная композиция «Силуэт девичьего праздничного головного убора и его украшение драгоценными самоцветами».
В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. Силуэт сосуда (1 ч)
Орнамент народов мира: форма изделия и декор». Формы сосуда (горловина, тулово, поддон) и расположение орнамента с учётом красоты формы и объёма сосуда. Сопоставление балхарских сосудов с греческими и определение сходства и различий в их форме, цветовом решении и декоре. Силует сосуда.
Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень. Натюрморт, составленный из сосуда и овощей или фруктов (1 ч)
Выявление красоты формы и цвета природных и рукотворных форм в графическом и живописном натюрморте. Своеобразие передачи красоты природных и рукотворных форм в натюрмортах графика и живописца. Натюрморт, составленный из сосуда и овощей или фруктов.
Графическая композиция: линии, разные по виду и ритму, пятно, силуэт. Комнатные растения. (1 ч)
Красота природных форм в искусстве графики. Искусство белого и чёрного. Рисование с натуры крупных цветов (комнатные, подсолнухи, георгины, астры)
Цветовой круг: основные и составные цвета. Цветовой контраст. Осенний праздник "День урожая" (1 ч)
Цветовой круг: основные и составные цвета. Цветовой контраст. Основные и составные цвета.Осенний праздник «День урожая»
В мастерской мастера-игрушечника. Композиция «Хозяйство деда Филимона» (1 ч)
Особенности пластики и цветового контраста в народной игрушке. Цветовой контраст. Символическое восприятие животного мира. Сопоставление образов глиняной пластики (дымковская, каргопольская и филимоновская игрушки). Декоративная композиции «Хозяйство деда Филимона» в виде рисунка гуашью.
Красный цвет в природе и искусстве. Красная птица-пава по мотивам народной вышивки (1 ч)
Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов. Значение красного цвета в жизни человека, отражённое в фольклоре, живописи и народном искусстве. Рисование клеточкам красной птицы-павы
Натюрморт: расположение объёмных предметов на плоскости, композиция, цвет. (1 ч)
Знакомство с произведениями живописи. Красный цвет в живописном реалистическом и декоративном натюрмортах. Наблюдение предметов натурной постановки, тренировка их эстетической восприимчивости цвета и формы предметов. Рисование с натуры красивого натюрморта из двух-трёх предметов сближенных цветов.
Графика: линия, силуэт и симметрия. Ваза из хрусталя или стекла. (1 ч)
Чёрный и белый цвета в природе и в искусстве. Изображение природы (растений и животных) в графике, разнообразного выбора графических средств для создания ярких образов в рисунке, художественных особенностей изделий из стекла. Основные способы получения симметричного изображения. Ваза из хрусталя или стекла.
В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и декор. Чайник (1 ч)
Особенности колорита Гжели: красота Русской земли и очарование синего и белого в гжельской росписи. Гжель — родине русской керамики. Чайник.
Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы и цвет. Зимний пейзаж (1 ч)
Первые признаки зимы в природе. Цветовая палитра в пейзажах белоснежной зимы. Зимний пейзаж.
Образ маски и её эскиз (1 ч)
Маски разных народов. Маски с разным выражением лица. Эскиз веселой маски.
Цвета радуги в новогодней ёлке. (1 ч)
Русские зимние праздники. Цветовой круг и цветовой контраст, холодные и тёплые цвета. Определение места фигуры человека относительно ёлки (ближе — дальше).Рисование новогодней ёлки.
Храмы Древней Руси. Архитектура: объёмы, пропорции, симметрия, ритм. (1 ч)
Храмы древнерусской архитектуры. Архитектурные объёмы одноглавого белокаменного храма. Чтение композиционных схем одноглавого храма. Основные архитектурные объёмы и детали русского храма. Рисование белокаменного храма.
Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, свет и цвет. (1 ч)
Зимний пейзаж. Сравнение пейзажей живописцев и нахождение в них общего и различного. Разнообразие колорита в зимнем пейзаже в различную погоду (солнечный, пасмурный день) и время суток (день, яркое солнце, ночь, лунный свет). Рисование своей зимней картины.
Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека. (1 ч)
Зимняя прогулка. Пропорции фигуры человека в движении. Пейзаж с фигурой человека.
Русский изразец в архитектуре. Композиция «Муравленый изразец». (1 ч)
Слово «изразец» и памятники древнерусской архитектуры. Художественные особенности русских изразцов, их разнообразных форм, рисунков и цветовых оттенков, видов использования. Композиция «Муравленый изразец».
Изразцовая русская печь. Композиция по мотивам русской народной сказки (1 ч)
Русская печь в жизни крестьянина. Образ печи в народных сказках. Рисунок печи в крестьянской избе. Обозначение её частей (опечье, шесток, устье, печурки, дымоход). Композиция по мотивам русской народной сказки.
Сюжетная композиция «Русское поле. Удаль богатырская» (1 ч)
Подвиги воинов Древней Руси. Образ мужественного защитника земли Русской. Костюм и доспехи русских воинов (XI—XVI вв.). Рисование по представлению фигурок воинов на боевых конях в композиции «Русское поле. Удаль богатырская»
Русский календарный праздник Масленица в искусстве. (1 ч)
Произведения с сюжетами масленичных обрядов. Колорит картин, созвучный праздничному веселью. Характерные признаки народного праздника. Обряд катания с гор на саночках и значение знаков-символов в их украшении. Узоры для украшения праздничных саночек.
Натюрморт из предметов старинного быта. (1 ч)
Натюрморт из предметов старинного быта. Расположение предметов на плоскости с помощью перспективы и художественных выразительных средств передачи их формы и объёма в произведениях живописцев. Формы и назначение традиционной утвари: для русского застолья (братины, ендовы, скобкари) и для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол (горшок, чаша, крынка, корчага). Рисование с натуры натюрморта из старинных предметов домашней утвари.
Образ русской женщины. Русский народный костюм (1 ч)
Красота праздничного северорусского народного костюма. Особенности конструкции и декоративного решения народного костюма. Элементы праздничной народной женской одежды. Главные элементы женского народного костюма, их названиями и назначением, последовательностью надевания каждой части одежды. Рисование декора костюма красной девицы.
Чудо палехской сказки. Иллюстрация героев к «Сказке о царе Салтане...» А. С. Пушкина (1 ч)
Произведения художников миниатюрной живописи из Палеха на темы сказок А. С. Пушкина. Особенности декоративной композиции в миниатюре А. В. Котухина «Сказка о царе Салтане...» (многосюжетность, объединение действий, происходящих в разное время, декоративность, красочность и орнаментальность, созвучные поэтическому слову сказок Пушкина); — узнавание сказочных образов в миниатюре «У Лукоморья» Д. Н. Буторина; — определение разновременных сюжетов в рисунке А. В. Котухина по «Сказке о царе Салтане...»; — образ моря, объединяющий главные сцены из «Сказки о рыбаке и рыбке» в миниатюре И. И. Зубкова. Иллюстрация героев к «Сказке о царе Салтане...».
Пейзаж ранней весны (1 ч)
Изменения в природе и настроении человека. Образ ранней весны в живописи. Наблюдение за состоянием природы в это время года, особенности красок ранней весны. Пейзаж ранней весны.
Фантастический пейзаж «Космические дали» (1 ч)
Космическое пространство.Мир фантастики и космоса в искусстве, роли цвета и композиции в его изображении. Работа над творческой композицией космического пейзажа.
Пейзаж в графике: монотипия. Композиция «Весна разноцветная» (1 ч)
Цветовая гамма в пейзажах разноцветной весны. . Техника монотипии. Работа в технике монотипии «Весенняя картина».
Игрушка по мотивам народной росписи Полховского Майдана (1 ч)
Путешествие в весёлое сказочное царство расписных деревянных игрушек из Полховского Майдана. Цветовой контраст в росписи. Сочинение игрушки в подарок, украшение её по мотивам народных узоров «тарарушек»
Печатный пряник с ярмарки. (1 ч)
Чудесные пряничные доски. Различные праздничные доски. Работа над эскизом резной доски для печатного пряника.
Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура. (1 ч)
Выразительные средства скульптуры в передаче красоты человека — воина-защитника своего Отечества. Характеристика образа доблестного воина в скульптуре. Роль скульптурного материала в раскрытии замысла художников. Работа над эскизом для рельефной плиточки, посвящённой подвигам бойцов.
Братья наши меньшие. Графика: набросок, линии, разные по виду и ритму. (1 ч)
Братья наши меньшие. Графика: набросок, линии, разные по виду и ритму. Домашнее животное.
Цветы в природе и в искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. (1ч)
Значение выразительных средств (пятно, силуэт, линия, ритм, цвет) в композиции цветочных мотивов. Выделение общего и различного в растительных орнаментах разных стран мира. Самостоятельная работа
Резервный урок (1 ч)
Раздел 3. Тематическое планирование по ИЗО. 2в класс
№ п/п | Тема | Кол. часов | Дата | Примечание |
1 | Инструктаж по ТБ. Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные. Композиция «Мой отдых летом». | 1 | | |
2 | Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта, цвет. Город осенью. | 1 | | |
3 | Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы. Силуэт девичьего праздничного головного убора и укрась его драгоценными самоцветами | 1 | | |
4 | В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. Силуэт сосуда | 1 | | |
5 | Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень. Натюрморт, составленный из сосуда и овощей или фруктов | 1 | | |
6 | Графическая композиция: линии, разные по виду и ритму, пятно, силуэт. Комнатные растения. | 1 | | |
7 | Цветовой круг: основные и составные цвета. Цветовой контраст. Осенний праздник "День урожая" | 1 | | |
8 | В мастерской мастера-игрушечника. Композиция «Хозяйство деда Филимона» | 1 | | |
9 | Красный цвет в природе и искусстве. Красная птица-пава по мотивам народной вышивки | 1 | | |
10 | Натюрморт: расположение объёмных предметов на плоскости, композиция, цвет. | 1 | | |
11 | Графика: линия, силуэт и симметрия. Ваза из хрусталя или стекла. | 1 | | |
12 | В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и декор. Чайник | 1 | | |
13 | Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы и цвет. Зимний пейзаж | 1 | | |
14 | Образ маски и её эскиз | 1 | | |
15 | Цвета радуги в новогодней ёлке. | 1 | | |
16 | Храмы Древней Руси. Архитектура: объёмы, пропорции, симметрия, ритм. | 1 | | |
17 | Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, свет и цвет. | 1 | | |
18 | Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека. | 1 | | |
19 | Русский изразец в архитектуре. Композиция «Муравленый изразец». | 1 | | |
20 | Изразцовая русская печь. Композиция по мотивам русской народной сказки | 1 | | |
21 | Сюжетная композиция «Русское поле. Удаль богатырская» | 1 | | |
22 | Русский календарный праздник Масленица в искусстве. | 1 | | |
23 | Натюрморт из предметов старинного быта. | 1 | | |
24 | Образ русской женщины. Русский народный костюм | 1 | | |
25 | Чудо палехской сказки. Иллюстрация героев к «Сказке о царе Салтане...» А. С. Пушкина | 1 | | |
26 | Пейзаж ранней весны | 1 | | |
27 | Фантастический пейзаж «Космические дали» | 1 | | |
28 | Пейзаж в графике: монотипия. Композиция «Весна разноцветная» | 1 | | |
29 | Игрушка по мотивам народной росписи Полховского Майдана | 1 | | |
30 | Печатный пряник с ярмарки. | 1 | | |
31 | Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура. | 1 | | |
32 | Братья наши меньшие. Графика: набросок, линии, разные по виду и ритму. | 1 | | |
33 | Цветы в природе и в искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. | 1 | | |
34 | Резервный урок. | 1 | | |
| | | | |