Рабочая программа
1 класс «Д»
второе полугодие
2014-2015 учебный год
по предметам:
- чтение,
- русский язык,
- математика
Учитель: Коноплева М. А.
Пояснительная записка Чтение и письмо Обучение грамоте детей с интеллектуальной недостаточностью ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности детей данной категории. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по распознаванию соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).
Осваивая буквы, учащиеся учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами (работа с буквами разрезной азбуки осуществляется на всех годах обучения).
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках обучения грамоте широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные таблицы.
Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (умение правильно держать карандаш, ручку, правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.), так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слогов и, по возможности, слов.
При обучении чтению и письму следует учитывать неоднородность состава класс и осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Обучение письму детей с умеренной умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, требующую от учащихся усвоения только элементарных правил правописания.
Конечная цель обучения письму и чтению заключается в том, чтобы научить более способных детей списывать с печатного текста, писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать свое имя, фамилию, читать несложный текст (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы.
I класс.
Чтение (4 часа в неделю).
Продолжить работу по выполнению задач добукварного периода:
привитие учащимся навыков учебной деятельности: умение правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса;
развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса, исправление дефектов речи;
развитие речевого слуха, различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.) уточнение и развитие слухового восприятия учащихся;
правильное произнесение за учителем слов, состоящих их одного звука (у-у); двух звуков (ау, ах, му, уа); 3-4 звуков (там, мама и т.д.);
называние слов по предъявленным предметным картинкам;
составление простых предложений из 2-3 слов (безречевые дети вместо называния слов и действий должны изображать действия по предложенной картинке и вопросам учителя);
уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся, выработка умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо).
Специальная подготовка к обучению письму: привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом. Развитие движений кисти и пальцев рук. Обведение карандашом простейших фигур по трафаретам, закраска и штриховка их, рисование прямых линий и несложных предметов.
Письмо основных элементов прописных букв.
Задачи букварного периода (I этап)
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.
Закрепление знаний ранее пройденных и изучение звуков и букв: а, у, м, о, х с, н, ы, л, в, и, ш, п, т, к, з, р, й, ж, б, д, г, ь; правильное и отчетливое произнесение их в изолированной позиции , а также различение их в начале или в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется). Образование из усвоенных звуков и букв слогов (прямых и обратных), сравнение их.
Составление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение этих слов с протяжным произношением.
Коллективное заучивание вслух чистоговорок по изучаемым буквам и слогам, типа:
Са- са- са - вот летит оса
Русский язык (3 часа в неделю).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем.
Письмо под диктовку изученных букв, по возможности, отдельных слогов и слов.
Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
1 – й уровень
- различать звуки на слух и в собственном произношении;
- читать по слогам слова;
- отвечать на вопросы по содержанию и по иллюстрациям к тексту;
- писать строчные и прописные буквы;
- писать на слух отдельные буквы, слоги;
2 – й уровень
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
- показывать слоги, слова, прочитанные учителем, соотносить их с предметными картинками;
- слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;
- обводить буквы, слоги и слова.
Математика.
У детей с интеллектуальной недостаточностью умеренной степени тяжести недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их математическим действиям. У них не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен, поэтому в процессе обучения необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.
Обучение математике детей с умеренной умственной отсталостью должно быть организовано на практической, наглядной основе, обеспечено соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся, а также важно проведение экскурсий, дидактических игр, наблюдений.
На уроках математики учащиеся считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и символами бумажных денег. Кроме этого, дети знакомятся мерами длины, массы, времени, стоимости, объема, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.
Занятия на уроках математики продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами и носят практическую направленность.
I класс (4 часа в неделю).
Повторение, закрепление:
Понятие о величине: большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, больше - меньше, длиннее – короче, одинаковые, равные, выше – ниже, шире – уже.
Понятие о количестве: много – мало, один, больше, меньше, поровну, столько же.
Пространственные представления: верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, за, посередине, дальше – ближе, вверху – внизу, выше - ниже, справа – слева, впереди - позади, вперед – назад. Соотнесение предметов по количеству в пределах 5 без называния чисел (один к одному) путем наложения и приложения слева направо, соблюдая интервалы.
Понятие массы: тяжелый – легкий, тяжелее – легче.
Слова , раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, осталось стало, вместе, добавить, прибавить, убрать, вычесть.
Числа 0, 1-5
Счет в пределах 5. Образование чисел 2 - 5. Присчитывание и отсчитывание по 1. Формирование вычислительных навыков. Написание цифр 1,2,3,4,5,0.
Знаки сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел в пределах 5 на конкретном материале.
Решение примеров в пределах 5. Составление и решение примеров и задач на основе практических действий.
Геометрический материал: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях. Обведение шаблона и штриховка.
Знакомство со счетами и работа со счетным материалом.
Сравнение чисел в пределах 5. Выделение большего или меньшего числа.
Нуль как отсутствие остатка (умение узнавать и находить его).
Соответствие числа и цифры.
Временные понятия: утро, день, вечер, ночь.
Составление и решение задач на нахождение суммы и остатка. Запись действия задачи. Составление задач по примерам.
Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
1 – й уровень
- сравнивать по цвету, величине, размеру, массе, форме 2 – 4 предмета;
- сравнивать предметы по одному, нескольким признакам;
- называть положение предметов на плоскости и в пространстве относительно себя, друг друга; показывать на себе положение частей тела;
- изменять количество предметов, устанавливать взаимно-однозначное соответствие;
- образовывать, читать и записывать числа 0, 1 – 5;
- считать в прямом и обратном порядке по единице;
- оперировать количественными и порядковыми числительными;
- сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять недостающие, убирать лишние предметы;
- решать примеры на сложение и вычитание в пределах пяти, требующие выполнения одного действия;
- пользоваться переместительным свойством сложения;
- пользоваться таблицей состава чисел из двух слагаемых;
- пользоваться таблицей сложения и вычитания;
- заменять несколько монет по 1р. одной монетой достоинством 2 р., 5 р.; разменивать монеты достоинством 2 р., 5 р.
- решать простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в виде арифметического примера;
- отображать точку на листе бумаги, классной доске;
- строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;
- проводить прямую линию через одну, две точки (возможно с помощью учителя);
- обводить геометрические фигуры по контуру, шаблону и трафарету;
2 – й уровень
- различать 2 предмета по цвету, величине, размеру, массе, форме;
- сравнивать предметы по одному признаку;
- определять положение предметов на плоскости и в пространстве относительно себя;
- образовывать, читать и записывать числа 0, 1 – 5;
- считать в прямом порядке по единице;
- сравнивать числа, стояще рядом в числовом ряду и группы предметов с помощью (называть и показывать лишние или недостающие необязательно);
- решать примеры на сложение и вычитание в пределах пяти, требующие выполнения одного действия с помощью счетного и дидактического материала;
- пользоваться таблицей состава чисел из двух слагаемых, таблицей сложения и вычитания (с помощью учителя);
- заменять несколько монет по 1р. одной монетой достоинством 2 р., 5 р.; разменивать монеты достоинством 2 р., 5 р.
- решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в виде арифметического примера без наименования (с помощью учителя);
- отображать точку на листе бумаги, классной доске;
- строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию (прямую – не обязательно через одну, две точки) (с помощью учителя);
- обводить геометрические фигуры по трафарету;
Календарное планирование
№ п./п. | Чтение. | Кол. час. | Дата. |
Тема. |
1 | Гласные и согласные. Графическое изображение. Фиксация буквой начального звука в словах при назывании предметных картинок. | 1 | 12 января |
2, 3 | Звук и буква (Шш). Фиксация буквой. Определение места звука и буквы в слове Образование и чтение слогов | 2 | 14, 15 |
4 | Дифференциация сходных звуков (с-ш) | 1 | 16 |
5 | Слог ши | 1 | 19 |
6, 7 | Звук и буква (Пп). Фиксация буквой. Определение места звука и буквы в слове Образование и чтение слогов | 2 | 21, 22 |
8, 9 | Звук и буква (Тт). Фиксация буквой. Определение места звука и буквы в слове Образование и чтение слогов | 2 | 23, 26 |
10, 11 | Звук и буква (Кк). Фиксация буквой. Определение места звука и буквы в слове. Образование и чтение слогов и слов. | 2 | 28, 29 |
12, 13 | Звук и буква (Зз). Фиксация буквой. Определение места звука и буквы в слове Образование и чтение слогов и слов. | 2 | 30, 2 февр. |
14 | Дифференциация сходных звуков (з-с) | 1 | 4 |
15 16 | Звук и буква (Рр). Фиксация буквой. Определение места звука и буквы в слове. Образование и чтение слогов и слов. | 2 | 5,6 |
17 | Дифференциация сходных звуков (р-л) | 1 | 9 |
18,19 | Звук и буква (Йй). Фиксация буквой. Определение места звука и буквы в слове Образование и чтение слогов и слов. | 2 | 11, 12 |
20 | Дифференциация сходных звуков (и-й) | 1 | 13 |
21, 22 | Звук и буква (Жж). Фиксация буквой. Определение места звука и буквы в слове. Образование и чтение слогов и слов. | 2 | 16, 18 |
23 | Дифференциация сходных звуков (ж-ш) | 1 | 19 |
24 | Слог жи | 1 | 20 |
25, 26 | Звук и буква (Бб). Фиксация буквой. Определение места звука и буквы в слове Образование и чтение слогов и слов | 2 | 2, 4 марта |
27 | Дифференциация сходных звуков (б-п) | 1 | 5 |
28, 29 | Звук и буква (Дд). Фиксация буквой Определение места звука и буквы в слове Образование и чтение слогов и слов. | 2 | 6, 11 |
30 | Дифференциация сходных звуков (д-т) | 1 | 12 |
31, 32 | Звук и буква (Гг). Фиксация буквой Определение места звука и буквы в слове Образование и чтение слогов и слов. | 2 | 13, 16 |
33 | Дифференциация сходных звуков (г-к) | 1 | 18 |
34,35 | Буква (ь). Фиксация буквой Образование и чтение слогов и слов. | 2 | 19,20 |
№ п./п. | Русский язык | Кол. час. | Дата. |
Тема. |
1 | Выделение рабочей строки. Обводка, написание элементов прописных букв. | 1 | 12 января |
2 | Рукописное написание строчной буквы «ш». Слоги. | 1 | 14 |
3 | Прописная буква «Ш» | 1 | 15 |
4 | Слог «ши» | 1 | 19 |
5 | Рукописное написание строчной буквы «п». Слоги. | 1 | 21 |
6 | Прописная буква «П». | 1 | 22 |
7 | Рукописное написание строчной и прописной букв «Тт». | 1 | 26 |
8 | Рукописное написание строчной буквы «к». Слоги. | 1 | 28 |
9 | Прописная буква «К» | 1 | 29 |
10 | Рукописное написание строчной буквы «з». Слоги. | 1 | 2 февр |
11 | Прописная буква «з» | 1 | 4 |
12 | Рукописное написание строчной буквы «р». Слоги. | 1 | 5 |
13 | Прописная буква «Р» | 1 | 9 |
14 | Рукописное написание строчной буквы «й». Слоги. | 1 | 11 |
15 | Прописная буква «Й» | 1 | 12 |
16 | Рукописное написание строчной буквы «ж». Слоги. | 1 | 16 |
17 | Прописная буква «Ж» | 1 | 18 |
18 | Написание слогов «жи-ши» | 1 | 19 |
19 | Рукописное написание строчной буквы «б». Слоги. | 1 | 2марта |
20 | Прописная буква «Б» | 1 | 4 |
21 | Проверочная работа | 1 | 5 |
22 | Работа над ошибками | 1 | 11 |
23 | Рукописное написание строчной и прописной букв «Дд» | 1 | 12 |
24 | Рукописное написание строчной буквы «г». Слоги. | 1 | 16 |
25 | Прописная буква «Г» | 1 | 18 |
26 | Буква «ь» | 1 | 19 |
№ п/п | Математика | Кол. час. | Дата |
Тема урока |
| Повторение пройденного | | |
1,2 | Сложение, вычитание в пределах 3. | 2 | 12,13янв. |
3 | Сравнение чисел в пределах 4. | 1 | 14 |
4 | Состав числа 4. | 1 | 16 |
5,6 | Сложение и вычитание в пределах 4. | 2 | 19,20 |
7 | Задачи на нахождение суммы в пределах 4 | 1 | 21 |
8 | Задачи на нахождение остатка в пределах 4 | 1 | 23 |
9,10 | Число и цифра 5. Образование, называние, узнавание, написание цифры 5. | 2 | 26,27 |
11,12 | Порядковые числительные, числовой ряд, числовая лесенка. | 2 | 28,30 |
13,14 | Состав числа 5. | 2 | 2,3 февр |
15,16 | Счет до пяти. Сравнение групп предметов по количеству | 2 | 4, 6 |
17,18 | Сравнение чисел в пределах 5. | 2 | 9,10 |
19,20 | Сложение в пределах 5. | 2 | 11,13 |
21,22 | Вычитание в пределах 5. | 2 | 16,17 |
23 | Задачи на нахождение суммы | 1 | 18 |
24 | Задачи на нахождение остатка | 1 | 20 |
25,26 | Число и цифра 0. Образование, называние, узнавание, написание цифры 0. | 2 | 2,3 марта |
27,28 | Преобразование неравенств в равенства. | 2 | 4,6 |
29 | Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве | 1 | 10 |
30 | Повторение пройденного | 1 | 11 |
31 | Проверочная работа | 1 | 13 |
32 | Работа над ошибками | 1 | 16 |
33 | Задачи на нахождение суммы | 1 | 17 |
34 | Задачи на нахождение остатка | 1 | 18 |
35 | Повторение пройденного | 1 | 20 |