Муниципальное образовательное учреждение
Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 10
«Рассмотрено» «Согласовано»: «Утверждаю»
на заседании методического заместитель директора Директор школы
объединения учителей по УВР _____________ ________________
физической культуры Судакова И.В. О.В. Митрофанова
Протокол № 1
от «29» августа 2017 г. от «31» августа 2017г. от «31» августа 2017 г.
Руководитель методического Приказ №139
объединения: _____________
Мотовилова Ж.Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ДЛЯ 10-11-х КЛАССОВ
10 класс: 102 часа
11 класс: 102 часа
Учитель: _____________
Мельник Н.В.
2017-2018 учебный год
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Содержание тем учебного плана.
2.1. Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала.
2.2. Содержание программного материала:
10 класс;
11 класс.
3. Учебно-тематический план.
4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Приложение «Календарно-тематическое планирование уроков».
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа по физической культуре разработана на основе следующих нормативных документов и программно-методических изданий:
- Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012
N
273-ФЗ (ред. от 23.07.2013); Типового положения об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19марта 2001 года №196. - Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии (Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики
Воронежской области № 760 от 27.07.2012 г «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов Сан-ПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
- Германов Г.Н. Поурочное (цикловое) планирование предмета физическая культура в работе средних общеобразовательных учреждений нового типа : методические рекомендации / Г.Н. Германов, Г.И. Галтеев, Б.Г. Волобуев. – Воронеж, 1998. – 86 с.
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М. : (10-е издание, Просвещение, 2012).
- Приказ Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Министерства образования РФ от 21 января 2003 г. № 135 «Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений РФ».
- Письмо Минобразования РФ от 31 октября 2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
- Приказ Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30 июня 1992 г. № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».
- Приказ Министерства образования РФ, Минздрава России, Госкомспорта РФ и РАО от 16 июля 2002 г. № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ».
- Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Сборник нормативных документов. Физическая культура / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 3-е изд., доп. – М. : Дрофа, 2007. – 103 с.
Изучение физической культуры на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
• формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкулыурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
• воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
• освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов вводится третий час физической культуры. Третий урок физической культуры включается в сетку расписания учебных занятий и рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры.
Содержание образования по физической культуре с учетом введения третьего часа определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ.
При разработке содержания третьего часа учебного предмета «Физическая культура» необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Минобразования России от 31 октября 2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).
Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой, необходимо учитывать специфику заболеваний и ориентироваться на выработку умений использовать физические упражнения для укрепления состояния здоровья, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.
Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, необходимо учитывать противопоказания и ограничения для занятий физической культурой с учетом специфики заболеваний и ориентироваться на укрепление их здоровья, коррекцию физического развития и повышение физической подготовленности. В работе с такими учащимися, следует руководствоваться письмом Минобразования РФ от 31 октября 2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
Курс «Физическая культура» изучается с 10 по 11 класс из расчёта 3 ч в неделю (всего 204 ч): программа для 10 классов рассчитана на 102 часов при трехразовых занятиях в неделю, для 11 классов рассчитана на 102 часов при трехразовых занятиях в неделю. Программный материал имеет две части - инвариативную (базовую часть) и вариативную: на инвариативную часть отводится 58 часа; на вариативную отводится 10 часов.
В начале и в конце учебного года учащиеся сдают 6 контрольных упражнений (тесты) для определения развития уровня физической подготовленности и физических способностей в отдельности в зависимости от возраста и пола. Тесты принимаются в виде зачётов на уроках.
Текущий учет является основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Он отражает качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока. Оценка за успеваемость выставляется в баллах. По текущим оценкам производится аттестация учащихся за полугодие с применением рейтинговой системы оценки. Согласно локальному акту образовательного учреждения промежуточная аттестация проходит по окончании 1,2-го полугодия. Итоговая аттестация производится на основании оценок за 1,2-е полугодие.
В связи со спецификой преподавания уроков физкультуры малом с недооснащением общеобразовательного учреждения согласно требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных программ федерального компонента государственного стандарта общего образования невозможна реализация стандарта общего образования и программы в полном объёме по разделам:
лёгкая атлетика (прыжок в высоту);
гимнастика (упражнения на брусьях).
В связи с перечисленными причинами, используя время, отведенное на вариативную часть в 10-11 классах, раздел гимнастики дополнен оздоровительной гимнастикой, атлетической подготовкой; время, отведённое на прыжок в высоту, равномерно перераспределено на другие виды лёгкой атлетики.
В связи с изменениями погодных условий в календарно-тематических планах могут быть изменения очередности прохождения программы.
Преподавание учебного предмета по физической культуре с использованием действующих учебников и учебно-методических комплексов представляет определенную трудность. Поскольку, учебников и учебно-методических комплексов, разработанных в соответствии с государственным стандартом образования по физической культуре практически нет, допускается использование любого учебника или учебного пособия по физической культуре, включенных в Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендуемых (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательных учреждениях.
2. Содержание тем учебного курса
2.1. Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
Класс |
10 | 11 |
1 | Основы знаний о физической культуре | в процессе уроков |
2 | Легкая атлетика | 36 | 36 |
3 | Гимнастика с элементами акробатики | 21 | 21 |
4 | Спортивные игры волейбол баскетбол | 12 12 | 12 12 |
5 | Лыжная подготовка | 21 | 21 |
| ВСЕГО | 102 | 102 |
2.2. Содержание программного материала
10 класс
Основы физической культуры и здорового образа жизни
ТБ на уроках легкой атлетики. ТБ на уроках волейбола. ТБ на уроках баскетбола. ТБ на уроках лыжной подготовки. Влияние образа жизни на состояние здоровья. Утомление и переутомление. Биомеханические основы техники бега, прыжков, метаний. Влияние игровых упражнений на развитие двигательных способностей. Влияние игровых упражнений на развитие координационных и кондиционных способностей. Правила проведения самостоятельной разминки в баскетболе. Правила игры в баскетбол. Волейбол: индивидуальные и командные действия в нападении и защите. Правила игры в волейбол.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
(С учетом состояния здоровья, уровня физического развития, физической подготовленности, медицинских показаний и климатических условий региона).
Комплексы утренней и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, физкультпауз (физкультминуток), элементы релаксации и аутотренинга.
Комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, регулирования массы тела и формирования телосложения.
Комплексы упражнений для развития основных физических качеств, функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического воспитания, адаптивной физической культуры.
Основы туристской подготовки.
Способы закаливания организма, простейшие приемы самомассажа.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Легкая атлетика
СБУ легкоатлета.
Бег: низкий старт, бег по дистанции; 100 м на результат с низкого старта; равномерный медленный бег; разновидности ходьбы и бега. Бег с ускорением до 80 м. Бег в равномерном темпе и на результат (ю-3 км, д-2 км). Бег на выносливость (в мин). Эстафетный бег.
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» в полной координации. Прыжок в высоту способом «перешагивание» с полного разбега.
Метание: гранаты 700 г (ю), 500г (д) с четырех скрестных шагов. Метание гранаты (мяча) в горизонтальную цель. Метание гранаты на дальность с разбега в сочетании со скрестными шагами.
Преодоление полосы препятствий.
Баскетбол
Повторение материала, изученного в 5-9 классе.
Стойки баскетболиста, передвижения, остановки, повороты.
Передача мяча одной и двумя руками в парах, встречных колоннах без сопротивления.
Ведение мяча с изменением высоты отскока, скорости, направления движения. Ведение мяча с активным сопротивлением противника
Ловля высоко летящих мячей в прыжке двумя руками и после отскока от щита.
Передача двумя руками от головы в движении с пассивным сопротивлением
Броски мяча в прыжке с близкого расстояния (д), со среднего и дальнего (м). Бросок мяча после ловли в движении.
Позиционное нападение (выбор свободного места, заслон). Зонная защита
Учебная игра
Волейбол
Повторение материала, изученного в 5-9 классах.
Перемещение, остановки, ускорения. Комбинации из различных передвижений.
Передача мяча сверху и снизу двумя руками в парах и тройках. Передача мяча сверху двумя руками в парах и тройках у сетки с последующей передачей через сетку. Отбивание мяча кулаком у верхнего края сетки. Прием мяча отраженного сеткой. Прием подачи, передача к сетке в зону 3, передача в зону 4, 2, нападающий удар или передача мяча на сторону соперника в прыжке. Прием мяча снизу после нападающего удара. Одиночное и групповое блокирование.
Прямой нападающий удар через сетку с паса. Игра в нападении и защите
Верхняя прямая подача
Двусторонняя игра. Учебная игра.
Лыжная подготовка
Повторение материала, изученного в 5-9 кл.
Переход с попеременного двухшажного хода на одновременный ход.
Преодоление встречного склона. Переход с одновременных ходов на попеременный двухшажный ход.
Различные виды торможений. Повороты в движении. Прохождение дистанции до 5 км. Преодоление препятствий.
11 класс
Основы физической культуры и здорового образа жизни
ТБ на уроках легкой атлетики. ТБ на уроках волейбола. ТБ на уроках баскетбола. ТБ на уроках лыжной подготовкой.
Здоровый образ жизни и будущая трудовая деятельность. Влияние игровых упражнений на воспитание нравственных и волевых качеств. Варианты блокирования нападающих ударов. Правила проведения отдельных упражнений с группой учащихся на занятиях по баскетболу. Биомеханические основы техники бега, прыжков, метания.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
(С учетом состояния здоровья, уровня физического развития, физической подготовленности, медицинских показаний и климатических условий региона).
Комплексы утренней и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, физкультпауз (физкультминуток), элементы релаксации и аутотренинга.
Комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, регулирования массы тела и формирования телосложения.
Комплексы упражнений для развития основных физических качеств, функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического воспитания, адаптивной физической культуры.
Основы туристской подготовки.
Способы закаливания организма, простейшие приемы самомассажа.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Легкая атлетика
СБУ легкоатлета.
Бег: Бег на короткие дистанции. Бег 100 м. Разновидности ходьбы и бега. Бег в равномерном темпе (ю-3 км, д-2 км). Бег на выносливость. Бег на короткие дистанции. Бег 100 м на результат. Бег 2000 м (д), бег 3000 м (ю) на результат.
Прыжок: Прыжок в длину способом «согнув ноги» с полного разбега. Прыжок в высоту способом «перешагивание» с полного разбега. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» в полной координации.
Метание: Метание гранаты 700 г (ю), 500 г (д) с разбега в сочетании со скрестными шагами. Метание гранаты (мяча) в цель 2,5х2,5 м
Преодоление полосы препятствий.
Баскетбол
Повторение материала, изученного в 5-10 кл.
Разновидности ходьбы, бега, сочетание различных видов перемещений, остановок, поворотов.
Ловля мяча в прыжке после отскока. Бросок мяча над головой сбоку (крюком) после ведения. Бросок мяча над головой сбоку после ловли в движении. Бросок двумя руками от головы в прыжке с преодолением сопротивления противника. Передача одной рукой из-за спины. Взаимодействие игроков нападения и защиты.
Передача одной рукой снизу и сбоку. Передача одной рукой из-за спины.
Ведение мяча с активным сопротивлением противника
Взаимодействие игроков нападения и защиты
Учебная игра
Волейбол
Повторение материала, изученного в 5-10 классах.
Разновидности ходьбы и бега, перемещения, остановки, ускорения.
Прием и передача мяча сверху через сетку в парах, тройках, колоннах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке через сетку. Прием мяча снизу с передачи и отраженного сеткой. Передача мяча двумя руками сверху вдоль сетки, стоя спиной к цели. Прием мяча в зону 2, 3, 4. Блокирование. Взаимодействие игроков задней линии и нападения. Система игры в нападении через игрока передней линии. Нападающий удар из зоны 2, 3, 4.
Верхняя прямая подача
Двусторонняя игра. Учебная игра.
Лыжная подготовка
Повторение материала, изученного в 5-10 кл.
Переход с попеременного двухшажного хода на одновременный ход.
Преодоление встречного склона. Переход с одновременных ходов на попеременный двухшажный ход.
Различные виды торможений. Повороты в движении. Прохождение дистанции до 4,5 км. Преодоление препятствий.
3. Учебно-тематический план
10 класс
Разделы программы | Кол-во часов | Номера уроков |
1-15 | 16-27 | 28-48 | 49-69 | 70-81 | 82-102 |
Легкая атлетика и кроссовая подготовка | 36 | | | | | | |
Гимнастика с элементами акробатики | 21 | | | | | | |
Спортивные игры | 24 | | | | | | |
Лыжная подготовка | 21 | | | | | | |
Теоретические знания | В процессе обучения |
Всего | 102 | | | | | | |
11 класс
Разделы программы | Кол-во часов | Номера уроков |
1-15 | 16-27 | 28-48 | 49-69 | 70-81 | 82-102 |
Легкая атлетика и кроссовая подготовка | 36 | | | | | | |
Гимнастика с элементами акробатики | 21 | | | | | | |
Спортивные игры | 25 | | | | | | |
Лыжная подготовка | 20 | | | | | | |
Теоретические знания | В процессе обучения |
Всего | 102 | | | | | | |
4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен
знать / понимать:
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
правила и способы планирования индивидуальных занятий различной направленности;
уметь:
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных силах Российской Федерации;
организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1. | Основная литература для учителя |
1.1. | Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. Лях В.И., Зданевич А.А. – М.: Просвещение, 2011. |
1.2. | Тематическое планирование по физической культуре 1-11 кл., В.И.Лях, Л.Б.Кофман, 2008. |
1.3. | Рабочая программа по физической культуре. |
2. | Дополнительная литература для учителя |
2.1. | Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура». |
2.2. | Настольная книга учителя физической культуры. Кофман Л.Б. – М., Физкультура и спорт, 1998. |
2.3 | Справочник учителя физической культуры. Киселёв, Киселева, 2008. |
3. | Дополнительная литература для обучающихся |
3.1. | Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению. |
Спортивный зал № 1
№ п/п | Наименование инвентаря | Единица измерения | Количество |
1 | Канат | шт. | 2 |
2. | Маты гимнастические | шт. | 8 |
3. | Палатка | шт. | 3 |
4. | Гимнастические обручи | шт. | 15 |
5. | Скакалка гимнаст. | шт. | 30 |
6. | Подкидной мостик | шт. | 1 |
7, | Мячи футбольные | шт. | 20 |
8. | Переносная перекладина | шт. | 2 |
9. | Скамейки гимн. | шт. | 3 |
10. | Стенка гимн. | шт. | 4 |
11. | Гимнастический козел | шт. | 1 |
12. | Ограничительные фишки | шт. | 15 |
13. | Фишки | шт. | 42 |
14. | Манишки | шт. | 45 |
15. | Свисток | шт. | 2 |
16. | Гимнастические ленты | шт. | 6 |
17. | Помпоны | шт. | 12 |
18. | Музыкальный центр | шт. | 1 |
19. | Форма (футбольная) | шт. | 25 |
20. | Форма (баскетбольная) | шт. | 18 |
21. | Фитбольные мячи | шт. | 6 |
22. | Гранаты для метания 700гр. 500гр. | шт. шт. | 4 3 |
|
23. | Мячи для метания 150 гр. | шт. | 6 |
24. | Теннисные мячи | шт. | 15 |
25. | Кегли | шт. | 20 |
26. | Насосы | шт. | 3 |
27. | Секундомеры | шт. | 1 |
28. | Щиты баскетбольные | шт. | 2 |
29. | Стойки волейбольные | шт. | 2 |
30. | Ворота футбольные Малые футбольныеворота | шт. шт. | 2 2 |
31. | Сетки для переноса мячей | шт. | 3 |
32. | Музыкальный центр | шт. | 1 |
33. | Аптечка | шт. | 1 |
34. | Огнетушитель | шт. | 1 |
35. | Ракетки для настольного тенниса | шт. | 6 |
36. | Сетки для настольного тенниса | шт. | 3 |
37. | Шарики для настольного тенниса | шт. | 50 |
38. | Набор для бадминтона | шт. | 4 |
39. | Воланчики | шт. | 4 |
Спортивный зал № 2
№ п/п | Наименование инвентаря | Единица измерения | Количество |
1 | Стол теннисный | шт. | 1 |
2. | Скамейка гимнастическая | шт. | 2 |
3. | Гимнастический конь | шт. | 1 |
4. | Перекладина гимнастическая | шт. | 1 |
5. | Ворота футбольные | шт. | 2 |
6. | Щиты баскетбольные | шт. | 4 |
7. | Медицинбольные мячи 2 кг | шт. | 4 |
8. | Медицинбольные мячи 3 кг | шт. | 4 |
9. | Штанга | шт. | 2 |
10. | Гири 24 | кг | шт. | 4 |
11. | Гири 16 | кг | шт. | 4 |
12. | Гири 12 | кг | шт. | 2 |
13. | Гантели | шт. | 8 |
14. | Волейбольные мячи | шт. | 12 |
15. | Гандбольные мячи | шт. | 10 |
16. | Баскетбольные мячи №5 №6 №7 | шт. | 2 4 2 |
17. | Перекладины настенные | шт. | 1 |
18. | Ролики гимнастические | шт. | 4 |
19. | Мешок баскетбольный | шт. | 1 |
20. | Перчатки боксерские | шт. | 4 |
21. | Коврики гимнастические | шт. | 15 |
22. | Сетки волейбольные | шт. | 2 |
23. | Гимнастические палки | шт. | 30 |
11