
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по математике для 10 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта по математике 2004 г.,
- примерной программы среднего (полного) образования по математике (базовый уровень),
- рекомендаций по разработке календарно-тематического планирования к УМК Колмогорова А.Н. и др. «Алгебра и начала анализа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», Атанасяна Л. С. и др. «Геометрия 10-11. Учебник для общеобразовательных учреждений».
Место предмета в учебном плане.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 280 часов из расчета 4 часа в неделю (140 часов в 10 классе, 136 часов в 11 классе). Учебный план МКОУ «Ванаварская средняя общеобразовательная школа» отводит на изучение математики в 10 классе 4 часа в неделю, итого 140 часов (35 учебных недель).
Технологии, используемые при обучении математике:
-технология разноуровневой дифференциации,
-информационно-коммуникационные технологии,
-проектная деятельность,
- здоровьесберегающие технологии.
Общая характеристика учебного предмета
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», вводится линия «Начала математического анализа», которые изучаются блоками.
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
знакомство с основными идеями и методами математического анализа.
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
знакомство с основными идеями и методами математического анализа.
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Содержание программы по математике
Повторение курса основной школы.
Основы тригонометрии.
Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования простейших тригонометрических выражений.
Функции.
Тригонометрические функции, их свойства и графики; периодичность, основной период. Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, растяжение и сжатие вдоль осей координат. Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). Графическая интерпретация. Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания.
Тригонометрические уравнения и неравенства.
Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. Арксинус, арккосинус, арктангенс числа. Основные приемы решения тригонометрических уравнений.
Начала математического анализа.
Понятие о пределе последовательности.
Понятие о непрерывности функции.
Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков.
Примеры использования производной. Вторая производная и ее физический смысл.
Итоговое повторение алгебры. Решение задач.
Геометрия.
Прямые и плоскости в пространстве.
Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство).
Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью.
Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла.
Расстояния отточки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Изображение пространственных фигур.
Многогранники.
Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.
Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.
Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрии в окружающем мире.
Сечения куба, призмы, пирамиды.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Векторы в пространстве.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Разложение вектора но двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.
Итоговое повторение.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен знать/понимать
• значение математической науки для решения задач, возникающих к теории и практике;
широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
• значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
• универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
• вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
АЛГЕБРА
уметь
• выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
• проводить по известным правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы и тригонометрические функции;
• вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
ФУНКЦИИ и графики
уметь
• определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
• строить графики изученных функций;
• описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
• решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
уметь
вычислять производные элементарных функций, используя справочные материалы;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе, социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
ГЕОМЕТРИЯ
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
уметь
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные
объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении,
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды,
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение
геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Контрольных работ – 10:
по алгебре и началам анализа – 5, по геометрии – 5.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов.
Повторение на уроках проводится в следующих видах и формах:
повторение и контроль теоретического материала;
разбор и анализ домашнего задания;
устный счет;
математический диктант;
индивидуальные задания по карточкам.
Учебно-тематическое планирование.
Тема | Количество часов |
Повторение. | 2 |
Тригонометрические выражения. | 17 |
Аксиомы стереометрии и их следствия. | 5 |
Тригонометрические функции. | 13 |
Параллельность прямых и плоскостей. | 13 |
Тригонометрические уравнения и неравенства. | 13 |
Перпендикулярность прямых и плоскостей. | 10 |
Производная. | 14 |
Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | 9 |
Применение производной. | 11 |
Многогранники. Векторы в пространстве. | 17 |
Итоговое повторение курса математики 10 класса. | 14 |
Резерв | 2 |
Всего | 140 |
Учебное и учебно- методическое обеспечение обучения математике.
Алгебра и начала анализа: Учебник для 10–11 кл. общеобразовательных учреждений /А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.; Под ред. А.Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 2008.
Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 кл /Б.М. Ивлев, С.М. Саакян, С.И. Шварцбурд. – М.: Просвещение, 2003.
Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений /С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2003.
Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2009.
Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. – М. Просвещение, 2009 год.
Тематическое планирование по математике в 10 классе
по учебникам А.Н.Колмогорова и Л.С.Атанасяна.
По программе : 140 часов В неделю: 4 часа
№п/п | Тема | Количество часов | Дата | Виды контроля |
| план | факт | |
1-2 | Повторение пройденного материала. | 2 | 2.09 3.09 | | |
| Алгебра и начала анализа. Глава 1.Тригонометрические выражения. | 14 | | | |
1. | Радианное измерение углов. | 1 | 7.09 | | |
2. | Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла. | 1 | 8.09 | | |
3. | Соотношения между тригонометрическими функциями одного аргумента. | 2 | 9.09 10.09 | | |
4. | Формулы приведения. | 1 | 14.09 | | |
5. | Формулы сложения. | 2 | 15.09 16.09 | | |
6. | Формулы суммы и разности. | 2 | 17.09 21.09 | | |
7. | Формулы двойного угла. | 1 | 22.09 | | |
8. | Формулы половинного угла. | 1 | 23.09 | | |
9. | Преобразования простейших тригонометрических выражений. | 2 | 24.09 28.09 | | |
10. | Контрольная работа №1 по теме « Тригонометрические выражения». | 1 | 29.09 | | |
| Геометрия. Глава 2.Аксиомы стереометрии и их следствия. | 5 | | | |
1. | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. | 1 | 30.09 | | |
2. | Некоторые следствия из аксиом. | 1 | 1.10 | | |
3. | Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий. | 2 | 5.10 6.10 | | |
4. | Решение задач. Контрольная работа № 2 по теме «Аксиомы стереометрии и их следствия». | 1 | 7.10 | | |
| Алгебра и начала анализа. Глава 3. Тригонометрические функции. | 13 | | | |
1. | Тригонометрические функции и их графики. | 2 | 8.10 12.10 | | |
2. | Основные свойства функций | 2 | 13.1014.10 | | |
3. | Чётные и нечётные функции. Периодичность тригонометрических функций. | 2 | 15.10 19.10 | | |
4. | Возрастание и убывание функций. Экстремумы. | 2 | 20.10 21.10 | | |
5. | Исследование функций. | 2 | 22.1026.10 | | |
6. | Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания. | 2 | 27.10 28.10 | | |
7. | Контрольная работа № 3 по теме « Тригонометрические функции». | 1 | 29.10 | | |
| Геометрия. Глава 4. Параллельность прямых и плоскостей. | 13 | | | |
1. | Параллельные прямые в пространстве. | 1 | 2.11 | | |
2. | Параллельность прямой и плоскости. | 1 | 3.11 | | |
3. | Решение задач по теме «Параллельные прямые в пространстве» | 1 | 11.11 | | |
4. | Скрещивающиеся прямые. | 1 | 12.11 | | |
5. | Углы с сонаправленными сторонами Угол между прямыми. | 1 | 16.11 | | |
6. | Решение задач по теме «Угол между прямыми» | 1 | 17.11 | | |
7. | Контрольная работа № 4 по теме « Параллельные прямые в пространстве». | 1 | 18.11 | | |
8. | Параллельные плоскости. Признак параллельности плоскостей. | 1 | 19.11 | | |
9. | Свойства параллельных плоскостей. | 1 | 19.11 | | |
10. | Тетраэдр. | 1 | 23.11 | | |
11. | Параллелепипед. | 1 | 24.11 | | |
12. | Задачи на построение сечений. | 1 | 25.11 | | |
13. | Обобщающий урок по теме «Параллельность прямых и плоскостей» | 1 | 26.11 | | |
| Алгебра и начала анализа. Глава 5. Тригонометрические уравнения и неравенства. | 13 | | | |
1. | Арксинус, арккосинус, арктангенс. | 2 | 30.11 1.12 | | |
2. | Решение простейших тригонометрических уравнений. | 3 | 2.12 3.12 7.12 | | |
3. | Решение простейших тригонометрических неравенств. | 3 | 8.12 9.12 10.12 | | |
4. | Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений. | 4 | 14.12 15.12 16.12 17.12 | | |
5. | Контрольная работа № 5 по теме « Тригонометрические уравнения». | 1 | 21.12 | | |
| Геометрия. Глава 6.Перпендикулярность прямых и плоскостей. | 10 | | | |
1. | Перпендикулярные прямые в пространстве. | 1 | 22.12 | | |
2. | Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. | 1 | 23.12 | | |
3. | Признак перпендикулярности прямой и плоскости. | 1 | 24.12 | | |
4. | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. | 1 | 28.12 | | |
5. | Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости. | 1 | 29.12 | | |
6. | Расстояние от точки до плоскости. | 1 | 11.01 | | |
7. | Теорема о трёх перпендикулярах. | 1 | 12.01 | | |
8. | Угол между прямой и плоскостью. | 1 | 13.01 | | |
9. | Решение задач. | 1 | 14.01 | | |
10. | Контрольная работа № 6 по теме « Перпендикулярность прямых и плоскостей». | 1 | 18.01 | | |
| Алгебра и начала анализа. Глава 7. Производная. | 14 | | | |
1. | Приращение функции. | 1 | 19.01 | | |
2. | Понятие о производной. | 2 | 20.01 21.01 | | |
3. | Правила вычисления производных. Самостоятельная работа по теме « Правила вычисления производных». | 3 | 25.0126.01 27.01 | | |
4. | Производная сложной функции. | 3 | 28.01 1.02 2.02 | | |
5. | Производная тригонометрических функций. | 4 | 3.02 4.02 8.02 9.02 | | |
8. | Контрольная работа № 7 по теме «Производная». | 1 | 10.02 | | |
| Геометрия. Глава 8. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | 9 | | | |
1. | Двугранный угол. | 1 | 11.02 | | |
2. | Признак перпендикулярности двух плоскостей. | 1 | 15.02 | | |
3. | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | 16.02 | | |
4. | Решение задач на свойства прямоугольного параллелепипеда. | 2 | 17.02 18.02 | | |
5. | Решение задач на перпендикулярность плоскостей. | 2 | 22.02 24.02 | | |
5. | Обобщающий урок по теме «Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей» | 1 | 25.02 | | |
6. | Контрольная работа № 8 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей». | 1 | 29.02 | | |
| Алгебра и начала анализа. Глава 9. Применение производной. | 11 | | | |
1. | Касательная к графику функции. | 2 | 1.03 2.03 | | |
2. | Производная в физике и технике. | 2 | 3.03 7.03 | | |
3. | Признак возрастания (убывания) функции. | 2 | 9.03 10.03 | | |
4. | Критические точки функции, максимумы и минимумы. | 2 | 14.03 15.03 | | |
5. | Примеры применения производной к исследованию функции. | 2 | 16.03 17.03 | | |
6. | Контрольная работа № 9 по теме « Применение производной». | 1 | 21.03 | | |
| Геометрия. Глава 10. Многогранники. Векторы в пространстве. | 17 | | | |
1. | Понятие многогранника. Призма. | 1 | 22.03 | | |
2. | Площадь поверхности призмы. | 1 | 23.03 | | |
3. | Решение задач. | 1 | 4.04 | | |
4. | Пирамида. Правильная пирамида. | 2 | 5.04 6.04 | | |
5. | Усечённая пирамида. Площадь поверхности правильной пирамиды. | 2 | 7.04 11.04 | | |
6. | Правильные многогранники. | 2 | 12.0413.04 | | |
7. | Понятие вектора в пространстве. | 1 | 14.04 | | |
8. | Сложение и вычитание векторов. | 2 | 18.04 19.04 | | |
9. | Умножение вектора на число. | 2 | 20.04 21.04 | | |
10 | Компланарные векторы. | 2 | 25.0426.04 | | |
11. | Контрольная работа № 10 по теме « Векторы в пространстве». | 1 | 27.04 | | |
| Итоговое повторение: Аксиомы стереометрии. Двугранный угол, перпендикулярность плоскостей. Итоговый зачет Резерв | 14 3 3 3 1 1 2 1 2 | 28.04 3.05 4.05 5.05 10.05 11.05 12.05 16.05 17.05 18.05 19.05 23.05 24.05 25.05 26.05 30.05 | | |
Электронные средства обучения:
«Открытая математика. Функции и графики » - «Физикон»;
«Открытая математика. Стереометрия» - «Физикон»;
«Новые возможности для усвоения курса математики 5-11» - «Дрофа»;
«Алгебра 10-11» - «Просвещение»;
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», 10 класс.
«Стереометрия 10-11» - ООО «1С-Паблишинг», 2005
Интернет – ресурсы:
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет: http://teacher.fio.ru
Всем кто учится: http://www.alleng.ru/
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
Сайты «Энциклопедий энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.