СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 10 класса (ФГОС) базовый уровень

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 10 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы В.П. Максаковского «География. Рабочие программы. 10-11 классы», М.: «Просвещение», 2015 год, Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и подходит для преподавания по учебнику В.П. Максаковского «География мира. 10 класс», М., «Просвещение», 2016 год. В учебном плане среднего общего образования и учебном плане школы география занимает место предмета по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки». На изучение курса географии на базовом уровне в учебном плане предусматривается 1 час в неделю -35 часов в 10 классе.


Целью изучения географии в средней школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных,культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.. С учётом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом следует отметить его огромное значение в социализации обучающихся и приобщении их к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.
Задачи изучения географии в средней школе формулируются на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Изучение предмета на базовом уровне призвано обеспечить:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих географических закономерностей и самому процессу научного познания;
• овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования географического мышления, определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный
и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; • формирование общечеловеческих ценностей, экологического сознания, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой об окружающей среде на Земле и о её сохранении.

Предлагаемый вариант рабочей программы составлен из расчёта 1 недельного часа в 10классе.



Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

    1. Предметные результаты: В результате изучения учебного предмета «География» на базовом уровне среднего общего образования:

Выпускник научится:

– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества; – определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований; – составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; – сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений; – сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям; – выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации; – раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов; – выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; – выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций; – описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий; – решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека; – оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира; – объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей; – характеризовать географию рынка труда; – рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира; – анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира; – характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира; – приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда; – определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта; – оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики; – оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве; – оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений; – объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.  

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

–  характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения; – переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами; – составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира; – делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; – выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы; – давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке; – понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды; – оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; – раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе; – прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений; –  оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира; – оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире; – оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира; – оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство; – анализировать региональную политику отдельных стран и регионов; – анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий; – выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; – понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России; – давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

    1. Регулятивные универсальные учебные действия

  1. самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  2. оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  3. ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  4. оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  5. выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  6. организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  7. сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.



    1. Познавательные универсальные учебные действия

  1. искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  2. критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  3. использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  4. находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  5. выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  6. выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  7. менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

    1. Коммуникативные учебные действия

  1. осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  2. при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  3. координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  4. развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  5. распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса географии базового уровня на ступени среднего общего образования представляет собой следующую степень конкретизации содержания географического образования, представленного в фундаментальном ядре. При отборе содержания учитывалось, что значительная часть географических знаний, представленных в фундаментальном ядре, освоена школьниками в основной школе. Основу рабочей программы составляет та часть фундаментального ядра содержания общего образования, которая не была включена в примерную программу для основной школы.

ГЕОГРАФИЯ. 10—11 КЛАССЫ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Р а з д е л I. Человек и ресурсы Земли
Освоение человеком планеты Земля. Познание глубокой связи между человечеством и природой — миссия географической науки. Эволюция природы до появления человека. Географическая оболочка Земли — сфера взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и био сферы и среда жизни человека. Взаимоотношения людей с природой на разных этапах развития цивилизации. Индустриализация
и природопользование. Возрастание антропогенного давления на Землю в ХХ—XXI вв. Техногенез, его нынешние и будущие возможные последствия. Учение о ноосфере — В. И. Вернадский.
Стремительное расширение границ ойкумены. Освоение пустынных и полупустынных районов Африки, Азии, Австралии. Вовлечение в хозяйственный оборот арктических и субарктических районов — приполярных территорий на Севере России, Канадском Севере, Аляске. Освоение предгорных и горных районов мира. Освоение шельфовых акваторий Мирового океана.Естественный, антропогенный, культурный ландшафты.
Природные ресурсы и развитие стран. Многозначность понятия «ресурсы». Связь природных и экономических ресурсов.Человек как связующее звено между природными и экономическими ресурсами. Роль природных ресурсов в жизни общества. Виды природных ресурсов, ресурсообеспеченность. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами — нефтью, газом, ураном, рудными ископаемыми и др. Природно-ресурсный потенциал России. Земельный фонд мира, его структура. Обеспеченность человечества пресной водой, понятие о «водном голоде» на планете. Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их использования. Лесные ресурсы, их размещение по природным зонам и странам; масштабы обезлесения. Роль природных ресурсов Мирового океана в жизни человечества; марикультура. Другие виды природных ресурсов. Истощение природных ресурсов. Ресурсосберегающая, малоотходная и энергосберегающая технологии. Утилизация вторичного сырья. Возможности России в развитии прогрессивных технологий.
Р а з д е л II. Политическая карта мира
Формирование политической карты мира. Современная политическая карта мира как итог нескольких тысячелетий её формирования. Изменения политического облика мира на рубеже XX—XXI вв. Распад СССР. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Делимитация и демаркация границ. Международные территории и территории с неопределённым статусом. Формы правления государств — монархическая и республиканская. Формы государственного устройства — унитарные и федеративные государства. Основные типы стран; критерии их выделения. Политическая география и геополитика. Территориальная дифференциация политических явлений и процессов. Основные политические и военные союзы в современном мире. Организация Объединённых Наций, её структура и роль в современном мире. Специфика России как евразийской страны.АЯ ЗАПИСКА
Р а з д е л III. Население мира
Современная демографическая ситуация. Рост населения Земли — от медленного до ускоренного. Суть и причины «демографического взрыва» в ХХ в. Численность и размещение населения в разных регионах и странах мира. Депопуляционные процессы в развитых странах. Демографическая ситуация в России. Демографическая политика.Структура населения. Возрастно-половой состав населения мира. Расовый, этнический, религиозный, языковой, социальный состав населения мира, крупных стран и регионов. Особенности уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира. Индекс развития человеческого потенциала (ИЧРП). Миграции. Миграции населения — внутренние и внешние. Современные миграционные процессы в мире. Острая проблема социальной адаптации иммигрантов (Западная Европа, Россия и т. д.). Понятие мультикультуралима.Занятость и расселение. Занятость населения мира, крупных стран и регионов. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Судьба мегалополисов.

Р а з д е л IV. Культурная география мира
География культуры. Сущность культуры и многообразие её определений. Характеристики культуры как региональные (гео графические) индикаторы. Ландшафт и культура. Климат и образ жизни. Этническая мозаика и география культуры. Богатство и разнообразие мировой культуры. Всемирное культурное и природное наследие, место России в нём. География религий. Взаимосвязь культур и религий. Территориальное распространение христианства, ислама, буддизма, крупных национальных религий. Современные цивилизации. Географические рубежи современных цивилизаций. Цивилизации Запада и цивилизации Востока. Культурные районы мира. Глобализация и судьбы локальных культур. Вклад России в мировую культуру.
Р а з д е л V. География мировой экономики
Мировая экономика. Отраслевая и территориальная структура мировой экономики. Динамика и тенденции её развития в начале XXI в. Четыре сектора мировой экономики СНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социально-экономические модели стран. Государства аграрные, аграрно-сырьевые, индустриальные, постиндустриальные. Развитые и развивающиеся страны. Государства — центры экономической мощи и «аутсайдеры»; «полюсы» бедности; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; новые индустриальные страны; страны внешнеориентированного развития.
География важнейших отраслей. Добывающая и обрабатывающая промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт.Сфера услуг. Информационная, консалтинговая и научная деятельность. Международное географическое разделение труда. Отрасли международной специализации стран и регионов мира. Экономическая интеграция в современном мире. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы в экономической сфере (ЕС, НАФТА и др.). Крупнейшие мировые фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Внешние связи — экономические, научно-технические. Производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). Международная торговля — основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. Глобализация мировой экономики. Место России в глобальной экономике.
Р а з д е л VI. Регионы и страны мира
Географические регионы. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Культурноисторические регионы мира, их основные характеристики. Многообразие стран. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Экономические и социальные контрасты. Географические особенности стран и регионов. Специфические и типологические черты стран и регионов, играющих видную роль в функциональном механизме мировой политики
и экономики. США и Канада. Страны Латинской Америки (Бразилия, Мексика). Германия, Великобритания, Франция. Регионы Западной Европы и Центрально-Восточной Европы; Российская
Федерация и постсоветский регион; КНР, Япония. Регионы Юго-Восточной, Южной (Индия), Юго-Западной Азии и Северной Африки; Тропической Африки и ЮАР; Австралии и Океании. Общие географические характеристики стран (по выбору).ИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Р а з д е л VII. Глобальные проблемы человечества
Глобальные процессы. Глобальные процессы и человечество. Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления глобальных процессов. Понятие о глобальных проблемах современности — естественно-научных и общественных. Старые и новые глобальные проблемы.
Приоритетные глобальные проблемы. Энергетическая, сырьевая, продовольственная, демографическая, экологическая проблемы. Проблема отсталости. Характер, масштабы, острота, региональные проявления глобальных проблем. Геоэкология — фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли. Взаимосвязь глобальных проблем человечества, наиболее прочные звенья, связывающие их воедино. Возможные пути решения («смягчения») глобальных проблем. Место и роль России в появлении, обострении и возможном решении (смягчении) отдельных глобальных проблем. Необходимость переоценки человечеством некоторых ранее устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных ориентиров. Роль географии в исследовании глобальных проблем человечества.






















Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Изучаемый раздел

Количество часов в авторской программе

Количество часов в рабочей программе

Раздел 1.Человек и ресурсы Земли

16

1

Раздел 2. Политическая карта мира

10

4

Раздел 3. Население мира.

12

8

Раздел 4. Культурная география мира

8


Раздел 5. География мировой экономики

16

15

Раздел 6. Регионы и страны мира

35

7

Раздел 7. Глобальные проблемы человечества

10


Всего

107

35



п/п

Дата урока

Тема урока

Количество часов

По плану

фактически

1



Введение. География как наука

1

2



Многообразие стран современного мира, их классификация

1

3



Типология стран

1

4



Государственный строй стран мира. Две основные формы правления: республиканская и монархическая.

1

5



Влияние международных отношений на политическую карту мира

1

6



Проблема взаимодействия природы и общества. Понятие о ресурсообеспеченности

1

7



Минеральные ресурсы

1

8



Земельные ресурсы

1

9



Водные ресурсы 

1

10



Биологические ресурсы 

1

11



Ресурсы Мирового океана 

1

12



Антропогенное загрязнение окружающей среды

1

13



Рост численности населения мира. Понятие о воспроизводстве населения

1

14



Состав (структура) населения

1

15



Религиозный состав населения мира.

1

16



Размещение населения по земной суше. Миграции

1

17



Современный город и его функции

1

18



Сельское население. Население и окружающая среда

1

19



Понятие об НТР

1

20



Понятие о мировом хозяйстве

1

21



Понятие о глобализации и её движущих силах

1

22



Основные пространственные модели мирового хозяйства

1

23



Территориальная структура хозяйства. Региональная политика

1

24



Факторы размещения производительных сил

1

25



Промышленность первая ведущая отрасль материального производства

1

26



Топливно-энергетическая промышленность

1

27



Мировая горнодобывающая промышленность. Металлургия мира

1

28



Машиностроение мира

1

29



Химическая, лесная, текстильная промышленность

1

30



Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства

1

31



Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства

1

32



Всемирные экономические отношения

1

33



Общая характеристика зарубежной Европы

1

34



Население зарубежной Европы

1

35



Промышленность зарубежной Европы

1

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Скачать

© 2018, 163 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!