Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы В.П. Максаковского «География. Рабочие программы. 10-11 классы», М.: «Просвещение», 2015 год, Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и подходит для преподавания по учебнику В.П. Максаковского «География мира. 10 класс», М., «Просвещение», 2016 год. В учебном плане среднего общего образования и учебном плане школы география занимает место предмета по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки». На изучение курса географии на базовом уровне в учебном плане предусматривается 1 час в неделю -35 часов в 10 классе.
Целью изучения географии в средней школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных,культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.. С учётом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом следует отметить его огромное значение в социализации обучающихся и приобщении их к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.
Задачи изучения географии в средней школе формулируются на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Изучение предмета на базовом уровне призвано обеспечить:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих географических закономерностей и самому процессу научного познания;
• овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования географического мышления, определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный
и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; • формирование общечеловеческих ценностей, экологического сознания, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой об окружающей среде на Земле и о её сохранении.
Предлагаемый вариант рабочей программы составлен из расчёта 1 недельного часа в 10классе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Предметные результаты: В результате изучения учебного предмета «География» на базовом уровне среднего общего образования:
Выпускник научится:
– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества; – определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований; – составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; – сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений; – сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям; – выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации; – раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов; – выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; – выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций; – описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий; – решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека; – оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира; – объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей; – характеризовать географию рынка труда; – рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира; – анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира; – характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира; – приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда; – определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта; – оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики; – оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве; – оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений; – объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения; – переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами; – составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира; – делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; – выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы; – давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке; – понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды; – оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; – раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе; – прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений; – оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира; – оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире; – оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира; – оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство; – анализировать региональную политику отдельных стран и регионов; – анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий; – выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; – понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России; – давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
Регулятивные универсальные учебные действия
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные учебные действия
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса географии базового уровня на ступени среднего общего образования представляет собой следующую степень конкретизации содержания географического образования, представленного в фундаментальном ядре. При отборе содержания учитывалось, что значительная часть географических знаний, представленных в фундаментальном ядре, освоена школьниками в основной школе. Основу рабочей программы составляет та часть фундаментального ядра содержания общего образования, которая не была включена в примерную программу для основной школы.
ГЕОГРАФИЯ. 10—11 КЛАССЫ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Р а з д е л I. Человек и ресурсы Земли
Освоение человеком планеты Земля. Познание глубокой связи между человечеством и природой — миссия географической науки. Эволюция природы до появления человека. Географическая оболочка Земли — сфера взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и био сферы и среда жизни человека. Взаимоотношения людей с природой на разных этапах развития цивилизации. Индустриализация
и природопользование. Возрастание антропогенного давления на Землю в ХХ—XXI вв. Техногенез, его нынешние и будущие возможные последствия. Учение о ноосфере — В. И. Вернадский.
Стремительное расширение границ ойкумены. Освоение пустынных и полупустынных районов Африки, Азии, Австралии. Вовлечение в хозяйственный оборот арктических и субарктических районов — приполярных территорий на Севере России, Канадском Севере, Аляске. Освоение предгорных и горных районов мира. Освоение шельфовых акваторий Мирового океана.Естественный, антропогенный, культурный ландшафты.
Природные ресурсы и развитие стран. Многозначность понятия «ресурсы». Связь природных и экономических ресурсов.Человек как связующее звено между природными и экономическими ресурсами. Роль природных ресурсов в жизни общества. Виды природных ресурсов, ресурсообеспеченность. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами — нефтью, газом, ураном, рудными ископаемыми и др. Природно-ресурсный потенциал России. Земельный фонд мира, его структура. Обеспеченность человечества пресной водой, понятие о «водном голоде» на планете. Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их использования. Лесные ресурсы, их размещение по природным зонам и странам; масштабы обезлесения. Роль природных ресурсов Мирового океана в жизни человечества; марикультура. Другие виды природных ресурсов. Истощение природных ресурсов. Ресурсосберегающая, малоотходная и энергосберегающая технологии. Утилизация вторичного сырья. Возможности России в развитии прогрессивных технологий.
Р а з д е л II. Политическая карта мира
Формирование политической карты мира. Современная политическая карта мира как итог нескольких тысячелетий её формирования. Изменения политического облика мира на рубеже XX—XXI вв. Распад СССР. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Делимитация и демаркация границ. Международные территории и территории с неопределённым статусом. Формы правления государств — монархическая и республиканская. Формы государственного устройства — унитарные и федеративные государства. Основные типы стран; критерии их выделения. Политическая география и геополитика. Территориальная дифференциация политических явлений и процессов. Основные политические и военные союзы в современном мире. Организация Объединённых Наций, её структура и роль в современном мире. Специфика России как евразийской страны.АЯ ЗАПИСКА
Р а з д е л III. Население мира
Современная демографическая ситуация. Рост населения Земли — от медленного до ускоренного. Суть и причины «демографического взрыва» в ХХ в. Численность и размещение населения в разных регионах и странах мира. Депопуляционные процессы в развитых странах. Демографическая ситуация в России. Демографическая политика.Структура населения. Возрастно-половой состав населения мира. Расовый, этнический, религиозный, языковой, социальный состав населения мира, крупных стран и регионов. Особенности уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира. Индекс развития человеческого потенциала (ИЧРП). Миграции. Миграции населения — внутренние и внешние. Современные миграционные процессы в мире. Острая проблема социальной адаптации иммигрантов (Западная Европа, Россия и т. д.). Понятие мультикультуралима.Занятость и расселение. Занятость населения мира, крупных стран и регионов. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Судьба мегалополисов.
Р а з д е л IV. Культурная география мира
География культуры. Сущность культуры и многообразие её определений. Характеристики культуры как региональные (гео графические) индикаторы. Ландшафт и культура. Климат и образ жизни. Этническая мозаика и география культуры. Богатство и разнообразие мировой культуры. Всемирное культурное и природное наследие, место России в нём. География религий. Взаимосвязь культур и религий. Территориальное распространение христианства, ислама, буддизма, крупных национальных религий. Современные цивилизации. Географические рубежи современных цивилизаций. Цивилизации Запада и цивилизации Востока. Культурные районы мира. Глобализация и судьбы локальных культур. Вклад России в мировую культуру.
Р а з д е л V. География мировой экономики
Мировая экономика. Отраслевая и территориальная структура мировой экономики. Динамика и тенденции её развития в начале XXI в. Четыре сектора мировой экономики СНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социально-экономические модели стран. Государства аграрные, аграрно-сырьевые, индустриальные, постиндустриальные. Развитые и развивающиеся страны. Государства — центры экономической мощи и «аутсайдеры»; «полюсы» бедности; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; новые индустриальные страны; страны внешнеориентированного развития.
География важнейших отраслей. Добывающая и обрабатывающая промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт.Сфера услуг. Информационная, консалтинговая и научная деятельность. Международное географическое разделение труда. Отрасли международной специализации стран и регионов мира. Экономическая интеграция в современном мире. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы в экономической сфере (ЕС, НАФТА и др.). Крупнейшие мировые фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Внешние связи — экономические, научно-технические. Производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). Международная торговля — основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. Глобализация мировой экономики. Место России в глобальной экономике.
Р а з д е л VI. Регионы и страны мира
Географические регионы. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Культурноисторические регионы мира, их основные характеристики. Многообразие стран. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Экономические и социальные контрасты. Географические особенности стран и регионов. Специфические и типологические черты стран и регионов, играющих видную роль в функциональном механизме мировой политики
и экономики. США и Канада. Страны Латинской Америки (Бразилия, Мексика). Германия, Великобритания, Франция. Регионы Западной Европы и Центрально-Восточной Европы; Российская
Федерация и постсоветский регион; КНР, Япония. Регионы Юго-Восточной, Южной (Индия), Юго-Западной Азии и Северной Африки; Тропической Африки и ЮАР; Австралии и Океании. Общие географические характеристики стран (по выбору).ИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Р а з д е л VII. Глобальные проблемы человечества
Глобальные процессы. Глобальные процессы и человечество. Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления глобальных процессов. Понятие о глобальных проблемах современности — естественно-научных и общественных. Старые и новые глобальные проблемы.
Приоритетные глобальные проблемы. Энергетическая, сырьевая, продовольственная, демографическая, экологическая проблемы. Проблема отсталости. Характер, масштабы, острота, региональные проявления глобальных проблем. Геоэкология — фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли. Взаимосвязь глобальных проблем человечества, наиболее прочные звенья, связывающие их воедино. Возможные пути решения («смягчения») глобальных проблем. Место и роль России в появлении, обострении и возможном решении (смягчении) отдельных глобальных проблем. Необходимость переоценки человечеством некоторых ранее устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных ориентиров. Роль географии в исследовании глобальных проблем человечества.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Изучаемый раздел | Количество часов в авторской программе | Количество часов в рабочей программе |
Раздел 1.Человек и ресурсы Земли | 16 | 1 |
Раздел 2. Политическая карта мира | 10 | 4 |
Раздел 3. Население мира. | 12 | 8 |
Раздел 4. Культурная география мира | 8 | |
Раздел 5. География мировой экономики | 16 | 15 |
Раздел 6. Регионы и страны мира | 35 | 7 |
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества | 10 | |
Всего | 107 | 35 |
№ п/п | Дата урока | Тема урока | Количество часов |
По плану | фактически |
1 | | | Введение. География как наука | 1 |
2 | | | Многообразие стран современного мира, их классификация | 1 |
3 | | | Типология стран | 1 |
4 | | | Государственный строй стран мира. Две основные формы правления: республиканская и монархическая. | 1 |
5 | | | Влияние международных отношений на политическую карту мира | 1 |
6 | | | Проблема взаимодействия природы и общества. Понятие о ресурсообеспеченности | 1 |
7 | | | Минеральные ресурсы | 1 |
8 | | | Земельные ресурсы | 1 |
9 | | | Водные ресурсы | 1 |
10 | | | Биологические ресурсы | 1 |
11 | | | Ресурсы Мирового океана | 1 |
12 | | | Антропогенное загрязнение окружающей среды | 1 |
13 | | | Рост численности населения мира. Понятие о воспроизводстве населения | 1 |
14 | | | Состав (структура) населения | 1 |
15 | | | Религиозный состав населения мира. | 1 |
16 | | | Размещение населения по земной суше. Миграции | 1 |
17 | | | Современный город и его функции | 1 |
18 | | | Сельское население. Население и окружающая среда | 1 |
19 | | | Понятие об НТР | 1 |
20 | | | Понятие о мировом хозяйстве | 1 |
21 | | | Понятие о глобализации и её движущих силах | 1 |
22 | | | Основные пространственные модели мирового хозяйства | 1 |
23 | | | Территориальная структура хозяйства. Региональная политика | 1 |
24 | | | Факторы размещения производительных сил | 1 |
25 | | | Промышленность первая ведущая отрасль материального производства | 1 |
26 | | | Топливно-энергетическая промышленность | 1 |
27 | | | Мировая горнодобывающая промышленность. Металлургия мира | 1 |
28 | | | Машиностроение мира | 1 |
29 | | | Химическая, лесная, текстильная промышленность | 1 |
30 | | | Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства | 1 |
31 | | | Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства | 1 |
32 | | | Всемирные экономические отношения | 1 |
33 | | | Общая характеристика зарубежной Европы | 1 |
34 | | | Население зарубежной Европы | 1 |
35 | | | Промышленность зарубежной Европы | 1 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА