ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1391»
143381 г. Москва, п. Киевский, пос. Киевский, дом 7а
тел. 8-495-846-31-54, 8-495-846-38-01, e-mail [email protected]. ru
Рекомендовано к утверждению на заседании педагогического совета Протокол №_1_ от «_23_» _августа_2016г | УТВЕРЖДАЮ Директор______________ Т.П. Киселевич Приказ №456-ОД от «31» _августа_2016г. |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2016-2017 учебный год
По геометрии
Классы 7-9
Количество часов (в год) 102
Учителя Новокщенова Марина Владимировна (квалификационная категория первая),
Семочкина Людмила Владимировна (квалификационная категория высшая);
Скобарина Надежда Федоровна (квалификационная категория первая)
Теленкова Любовь Ивановна (квалификационная категория первая)
Год составления программы 2016
Пояснительная записка
программа основного общего образования по предмету "Геометрия" (базовый уровень) в 7-9 классах.
Данная рабочая программа составлена в соответствии:
Федерального государственного образовательного стандарта,
Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ Школы № 1391
Учебного плана ГБОУ Школы № 1391
Сборника рабочих программ. Геометрия 7-9 классы. /Т.С.Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2011
Рабочей программы по геометрии к УМК Л.С. Атанасяна и др./Н.Ф.Гаврилова. - М.: ВАКО, 2012
Данная рабочая программа ориентирована для учащихся 7-9 классов, в которых обу-чение ведётся по учебно-методическому комплекту, состоящему из:
Учебник «Геометрия» для 7-9 классов образовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.– М., «Просвещение», 2014-2015
В настоящей рабочей программе на изучение геометрии отводится:
7 класс | геометрия 2 ч в неделю, всего 68 часов в год. | |
8 класс | геометрия 2 ч в неделю, всего 68 часов в год. | |
9 класс | геометрия 2 ч в неделю, всего 68 часов в год. | ИТОГО 204ч. |
Количество контрольных работ: | |
7 класс | 5 за год, | |
8 класс | 5 за год, | |
9 класс | 6 за год. | |
Помимо тематических контрольных работ также проводятся работы по тестам МЦКО и телекоммуникационной системы СтатГрад в рамках предметного мониторинга.
Используемые технологии:
• Проблемное обучение (цель: развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся; механизм: поисковые методы, постановка познавательных задач)
Обучение развитию критического мышления (цель: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс; механизм: интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта), осмысление и рефлексия)
• ИКТ технологии
Цель геометрии в системе общего образования - овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах, продолжения образования, а так же формирования интеллекта и личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению.
Особенности реализации программы для детей с ОВЗ по предмету осуществляется с учетом особенностей их развития. Компенсация особенностей развития достигается путем доступности изложения материала, за счет включения в процесс обучения всех сохранных анализаторов, частой смены видов деятельности на уроке, разнообразия форм урочной деятельности.
Планируемые результаты освоения математики

Личностные результаты освоения предмета включают:
•готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
•сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;
•социальные компетенции, правосознание;
•способность ставить цели и строить жизненные планы;
•способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Для обучающихся с ОВЗ:
для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
•способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими наруше-ния слуха;
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
•владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
•умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
•способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
•способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
•формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
•знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметными результатами являются:
•способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
•построение индивидуальной образовательной траектории. Для обучающихся с ОВЗ:
для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
•владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграммагизмов) в письменной и устной речи;
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
•формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
•формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьюто-ра;
•формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
•формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
•формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
•развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
•формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
•развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
Коммуникативными результатами являются:
•умения вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей бесе-де, соблюдая правила речевого поведения;
•задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
•строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Для обучающихся с ОВЗ:
•адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
•учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
•понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
•аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
•с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности;
•адекватно использовать зрительное восприятие для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты . В результате изучения курса учащиеся должны:
оперировать понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоуголь-ник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар, пирамиду, конус, цилиндр.
оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность и перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;
оперировать на базовом уровне понятиями: вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
Содержание учебного предмета

Начальные геометрические сведения. Начальные понятия планиметрии. Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.
Треугольники. Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение.
Треугольник. Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 00 до 900. Решение прямоугольных треугольников. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.
Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, равенство касательных проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники.
Измерение геометрических величин. Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника. Связь между площадями подобных фигур.
Построения с помощью циркуля и линейки. Деление отрезка на n равных частей,
построение четвертого пропорционального отрезка.
Векторы и метод координат. Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель — развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга. Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Движения. Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Геометрические преобразования. Движения. Примеры движений фигур.
Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.
Начальные сведения из стереометрии. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. При- меры сечений. Примеры разверток. Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии. Пятый постулат Эвклида и его история.
Тематическое планирование

7 класс
№ | Наименование разделов, тем | Количество | В т. ч. на |
п/п | | часов | контрольные |
| | | работы |
1 | Начальные геометрические сведения | 10 | 1 |
2 | Треугольники | 17 | 1 |
3 | Параллельные прямые | 13 | 1 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 | 1 |
5 | Повторения курса геометрии 7 класса | 8 | 1 |
| Итого | 68 | 5 |
| | | |
| 8 класс | | |
| | | |
№ | Наименование разделов, тем | Количество | В т. ч. на |
п/п | | часов | контрольные |
| | | работы |
1 | Повторение | 2 | |
2 | Четырехугольники | 14 | 1 |
3 | Площадь. Теорема Пифагора | 14 | 1 |
4 | Подобные треугольники | 20 | 2 |
5 | Окружность | 16 | 1 |
6 | Повторение | 2 | |
| Итого | 68 | 5 |
| | | |
| 9 класс | | |
| | | |
№ | Наименование разделов, тем | Количество | В т. ч. на |
п/п | | часов | контрольные |
| | | работы |
1 | Повторение | 2 | |
2 | Векторы | 12 | 1 |
3 | Метод координат | 10 | 1 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 14 | 2 |
| Скалярное произведение векторов | | |
5 | Длина окружности. Площадь круга | 12 | 1 |
6 | Движение | 10 | 1 |
7 | Начальные сведения из стереометрии. Аксиоматическое | 8 | - |
| построение геометрии | | |
| Итого | 68 | 6 |
| | | |