СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по литературе для 10 класса составлена на основе: Закона РФ « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 (гл.2 ст.11,12,13); Федерального государственного образовательного  стандарта ООО  М.2004; Федеральный компонент государственного образовательного  стандарта СОО М.2004; Примерная образовательная программа общего образования; Положения о рабочей программе МКОУ «Курбакинская средняя общеобразовательная школа»; Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2016-2017 уч. г.; Учебного плана МКОУ «Курбакинская средняя общеобразовательная школа» на 2016-2017 уч.г.; авторская программа Г.В.Цветкова;  примерных образовательных  программ  ; учебника «Литература 10 класс», авторы-составители Курдюмова Т.Ф., (М: Дрофа)

Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематический план литература 10класс»



Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов (всего)

Из них ( количество часов)

Лабораторные, практические работы

Развитие речи

1.

Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Обзор русской литературы первой половины 19 века

2



2.

А.С.Пушкин

6

1


3.

М.Ю.Лермонтов

5

1


4.

Н.В.Гоголь

3


2

5.

Обзор русской литературы второй половины 19 века

1



6.

И.А.Гончаров

6



7.

А.И.Островский

8


2

8.

И.С.Тургенев

9


2

9.

Н.А.Некрасов

7



10.

Ф.И.Тютчев

3

1


11.

А.А.Фет

3

1


12.

А.К.Толстой

2



13.

М.Е.Салтыков-Щедрин

2



14.

Ф.М.Достоевский

12


2

15.

Л.Н.Толстой

20


2

16.

Н.С.Лесков

2



17.

А.П.Чехов

10


2

18.

Нравственные уроки русской литературы 19 века

1



19.

Зарубежная литература 19 века

5



Итого:

105

4

12





Календарно-тематический план

№ уроков

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения (по плану)

Дата фактического проведения

Примечания

1.

Введение. Русская литература 19 века.

1




2.

Обзор русской литературы первой половины 19 века.

1




3.

Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина.

1




4.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.

1




5.

Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и Михайловской ссылок.

1




6.

А.С.Пушкин о назначении поэта и поэзии.

1




7.

Философские мотивы в лирике А.С.Пушкина.

1




8.

Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»ю

1




9.

Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…»

1




10.

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова.

1




11.

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова.

1




12.

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. «Как часто пестрою толпою окружен…»

1




13.

Урок внеклассного чтения. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

1




14.

Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя.

1




15.

«Петербургские повести» Гоголя. Повесть «Невский проспект».

1




16.

Сочинение по произведениям русской литературы первой половины 19 века.

1




17.

Обзор русской литературы второй половины 19 века.

1




18.

И.А.Гончаров. Художественный мир писателя.

1




19.

И.А.Гончаров «Обломов». Название романа и его герои.

1




20.

«Увертюра всего романа». (Гончаров). Сон Обломова. Анализ эпизода.

1




21.

Обломов и Штольц.

1




22.

«Обломовский вопрос», или женские образы на страницах романа.

1




23.

Что такое «обломовщина»? Роман «Обломов» в русской критике.

1




24.

А.Н.Островский. Художественный мир писателя.

1




25.

Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие.

1




26.

А.Н.Островский «Гроза». Один дом в городе Калинове.

1




27.

Образ Катерины Кабановой. Её душевная трагедия.

1




28.

Споры критиков вокруг драмы «Гроза».

1




29.

Подготовка к сочинению по драме А.Н.Островского «Гроза».

1




30.

Сочинение по драме Островского «Гроза».

1




31.

Урок внеклассного чтения. Драма «Бесприданница».

1




32.

И.С.Тургенев. Художественный мир писателя.

1




33.

И.С.Тургенев «Отцы и дети». История создания романа.

1




34.

Споры Базарова с Павлом Петровичем. Вечный конфликт «отцов и детей».

1




35.

Базаров – нигилист.

1




36.

Любовь и счастье в романе «Отцы и дети».

1




37.

Анализ эпизода «Смерть Базарова».

1




38.

Полемика вокруг романа. Д.И.Писарев «Базаров» (фрагменты).

1




39-40.

Сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

1




41.

Жизненный творческий путь Н.А.Некрасова.

1




42.

Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу.

1




43.

Урок внеклассного чтения. Тема любви в лирике Н.А.Некрасова.

1




44.

Жанровое своеобразие и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

1




45.

Образ народных заступников в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1




46.

Нравственный идеал счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

1




47.

Жизненный и творческий путь Ф.И.Тютчева.

1




48.

Любовная лирика Ф.И.Тютчева.

1










49.

Философская лирика Ф.И.Тютчева.

1




50.

Жизненный и творческий путь А.А.Фета. основные мотивы лирики.

1




51.

Любовная лирика А.А.Фета.

1




52.

Обучение анализу стихотворений. Анализ стихотворений А.А.Фета.

1




53.

А.К.Толстой. Жизнь и творчество (обзор). Основные темы, мотивы.

1




54.

Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта.

1




55.

Жизненный и творческий путь М.Е.Салтыкова-Щедрина.

1




56.

М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города».

1




57.

Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского.

1




58.

История создания, смысл названия романа «Преступление и наказание».

1




59-60.

Мир романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

2




61.

Теория Раскольникова. Преступление Раскольникова. Анализ эпизода убийства.

1




62-63.

«Двойники» Раскольникова.

2




64.

Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой.

1




65.

Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман.

1




66.

Подготовка к сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

1




67.

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского

«Преступление и наказание».

1




68.

Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого.

1




69.

Урок внеклассного чтения. Народ и война в «Севастопольских рассказах».

1




70.

История создания, смысл названия, особенности жанра романа «Война и мир».

1




71.

Анализ эпизода «Вечер в салоне Шерер».

1




72.

Именины у Ростовых. Лысые Горы.

1




73.

Изображение войны 1805-1807гг.

1




74.

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

1




75.

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.

1




76.

Отечественная война 1812г. философия войны в романе.

1




77-78.

Кутузов и Наполеон в романе.

2




79.

Партизанская война. Бегство французов из России.

1




80.

«Мысль народная» в романе «Война и мир».

1




81.

Эпилог романа.

1




82.

Образ Наташи Ростовой.

1




83.

Нравственные искания Андрея Болконского.

1




84.

Нравственные искания Пьера Безухова.

1




85.

Семья в романе «Война и мир».

1




86, 87.

Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

2




88.

Художественный мир произведений Л.Н.Лескова.

1




89.

«Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие.

1




90.

А.П.Чехов. Жизнь и творчество.

1




91.

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов.

1




92.

«Дама с собачкой», «Студент».

1




93.

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

1




94.

«Вишневый сад». Идейно-художественное своеобразие.

1




95.

История создания пьесы. Особенности драматургии А.П.Чехова.

1




96.

Система образов. Символический смысл образа вишневого сада.

1




97.

Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе.

1




98.

Подготовка к сочинению по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».

1




99.

Сочинение по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».

1




100.

Нравственные уроки русской литературы 19 века.

1




101.

Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века.

1




102.

А.Рембо. Жизнь и творчество. Стихотворение «Пьяный корабль».

1




103.

Ги де Мопассан. Жизнь и творчество. Новелла «Ожерелье».

1




104.

Новеллы Ги де Мопассана.

1




105.

Итоговый урок.

1






Просмотр содержимого документа
«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСК 10 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по литературе для 10 класса составлена на основе: Закона РФ « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 (гл.2 ст.11,12,13); Федерального государственного образовательного стандарта ООО М.2004; Федеральный компонент государственного образовательного стандарта СОО М.2004; Примерная образовательная программа общего образования; Положения о рабочей программе МКОУ «Курбакинская средняя общеобразовательная школа»; Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2016-2017 уч. г.; Учебного плана МКОУ «Курбакинская средняя общеобразовательная школа» на 2016-2017 уч.г.; авторская программа Г.В.Цветкова; примерных образовательных программ ; учебника «Литература 10 класс», авторы-составители Курдюмова Т.Ф., (М: Дрофа)

Специфика и значение учебного предмета

Литература- базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьников, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственным ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

-выразительное чтение художественного текста;

-различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-анализ и интерпретация произведения;

-составление планов и написание отзывов;

-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и , в первую очередь, с русским языком. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной степени формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

В каждом из классов затронута одна из ведущих проблем. Так в 10 классе затрагиваются особенности труда писателей, их позиции, изображение человека как важнейшей проблемы литературы.

Основная идея курса

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет « Литература » тесно связан с предметом «Русский язык». Русская  литература  является одним из основных источников обогащения речи обучающихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию обучающимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета « Литература » определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс  литературы  в  10  классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. В системе образования как никогда актуальна проблема формирования, развития личности, готовой к восприятию других культур, их этнических особенностей. Поэтому одним из принципов в образовании и воспитании становится принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды родного народа, а также понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих рядом.

Цели литературного образования в 10 классе

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи обучающихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладения умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи литературного образования:

В 10 классе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений. В 10 классе необходимо:

  1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, 5-9 классах, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

  2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

  3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

  4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

  5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.

  6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

  1. Развивать функциональную грамотность (способность обучающихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

  2. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Место предмета в учебном плане

Программа 10 класса по литературе рассчитана на 105 часов (3 ч. в неделю).

Курс рассчитан на 105 часов. (3 часа в неделю)

1. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Обзор русской литературы первой половины 19 века- 2 часа.

2. А.С.Пушкин- 6 часов.

3. М.Ю.Лермонтов – 5 часов.

4. Н.В.Гоголь – 3 часа.

5. Обзор русской литературы второй половины 19 века – 1 час.

6. И.А.Гончаров – 6 часов.

7. А.И.Островский – 8 часов.

8. И.С.Тургенев – 9 часов.

9. Н.А.Некрасов – 7 часов.

10. Ф.И.Тютчев – 3 часа.

11. А.А.Фет – 3 часа.

12. А.К.Толстой – 2 часа.

13. М.Е.Салтыков-Щедрин – 2 часа.

14. Ф.М.Достоевский – 12 часов.

15. Л.Н.Толстой – 20 часов.

16. Н.С.Лесков – 2 часа.

17. А.П.Чехов – 10 часов.

18. Нравственные уроки русской литературы 19 века – 1 час.

19. Зарубежная литература 19 века – 5 часов.

Основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса

ЛИТЕРАТУРА ХIХ ВЕКА

Русская литература ХIХ века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы ХIХ века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Введение

Россия в первой половине ХIХ века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая 1. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины ХIХ века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа» и профессиональной русской критической мысли.

Россия во второй половине ХIХ века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии, две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

Знать/понимать: общую характеристику и своеобразие русской литературы 19 века. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.

Уметь: доказывать примерами значение русской литературы 19 века в развитии литературного процесса.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, добро, Истина три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный..», «Подражание Корану», «Элегия», «Вновь я посетил», «IIоэт», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народностъ — основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах . «Медный всадник».

Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: анализировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения; аргументированно формулировать свое отношение к произведению; создавать сочинения разных жанров на литературные темы.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен», «Сон», «Выхожу один я на дорогу», «Нет, я не Байрон, я другой», «Молитва», «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины,, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание изученного произведения.

Уметь: выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения; анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; выявлять авторскую позицию в произведении; создавать сочинения различных жанров.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» - идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

Знать/понимать: основные факты жизни и творчества Н.В.Гоголя; роль творчества писателя в литературном процессе 19-20 веков.

Уметь: подтверждать примерами образы фантастики и реальности; анализировать эпизод, его место и значение в тексте; использовать теоретико-литературные понятия; выявлять «сквозные» темы и проблемы русской литературы.

Литература второй половины ХIХ века

Обзор русской литературы второй половины ХIХ века. Россия второй половины ХIХ века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое признание.

Знать/понимать: общую характеристику и своеобразие русской литературы 19 века.



Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.).

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. С его жизни и смерти. «Обломовщина как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман « Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?», Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию; приемы систематизации материала; анализировать эпизод и его место в тексте.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение жестоких нравов «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы:

тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).

Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; анализировать эпизод и его место в тексте; выявлять авторскую позицию; формулировать свое отношение к прочитанному; создавать сочинение различных жанров.

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Отцы и дети». духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения.

Уметь: выявлять авторскую позицию; формулировать свое отношение к прочитанному; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; создавать сочинения различных жанров.

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («Осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: «Еще земли печален вид», «Я встретил вас, и все былое», «Эти бедные селенья», «Нам не дано предугадать», «умом Россию не понять», «О, как убийственно мы любим».Теория литературы. Углубление понятия о лирике Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения.

Уметь: анализировать и интерпретировать поэтическое произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное, неуловимое». Романтические поэтизмы и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье», «Я пришел к тебе с приветом», «Как беден наш язык», «Еще майская ночь», «Заря прощается с землею», «Сияла ночь. Луной был полон сад»,

Теория литературы. Углубление понятия о л Композиция лирического стихотворения.

Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения.

Уметь: анализировать и интерпретировать поэтическое произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество, Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Против течения», «Государь ты наш батюшка».

Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения.

Уметь: анализировать и интерпретировать поэтическое произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ Исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).

Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения.

Уметь: выявлять авторскую позицию; формулировать свое отношение к прочитанному; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; создавать сочинения различных жанров.

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление в наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория, литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.

Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию; формулировать свое отношение к прочитанному; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; создавать сочинения различных жанров.

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство. Отрочество. Юность.» Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

«Война и мир» — вершина творчества Л.. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Соединение народа как тела нации с ее умом просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный.

Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения; особенности его художественного мира; идейно-художественное своеобразие «Севастопольских рассказов»; содержание романа эпопеи.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию; формулировать свое отношение к прочитанному; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; создавать сочинения различных жанров.

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.

Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.

Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.

Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения;

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию; формулировать свое отношение к прочитанному; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения маленького человека.

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Студент», «Дама с собачкой».

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе:

Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие лирической комедии.

Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения;

Уметь: анализировать и интерпретировать поэтическое произведение, используя сведения по истории и теории литературы; излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию; формулировать свое отношение к прочитанному; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; создавать сочинения различных жанров.

Обзор зарубежной литературы второй половины ХIХ века.

Основные тенденции в развитии литературы второй половины ХIХ века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения;

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении.

Артур Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.

Знать/понимать: основные факты жизни и творчества поэта; содержание произведения;

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении.

Формы организации учебных занятий – урок-лекция, семинар, практикум, консультация.

Основные виды учебной деятельности – фронтальная работа с классом, самостоятельная работа, составление конспектов, эссе, написание рефератов, работа в группах, тестирование.



Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Учащиеся должны знать:

1. Текст художественного произведения.

2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

3. Особенности композиции изученного произведения.

4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы. Учащиеся должны уметь:

1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.

2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.

З. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.

4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

5. Различать эпические и лирические произведения.

6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.

7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.

8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.

9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

10. давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:

1. Коровина, В. Я. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5—11 классы. (Базовый уровень). 10-11 классы. (Базовый уровень) / В. Я. Коровина,, В. П. Журавлев, В. И. Коровин ; под ред. В. Я. Коровиной. — М. : Просвещение, 2010.

2. Лебедев, Ю. В. Литература. 10 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2 ч. / Ю. В. Лебедев. — М. : Просвещение, 2010.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Мещерякова, М И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. — М. : Айрис-Пресс, 2009.

2. Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9—11 кл. / В. А. Крутецкая. — М.: Литера, 2010.

3.Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 10—11 кл. / О. Н. Харитонова. — М: Феникс, 2010.