СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС второго поколения

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа»

Пояснительная записка


Рабочая программа предназначена для изучения истории в 5-9 классах, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011- стр.48).

Сроки реализации программы: 2016-2021 год (5-9 классы)

Программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам. История 5 - 9 классы (Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2010. – стр. 94).

В основу программы заложено два курса: «История России» и «Всеобщая история»

Используемый УМК.

5 класс

А.А. Вигасин Г.И. Годер И.С. Свенцицкая История Древнего мира М. «Просвещение», 2013 г.

6 класс

Е.В. Агибалова Г.М. Донской История средних веков М. «Просвещение» 2013 г.

А.А. Данилов Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца XVI в. М. «Просвещение» 2013 г.

7 класс

А.Я. Юдовская П. А. Баранов Л.М. Ванюшкина Новая история 1500-1800 гг. М. «Просвещение» 2013 г.

А.А. Данилов Л.Г. Косулина История России конец XVI – XVIII в.- М. «Просвещение» 2013 г.

8 класс

А.А. Данилов Л.Г. Косулина История России XIX в. М. «Просвещение» 2013 г.

А.Я. Юдовская П. А. Баранов Л.М. Ванюшкина Новая история 1800 - 1913 гг. М. «Просвещение» 2013 г.

9 класс

А. А. Данилов Л.Г. Косулина М.Ю. Брандт История России XX – начало XXI в. М. «Просвещение» 2013 г.

О.С. Сороко-Цюпа А.О. Сороко-Цюпа Новейшая история зарубежных стран XX – начало XXI в. М. «Просвещение» 2013 г.

Примерная программа по истории на ступени основного общего образования является базовой по отбору и изложению исторического материала и в связи с этим характеризуется следующими особенностями.

1. Значительное внимание уделено системности и сбалансированности содержания материала. Это выражается в обращении ко всем аспектам истории: экономике, социальной и политической истории, международным отношениям, истории культуры, повседневной жизни и др. Устанавливаются рамочные пропорции в соотношении отечественной и всеобщей истории. Большее время отводится на изучение истории России. Наряду с прочими основаниями при этом учитывается то обстоятельство, что именно по курсу отечественной истории проводятся выпускные школьные экзамены и вступительные экзамены в высшие учебные заведения. В соответствии с задачами изучения предмета на ступени основного общего образования в курсе отечественной истории расширен материал социокультурного характера, имеющий мировоззренческое значение, пробуждающий интерес к прошлому страны и ее народов.

2. В примерной программе по истории на ступени основного общего образования не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине. Предполагается, что в школьных курсах может эффективно использоваться познавательный потенциал принятых в современной исторической науке антропологического, цивилизационного, культурологического подходов. В программе не используются принадлежащие к отдельным концепциям или идеологически окрашенные оценки, эпитеты. Минимален и перечень упоминаемых исторических личностей. В то же время предполагается, что в соответствии с содержательной линией «человек в истории» ход и следствия событий прошлого раскрываются в учебниках и на уроках через деяния и судьбы людей.

3. Отбор содержания курсов «История России» и «Всеобщая история» осуществляется в соответствии с комплексом исторических и дидактических требований. Для основной школы речь идет о совокупности ключевых фактов и понятий отечественной и всеобщей истории, а также элементов методологических и оценочных знаний. При этом учитываются возрастные возможности и собственный социальный опыт учащихся 5—9 классов. Значительное место отводится материалу, служащему выработке у подростков младшего и среднего возраста эмоционально-ценностного отношения к событиям и людям, формированию гражданской позиции.

4. Содержание разделов и тем излагается в базовой программе относительно кратко, в сжатых формулировках, что создает возможность дополнительного (вариативного) включения фактов, имен и т. д. в авторские программы и учебники.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. 

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентации.

В рабочей программе по истории на ступени основного общего образования сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.  История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания, которое играет значимую роль  в подготовке обучающихся 5—9 классов к жизни в современном обществе, дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества.

История представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления;

изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. 

-         Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания  обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом.

-         Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет обучающимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков.

-         Знание обучающимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Поликультурный аспект отслеживается на каждом из этапов  отечественной  и всемирной истории и содействует реализации задач, связанных с воспитанием чувств патриотизма, гражданской ответственности, гуманизма, уважительного отношения к истории и культуре народов России и мира.

Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

 Задачи изучения истории в основной школе:

· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

На уроках истории и обществознания применяются следующие методы и приемы работы с учащимися:

  • работа с учебником, раздаточным материалом, проблемными задачами, историческими источниками, средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, телевидение, Интернет);

  • беседа, самостоятельная работа, наблюдение;

  • работа с помощью схем, наглядных пособий;

  • урок-игра, реферативная работа, составление  и заполнение контурных карт, работа с исторической картой.

Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный  государственный  образовательный  стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение», 2011-с.31). Разделы: «Содержание учебного предмета» (5-9 классы) и «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности» (только на 5-й класс, пополняется с переходом в следующий класс) оформлены согласно «Положению о рабочей программе» МАОУ СОШ № 4 г. Искитима.

Общая характеристика учебного предмета

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

       эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

       формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,

       образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

       история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

       развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

    Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено  в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

   Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

    В курсе «Всеобщая история»  рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Место учебного предмета «История» в учебном плане.


Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования:

              в 5 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю;

              в 6 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю;

              в 7 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю;

              в 8 классе 72 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю;

      в 9 классе 102 часов, из расчёта 3 учебных часа в неделю.

Таким образом:   предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 382 часа, в 5—8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю.

Основные содержательные линии программы изучения истории на ступени основного общего образования реализуются в рамках курсов:

«История древнего мира»,

«История средних веков»,

«Новая история зарубежных стран»,

«Новейшая и современная история зарубежных стран»,

«История России с древности до XV века»,

«История России XVI-XVIII вв.»,

«Истории России. 19 век»,

«Новейшая и современная история России».

График контрольных работ и проектов по темам

      5 класс

        2014-2015 учебный год

 Раздел

Тема

кол-во

часов

Древний  Восток

Контрольная работа по теме «Древний Египет»

1

Древний Восток

Проект «Устройство Древних государств»

1

Древний Восток

Контрольная работа по теме: «Древний Восток»

1

Древняя Греция

Проект «Боги Древней Греции»

1

Древняя Греция

Контрольная работа по теме: «Древняя Греция»

1

Древний Рим

Проект «Рим - вечный город»

1

 

Итоговая контрольная работа по курсу

2


Таким образом,  в течение 2014-2015 учебного года,  запланировано:

- 4 контрольные работы (по четвертям, включая итоговую);

- 3 групповых проекта по общей тематике (возможен выбор другой темы в рамках раздела)


Описание ценностных ориентиров содержания учебного плана


Содержание программы по истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного

знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами способствуют формированию и развитию исторического мышления у учащихся.

Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по истории в соответствии с программой обеспечит формирование таких нравственных

свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новым видам деятельности, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.

Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.

В учебном процессе учитель помогает учащимся:

- научиться пользоваться информацией;

- научиться общаться;

- научиться создавать завершенный продукт деятельности.

Данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших школьников основной школы.




Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа

России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,

языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и

способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные

сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование

нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в

чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта

экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам

своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического

характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы

решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,

дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и

отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и

профессиональной ориентации.

Предметные результаты изучения предметной области «Общественно-научные предметы»:

История России. Всеобщая история:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и

взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных

глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Предметные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:

    - целостное представление об историческом  развитии человечества от первобытности  до гибели античной цивилизации  как о важном периоде всеобщей  истории;

    - яркие образы и картины, связанные  с ключевыми событиями, личностями, явлениями  и памятниками культуры  крупнейших цивилизаций   Древнего  мира;

    - способности применять понятийный  аппарат и элементарные методы  исторической науки для атрибуции  фактов и источников Древнего  мира, их анализа, сопоставления, обобщенной  характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий  и личностной позиции в отношении  дискуссионных и морально- этических  вопросов далекого прошлого;

    - представление о мифах как  ограниченной форме мышления  и познания людей в Древнем  мире и специфическом историческом  источнике для изучения прошлого;

    - умения датировать события и  процессы в истории Древнего  мира, определять последовательность  и длительность цивилизаций, соотносить  годы с веками, тысячелетиями, вести  счет лет с условным делением  древней истории на время «до  нашей эры» и «наша эра»

    - уметь читать историческую карту, находить  и  показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира,  анализировать и обобщать данные карты;

    - уметь характеризовать важные  факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать  их по предложенным признакам;

    - уметь сравнивать простые однородные  исторические факты истории Древнего  мира, выявляя их сходства и  отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие  выводы о результатах своего  исследования;

    - умения давать образную характеристику  исторических личностей, описание  памятников истории и культуры  древних цивилизаций, в том числе  по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

    - умения различать в учебном  тексте факты, сопоставлять их  аргументацию, формулировать собственные  гипотезы по дискуссионным вопросам  истории Древнего мира;

    - умения соотносить единичные  события в отдельных странах  Древнего мира с общими явлениями  и процессами;

    - готовность применять новые знания  и умения в общении с одноклассниками  и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

    Метапредметные  результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

    - способность планировать и организовывать  свою учебную и  коммуникативную  деятельность в соответствии  с задачами изучения истории,  видами учебной и домашней  работы, во взаимодействии с одноклассниками  и взрослыми;

    - готовность формулировать и высказывать  собственное мнение по проблемам  прошлого и современности, выслушивать  и обсуждать разные взгляды  и оценки исторических фактов,  вести конструктивный диалог;

    - умения проводить поиск основной  и дополнительной информации  в учебной и научно-популярной  литературе, Интернете, библиотеках  и музеях, обрабатывать  её в  соответствии с темой и познавательными  заданиями, представлять результаты  своей творческо-поисковой работы  в различных форматах (таблицы, сочинения,  планы, схемы, презентации, проекты);

    - способность решать творческие  и проблемные задачи, используя  контекстные знания и эвристические  приемы.

    Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

    -  представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества  и общества, для жизни в современном  поликультурном мире;

    - приобщение к истокам культурно-исторического  наследия человечества, интерес  к его познанию за рамками  учебного курса и школьного  обучения;

    - освоение гуманистических традиций  и ценностей, становление которых  началось в Древнем  мире, уважение  к личности, правам и свободам  человека, культурам разных народов;

    - опыт эмоционально-ценностного и  творческого отношения к фактам  прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Поставлены следующие цели изучения Истории в 5 классе:

- сформировать историческое мышление.

- дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ

- показать отличия Древнего мира от мира современного.

Используемые КИМы:

5 класс

Г.И. Годер История древнего мира: 5 класс. Рабочая тетрадь. - М. «Просвещение» 2014 г.

6 класс

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской Истории Средних веков: 6 класс. Рабочая тетрадь — М.: «Просвещение», 2013.

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца ХVI века: 6 класс. Рабочая тетрадь.— М.: «Просвещение», 2013.

7 класс

А.Я. Юдовская П. А. Баранов Л.М. Ванюшкина Новая история 1500-1800 гг.: 7 класс. Рабочая тетрадь. - М. «Просвещение» 2013 г.

А.А. Данилов Л.Г. Косулина История России конец XVI – XVIII в.: 7 класс. Рабочая тетрадь. - М. «Просвещение» 2013 г.

8 класс

А.А. Данилов Л.Г. Косулина История России XIX в.: 8 класс. Рабочая тетрадь. - М. «Просвещение» 2013 г.

А.Я. Юдовская П. А. Баранов Л.М. Ванюшкина Новая история 1800 - 1913 гг.: 8 класс. Рабочая тетрадь. - М. «Просвещение» 2013 г.

9 класс

А. А. Данилов Л.Г. Косулина М.Ю. Брандт История России XX – начало XXI в.: 9 класс. Рабочая тетрадь. - М. «Просвещение» 2013 г.

О.С. Сороко-Цюпа А.О. Сороко-Цюпа Новейшая история зарубежных стран XX – начало XXI в.: 9 класс. Рабочая тетрадь. - М. «Просвещение» 2013 г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.

При оценивании устного ответа учащегося оценка ставится:

  • за устный ответ на обобщающем уроке; за устные  индивидуальные ответы учащегося на уроке

    • за участие во внеурочных мероприятиях по предмету

    • за исправление ответов учащихся

  • за умение использовать в ответе различные источники знаний ( текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы)

    • за работу с историческими источниками и их анализ

    • за выполнение домашней работы;

    • за работу в группах по какой-либо теме;

    • за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;

    • за ролевую игру или викторину

    • за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме;

 При оценивании письменных ответов оценка ставится:

    • за выполнение заданий в рабочей тетради  самостоятельно

    • за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта

    • за исторический диктант

    • за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)

    • за тестовую  работу

    • за письменный реферат

 Оценивание устных ответов:

Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.

Оценка «4» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.

Оценка «3» ставится за ответ,  который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.

Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы

Оценивание письменных ответов:

Оценка «5»    -    100-90 %

Оценка «4»    -      89-70 %

Оценка «3»    -      69-45 %

Оценка «2»    -      44-20 % 


Содержание учебного курса «История Древнего мира»

(70 часов)

2014-2015 учебный год


Название раздела

Количество часов

Элементы содержания

(основные темы)

Планируемые предметные результаты

Всего

Теория

Практика

(к/р, проекты)


Введение

2

2


1.Откуда мы знаем,  как жили наши

предки

2. Счет лет в истории.

Историческая карта


История Древнего мира

Выпускник научится:

-определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н.э, н.э.);

-использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

-проводить поиск информации в отрывках  исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

-описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры, рассказывать о событиях древней истории;

-раскрывать характерные, существенные черты: а)форм государственного строя древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.)б)положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и поданные, свободные и рабы);в)религиозных верований людей в древности;

-объяснять, в чем

1.

Жизнь первобытных людей

6

6


1.Первобытные собиратели и охотники

2.Первобытные земледельцы и скотоводы

2.

Древний Восток

21

18

3

1.Древний Египет

2. Западная Азия в древности

3. Индия и Китай в древности

3.

Древняя Греция

21

19

2

1.Древнейшая Греция

2. Полисы Греции и их борьба с  персидским

нашествием

3.Возвышение Афин в V веке  до н.э. и расцвет

демократии

4. Македонские завоевания в IV веке до н.э.

4.

Древний Рим

18

16

2

1.Рим: от его возникновения до установления

господства над Италией

2.Рим - сильнейшая держава Средиземноморья

3.Гражданские войны в Риме

4.Римская империя в I – е  века нашей эры

5.Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

 


Итоговое повторение

2


2




Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Учебный курс «История Древнего мира»

5 класс (70 часов)

на 2014-2015 учебный год



Тема раздела,

урока

Кол-во

часов

Цель урока

 

Вид контроля,

измерители

 

Дата

проведения

Примечания

Планируемые              предметные   результаты


Планируемая деятельность

учащихся

(УУД)

 

Введение (2 часа)

1.

Откуда мы

знаем, как жили

наши предки.

 

1

Научиться определять понятия: история, источники, археология, век;

-виды исторических источников: вещественные, письменные

Определять проблему и цели урока

Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник;

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю

Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории

Входной тест


 

2.

Счет лет в истории.

Историческая карта

1

Научится определять

понятия: хронология, лента времени, наша эра, первобытность,

названия частей света

Объяснять,  как ведется счет лет до н.э. и н.э., используя линию времени

Показывать и различать на исторической карте   части света

Текущий

хронологические

задачи


 

Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 часов)

3.

Древнейшие люди

1

Научится характеризовать:

-основные теории происхождения человека;

-время и место появления древнейшего человека;

-отличие человека от обезьяны;

-первые орудия труда древнейшего человека;

-первые занятия древнейшего человека;

 

Определять тему и цель урока

Показывать на карте места расселения древнейших людей

Участвовать в обсуждении теорий происхождения человека

 


 

4.

Родовые общины охотников

и собирателей

1

Научится характеризовать:

-условия жизни первобытных людей;

- признаки родовой общины

Определять тему и цель урока

Рассказывать об условиях жизни первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы

Участвовать в работе группы

 

Текущий тест


 

5.

Возникновение искусства и

религиозных верований

1

Научится:

- определять понятия-

-религия, искусство;

характеризовать:

-особенности пещерной живописи;

-особенности религиозных верований древнейших людей

Определять тему и цель урока

Составлять план своей работы

Рассказывать о верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы

Характеризовать процесс зарождения искусства

 


 

6.

Возникновение земледелия

и скотоводства

1

Научится характеризовать:

-причины и обстоятельства возникновения земледелия и скотоводства;

-особенности трудовой деятельности людей;

-появление ремесла: глиняная посуда и одежда из ткани

Определять тему и цель урока

Составлять план своей работы

Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда т. д.) для развития человеческого общества

Участвовать в работе группы

 

Текущий тест


 

7.

Появление неравенства и

знати

1

Научится характеризовать:

-причины появления неравенства и знати;

-причины и предпосылки развития ремесла;

-особенности перехода от родовой общины к соседской

Определять тему и цель урока

Составлять план своей работы

Планировать свою деятельность

Участвовать в работе группы

Определять причины и следствия появления неравенства.

 

Схема «Появление неравенства и знати»

текущий


 

8.

Возникновение древнейших

цивилизаций

1

Научится характеризовать

-понятия и признаки цивилизации;

-время появления первых цивилизаций

Объяснять причины перехода от каменного века  к бронзовому.

Анализировать исторические явления и процессы, выделять их главные признаки, формулировать определения понятий «первобытность» и «цивилизация».

Оценивать вклад  первобытного человека в историю и культуру человечества

Текущий тест


 

Раздел II. Древний Восток (21 час)









9.

Государство на берегах Нила

1

Научится характеризовать:

-географическое расположение Египта, его климатические и природные условия;

-обстоятельства создания единого государства в Египте

Показать на карте долины рек Древнего Востока и территории первых цивилизаций, долину Нила, дельту.

Описывать природные  условия Египта. Устанавливать хронологическую последовательность событий  истории Древнего Египта.

Определять характерные признаки цивилизации Древнего Египта как речной цивилизации.

 


 

10.

Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте

1

Научится характеризовать:

-особенности социального развития Древнего Египта;

-условия жизни земледельцев и ремесленников;

-особенности трудовой деятельности земледельцев, ремесленников, писцов

Описывать и сравнивать условия жизни различных социальных групп древнеегипетского общества на  основе различных источников.

Определять свое место  и роль работы  в группе

 

Текущий

Сравнительная таблица


 

11.

В гостях у египетского вельможи

1

Научится характеризовать

понятия: фараон, вельможи;

-особенности политического устройства Древнего Египта;

-условия жизни и службы вельмож

Раскрывать значение понятий и терминов фараон, жрец, раб, пирамида, папирус

Характеризовать:

1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение;

2) особенности власти фараонов и порядок управления страной

 


 

12.

Военные походы фараонов

1

Научится характеризовать:

-особенности устройства древнеегипетского войска;

-основные направления завоевательных походов фараонов;

-основные завоевания Тутмоса III;

-условия службы рядовых воинов

Показывать на карте направления походов Тутмоса III, места сражений, границы Древнего  Египта в период наивысшего могущества.

Раскрывать существенные черты религиозных преобразований Эхнатона и объяснить причины их неудач.

Характеризовать источники, раскрывающие ход исторических событий

 

Текущий

Словарный диктант


 

13.

Религия древних египтян

1

Научится характеризовать:

-понятия-жрецы, храмы, мумия, саркофаг;

-особенности религиозных верований древних египтян;

-образы главных богов: Амон-ра, Апоп, Геб,Нут, Бастет, Апис, Осирис и Исида, Сет, Тот, Гор, Анубис, Маат;

-условия жизни жрецов;

-содержание мифов об Осирисе и Сете, о Гебе и Нуте

Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе

Высказывать и обосновывать свои суждения

об особенностях религиозных верованиях древних египтян

Описывать образы  богов и раскрывать их символическое значение

Текущий

Таблица


 

14.

Искусство Древнего Египта

1

Научится характеризовать:

-первое из чудес света – египетские пирамиды;

-цели и обстоятельства сооружения пирамид;

-история гробницы Тутанхамона;

-правила, которые должны были соблюдать египетские скульпторы

Формулировать определение понятия «культура».

Выделять существенные признаки, отличающие живопись и скульптуру Древнего Египта.

Описывать памятники  культуры Древнего Египта. Высказывать суждения об уровне развития науки.

 


 

15.

Письменность и знания древних египтян

1

Научится характеризовать:

-особенности письменности древних египтян (иероглифы);

-чему и как учили в школах Египта

Высказывать суждения об уровне развития науки.

Готовить тематические сообщения по дополнительным источникам

Работать в группе, учитывая мнения одноклассников

 


 

16.

Контрольная работа по теме: «Древний Египет»

1

Научится характеризовать:

-географическое расположение Древнего Египта;

-климатические и природные особенности Древнего Египта;

-условия жизни и занятия жителей Египта;

-особенности политического и экономического развития Древнего Египта;

-особенности религиозных верований древних египтян;

-особенности организации древнеегипетского войска;

-основные положения реформ Эхнатона;

-условия жизни рабов;

-особенности культурного развития Древнего Египта;

-вклад древних египтян в мировую культуру;

-научные познания древних египтян

Раскрывать значение понятий и терминов по теме

Выстраивать причинно-следственные связи

Текущий

 

Тестовые уровневые задания


 

17.

Древнее Двуречье

1

Научится характеризовать:

-географическое расположение Древнего Двуречья;

-климатические и природные условия Двуречья;

-условия жизни и занятия населения;

-особенности письменности Двуречья (клинопись)

Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии

Сравнивать природные условия Древнего Египта и Междуречья, занятия людей, выделять сходство и различия.

Определять характерные признаки цивилизации Междуречья

Анализировать миф о потопе

Высказывать суждения о ценности мифов для изучения  Междуречья

Текущий

 

Задания в контурных картах


 

18.

Законы Хаммурапи

1

Научится характеризовать:

-основные положения законов Хаммурапи;

-особенности правления Хаммурапи;

-роль законов Хаммурапи для жителей Двуречья

Описывать образ царя Хаммурапи и характеризовать его правление.

Анализировать приведенные в тексте фрагменты законов Хаммурапи и обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике Вавилона

Высказывать аргументированное суждение о значении его законов.

Текущий

 Тест


 

19.

Финикийские мореплаватели

1

Научится характеризовать:

-географическое расположение Древней Финикии;

-природные условия, занятия финикийцев;

-уровень развития ремесла и торговли в Финикии;

-вклад финикийцев в мировую культуру

Сопоставлять признаки железного века с предыдущими периодами.

Определять последствия освоения человечеством обработки железа.  Показывать на исторической карте территорию Финикии, города, торговые пути, колонии.

Описывать занятия жителей  Финикии в контексте природно-географических условий страны.

Высказывать суждения о вкладе   финикийцев в мировую  культуру.

Работать в группе, учитывая интересы одноклассников

 


 

20.

Библейские сказания

1

Научится характеризовать:

-понятия: Библия, Ветхий Завет, единобожие, ковчег;

-отличие религии древних евреев от египетской и вавилонской;

-десять заповедей, данные Моисею;

-смысл  и назначение Ветхого завета;

-историю Моисея и Иосифа;

-значение Библии в жизни евреев

Анализировать фрагменты  исторических источников, сравнивать религию древних евреев и египтян.

Работать в группе, возлагая  на себя роль лидера

Текущий

Тест


 

21.

Древнееврейское царство

1

Научится характеризовать:

-географическое расположение Древней Палестины;

-природные условия, занятия древних евреев;

-содержание библейских сказаний о Самсоне и Далиле;

-предания о первых царях;

-особенности правления Соломона;

-вклад евреев в мировую культуру

Показывать на исторической карте территорию Палестины, города, государства. 

Описывать исторические  события   и памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала. Анализировать фрагменты  исторических источников, сравнивать религию древних евреев и египтян.

 


 

22.

Ассирийская держава

1

Научится характеризовать:

- географическое расположение Древней Ассирии;

-природные условия, занятия ассирийцев;

-уровень развития ремесла и торговли в Ассирии;

-вклад ассирийцев в мировую культуру;

-особенности политического развития Ассирии;

-особенности организации ассирийского войска;

-направления завоевательных походов ассирийских царей;

-особенности библиотеки глиняных книг

Показывать на исторической карте территорию Ассирийской  державы.

Объяснять причины возвышения Ассирии и завоевания ею соседних государств с наступлением железного века.

Описывать армию ассирийцев, составляя ее вооружение и приемы ведения войны с армиями других государств Древнего Востока.

Характеризовать известных правителе Ассирии, используя текстовые и наглядные источники, давать оценку наиболее значимым событиям истории Ассирийской державы.

Текущий

Сравнительная таблица


 

23.

Персидская держава «царя царей»

1

научится характеризовать:

-географическое расположение Персидской державы;

-направления завоевательных походов персов;

-особенности правления Дария I

Показывать на исторической карте территорию Персидской  державы.

Сопоставлять политику правителей Персии и других древневосточных государств в отношении покоренных народов.

Характеризовать личность и политику  Дария I на основе различных источников, обобщать черты, присущие правителям древневосточных государств.

Текущий

Задания в контурных картах


 

24.

Природа и люди Древней Индии

1

Научится характеризовать:

-географическое расположение Древней Индии;

-особенности природных и климатических условий Древней Индии;

-основные занятия и условия жизни индийцев;

-особенности религиозных верований индийцев

Показывать на  исторической карте районы земледелия в долинах Инда и Ганга.

Характеризовать особенности природных условий страны, занятия жителей. 

Раскрывать характерные черты верований индийцев.

Работать в группе, учитывая мнение одноклассников

Текущий

 Тест

 


 

25.

Индийские касты

1

Научится характеризовать понятия: касты, брахман, «неприкасаемые», буддизм;

-особенности общественного устройства жителей Древней Индии (наличие каст);

-различия в положении представителей различных каст;

-условия жизни «неприкасаемых»;

-содержание легенды о Будде;

-вклад индийцев в мировую культуру

Соотносить события истории Индии с  историей государств Древнего Востока.

Высказывать суждение о  вкладе в мировую культуру. Сравнивать древнеиндийскую цивилизацию с другими цивилизациями железного века, выделять сходство и отличия.

Текущий

Словарный диктант

 


 

26.

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

Научится характеризовать:

- понятия - конфуцианство, мудрость;

-основные положения учения Конфуция;

-значения конфуцианства для жителей Древнего Китая

Показывать на карте территорию Древнего Китая.

Объяснять значение понятий империя, конфуцианство

Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае

Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев. Высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру

Текущий 

Опорная схема


 

27.

Первый властелин единого Китая

1

Научится характеризовать:

-географическое расположение Древнего Китая;

-особенности политического устройства Древнего Китая;

-направления завоевательных походов Цинь Шихуана;

-причины строительства Великой Китайской стены;

-причины свержения власти наследников Цинь Шихуана;

-вклад древних китайцев в мировую культуру

Показывать на исторической карте территорию империи Цинь, крупные города, Великую Китайскую стену, Великий шелковый путь.

Соотносить важнейшие события истории Древнего Китая с историей других государств Древнего Востока.

Сравнивать формы государственного устройства, положение различных групп населения в Индии и Китае.

 

 


 

28.

 

Проект «Устройство Древних государств»

1

Научится характеризовать:

особенности политического устройства изученных древних государств: Египет, Двуречье, Финикия, Ассирия, Палестина, Финикия, Персидское царство, Индия, Китай

Составлять проект на основе изученного материала и исследовательской работы.

Представлять результаты своих исследований в форме творческих проектов.

Текущий

Проект

 


 

29.

Контрольная работа по теме: «Древний Восток»

1

Научится характеризовать:

-географическое расположение, климитические и природные условия стран Древнего Востока;

-условия жизни и занятия населения стран Древнего Востока;

-особенности письменности стран Древнего Востока;

-основные положения законов Хаммурапи;

-вклад народов Древнего Востока в мировую культуру;

-особенности политического, экономического и социального развития стран Древнего Востока

 

Актуализировать и обобщать знания  по истории  стран Древнего Востока.

Показывать на карте государства по заданному признаку.

Соотносить события истории Древнего Востока.

Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии стран Древнего Востока.

Сравнивать их, выделять сходство и различия.

 




Текущий

Тест (уровневый)


 

Раздел III. Древняя Греция (21 час)

30.

Греки и критяне

1

Научится характеризовать:

- географическое расположение Древней Греции, климатические и природные условия;

-содержание мифа о Тесее и Минотавре;

-особенности общего развития Критского царства и причины его гибели;

-содержание мифа о Дедале и Икаре

Показывать на исторической карте территорию Греции и Крита.

Соотносить их географическое положение с уже известными государствами.

Описывать природные условия страны и делать выводы о занятиях ее жителях, сравнивать их с природно-географическими условиями Древнего Египта и Междуречья.

Высказывать суждения о причинах образования и гибели государств. Анализировать  мифы, выделять в содержании факты, подтвержденные археологическими раскопками.

Описывать памятники истории и культуры, высказывать суждения об их исторической и культурной ценности.

Задания в контурной карте


 

31.

Микены и Троя

1

Научится характеризовать:

-особенности общего развития Микенского царства;

-Причины, ход и итоги Троянской войны;

-Содержание мифа о начале Троянской войны

 

Показывать на исторической карте территорию Древней Греции;

Высказывать суждения о причинах образования и гибели государств. Анализировать  мифы, выделять в содержании факты, подтвержденные археологическими раскопками.

Описывать памятники истории и культуры, высказывать суждения об их исторической и культурной ценности.

Сопоставлять версии причин Троянской войны

Текущий

Тест


 

32.

Поэма Гомера «Илиада»

1

Научится характеризовать:

-содержание поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»

 

Показывать на исторической карте направления вторжения дорийских племен. Характеризовать его последствия для истории Греции.

Определять во времени место «темных веков» и Троянской войны, соотносить события древнейшей истории Греции и государств Древнего Востока. Анализировать отрывки   из поэм о Троянской войне по различным критериям Высказывать суждения об их месте в мировом  культурном наследии.  

 


 

33.

Поэма Гомера «Одиссея»

1

Научится характеризовать

содержание поэм Гомера «Одиссея»

 

Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам

Работать в группе, формировать и высказывать свое мнение

 


 

34.

Религия древних греков

1

Научится характеризовать:

-особенности религиозных верований древних греков;

-имена и предназначение богов;

-содержание мифа о Геракле;

-содержание мифов о Дионисе, Деметре, Прометее

Описывать образы богов,

Анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями греков.

Сравнивать религию Греции с религией государств Древнего Востока.

Воссоздать образ идеального героя Древней Греции. В дополнительных источниках искать информацию по теме «Древнегреческая мифология в мировом искусстве», готовить тематические сообщения и проекты.

Текущий

Проект


 

35.

Земледельцы Аттики теряют

землю и свободу

1

Научится характеризовать:

-географическое расположение Древней Аттики;

-занятия жителей Аттики;

-различия в положении знати и демоса в Афинском полюсе;

-содержание мифа о споре Афины с Посейдоном

 

Показывать на исторической карте территорию Аттики, Афины, районы земледелия.

Описывать природные условия и занятия жителей Аттики

Раскрывать существенные черты положения основных групп населения Афинского полиса, объяснять причины противоречий между ними.

 


 

36.

Зарождение демократии в Афинах

1

Научится характеризовать:

-причины и итоги борьбы демоса против знати;

-условия отмены долгового рабства;

-перемены в управлении Афинами (переход к демократии);

-содержание и роль законов Солона

Систематизировать и обобщать информацию о становлении демократии и возвышение Афин.

Оценивать роль и значение народного собрания в Афинах.

Сравнивать государственный строй Афин с политическим устройством других государств.

Собирать  и обрабатывать дополнительную информацию о жизни Солона, Клисфена Формулировать оценочные выводы о роли их личности в истории Афин и Древней Греции.

Текущий

Сравнительная таблица


 

37.

Древняя Спарта

1

Научится характеризовать:

-географическое расположение Древней Спарты;

-различия в положении спартанцев и илотов;

-особенности спартанского воспитания;

-особенности политического развития Спарты

Показывать на исторической карте территорию Пелопоннеса, Спарты.

Выяснять и объяснять особенности политического устройства Спарты, хозяйственной деятельности населения.

Описывать жизнь и занятия спартанцев, давать образную характеристику войску, спартанскому воспитанию.

Текущий

Словарный диктант

 


 

38.

Греческие колонии на берегах

Средиземного и Черного морей

1

Научится характеризовать

особенности греческой колонизации

Формулировать определения понятия «античность».

Описывать типичный центр греческих городов-полисов, его сооружения. Анализировать и обобщать информацию о положении различных групп населения в полисе.

Объяснять  причины Великой греческой колонизации, высказывать суждения о ее значении в истории.

Задания

в контурной карте


 

39.

Олимпийские игры в древности

1

Научится характеризовать особенности проведения Олимпийских игр

С помощью текстовых источников описывать и делать выводы о значении Олимпийских игр.

Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

 


 

40.

Марафонская битва

1

Научится характеризовать

причины, ход, итоги и значение Марафонской битвы

На основе текста учебника и карты формулировать причины греко-персидских войн. 

Рассказывать о походе персов, используя карту.

Формулировать причины  победы  при Марафоне.

Составлять образную характеристику Мильтиада.

Текущий

Тест


 

41.

Нашествие персидских войск

1

Научится характеризовать:

-причины подготовки эллинов к новой войне;

-причины, ход и результаты битв в Фермопильском ущелье и Саламинского сражения;

-итоги греко-персидских войн

Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках,  используя иллюстрации и карту

Оценивать деятельность личности Фемистокла

Определять причины побед греков

Текущий 

Составление календаря событий по греко-персидским войнам


 

42.

В гаванях афинского порта Пирей

1

научится характеризовать:

-особенности развития военных и торговых  гаваней в Афинах;

-условия жизни рабов;

-причины превращения Афин в крупнейший центр ремесла и торговли

Описывать торговые гавани в Афинах; Обобщать информацию о  развитии ремесла и торговли

Высказывать суждения об условии жизни рабов в Древней Греции.

Выявлять причины превращения Афин в крупнейший центр ремесла и торговли

 


 

43.

В городе богини Афины

1

Научится характеризовать

особенности жизни афинян

Описывать устройство храма, сравнивать его с древневосточными храмами. Творчески реконструировать образ афинского Акрополя.

Обобщать информацию о  скульпторах  и их произведениях

Выявлять и объяснять различия между греческими и древневосточными искусством.

Высказывать суждения о значении древнегреческой культуры в мировой истории

 

Тест

Текущий


 

44.

В афинских школах и гимнасиях

1

Научится характеризовать:

-особенности воспитания и обучения в афинских школах и гимнасиях;

-история Мирона и Поликлета;

-условия жизни  раба-педагога

Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции

Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Рассказывать об особенностях афинских школ и гимнасий

Текущий

Тест


 

45.

В афинском театре

1

Научится характеризовать процесс возникновения театра в Греции

 

Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения

Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие

 


 

46.

Афинская демократия при Перикле

1

Научится характеризовать

особенности демократии при Перикле

 

Систематизировать и обобщать информацию о становлении демократии и возвышение Афин.

Оценивать роль и значение народного собрания в Афинах.

Сравнивать государственный строй Афин с политическим устройством других государств. Давать образную характеристику Перикла, собирать  и обрабатывать дополнительную информацию о его жизни

Формулировать оценочные выводы о роли  личности Перикла в истории Афин и Древней Греции.

Текущий

Сравнительная таблица


 

47.

Города Эллады под властью Македонии

1

Научится характеризовать:

-географическое расположение Македонии;

-особенности правлении Филиппа;

-обстоятельства потери Грецией независимости;

-обстоятельства прихода к власти Александра

-

Формулировать причины возвышения Македонии, дать образную характеристику Филиппа II.

Сравнивать отношение разных слоев греческого населения к угрозе македонского завоевания.

Высказывать суждение  позиции о суждении Демосфена и его сторонников. Рассказывать о битве при Херонее, высказывать суждения о её значении для дальнейшей судьбы Греции.

Выявлять предпосылки завоеваний Александра Македонского.

Текущий

 Хронологический

диктант

 


 

48.

Поход Александра Македонского

на Восток

1

Научится характеризовать

основные направления военных походов Александра;

 




Определять во времени даты похода Александра Македонского на Восток и важнейших событий, соотносить эти события с другими датами истории Древней Греции и  Древнего Востока. 

Формулировать причины побед Александра Македонского над персами в Малой Азии.

Объяснять причины отказа войска продолжать восточный поход. Давать образную характеристику Александра Македонского, Дарию III. Находить и показывать на карте места сражений, города, новые государства, образовавшиеся после смерти Александра Македонского.

Текущий

 Задания в контурной карте


 

49.

В Александрии Египетской

1

Научится характеризовать:

-причины распада державы Александра Македонского;

-особенности общего развития Александрии Египетской

 

Раскрывать причины распада державы  Александра Македонского.

Выявлять существенные черты государственного устройства вновь образованных государств

Формулировать определение понятия «эпоха эллинизма». Образно описывать Александрию Египетскую и её достопримечательности.

Высказывать суждения об исторической ценности культурного наследия эпохи эллинизма.

 


 

50.

Контрольная работа по теме: «Древняя Греция»

1

Научится характеризовать:

-особенности географического расположения Древней Греции;

-особенности политического, экономического и социального развития Древней Греции;

-сущность периода эллинизма;

-вклад Древней Греции в мировую культуру

Актуализировать и обобщать знания  по истории  Древней Греции. Показывать на карте государства по заданному признаку.

Соотносить события истории Древней  Греции по хронологическому признаку. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии Древней Греции, сравнивать их, выделять сходство и различия.

Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций Древней Греции, о необходимости бережного отношения к их наследию.

Текущий

Тестовые задания

(уровневые)


 

Раздел IV. Древний Рим (18 часов)

51.

Древнейший Рим

1

Научится характеризовать:

-географическое расположение Древнего Рима;

-легенда об основании Рима;

-особенности управления древнейшего Рима

 

 

Показывать на исторической карте территорию  Апеннинского   полуострова, о. Сицилия, Лаций, земли этрусков, греческие колонии.

Соотносить расположение значимых объектов по истории Древнего Рима с известными объектами истории Древнего мира.

Описывать природные условия и занятия римлян, сравнить их с Древней Грецией, делать выводы об их сходстве и различия. Анализировать данные легенды о возникновении Рима, сопоставлять с данными археологических раскопок.

Раскрывать существенные черты положения патрициев и плебеев

 


 

52.

Завоевание Римом Италии

1

Научится характеризовать:

-причины и предпосылки  возникновения республики в Риме;

-нашествие галлов;

-военные победы римлян;

-причины возвышения Рима

Называть государства, ставшие объектами завоеваний Рима в Восточном Средиземноморье.

Объяснять причины военного превосходства римлян и их победы в борьбе за господство во всем Средиземноморье. Высказывать суждения о последствиях римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян

Текущий

Тест


 

53.

Устройство Римской республики

1

Научится характеризовать:

-особенности устройства римской республики;

-роль Сената в Риме;

-особенности организации римского войска

Активизировать учебный текст, Сравнивать факты по предложенным критериям и формулировать выводы о сходстве и различиях, патрициев и плебеев, царей и консулов.

Характеризовать основные результаты борьбы плебеев за гражданские права. Выделять главные особенности государственного устройства Рима, Сопоставлять их с устройством Афин, формулировать и высказывать суждения по дискуссионным вопросам политической жизни Римской республики.

 


 

54.

Вторая война Рима с Карфагеном.

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

Научится характеризовать:

-обстоятельства вторжения войск Ганнибала в Италию;

-причины, ход, основные сражения, итоги войны Рима с Карфагеном;

-причины поражения Македонии;

-обстоятельства разгрома Сирии и Македонского царства;

-обстоятельства разрушения Коринфа и Карфагена

Анализировать историческую ситуацию на основе карты, прогнозировать приоритеты внешней политики Рима после завоевания Италии.

Соотносить события, относящиеся к изучаемой теме, с событиями истории Древнего Рима и других государств.

Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Объяснять моральные уроки, которые римляне выносили из трагических событий своей истории.  Формулировать причины победы римлян над народами Апеннинского полуострова.

Составлять характеристику  римской армии, выделять её преимущества перед армия других государств Древнего мира.

Задания в контурной карте

Текущий


 

55.

Земельный закон братьев Гракхов

1

Научится характеризовать:

-содержание и значение законовТиберия Гракха;

-смысл деятельности  Гая Гракха

Выявлять противоречия и проблемы, связанные с завоевательной политикой Рима и положением основных групп населения Рима.

Формулировать причины разорения римских крестьянских хозяйств и обогащения аристократов.

Составлять образную характеристику личностям Тиберия и Гая Гракхов,  анализировать их деятельность.

Объяснять причины поражения братьев  Гракхов.

Раскрывать предпосылки наступления периода гражданских войн в  Древнем Риме.

Текущий

Тест


 

56-57

Рабство в Древнем Риме

Восстание Спартака

2

Научится характеризовать:

-источники рабства в Древнем Риме;

-положение рабов в Древнем Риме;

-условия жизни гладиаторов;

-причины, ход, итоги и значение восстания Спартака

Анализировать историческую ситуацию, искать ответы на вопросы об источниках рабства, о причинах увеличения численности рабов в Древнем Риме и об отношении к ним рабовладельцев, используя контекстные знания.

Описывать гладиаторские бои на основе разных источников, высказывать суждения о причинах интереса римлян к этому зрелищу.

Составлять комплексную характеристику восстания Спартака,

Рассказывать о его отдельных эпизодах, показывать на карте направления походов восставших и места сражений с римской армией

Высказывать суждения о причинах поражения восстания и его историческом значении

Тест

Текущий


 

58.

Единовластие Цезаря

1

Научится характеризовать:

-причины возвышения Цезаря;

-основные направления деятельности Цезаря;

-обстоятельства захвата власти Цезарем;

-обстоятельства гибели Цезаря

Составлять сравнительную характеристику  Красса Помпея и  Цезаря.

Находить и показывать на карте историко-географические объекты, связанные с гражданской войной.

Объяснять политические последствия перехода Цезарем Рубикона, выделять в сложившейся ситуации  признаки гражданской войны.

Сравнивать диктатуру Суллы и Цезаря, объяснять чьи интересы защищал Цезарь, причины заговора против него.

Давать оценку  личности Цезаря как полководца и правителя,

Высказывать суждения о его роли в истории.

Мини-сочинение

«Возвышение Цезаря»

Текущий


 

59.

Установление империи

1

Научится характеризовать:

-причины поражения сторонников республики;

-ход борьбы Антония и Октавиана за единовластие;

-причины победы Октавиана;

-основные направления деятельности Октавиана

Формулировать причины побед Антония и Октавиана в борьбе со сторонниками республики и побед Октавиана в борьбе за единоличную власть.

Систематизировать тенденции социально-политического развития Рима. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам

Различать и сопоставлять признаки республики и монархии в политической жизни Рима при  Октавиане  Августе, делать выводы о реальной форме  его правления.

Составлять образную характеристику Октавиана  Августа.

 

Текущий

Тест

 


 

60.

Соседи Римской империи

1

Научится характеризовать:

-причины разгрома римских войск в Германии;

-особенности жизни германских и славянских племен

Показывать на исторической карте  направления движения варварских народов к границам Римской империи, а также территории Восточной Римской империи и Западной империи.

Формулировать причины поражения римской армии

Раскрывать  характерные особенности жизни германских и славянских племен

 

 


 

61.

При императоре Нероне

1

Научится характеризовать:

-особенности правления Нерона;

-итоги правления Нерона

 

Объяснять причины усиления монархических черт управления Римом.

Давать образную характеристику личности Нерона

Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Работать в группе, брать на себя роль лидера

Текущий

Словарный диктант

 


 

62.

Первые христиане и их учения

1

Научится характеризовать:

-обстоятельства появления первых христиан;

-кем были первые христиане;

-особенности религиозных верований христиан

Называть условия возникновения христианского учения.

Высказывать суждения о новизне и привлекательности учения Иисуса для определенных  групп населения Римской империи.  Давать характеристику первым христианским  общинам и условиям их деятельности.

Рассказывать о преследованиях христиан, используя дополнительные источники.

Объяснять причины становления христианской церкви, характеризовать её положение в обществе, используя новые понятия.

Тест

Текущий


 

63.

Расцвет империи во II веке н.э.

1

Научится характеризовать:

-причины отказа от использования рабов в сельском хозяйстве;

-особенности правления Траяна

 

Называть государства, ставшие объектами завоеваний Рима в Восточном Средиземноморье.

Объяснять причины военного превосходства римлян и их победы в борьбе за господство во всем Средиземноморье. Высказывать суждения о последствиях римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян

Текущий

 Тест


 

64-65.

Вечный город и его жители

2

Научится характеризовать:

-особенности быта и досуга римлян

Объяснять причины превращения Рима в период ранней империи в столицу средиземноморского мира. Образно описывать крупнейшие римские архитектуры. В творческой форме  реконструировать образ жизни римлян, сравнивать его с образом жизни древних греков.

Объяснять  причины и следствия   расширения гражданских прав населения империи.

Прогнозировать тенденции развития Римской империи. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Текущий

Проект


 

66.

Римская империя при Константине

1

Научится характеризовать

особенности правления Константина

Составлять обобщенную характеристику императоров  Диоклетиана  и Константина Анализировать их реформы в сферах политики, экономики, религии и культуры.

Высказывать суждения о причинах, целях и результатах преобразований.

Текущий

 Хронологический

диктант

 


 

67.

Взятие Рима варварами

1

Научится характеризовать:

-причины разделения империи на два государства;

-причины падения Западной Римской империи

Показывать на исторической карте  направления движения варварских народов к границам Римской империи, а также территории Восточной Римской империи и Западной империи. Формулировать причины падения Западной Римской империи

Оценивать значение этого события в масштабах истории Древнего мира и мировой истории.  

Задания в контурной карте

Текущий


 

68.

Контрольная работа по курсу

1

Научится характеризовать:

-ключевые понятия и термины по курсу;

-основные даты и сущность исторических событий по темам: Жизнь первобытных людей, Древний Восток, Древняя Греция, Древнейший Рим

Актуализировать и обобщать знания  по истории  стран Древнего Востока.

Соотносить события истории Древнего Востока. 

Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии стран Древнего Востока, сравнивать их, выделять сходство и различия.

Итоговый

 Тестовые задания

(уровневые)


 

69-70

Повторительно-обобщающий урок по курсу

2

научится характеризовать:

-ключевые понятия и термины по курсу;

-основные даты и сущность исторических событий по темам: Жизнь первобытных людей, Древний Восток, Древняя Греция, Древнейший Рим

Актуализировать и обобщать знания  по истории  стран Древнего Востока.

Показывать на карте государства по заданному признаку.

Соотносить события истории Древнего Востока. 

Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии стран Древнего Востока, сравнивать их, выделять сходство и различия.

Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций Древнего Востока, о необходимости бережного отношения к их наследию.

 

 


 









 


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


1. Агибалова Е.В., Донской Г.М.. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс/ М.: «Просвещение», 2014

2. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс/М. «Просвещение», 2014

3. История России. Рабочие программы 6-9 классы  / авт.-сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М. «Просвещение», 2011 

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Стандарты второго поколения/М.: Просвещение, 2011

5. Примерная программа по учебным предметам. История. 5-9 классы. Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2010.

6. Сороко-Цюпа О.С.. Новейшая история.9 класс/М.: «Просвещение», 2013

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011

8. Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.. Всеобщая история. История Нового времени.7 -8 класс/ М.: «Просвещение», 2013

Список дополнительной литературы:

1.Балязин В. ''Занимательная история России с древнейших времен до середины ХVI века» Первое сентября; М., 2007

2.Балязин В. ''Занимательная история России.  Середина ХVI – конец ХVII века''. Первое сентября; М., 2007

3.Балязин В. ''Занимательная история России.  1700 -1762 годы''. Первое сентября; М., 2007

4. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2.-М., 2014

5.Кадневский В.М. ''Тесты. История России с древнейших времен до конца Х V I I I века 6 -7 и 10 классы''. Дрофа; М., 2008

6.Лобанова Е.Н., Максимов Ю.И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика. – М.: Издательство «Экзамен», 2007

7. Степанищев А.Т., Белозеров Н.М., Волков А.П. ''История в таблицах 5 -11 классы''. Дрофа; М.,2009

8. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос -Пресс, 2008

                                                                                                            Электронные пособия:

 

1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XX вв.

2. Электронное издание «Всеобщая история». «1С»   Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).

3.  Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». -  «Интерактивный мир». АО Коминфо.

4.  Шедевры русской живописи. «Кирилл и Мефодий», 2009

5. Мировая художественная культура. 2 cd. ЗАО «Новый диск», 2008

  1. Электронное учебное издание (ЭУИ) «Отечественная история (до начала ХХ в.)»

7. Библиотека электронных наглядных пособий. ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН».

8. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2008.     

9. «Интерактивный курс подготовки ЕГЭ. История»,  2007                       

10.Кадневский В. «История России. Тестовый комплекс», 2007

 

           Ресурсы Интернет

 

  1.                 http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

  2.                 http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  3.                 http://museum.ru/  Портал «Музеи России».

 

 

                                                                                          Сайты учителей истории и обществознания:

 

1.http://uchitell.ucoz.ru/ - сайт Сладкевича Олега Ивановича  предназначен для учителей истории и права.

2.http://ivanna-olga.narod.ru/ - сайт учителя истории Ивановой Ольги Ивановны. 

3.http://ant-m.ucoz.ru/ -  "Виртуальный кабинет истории и обществознания".  

4.http://pari1977.narod.ru/index.htm -  сайт учителя истории Больщиковой Натальи Федоровны.

5.http://www.lyamtseva.ru/ - персональный сайт Лямцевой Надежды Михайловны.

6.http://ideolog8.narod.ru/ - персональный сайт  учителя истории Бочарова А.Ю. 

7.http://notik.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя истории Зайцевой Н. В. 

8.http://tgi65.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя истории Танченко Г.И.

9.http://history.ucoz.ua/ - школьная лаборатория по истории. 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!